Что означает хадж. Особенности организации и перспективы развития паломнического туризма

Исламоведение Кулиев Эльмир Р

§ 5. Хадж - паломничество в Мекку

Мекка - колыбель ислама. Историческим и духовным центром ислама является Досточтимая Мекка. Этот город, расположенный в Центральной Аравии, был основан во времена пророка Ибрахима. Согласно традиции, Аллах одарил Ибрахима сыном, когда он был глубоким старцем. Мальчик, родившийся чудесным образом в ответ на мольбы праведного раба Божия, был наречён Исмаилом. Но в сердце возлюбленного пророка могла уместиться только одна великая любовь - любовь к Богу, и поэтому ему было приказано оставить своего перворождённого сына Исмаила вместе с его матерью Хаджар в аравийской пустыне, где было заложено основание Каабы.

Ибрахим покорился воле Аллаха, будучи уверен в том, что Аллах не даст погибнуть Хаджар и его сыну, которого она ещё не оторвала от груди. Он оставил их на возвышенности, где не было ни воды, ни людей. Когда у Хаджар закончилась вода, а мальчик начал корчиться от жажды, она побежала к ближайшему холму и поднялась на него в надежде увидеть кого-либо. Впоследствии этот холм получил название Сафа. Не увидев никого, она бросилась к соседнему холму, который был назван Марвой. Она пробежала между ними семь раз и вдруг услышала звук. Вблизи от младенца забил источник воды, получивший название Замзам. К воде слетелись птицы, и первыми их заметили люди из племени джурхум. Они поселились возле Замзама и проявили заботу о Хаджар и её сыне. Исмаил вырос в их среде, обучился у них арабскому языку, а потом женился на девушке из этого племени.

Спустя много лет Ибрахим навестил своего сына и передал ему волю Аллаха: им было приказано построить мечеть. Её основание было заложено до Ибрахима, и мечеть была названа Каабой, что означает «куб». Согласно Корану, Кааба - первый храм на земле, предназначенный для служения Аллаху. Существует мнение, что первым её построил пророк Адам. Ибрахим вместе со своим сыном возвёл стены храма, а в один из его углов встроил Чёрный камень - одну из святынь ислама. В ходе строительства он взбирался на кусок скалы, который сохранился по настоящее время и называется «местом Ибрахима» (макам Ибрахим).

На протяжении многовековой истории Кааба неоднократно подвергалась частичному разрушению в результате селевых потоков, реставрировалась и перестраивалась. Сегодня она сохраняет тот вид, какой она имела при Пророке Мухаммаде. Это - каменное строение высотой пятнадцать метров с основанием двенадцать на десять метров. Углы Каабы расположены примерно в направлении сторон света. Чёрный камень, заключённый в серебряное обрамление, вделан в восточный угол и находится на высоте около полутора метров. Дверь в храм находится в северовосточной стене и возвышается над землёй примерно на два метра. У северо-восточной стены построена полукруглая стенка, которая отгораживает место, известное как хиджр. Примыкающая к храму часть хиджра считается собственно Каабой, потому что во времена пророка Ибрахима она входила в состав строения.

Кааба - не шедевр аравийской архитектуры, она не имеет пышного фасада и не украшена барельефами. Её внешний вид - это аккуратно выложенные серые камни, обычно покрытые чёрной парчой, на которой вышиты аяты из Корана (это покрывало называется кисва). Внутреннее убранство храма скромное: там нет ни мебели, ни росписей. Внутри находятся три колонны, висят лампы, расписанные эмалевыми красками, и хранятся дарственные списки Корана. Отсутствие богатого интерьера напоминает о том, что самое главное для верующего - не земная красота и форма, а внутренний мир и содержание. Пустота внутри Каабы указывает на присутствие там незримой духовной силы, которая манит к себе сердца верующих со всех уголков земли.

Согласно традиции, в ответ на мольбу пророка Ибрахима Аллах благословил Каабу и её окрестности, и поэтому в Коране Заповедной мечетью называется весь город. Мусульмане совершают паломничество в Мекку в течение всего года, чтобы соприкоснуться с памятниками духовной истории человечества, обойти вокруг Каабы, пробежать между двумя холмами и помолиться там, где молились величайшие из пророков.

Паломничество в Мекку. В Коране упоминаются два вида паломничества в Мекку: умра и хадж. Эти обряды были хорошо известны до ислама и играли важную роль в экономической и религиозной жизни аравитян. Пророк не отменил их, потому что история паломничества восходила к пророкам Ибрахиму и Исмаилу, но очистил их ритуалы от всевозможных проявлений язычества и многобожия. По мнению большинства учёных, хадж был вменён в обязанность в 6 г. х.

Умра - малое паломничество, которое можно совершать в любое время года. В хадисах подчёркивается превосходство умры, совершённой в рамадане, когда верующие получают возможность совместить тяготы паломничества с постом в течение дня и продолжительными молитвами по ночам.

Хадж начинается в месяце зу-ль-хиджжа, но паломникам разрешается прибыть в Мекку в шаввале или зу-ль-кааде, совершить умру и остаться там до начала хаджа. Такая форма объединения двух обрядов называется прерываемым хаджем (хадж ат-тпаматту).

Обряды паломничества начинаются при вступлении на заповедную территорию (харам) Мекки. В специально отведённых местах, которые называются микатами, паломники облачаются в особую одежду, состоящую из двух кусков белой материи. Одним куском оборачивают тело от пояса до колен (изар), а другой накидывают на плечи (рида). Перед облачением в ритуальное одеяние желательно искупаться, подстричь ногти и умаститься благовониями. Потом паломники вслух выражают намерение совершить одновременно хадж и умру или только один из этих обрядов. С этого момента они находятся в ритуальном состоянии ихрама, когда им запрещается вступать в близость с женой, умащаться благовониями, облачаться в одежду, которая прошита в соответствии с частями тела (рубашка, майка, брюки, плащ и т. п.), надевать головной убор, подстригать ногти и волосы, охотиться на животных и обламывать ветки деревьев. Женщины не надевают ритуальной одежды, но в ихраме им запрещается носить перчатки и вуаль. Вступление вихрам знаменуется произнесением тальбии - особой формулы восхваления Аллаха, которую повторяют да начала обхода вокруг Каабы (во время хаджа - до бросания камешков в День жертвоприношения).

Войдя в Заповедную мечеть, паломники совершают обход вокруг Каабы (таваф). Этот обряд состоит из семи кругов, которые начинаются и заканчиваются на уровне Чёрного камня. После тавафа паломники совершают намаз из двух ракяатов позади «места Ибрахима», пьют воду из источника Замзам и поднимаются на холм Сафа. Повернувшись лицом к Каабе, они обращаются с молитвами к Аллаху, а потом семь раз пробегают между Сафой и Марвой. Подобно матери Исмаила, они ощущают себя людьми, которые близки к погибели и не могут надеяться ни на кого, кроме Аллаха. После пробежки полагается подстричь волосы, и на этом обряды умры завершаются, а паломники освобождаются от ихрама. Исключение составляют только те паломники, которые пригнали с собой жертвенный скот и вступили вихрам с намерением не освобождаться от него вплоть до завершения ритуалов хаджа. Такая форма объединения двух обрядов называется совмещённым хаджем (хаджаль-киран).

Хадж начинается 8 числа месяца зу-ль-хиджжа, когда паломники снова вступают в ихрам и отправляются в долину Мина, чтобы провести там ночь. После восхода солнца 9 зу-ль-хиджжа паломники направляются в долину Арафат (в 22 км от Мекки), где совершается важнейший из обрядов хаджа - стояние у горы Арафат (вукуф). Люди произносят тальбию и поминают Аллаха до заката солнца, после чего отправляются в Муздалифу - долину, расположенную в 9 км от места стояния. Тай они проводят ночь, а на рассвете следующего дня, незадолго до восхода, отправляются в Мину.

10 зу-ль-хиджжа - один из самых напряжённых дней паломничества. Добравшись до Мины, паломники бросают семь камешков в большой столб, олицетворяющий шайтана. Потом они совершают жертвоприношение и бреют голову или подстригают волосы (женщины лишь слегка укорачивают волосы), С этого момента паломникам разрешается всё, что им было запрещено в ихраме, за исключением половой близости. Вернувшись в Мекку, они совершают обход вокруг Каабы и пробежку между Сафой и Марвой. Завершив пробежку, они полностью освобождаются от ихрама, и с них снимаются все ограничения.

Следующие три дня, которые называются днями ташрика (от араб. шаррака - «вялить мясо на солнце»), паломники проводят в долине Мина. После полудня в каждый из этих дней они бросают по семь камешков в каждый из трёх столбов, олицетворяющих шайтана. Если паломник не успел совершить жертвоприношение 10 числа, то ему разрешается совершить его до послеполуденного намаза 13 числа месяца зу-ль-хиджжа. На этом ритуалы хаджа завершаются, и паломники, совершив прощальный обход вокруг Каабы, возвращаются на родину.

Праздник жертвоприношения. Праздник жертвоприношения, или Курбан-байрам, отмечается 10 числа месяца зу-ль-хиджжа. Этот великий день связывает мусульман с монотеистической традицией Ибрахима, который стойко прошёл через испытания и остался верен завету с Аллахом. Как и в праздник разговения, в этот день мусульмане сразу после восхода солнца собираются в мечетях и местах моления, чтобы принять участие в праздничном богослужении, состоящем из двух ракяатов намаза и проповеди.

После праздничного намаза верующие спешат совершить жертвоприношение, которое, однако, можно отложить до 13 зу-ль-хиджжа. Этот обряд пришёл в ислам из времён пророка Ибрахима. Аллах испытал его веру, и он увидел во сне, как приносит в жертву своего первенца Исмаила. Сны пророков были вещими, и Ибрахиму стало ясно, что от него требуется. Он рассказал об этом сыну, и тот смиренно покорился воле Господа. Любящий отец уже собирался принести в жертву сына, когда Аллах остановил его и сообщил, что испытание пройдено. Ибрахиму было велено принести в жертву барана, и с тех пор жертвоприношение является формой поклонения Богу и приближения к Нему.

В Курбан-байрам приносят в жертву овец (не младше шестимесячного возраста), коз (не младше однолеток), коров (не младше двухлеток) и верблюдов (не младше пятилеток). Жертвенное животное не должно иметь физических дефектов, быть дряхлым или больным. Корову, быка или верблюда можно принести в жертву от имени семи семей. Мясо жертвенных животных обычно делят на три части: одну часть раздают беднякам, другую - родственникам и соседям, а третью едят в кругу семьи за праздничным столом.

Смысл жертвоприношения не состоит собственно в заклании животного или пролитии крови. Коран гласит: «Ни мясо, ни кровь их не доходят до Аллаха. До Него доходит лишь ваша богобоязненность» (сура 22 «Паломничество», аят 37). Это значит, что совершать жертвоприношение следует искренне ради Аллаха. Нельзя приносить в жертву животных ради славы или людской похвалы, для продолжения традиций отцов или в знак почитания кого-либо из усопших. Совершая жертвоприношение, мусульманин жертвует своим имуществом во имя спасения собственной души, вспоминая о том, как был спасён пророк Исмаил. Глядя на умирающее животное, он понимает, что заслуживает гибели за совершённые грехи и проступки, но его покаяния будут приняты, и он будет жить дальше. Он благодарит Аллаха за дарованные ему блага и проявляет заботу о родственниках и нуждающихся.

Паломничество в Медину и Иерусалим. Второй святыней, к которой мусульмане совершают паломничество, является мечеть Пророка в Лучезарной Медине. Её строительство было начато сразу после переселения Пророка Мухаммада в 622 г. Поначалу большая: часть мечети представляла собой открытый двор, а её площадь составляла 1060 квадратных метров. После последнего расширения, продолжавшегося десять лет и завершившегося в апреле 1994 г., застроенная площадь мечети составила 82 тысячи квадратных метров.

Молитва в мечети Пророка считается главной целью паломничества в Медину. Посланник Аллаха сказал: «Намаз в моей мечети в тысячу раз превосходит намаз в любой другой мечети, кроме Заповедной мечети, а намаз в Заповедной мечети во сто раз превосходит намаз в моей мечети».

При посещении Медины обычно посещают и могилу Пророка, чтобы поприветствовать его и помолиться за его благословение, кладбище Баки-эль-Гаркад, на котором похоронены жёны Пророка и многие славные сподвижники, а также место захоронения семидесяти сподвижников, погибших в сражении при Ухуде. К достойным поступкам относится моление в первой построенной мусульманами мечети - мечети Куб?, которая особо отмечена в Коране и названа «мечетью, которая с первого дня была основана на богобоязненности» (сура 9 «Покаяние», аят 108). В хадисе сообщается, что посещение этой мечети и молитва в ней равноценны малому паломничеству в Мекку.

Центральная часть Медины, расположенная между горами Айр на юге и Саур на севере, считается заповедной. С востока и запада она ограничивается двумя лавовыми полями, которые называются харра. Как и в Мекке, здесь запрещается охотиться, рубить деревья, обламывать ветви растений. Однако запреты, касающиеся заповедных земель Медины, не являются такими же категоричными, как в Мекке. Например, если человек преднамеренно убил животное в Мекке, то в качестве искупления он должен совершить жертвоприношение, накормить бедняков или поститься. Если он совершил такой же поступок в Медине, то ему достаточно принести покаяние. Кроме того, в Медине разрешается косить траву или рубить деревья, если в этом есть необходимость, например для кормления скота или изготовления орудий труда.

Третьей святыней, к которой разрешается совершать паломничество, является мечеть Аль-Акса («Удалённая») в Иерусалиме (Эль-Кудсе). Согласно традиции, она была построена через сорок лет после воздвижения Каабы. В эту мечеть был перенесён Пророк Мухаммад во время ночного путешествия, и там он совершил намаз из двух ракяатов. Мечеть Аль-Акса была первой кыблой в истории ислама: мусульмане поворачивались лицом к ней во время молитв в течение тринадцати лет в Мекке и 17 месяцев после Хиджры в Медину.

Мечетью Аль-Акса считается комплекс храмовых сооружений общей площадью 114 тысяч квадратных метров, расположенный в юго-восточной части Иерусалима. На территории комплекса расположено около двухсот памятников, важнейшими из которых являются мечети Аль-Кыбли и Куббат-ас-Сахра («Купол скалы»). Соборная мечеть Аль-Кыбли - первое сооружение, воздвигнутое на территории комплекса в эпоху ислама. Она получила такое название, потому что находится в южной части комплекса, ближайшей к кыбле мусульман. Ее легко узнать по тёмному куполу. Некоторые люди ошибочно называют её мечетью Аль-Акса, хотя в действительности она является лишь частью комплекса. Впервые она была построена в период правления Умара бин аль-Хаттаба, в 15 году хиджры (в 636 г.), когда мусульмане покорили Иерусалим. При халифах Абд-аль-Малике бин Марване (685–705) и его сыне аль-Валиде (705–715) она была увеличена и впоследствии несколько раз восстанавливалась после разрушительных землетрясений. Мечеть Куббат-ас-Сахра была построена в годы правления Абд-аль-Малика бин Марвана. Существует мнение, что именно от скалы, над которой был возведён золотой купол, Пророк Мухаммад был вознесён на небеса.

В исламе не принято совершать паломничества к другим мечетям или мавзолеям. Пророк сказал: «Запрягать животных можно только для путешествия к трём мечетям: Заповедной мечети, моей мечети и мечети Аль-Акса».

Из книги Коран [перевод смыслов] автора Мухаммед

Сура 22 Хадж 1. (1). О люди, бойтесь Господа вашего! Ведь сотрясение последнего часа - вещь великая.2. (2). В тот день, как вы его увидите, каждая кормящая забудет того, кого кормила, а каждая обладательница ноши сложит свою ношу. И увидишь ты людей пьяными, но они не пьяны. Но

Из книги Коран [поэтический перевод] автора Мухаммед

Сура 22 Хадж Во Имя милосердного милостивого Бога

Из книги Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) автора аль-Бухари

Глава 608: Откуда следует вступать в Мекку? 758 (1575). Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что обычно посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вступал в Мекку, со стороны Када, проехав через верхний перевал, что в Батхе, а покидал

Из книги Достижение цели (сборник хадисов) автора Мухаммед

Глава 1 Польза паломничества и лица, которые обязаны совершить паломничество в Мекку 693.Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:«Малые паломничества смывают совершенные между

Из книги Великий парадокс, или Два почерка в Коране автора Алескеров Самир

Глава 5 Порядок совершения хаджа и въезда в Мекку 727.Передают, что Джа‘фар ибн Мухаммад, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал со слов своего отца о том, что однажды они пришли к Джабиру ибн ‘Абдуллаху. Он поинтересовался о том, кто пришел навестить

Из книги К пониманию ислама автора Кадри Абдулу Хамиду

Запретная мечеть и хадж Во время жизни Мохаммеда Запретной мечети не было. Ее стены были воздвигнуты в 638 году, спустя шесть лет после смерти пророка. В этот контур попала Кааба и дом собраний курайшитов, где хранилось знамя племени и принимались важнейшие решения. Слово

Из книги Повседневная жизнь паломников в Мекке автора Слиман Зегидур

ГЛАВА 15. ВОЗВРАЩЕНИЕ В МЕККУ НА БЕЛОМ ВЕРБЛЮДЕ

Из книги Ислам автора Курганова У.

Хадж, или паломничество Хадж в Мекку - четвертая обязанность ибадата. Это святой долг для тех, кто может позволить себе это хотя бы раз в жизни. В Мекке стоит маленький домик, построенный пророком Ибрахимом (мир ему!) для поклонения Аллаху. Аллах вознаградил его, назвав

Из книги Хадж в Мекку автора Ханников Александр Александрович

Из книги Религиозное паломничество в христианстве, буддизме и мусульманстве: социокультурные, коммуникационные и цивилизационные аспекты автора Житенёв Сергей Юрьевич

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Хадж Последняя обязанность мусульманина, которую он должен, если это возможно, выполнить, – это раз в жизни совершить хадж, или паломничество в Мекку, где Мухаммед впервые получил божественное откровение. Если мусульманин не способен совершить паломничество, он может

Из книги автора

Что такое Хадж Ежегодно, в самом начале двенадцатого месяца по мусульманскому лунному календарю, называемому месяцем зу-ль-хиджжа миллионы паломников-мусульман устремляются к Мечети аль-Харам, расположенной в центре Мекки (Саудовская Аравия). Такое паломничество

Из книги автора

Как проходит Хадж Как говорилось ранее Хадж проходит в первой половине месяца зу-ль-хиджжа или в двенадцатый месяц лунного года. Начинается он на девятый день, когда проходит величайший обряд Хаджа. В долине Арафат, собираются все приехавшие паломники. Их количество

Из книги автора

Мусульманский хадж Мусульманские народы, исповедующие исламскую веру и находящиеся под воздействием её культуры, почти четырнадцать веков совершают религиозные путешествия, которые называются «хадж». Согласно мусульманской традиции, хадж является пятым и последним

В исламе безусловно обязательны, паломничество (хадж ) не является такой непременной обязанностью, так как очень часто выполнению его мешают материальные затруднения. Но каждый совершеннолетний мусульманин, как мужчина, так женщина, обязан хотя бы один раз в жизни совершить паломничество, если только он «в состоянии совершить путь к нему» (Коран, сура 3, стих 91). В шариате выработаны многочисленные условия совершения хаджа: паломник должен быть совершеннолетним, свободным, обладать верховым животным, провиантом, определенными средствами и т. д. Разрешается посылать вместо себя заместителя. Освобождаются от паломничества слабоумные, рабы, а также женщины, не имеющие родственника, который мог бы их сопровождать. Причиной для освобождения от хаджа могла быть также небезопасность дорог. Действительно, паломникам всегда приходилось страдать от разбоя. Мекканские власти даже были вынуждены заключать с предводителями бедуинских племен особые соглашения, гарантировавшие безопасность паломников за определенную сумму, выплачиваемую этим племенам (сурра ). Паломники, прибывавшие по суше, составляли сирийский (самый важный), египетский и иракский караваны. Мусульманские паломники из Магриба и Ирана обычно прибывали морским путем. Среди них встречались представители всех классов общества. Паломничество до сих пор не утратило своего первостепенного значения как по причине его политических и экономических последствий, так и в силу древности этого обычая. Святые места, посещаемые паломниками в Мекке, являлись объектами поклонения еще в доисламские времена .

Паломники во время хаджа у Масджид аль-Харам (мечети, построенной вокруг Каабы), Мекка

Немало разрушений приносили Каабе время и люди. В 683 г., во время осады Мекки , случился пожар, «черный камень» раскололся. Когда осаде подвергся антихалиф Абдаллах ибн аз-Зубайр , храм был разрушен, а затем восстановлен. В 929 г. на Мекку предприняли нападение коммунистические сектанты карматы , которые увезли «черный камень» и вернули его только через двадцать лет. В 1630 г. была произведена полная реставрация храма, необходимость которой была вызвана долгим воздействием непогоды и периодических наводнений.

Территория Мекки священна (харам ), и строго запрещается уносить с собой хотя бы крупицу земли. Она была священной еще до ислама. Прежде чем вступить в район Мекки, паломник должен привести себя в состояние освящения (ихрам ). Он покрывается одеждой, которая носит то же название – ихрам. Предварительно он совершает омовение (гусл ), окрашивает себе ногти, умащает тело благовониями (в основе всего этого лежит первобытный обычай изгнания злого духа), а иногда и бреется. Ихрам, на котором нет ни одного шва, состоит из куска ткани (изар ), обернутого вокруг тела от пояса до колен, и из шали, прикрывающей часть левого плеча, шею и грудь и завязывающейся на правом боку (рида ). Эта одежда, существовавшая и до ислама, не лишена сходства с одеянием древних евреев. Голова должна быть непокрытой; в качестве обуви разрешаются только сандалии. Женщины обычно окутываются с головы до ног. В состоянии ихрама запрещены половые сношения, заботы о собственной внешности и охота; нельзя также срывать плоды и проливать кровь.

Придя в состояние ихрама, верующий читает молитву и выражает намерение совершить одновременно хадж и умру или только один из этих обрядов. Затем он метит (ишар ) животное, которое принесет в жертву. Сейчас же после этого он начинает кричать: «Лаббейка! Повинуюсь тебе!» Это восклицание будет звучать непрерывно, вплоть до выполнения обряда бросания камней. Прибыв в Мекку, паломник входит во двор Каабы, обходит семь раз вокруг нее (таваф ), целует «черный камень» (или, если толпа слишком плотна, дотрагивается до него); затем опять совершает ритуальные обходы вокруг Каабы. После этого верующий выходит со двора храма и выражает намерение совершить обряд сай – посещение холмов Сафа и Марва. Часть пути между этими холмами он проходит очень быстрым шагом. Это домусульманский обычай, который ислам объясняет различными легендами, в частности тем, что, по преданию, Агарь семь раз пробежала между этими холмами в поисках воды для Исмаила.

Посещение трех святынь составляет древнюю часть обряда (умра). Если верующий ограничивается этим, то он дает обрить себе голову и, таким образом, освобождается от всех ритуальных запретов. Но если он высказал намерение прибавить к умре еще и хадж, то он продолжает держать себя в состоянии ихрама. В противоположность умре хадж должен совершаться всеми находящимися в Мекке паломниками и начинаться в определенный день. Вот программа хаджа:

1) 7-го числа месяца зу-ль-хиджжа – проповедь в мечети Каабы; в тот же вечер или на следующее утро паломники покидают Мекку;

2) 8-го числа процессия паломников отправляется в Мину, затем в Муздалифу и останавливается у холма Арафа; равнина, обычно безлюдная, покрывается палатками, напоминающими ярмарки языческой Аравии; многие паломники взбираются на холм с криками «Лаббейка!»; ночь проходит в молитвах или развлечениях;

3) 9-е число – самый торжественный день хаджа, день поклонения; исламовед Хутсма сравнивает это пребывание в Арафе со стоянием евреев у Синая (Исход, 19, 10 – 15). Когда солнце прошло меридиан, имам въезжает на коне на вершину холма Арафа, читает проповедь и возносит мольбы. Как только солнце исчезает за горами, наступает ифада : все спешат под звуки музыки и выстрелов, при вспышках ракет в Муздалиф, где и проводят ночь;

4) 10-го числа очень рано, после молитвы и проповеди, отправляются в Мину. В этот день выполняются три обряда: каждый паломник бросает в одну из трех куч камней (джамра ) семь мелких камешков, подобранных им накануне в Муздалифе; затем он закалывает или просит заколоть жертвенное животное (овцу, козу или верблюда, смотря по средствам), которое он метил, вступая в священную область; мясо жертвы нередко раздается бедным (садака – милостыня), а излишек остается на месте – такое жертвоприношение принято во всем мусульманском мире и связано с «большим праздником» (аль-ид аль-кабир ) 10-го числа месяца зу-ль-хиджжа и трех последующих дней (айям ат-ташрик ); наконец, паломник дает обрить себе голову и обрезает ногти (волосы и ногти старательно зарывают в землю), после чего он оказывается наполовину освобожденным от ритуальных запретов (тахаллуль ); полностью он освободится от них лишь тогда, когда снова посетит святые места Мекки, Мины, Сафы и Марвы.

С хаджем в Мекку многие паломники совмещают посещение могилы Мухаммеда в Медине, а иногда даже путешествие в Иерусалим, город пророков, в котором находится мечеть Омара .

Это паломничество на могилу Пророка заставляет вспомнить о хождениях шиитов к гробницам своих имамов. Святыми городами шиитов являются Кербела (с гробницей внука Мухаммеда, Хусейна ), Неджеф (с гробницей Али , вокруг которой похоронено много шиитов), Казимейн близ Багдада (гробницы 7-го и 8-го шиитских имамов), Самарра (гробницы 10-го и 11-го имамов и склеп 12-го). Кроме этих городов в Месопотамии, имеются два святых города в Иране: Мешхед (гробница имама Ризы ) и Кум (гробница Фатимы, сестры имама Ризы). Культ, воздаваемый шиитами имамам, потомкам Али, стал культом святых и мучеников.

В обычае хаджа в Мекку можно выделить три основных элемента: прежде всего религиозный элемент – мусульмане видят в нем верное средство снискать милость божью; затем – традиционный политический элемент: паломничество, по крайней мере в принципе, играет роль собрания мусульман всего мира; третий элемент – этнографический: обряды принесения в жертву своих волос, преходящие и сезонные обряды, обряды хождений и другие подобные обряды.

Ежегодно миллионы мусульман со всего мира съезжаются в Саудовскую Аравию, чтобы совершить одно из обязательных предписаний Корана – хадж. Однако осуществить паломничество разрешено не всем приверженцам ислама.

Главное событие

В аравийской Мекке в мечети Аль-Харам находится главная святыня ислама – священная Кааба. Мусульмане верят, что это первый построенный на земле храм. Предания повествуют о том, что Каабу построил библейский Адам, однако во время Всемирного потопа храм был уничтожен. Только спустя многие века по указанию Всевышнего на месте прежнего храма Ибрахим (библейский Авраам) вновь возвел священную Каабу – так свидетельствует Коран.

Слева от храма лежит черный камень (Хаджаруль-Асвад): именно с этого места паломники начинают совершать обряд обхода Каабы. Как говорят хадисы, камень – белый яхонт – был ниспослан Ибрахиму из Рая ангелом Джибрилем (Гавриилом). Согласно легенде, изначально цвет камня был белее молока, однако прегрешения людей со временем сделали его черным.

Хадж входит в число пяти столпов ислама (обязательных для исполнения предписаний) наряду с шахадой (произнесение формулы «Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк Его»), намазом (ежедневная пятикратная молитва), уразой (пост во время месяца Рамадан) и закятом (налог в пользу бедных).

Происходит паломничество во время 12-го по счету месяца исламского календаря – Зуль-хиджа (через 2 месяца после окончания Рамадана). Учитывая, что лунный мусульманский календарь на 11 дней короче григорианского, время хаджа каждый год меняется. В 2017 году он начался 31 августа. Длительность обрядов хаджа три дня – с 8 по 10 числа Зуль-хиджы.

Перед тем, как совершить первый обряд – обход вокруг Каабы против часовой стрелки – паломник должен быть облачен в белые одежды. Они призваны скрыть повседневный наряд, который мог бы выдать статус паломника. Перед богом равны все, и богатый и бедный.

Далее паломник совершает семикратный бег между холмами Сафа и Марва, после чего он утоляет жажду из источника Зам-Зам. Кульминацией хаджа является обряд стояния с полудня до захода солнца в долине Арафат, расположенной в 25 км от Мекки. В течение светлого времени суток паломник читает молитвы, а после заката направляется в долину Муздалифа, где принимает участие в коллективной молитве.

Священная обязанность

Хадж – священная обязанность каждого правоверного мусульманина. Совершивший его получает почетный титул хаджи, что дает ему право носить зеленую чалму (любимый цвет Пророка, наряду с белым). Откуда пошла эта традиция?

В священном предании говориться, что Пророку Мухаммеду как-то задали вопрос: «Какое дело является наилучшим?» Он ответил: «Вера в Аллаха и Его посланника». Его спросили: «А после этого?» Он ответил: «Борьба на пути Аллаха». Его снова спросили: «А после этого?» Он произнес: «Безупречный хадж».

Духовное значение хаджа в том, что решение его совершить принимается индивидуально и добровольно, ради поклонения Единому Богу. В период хаджа все паломники становятся «гостями Аллаха». Покидая на время свой дом, и перенося все тяготы путешествия, паломники тем самым совершают внешнее и внутреннее очищение.

Согласно хадисам, Мухаммед сказал: «Паломники, совершающие хадж и умру, являются гостями Аллаха Всевышнего, ибо поистине если они призовут к Нему, то Он ответит им, если они станут, каяться перед Ним, то Он простит их».

Смогут не все

Несмотря на то, что хадж – это обязательное для исполнения предписание ислама, ряд ограничений могут помешать его совершить. Так, паломничество можно совершать только на средства, заработанные собственным трудом. Хадж, совершенный на деньги, взятые в долг, считается недействительным.

Кроме этого, для совершения хаджа нужно быть совершеннолетним, психически и физически здоровым человеком, осознавать и не отрицать обязательность хаджа, иметь достаточно средств, чтобы обеспечить как свое паломничество, так и содержание семьи, которая останется дома. Не мусульманин к хаджу не допускается.

Одним из важнейших условий хаджа является ихрам – особое состояние духовной чистоты паломника, совершающего хадж. Для обретения этого состояния требуется совершить полное омовение тела, облачиться в особые одеяния, состоящие из двух кусков простой белой ткани, и соблюдать правила ихрама.

В период паломнической поездки мусульманин не может заниматься торговлей, вступать в супружескую близость, курить, гневаться, обижаться или обижать кого-либо. Паломник не должен причинять вред всему живому: убивать животных или насекомых, рвать траву или листья. Он не может надевать украшения, пользоваться парфюмерией и благовониями, умащать голову и тело какими-либо маслами,бриться, стричь волосы и ногти. При нарушении этих запретов хадж будет признан несостоявшимся.

Женщины имеют право совершать хадж наравне с мужчинами, однако эта поездка накладывает на них ряд дополнительных обязательств. В частности, они одеваются, как предписано мусульманкам в обычные дни, при этом оставляя лицо и кисти рук открытыми. Так же по требованию МИД Саудовской Аравии у женщин моложе 45-летнего возраста должен быть сопровождающий, так называемый махрам – мужчина из близких родственников не младше
18 лет.

В сто тысяч раз сильнее

По окончании хаджа верующие направляются на родину Пророка Мухаммеда – в Медину. Все жители этого города, как и паломники, облачены в белые одежды, они подчеркнуто гостеприимны и приветливы: ведь паломники – это гости Аллаха, которым необходима помощь и поддержка.

В хадисах есть указания на то, что намаз в мечети Пророка в Медине в тысячу раз более ценен, чем намаз в любом другом храме – за исключением заповедной мечети Аль-Харама в Мекке, где молитва имеет 100-тысячекратную силу.

Мечеть в Медине – одно из самых грандиозных сооружений исламской архитектуры, поражающее роскошью убранства. Здесь расположена комната супруги Пророка – Айши, в которой Мухаммед и похоронен согласно его завещанию. Рядом расположены могилы первых сподвижников Пророка – Абу Бакра и Умара.

Немного цифр

В 2016 году хадж совершили 1,8 млн. человек из них россиян было 15,5 тысяч. Согласно данным статистического ведомства КСА, 55% паломников были мужчинами, 45% – женщинами. Паломничество в Мекку дело недешевое. Так, в 2017 году эконом вариант хадж-тура обходился в среднем за $2,6 тысячи при прямом перелете из Северного Кавказа, и около $3-3,6 тысячи для лиц, следовавших из Москвы. За вип-туры паломник должен был отдать порядка $6 тысяч. Для жителей Северного Кавказа существуют также комбинированные бюджетные маршруты (автобус + самолет), которые в 2017 году стоили $1950.

Введение…………………………………………………………………………………….

Совершение хаджа………………………………………………………………………….

Паломничество в исламе. Мекка и Медина……………………………………………..

Другие паломничества в исламе. Святые места суннитов, шиитов………………..

Религиозные мусульманские памятники Средней Азии и России……………………

Средняя Азия………………………………………………………………………………..

Мечети Узбекистана………………………………………………………………………

Мечети Казахстана………………………………………………………………………

Мечети России…………………………………………………………………………….

Список литературы………………………………………………………………………...

Введение.

Ислам предписывает пять основных обязанностей своим приверженцам: вера в то, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха (шахада); пятикратное ежедневное совершение молитвы (салат); милостыня в пользу бедных (закат); пост в месяце рамадан (саун); паломничество в Мекку и Медину, совершаемое хотя бы единожды в жизни.

Хадж – это необычное явление в жизни мусульман. Целью данной работы является раскрытие того, что представляет из себя такая обязанность мусульманина как хадж, как он проходит, что такое Мекка и Медина, другие виды паломничества в исламе, а также, мусульманские религиозные памятники Средней Азии и России.

Совершение хаджа

Пятый столп ислама - хадж. Совершение хад­жа несколько отличается от исполнения осталь­ных четырех обязанностей мусульманина тем, что для этого верующему необходимо на некоторое время полностью отрешиться от личной, привыч­ной ему жизни. Хадж (по-арабски «путешествие с определенной целью») - это паломничество в Мек­ку - священный город мусульман. Каждый взрослый, матери­ально обеспеченный мусульманин обязан хотя бы раз в жизни совершить паломничество. Если му­сульманин не в состоянии оплатить все расходы, связанные с паломничеством, или же обременен большим семейством, то он освобождается от обя­занности совершения хаджа. Некоторые мусуль­мане совершают хадж несколько раз, однако в наши дни подобное рвение не поощряется, ибо огромное скопление паломников причиняет ощути­мые трудности.

Всем желающим еще раз совершить паломниче­ство рекомендуют сделать это в иное время. Тако­вое паломничество называется «малым», или "умра. Истинный же хадж совершается в строго опре­деленное мусульманским календарем время, в ме­сяц под названием зулъ-хиджа, четвертый после рамадана.

Совершение хаджа требует от верующего весьма значительных усилий и усердия. Некоторые люди, живущие в далеких странах, месяцами, а то и го­дами добираются до Мекки.

Иногда верующие, в надежде совершить хадж, всю свою жизнь откладывают деньги, но, накопив, в конце концов требуемую сумму, выясняют, что они слишком уже стары или больны для подобного паломничества. Любой мусульманин, не способный по тем или иным причинам совершить хадж, мо­жет послать вместо себя «заместителя», оплатив все расходы, связанные с паломничеством. Иной раз даже семья или община может предпринять со­вместные усилия по изысканию средств, необходи­мых для отправки в паломничество хотя бы одного своего представителя.

Паломничество в Исламе. Мекка и Медина

Среди пяти “столпов” ислама паломничество - единственный о6ряд, который не является строго обязательным. Однако любой взрослый мусульманин (мужчина или женщина), не страдающий психическими и заразными болезнями, должен хотя бы раз в жизни совершить его, если у него есть средства.

Арабское название паломничества - хадж, а тот, кто совершил паломничество, носит почетное звание “хаджи”. Паломничество включает посещение святых мест в Мекке и Медине мусульманам строго воспрещается доступ в эти города. Это единственные города в мире, доступ в которые разрешен верующим одной религии.

В Медине паломник посещает могилы Магомета и его сподвижников: Абу Бакра, Омара и Отмана. Медина (на арабском -“город”) была убежищем для пророка после его бегства из Мекки 622г. От даты этого бегства (по-арабски - “хиджра”) мусульмане введут свое летоисчисление. Посещение Медины может осуществляться до или после основного паломничества в Мекку.

Мекка, место рождения пророка, самый святой город в исламе. Это столица Царства Божьего, мать городов. Здесь находится храм Кааба. Это кубическое здание черного цвета. Оно находится в центре двора главной мечети. Согласно преданию, храм воздвиг на этом месте Адам, а Авраам отстроил его. Таким образом, речь идет, несомненно, о самом древнем в мире культовом месте. Что не вызывает сомнений, так это то, что Кааба был местом языческого культа до ислама, и туда отправлялись на большие празднества. Там состязались борцы, поэты и ораторы. Магомет принимал участие в работах по реконструкции Каабы до того как стал пророком.

В Каабе находится знаменитый черный камень, символизирующий руку Бога, к которому паломники прикасаются рукой в знак верности. Тем не менее камень не является предметом поклонения: это противоречило бы исламу, который особенно строг по отношению к идолам. Впрочем, камень был снят в Х в. арабами Омана, и в течении 21 года его отсутствия ничего не изменилось в привычках паломников. На практике камень служит, главным образом, для обозначения отправного пункта процессий, совершаемых верующими вокруг Кaaбы.

Паломничество совершается в соответсвии с правилами предписанными пророком. Иначе говоря, ритуалы и порядок следования незыблемы.

В первую очередь паломник должен подготовиться и освятиться. Существуют пять мест для этой цели, они расположены далеко от священного храма. Самое близкое место - Яламлам, в 50 км в” юг от Мекки, предназначенное для паломников из Йемена и южных стран. Самое дальнее - Зу эль Хилайфа, близко от Медины, в 450 км на север от Мекки. В зависимости от географического происхождения паломники начинают хадж в точно обозначенном месте, совершают омовение. Мужчины с непокрытой головой надевают сандалии и облачаются в одежды, состоящие из двух кусков белой ткани без швов. Эта одежда, стирающая классовые различия, символизирует равенство людей перед Богом. Своей белизной она напоминает пеленки новорожденного и саван умершего. Женщины не обязаны менять одежду, они остаются в обычной одежде.

Приготовившись таким образом, паломник может совершать ритуальное паломничество в экзальтирующей атмосфере общий, объединенной верой. Он направляется к святой мечети Масджед эль Харам, неустанно повторяя молитву - так называемую “лаббайка”.

Часть этого маршрута преодолевается бегом. При каждом переходе к Марваху надо оглянуться на Каабу, трижды повторяя: “Аллах акбар” - и читая другие ритуальные молитвы. Этот “челночный” маршрут символизирует блуждание Адама и Евы,изгнанных из рая, а также бег Агари, египтянки, жены Авраама, в поисках воды для своего ребенка Исмаила.

Паломничество обязательно предусматривает, кроме того, вечер размышления на горе Арафат, в пригороде Мекки, где пророк произнес знаменитую проповедь-завещание за три месяца до смерти. После захода солнца паломник отправляется в святое место - Муздалифа. Он собирает по дороге семь маленьких камней, чтобы бpocить их в стеллу, символизирующую дьявола.

После нескольких дней пребывания в Мине приближается конец паломничества, и паломник притупает к “десакрализации”: он приносит в жертву, как правило, барана, бреет голову или подстригает волосы, принимает душ и надевает свою повседневную одежду. Затем возвращается в Meкку и семь раз обходит Каабу в нормальном темпе.

Паломничество дополняется посещением мечети пророка в Медине, в 450 км на север от Мекки, где находятся могилы Магомета и eгo сподвижников - халифов Абу Бакра и Омара. Это посещение может осуществляться также перед паломничеством.

Есть более короткая форма паломничества (“умра”), которая не предусматривает мест, расположенных вне Мекки. Однако “освящение” необходимо совершать за пределами города.

Обязательный характер хаджа для любого мусульманина, имеющего на это средства, делает паломничество одним из наиболее впечатляющих массовых религиозных праздников человечества. Наибольшее количество паломников собирается преимущественно в последнем месяце лунного года - месяце хаджа.

Ежегодно насчитывается более 2 млн паломников, из них 200 тыс. из Саудовской Аравии и около 800 тыс. из Йемена.

Паломничество является также крупным коммерческим делом, которое приносит значительные доходы жителям Мекки. Еще одна деталь: считается престижным поставить золотые коронки на зубы по случаю хаджа.

Другие паломничества в исламе. Святые места суннитов, шиитов

Хотя паломничество в Мекку - единственное, которое предписывается Кораном, мусульмане совершают паломничества и в другие святые места. В частности, в Иерусалим (эль Код - “святыня” по-арабски) - третий святой город ислама после Мекки и Медины. Там есть мечеть эль Акса, а поблизости - скала, откуда Магомет вознесся на небо во время своего видения “ночи судьбы”.

В суннитcкoм исламе, наиболее распространенном, другие паломничества считаются второстепенными. Разумеется, по случаю посещения благочестивый мусульманин не преминет помолиться в таких престижных мечетях, как мечеть Омейядов в Дамаске, в Кайруане в Тунисе, голубая мечеть в Стамбуле, однако ее почитание проявляется прежде всего в культе марабу - гробниц святых людей, которым приписываются чудотворные свойства. В Северной Африке, например, почти в каждой деревне Рабу, которому суеверие приписывает такие свойства, как способность излечить половые расстройства, благоприятствовать и деторождению. Иногда марабу играет и политическую роль: Идрис - основатель первой арабской династии и праздник в его честь приобретает официальную окраску.

В шиитском исламе официальные места паломничества многочисленны. Кроме паломничества в Мекку (столп ислама, общий для всех мусульман), шииты выражают свое благочестие посещением гробниц великих людей своей религии.

Теоретически самыми священными местами считаются: Над-жаф в Ираке, где похоронен Али, зять пророка, четвертый калиф и первый шиитский имам, убитый в 661 г. в мечети Куфы; Кербела. тоже в Ираке, где находится гробница Хуссейна, сына Али и второго имама, и, наконец, Самарра в Ираке, где 12-й имам покинул мир, но снова появится.

Однако вековое соперничество между арабами и персами всегда приводило к тому, что персы предпочитали паломничество на иранской земле. Отсюда значимость, придаваемая гробнице 8-го имама Али Реза, умершего в 817 г. и погребенного в Машхаде, на юге страны. Этот город соперничает с другим святым городом - Комом; Ком расположен в 150 км к югу от Тегерана, в нем находятся мавзолей Фатимы - сестры 8-го имама. Привлечение внимания к Кому объясняется в значительной степени стремлением Ирана привлечь в страну студентов-шиитов, обосновавшихся в Наджафе, которые из-за соперничества школ не хотели находиться в Машхаде. По оценочным данным, в Коме ежегодно бываю более миллиона паломников. Кроме того, несколько тысяч человек хоронят там. Наибольшее количество паломников наблюдается в месяце мохарраме.

Паломничество

Паломничество в Мекку (хадж) является одним из главных пяти установлений, известных как пять столпов ислама. Ислам не предписывает совершать паломничества ни к могилам праведников, ни к монастырям в поисках помощи святых, ни к местам, где происходили чудеса; хотя некоторые мусульмане так и поступают. Аллах повелевает мусульманам совершить хадж к Каабе, которая находится в Саудовской Аравии, в городе Мекке. Кааба – «Дом Бога» – считается священной потому, что ее построил пророк Ибрахим (Авраам) для поклонения Господу. Она стала эпицентром, к которому поворачиваются все мусульмане в молитве (салят).

Паломничество относится к особо достойным видам поклонения. За него мусульманин получает полное прощение грехов, это показатель высокой духовности и искренней преданности верующего. Любой мусульманин, которому позволяет здоровье и материальное положение, обязан раз в жизни совершить паломничество в Мекку, священный город ислама. Обряд паломничества начинается через несколько месяцев после рамадана, на 8-й день последнего месяца исламского года зуль-хиджа, и заканчивается на 13-й день. Раз в год мусульмане со всего мира устремляются в Мекку, чтобы очиститься, укрепить свою веру и удостовериться еще раз в том, что невзирая на цвет кожи, происхождение, степень богатства или бедности все мусульмане равны.

Таким образом, паломничество объединяет мусульман мира в одно многонациональное братство. Ежегодно более двух миллионов мусульман совершают хадж. Среди мусульман есть обычай называть человека, совершившего паломничество, «хаджи». Но это скорее культурный, нежели религиозный обычай.

Существует пять остановок по пути в Мекку: для паломников, идущих со стороны Египта, Медины, Ирака, Неджда и Йемена.

По пути в Мекку паломник входит в состояние чистоты, известное как ихрам. Это состояние, когда некоторые повседневные обычные поступки становятся запрещенными. Например, запрещается стричь ногти, мужчинам нельзя покрывать голову, носить обычную одежду и т. д. Мужчины облачаются в специальную одежду – два куска бесшовной ткани, оборачиваемой вокруг тела. Эта простая одежда символизирует равенство всего человечества в глазах Господа, и отказ от мирских привязанностей.

О том, как происходит хадж, мы уже рассказывали выше.

Кроме хаджа существует «малое паломничество», или умра. В отличие от хаджа умра совершается в любое время года. Однако выполнение умры не освобождает мусульманина от обязанности совершить хадж. Обряды большого и малого паломничества схожи, а мусульманин может совершить их как по отдельности, так и вместе. Как и хадж, умра начинается с вхождения в состояние ихрам. Паломник семь раз обходит священную Каабу, дотронувшись, если возможно, до Черного камня. Молится за Макам Ибрахим (место Ибрахима), пьет священную воду источника Замзам. Наконец, проходит семь раз между холмами Сафа и Марва, и, сбрив или укоротив волосы, завершает малое паломничество.

Из книги Достижение цели (сборник хадисов) автора Мухаммед

Книга 6 Паломничество Глава 1 Польза паломничества и лица, которые обязаны совершить паломничество в Мекку 693.Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:«Малые паломничества

Из книги Школьное богословие автора Кураев Андрей Вячеславович

ПАЛОМНИЧЕСТВО К ВЕРЕ Для меня поворотным мгновением была одна немая встреча в Троице-Сергиевой Лавре. В тот раз - а это было где-то в начале 82-го года - я оказался там еще в качестве студента кафедры атеизма и комсомольского активиста. Надо было сопровождать группу

Из книги Мой сын Далай Лама. Рассказ матери автора Церинг Дики

8. Семейное паломничество После смерти мужа я отправилась в паломничество в Дунце Шикар и Ташилунпо. Среди сопровождавших меня лиц были моя самая младшая дочь Пема, моя старшая дочь и два ее сына, Кхандо и Тензин Нгаванги. В помощь нам правительство выделило на время

Из книги Пути блаженных. Ксения Петербургская. Матронушка-Босоножка. Мария Гатчинская. Любушка Сусанинская автора Печерская Анна Ивановна

Последнее паломничество Любушка была очень набожна и каждый день принимала святое причастие. В то время ее духовником был архимандрит Наум из Троице-Сергиевой лавры. Он и уговаривал ее постричься в монахини и даже однажды подарил куклу в монашеской рясе. Однако Любушка

Из книги Русская идея: иное видение человека автора Шпидлик Томас

Паломничество и паломники Один протестант, посетивший Россию в XIX веке, был поражен любовью, с какой русские относились к паломничествам. Обычай совершать паломничества очень древний. Самые первые письменные памятники христианской Руси свидетельствуют о том,

Из книги Под кровом Всевышнего автора Соколова Наталия Николаевна

Паломничество в Стромынь В день Казанской иконы Божией Матери (июль 48-го года) мы с мужем решили поехать на престольный праздник села Стромынь, которое от Гребнева километрах в тридцати. Дьякон мой, отслужив обедню и позавтракав, тотчас же без отдыху собрался в путь. Я в

Из книги Имам Шамиль автора Казиев Шапи Магомедович

Часть VI ПАЛОМНИЧЕСТВО Решение Шамиля Шамилю было уже почти 70 лет. Годы брали свое, старые раны болели с новой силой, ему уже трудно было подниматься на свой верхний этаж, его мучила одышка. Здоровье имама ухудшалось день ото дня. Его единственной отрадой были молитвы,

Из книги Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации автора Шредер Эрик

Паломничество В конце 7 года хиджры Посланник Бога приготовился совершить паломничество в Мекку, поклониться святым местам. Его друзья и соратники отправились вместе с ним. Их было около тысячи двухсот человек. Курейшиты покинули город и, расположившись на горах и

Из книги Ислам автора Курганова У.

Прощальное паломничество Как рассказывает Джабир, сын Абдаллаха, все арабы собрались в Медине, стараясь во всем подражать пророку. Он отправился в месяце Дхулкада, и они с ним. Насколько простирался взгляд, повсюду пророка окружали толпы народу; и спереди, и сзади, и

Из книги Энциклопедия ислама автора

Паломничество Паломничество в Мекку (хадж) является одним из главных пяти установлений, известных как пять столпов ислама. Ислам не предписывает совершать паломничества ни к могилам праведников, ни к монастырям в поисках помощи святых, ни к местам, где происходили

Из книги Основы исламского вероучения автора Ханников Александр Александрович

Из книги Афон и его судьба автора Маевский Владислав Альбинович

Паломничество Паломничество (хадж) является пятым столпом ислама. Хадж хоть раз в жизни обязан совершить любой здоровый и не нуждающийся мусульманин. Совершают паломничество в Мекку и Медину, то есть в те места, где протекала деятельность Пророка Мухаммада. Совершается

Из книги История российского мусульманства. Беседы о Северном исламе автора Бухараев Равиль

Второе паломничество Плавание по архипелагу Цветущие берега живописной Греции… Море покачивает вас на зеленоватых волнах. По тем же волнам тысячелетиями двигались ладьи человека. И они избороздили эти сине-зеленые воды во всех направлениях, не зная иного простора.

Из книги автора

Паломничество в Подафонье Время летело незаметно, и приближался отъезд с Афона. Мне же очень хотелось побывать еще раз у своих друзей в Крестовской келлии. И вот представился для этого неожиданный случай: в Андреевском скиту я познакомился с двумя приезжими иностранцами,

Из книги автора

Третье паломничество Иваница и скит всех святых Пользуясь пребыванием в нашем монастыре Св. Пантелеимона, в виде отдыха после своих библиотечных занятий решил я предпринять дальнее путешествие, чтобы на севере Афона посетить Крумицу – скит, возделанный и обстроенный

Из книги автора

Первое паломничество Как мы уже знаем, принятие ислама волжскими булгарами не означало мгновенного постижения поразительной глубины и стройности коранических учений, хотя бы потому, что немногие булгары знали арабский язык и умели читать Коран. Этому еще предстояло