Доставлять удовольствие. Доставлять удовольствие Что доставляет тебе удовольствие

Расскажем о 13-ти жизненных удовольствиях, которые обычно упускают из вида. А зря! Они-то и делают жизнь максимально комфортной и радостной.

Если вам кажется, что вы влачите «жалкое существование» и изменить это невозможно, вы заблуждаетесь. На самом деле, наслаждаться каждой минутой нынешнего дня совершенно нетрудно. Узнаем о том, как получать удовольствие от жизни, используя «подручные средства» и маленькие хитрости, доступные каждому из нас.

Учимся жить в свое удовольствие

Предлагаемые нами рецепты жизненных удовольствий действительно доступные и, как правило, совершенно бесплатные. Используйте их.

  1. Сделайте свою ночь темной и свежей.

    Вы действительно станете жить в свое удовольствие днем,

    если с пришествием ночи будете легко засыпать и крепко спать до утра.

    Рекомендация : откажитесь ото всех источников искусственного освещения за 30-40 минут до отхода ко сну. Спите в кромешной темноте, предварительно проветрив комнату, и жизнь в удовольствие станет вашим постоянным спутником.

  2. Начинайте день бодрым и с улыбкой на лице.

    “Глупость и банальность” – подумает кто-то. Отнюдь.

    Как получать удовольствие от жизни, воспользовавшись этим правилом? Речь сейчас не идет об искусственно натянутой улыбке (хотя и она нередко срабатывает), а о том, как сделать утро действительно приятным.

    Рекомендация: слышали про Эффект Зейгарника? Вы можете узнать о нем больше, поискав информацию в Сети. Поясним его суть на примере. Перед тем, как лечь в кровать, займитесь чем-нибудь приятным и интересным. Допустим, посмотрите 10 минут захватывающего фильма или прочтите несколько страниц интересного рассказа. Отправляйтесь спать, а утром досмотрите кино или дочитайте книгу. Вы сами удивитесь тому, как быстро и приятно проснулись. Создавая предвкушение чего-то радостного, вы сможете просыпаться легко и с удовольствием, сохранив это состояние на целый день.

    Еще одна рекомендация касается раннего подъема. Нет, не надо вставать с первыми петухами. Просто постепенно ставьте будильник на 5-10 минут раньше обычного. Так вы освободите себе время утром на что-то приятное. Спешка не способствует хорошему дню. А размеренные сборы с чашкой кофе и даже чтением новостей наполнят утро удовольствием.

  3. В вашем меню должны быть блюда, достойные любого гурмана.

    Это вовсе не говорит о том, что вы должны питаться лишь деликатесами.

    Не забывайте, мы предлагаем только про те удовольствия в жизни человека, которые доступны каждому из нас.

  4. Получайте приятные эмоции от ожидания.

    Ждать и наслаждаться, а не нервничать?

    Как наслаждаться жизнью и получать удовольствие даже от ожидания чего-либо или простаивания в пробке? Легко, если использовать минуты вынужденного бездействия как время на приятное общение с самим собой.

    Рекомендации: у вас под рукой должны быть оружия против скуки: аудиокнига, приятная мечта, которую вы можете визуализировать в своем сознании, красивый сосед по вагону метро (а вернее, мысли о нем). Вместо того, чтобы злиться на сложившиеся обстоятельства, посвятите это время чему-то, что доставит вам удовольствие.

  5. Читайте интересные книги.

    Рекомендации: такие удовольствия в жизни человека, как книги, доступны каждому. Не стоит отказываться от электронных читалок, если вы предпочитаете бумажные тома. Берите их в дорогу. Слушайте аудиокниги, если нет возможности прочесть бумажную.

    И носитель материала не будет иметь ключевого значения. Читайте вслух, особенно если у вас есть дети. Читайте в тишине и комфортном кресле. Сделайте из чтения особый ритуал, дарящий спокойствие и радость.

  6. Слушайте музыку, которая вам по душе.

    Меняйте плейлисты.

    Подборка музыки обладает магической способностью влиять на настроение и самоощущение. Научитесь вникать в ее суть, прослушивая композиции не в фоновом режиме. Уделяйте время прослушиванию произведений классических композиторов.

    Рекомендации: прослушивая любимые или новые композиции, не горбитесь. Вам нужна прямая спина. Старайтесь прочувствовать музыку и слова не только органами слуха, но и самой кожей. Вы должны стать единым чутким ухом. И тогда мелодия будет создавать перед вами волшебные образы. Сконцентрироваться также следует на ощущениях тела, в особенности, в зоне позвоночника.

  7. Самый вкусный напиток – вода. Самая приятная среда – водная.

    Вода успокаивает.

    А еще тонизирует, дает силы, заряжает энергией, наблюдение за водой способствует улучшению мыслительных процессов.

    Рекомендации: превращая жизнь в удовольствие, пейте чистую свежую воду ежедневно. Вам требуется 7-8 стаканов. Кроме того, вы можете купить абонемент в бассейн, отправиться на море или в собственную ванную. Бодрящий душ поможет снять стресс и провести целебный массаж.

  8. Движение – жизнь.

    Вы не получите здоровое тело, если будете сидеть на одном месте весь день.

    Не надо насиловать себя тяжелыми физическими нагрузками, если это вам не по душе. Но дарите своему телу немного удовольствия, ежедневно разминаясь.

    Рекомендации: минимальное количество шагов, которое следует проходить ежедневно,- 10 тысяч. Вам кажется, что это невозможно? Вы заблуждаетесь. Воспользуйтесь приложениями-шагомерами, к счастью, найти их можно на любом смартфоне. Замерьте пройденный за день путь, и если покоренного расстояния оказалось слишком мало, отправляйтесь на улицу. Всего 15-20 минут на свежем воздухе, и дело выполнено.

    Кроме того, попробуйте ежедневно танцевать или разминать тело иным приятным образом. Главное, чтобы при разминке прорабатывалась каждая мышца тела, которая на протяжении рабочих будней остается бездействовать. Особенно порекомендовать следует популярную йога-позу под названием савасана («мертвая» поза).

  9. Не отказывайтесь от новых впечатлений.

    Ваша психика нуждается в эмоциональной подпитке.

    А вы – в новых эмоциях и впечатлениях. В противном случае вы начнете хандрить, и в итоге, очень возможно, заболеете.

  10. Попробуйте найти негу и покой.

    Повышенная тревожность свойственна абсолютному большинству современных людей.

    Как избавиться от нее? Постарайтесь каждый день проводить в обществе людей, которые реально расположены к вам.

    Рекомендации: нередко оказывается, что чувствовать себя спокойно невозможно даже в кругу семьи. Ведь и родные могут вечно ссориться друг с другом. В таком случае попробуйте найти единомышленников по интересам. Хорошее решение – посещение .

  11. Наполните свою жизнь победами и достижениями.

    Нередко люди пропускают мимо себя свои победы.

    Считая их не достойными того, чтобы обращать на них внимание. А зря!

    Начните хвалить себя за любое завершенное успешно дело. Так вы сможете настроиться на успех и в крупных мероприятиях.

    Рекомендации: постарайтесь радовать самого себя даже маленькими победами. У вас получился вкусный суп? Вы заслуживаете похвалы. Вы проснулись легко и быстро, и начали день раньше на пару-другую часов? Это, несомненно, ваша победа и достижение. Учитесь находить радости в каждом дне, и жизнь будет приносить удовольствие.

  12. Познакомьтесь с «вольной волей».

    Это и есть удовольствие в чистом виде.

    Это нечто большее, чем ощущение свободы внутри или вне себя.

    Рекомендации: понять, о чем идет речь в этом случае, вы можете прочитав гениальный рассказ «Воля» Надежды Тэффи. Кстати, мы уже говорили о том, что именно благодаря книгам можно превратить жизнь в настоящее удовольствие.

  13. Ищите смыслы.

    Удовольствие не может быть бессмысленным.

    Между жизнью, которая посвящена наслаждению и удовольствиям, и жизнью, которая наполнена смыслом, есть огромная разница, кажется вам? Однако вы ошибаетесь.

    Если в жизни нет смысла, то любое удовольствие не будет приносить желаемого наслаждения. Вспомните популярный анекдот о том, как мужик требовал вернуть ему деньги за «бракованный» шарик, который не пропускал воздух, а просто не приносил удовольствия…

    Рекомендации: задайте себе несколько волшебных вопросов: зачем и ради чего? Займитесь поисками высокого смысла, рассматривая даже простые и каждодневные радости и наслаждения. Вы увидите, что удовольствие можно найти повсюду.

Составить список своих простых радостей – такое упражнение может показаться простейшим. А начав его выполнять, можно обнаружить, что на свете очень много вещей и занятий, способных подарить нам наслаждение. Составлять свой список лучше всего в три этапа. Сначала записать то, что первым придет в голову. Потом, подумав, оставить то, чем вы часто занимаетесь в повседневной жизни. И наконец, сравнить получившийся результат со списком другого человека, получив дополнительное удовольствие от сходства или различия с ним. Если вы все это проделаете, то наверняка убедитесь: это очень полезное упражнение.

Во-первых, оно пробуждает приятные ощущения: одно лишь воспоминание о том, что доставляет нам удовольствие, вызывает положительные эмоции и повышает нашу способность наслаждаться жизнью. Во-вторых, оно помогает обратить внимание на, казалось бы, незначительные вещи, которые при этом способны принести нам большую радость. «Цель упражнения не просто в том, чтобы уз-нать, что какое-либо действие доставляет удовольствие, – объясняет когнитивный психолог Сергей Харитонов. – Важно понять, что выбор именно этих занятий может нам многое рассказать о нас самих». Это упражнение стоит повторять регулярно: меняются наши вкусы, появляется новый жизненный опыт, и, соответственно, появляются новые удовольствия.

Люди, которые рассказали нам о своих маленьких радостях, любят домашние цветы и танец фламенко, физический труд и запах мокрого камня… Общее у них – способность наслаждаться разными проявлениями жизни и умение с наслаждением об этом рассказать: читая их слова, хочется испытать те же ощущения и задуматься о том, что нравится делать нам самим. Да, пожалуй, пора составлять собственный список.

Анатолий Лейрих,51 год, бизнесмен

Кандидат экономических наук, президент двух крупных компаний, член генерального совета общественной общероссийской организации «Деловая Россия». Написал детскую сказку «Два мальчика» (Арт Лаборатория, 2006).

Создавать что-то своими руками. Рисовать, лепить, делать что-то из металла… Кстати, так я познакомился со своей женой: ей понравился человечек, которого я вырезал из дерева.

Завтракать, глядя на улицу. Я живу за городом и очень люблю утро и завтрак. Всегда сажусь так, чтобы смотреть в сад.

Работать физически. Лучше всего я себя ощущаю, когда занимаюсь физическим трудом. Когда-то я работал по 16 часов в сутки – в Нижневартовске на нефтепромыслах – и вернулся оттуда просто Геркулесом!

Вставать рано утром. Когда встаешь часов в пять, организм еще как ребенок: не успел испугаться того, что проснулся, и еще не понимает, что ему предстоит. Это дает мне верный настрой.

Смотреть на огонь в камине. Время будто останавливается, нет начала и конца у этого процесса. Конечно, костер гаснет, но в момент горения он вечен – и это гипнотизирует.

Виктория Мусвик,32 года, культуролог

Ухаживать за моими цветами. Пересаживать, опрыскивать, поливать, осматривать листья, проращивать семена, а потом сидеть на балконе в кресле летним вечером с бокалом вина в руках, любуясь цветником.

Участвовать в семейных посиделках и праздниках. Мне нравится видеть, как мои черты отражаются в окружающих людях, и слушать рассказы старших о прошлом.

Разговаривать с лучшей подругой. Когда меня понимают и принимают такой, какая я есть, я начинаю лучше понимать, какая я, собственно, есть.

Общаться с интересным мужчиной. Меня волнуют легкая неопределенность и взаимная симпатия.

Стирать небольшие вещи вручную. Теплая вода успокаивает. Это что-то похожее на медитацию.

Анастасия Тихонова,24 года, фотохудожник

Закончила Текстильный университет и разрабатывала ткани для бронежилетов. Потом занялась фотографией. Ее фотоработы оформили обложку книги Анны Ривелотэ «Письма моих друзей» и обложку дебютного альбома группы Wild Bird.

Слушать музыку, обрабатывая фотографии. Джаз дает моим фотографиям покой и умиротворение. Иногда хочется особой остроты – тогда я включаю что-нибудь пронзительное, например Пьяццолу. Часто я и фотографию называю в честь песни, которую слушала в момент обработки.

Гулять по городу. Прогулка дает мне бодрость и умиротворение.

Общаться с клиентами. Из разговора о том, что человек хочет получить в результате, о его отношении к фотографии и к себе на фото получается откровенная беседа. Наверное, в чем-то это похоже на психотерапию: то, что получается на снимке, что-то меняет в человеке.

Пить кофе. Меня согревает его вкус, он дает мне ощущение уюта и тепла.

Танцевать. Я очень люблю фламенко, латино или старый рок-н-ролл. В такие моменты чувствуешь себя здоровым и красивым человеком.

Михаил Литинский,46 лет, медик

Разработал заживляющее покрытие из пенополиуретана для ран. В прошлом году открыл собственную медицинскую фирму. Занимается привлечением инвестиций и внедрением новых препаратов в медицину.

Гулять по лесу. Я люблю полностью сменить обстановку, слиться с природой. Чаще всего уезжаю в Псковскую губернию, охочусь или просто гуляю.

Ездить верхом. Когда большое, сильное животное доверяет тебе, появляется и гордость за себя, и ответственность за него.

Чувствовать высоту и ветер. Можно просто стоять на вершине горы, над обрывом, когда сильный ветер бьет в лицо, – и это непередаваемое ощущение.

Прикасаться к женщине. Особое удовольствие мне доставляет прикосновение губами к нежной женской коже. К шее, запястьям, локтям. Это рождает блаженное чувство единения. Да и просто вид красивого женского тела рождает подобные ощущения, это одно из самых сильных наслаждений.

Смотреть на картины Дали. На них можно смотреть бесконечно: чем больше смотришь, тем сильнее это чувство холодка и щекотки, рождающееся у шейного позвонка и пробегающее вниз.

Георгий Долмазян,35 лет, режиссер

Родился в Армении, учился на геолога. Сейчас работает в театре «МОСТ», поставил спектакль «Удача по скрипке» (его можно посмотреть в Центре Высоцкого на Таганке 10 мая) и готовит премьеру «Гамлета».

Просыпаясь, смотреть на люстру. Я люблю утром открывать глаза и смотреть на люстру, ожидая, что загорится свет. Я знаю, что включу его сам, но быть в бездействии и ожидать – фантастическое ощущение.

Слушать воду. Тонкая струйка из крана, мощный напор из душа, горный ручеек или целое море… Это, пожалуй, самый красивый звук из всех, что звучат на земле.

Готовить еду. Я на ходу придумываю рецепт будущего блюда и никогда не смогу повторить то, что уже раз приготовил.

Запоминать запахи. Могу по запаху отличить все города, где жил хотя бы два дня. Однажды во французском городе Шербур меня застал ливень. Запах мокрого от дождя камня... Я подходил к домам (они там почти все каменные) и нюхал их.

Доставлять удовольствие всегда было очень важным понятием в человеческой жизни. Большинство из нас приучены с детства к тому, что надо доставлять удовольствие другим, то есть быть приятными кому-то. Почти все культуры сходятся на том, что человеческое существо приходит на Землю для страданий, а значит, должно отвергнуть всякие личные удовольствия. Удовольствие чаще всего мыслится как удовлетворение чувств, удовлетворение тела, его чувственности, сексуальности.

Во все времена человек духовный определялся как тот, кто отдает, дарит себя. Дарение себя предписывалось всеми религиями. Как я упоминала выше в этой книге, естественным порядком вещей является такой, когда ребенок в раннем возрасте думает только о себе, а став взрослым, думает и о других. Но эта мыслеформа была очень плохо истолкована.

Отталкиваясь от аксиомы, что нельзя дать того, чего у тебя нет, ты поймешь, что невозможно подарить или доставить удовольствие другим, если не умеешь доставить его себе. Это может показаться парадоксом, но это действительно так. Если ты хочешь полностью посвятить себя, отдать себя другим, то сначала должен научиться делать это по отношению к самому себе. Только тогда ты сможешь одаривать других не из обязанности, не из чувства вины, а из чистого удовольствия.

Если ты часто даришь удовольствие другим в ущерб самому себе, ценою многих жертв и постоянных усилий, да еще и считаешь себя прекрасным человеком, значит, на самом деле ты ничего не даришь, потому что не умеешь доставить удовольствие себе. Ты принадлежишь к тому типу людей, которые доставляют удовольствие другим в расчете на ответный дар - сами себе они его сделать не умеют. Но этот дар уже есть в тебе, только ты в него не веришь.

Нам давно пора избавиться от верований, которые нам вдолбили в головы еще в детстве и которые не позволяют нам дарить себе удовольствие. Я с большим трудом принимаю тот факт, что христианские религии показывают нам образ Иисуса почти исключительно на кресте, в агонии и страданиях, хотя в действительности эти страдания продолжались лишь несколько мгновений из всей его жизни на Земле. Вместо того чтобы показать нам образ Иисуса улыбающегося, счастливого, жизнерадостного, с раскрытыми объятиями, показать нам его великую любовь, - нам почему-то показывают страдающее существо.

Доставлять себе удовольствие - это тот аспект жизни, которому нам надлежит уделить самое пристальное внимание. Нам предстоит осознать все выгоды от того, что мы научимся доставлять себе удовольствие, делать различные вещи ради удовольствия доставить удовольствие, не чувствуя себя должником или виновным. С самого раннего детства нас учили доставлять удовольствие нашим родителям, учителям, друзьям, а позже - нашим супругам и детям. Но никто нас не учил доставлять удовольствие самим себе. И мы этого не умеем.


Очень немногим из нас доводилось слышать от родителей: «Послушай, чего бы тебе хотелось сегодня такого, что доставило бы тебе удовольствие? Подумай-ка об этом и попробуй это осуществитъ». Я уверена, что лишь у очень немногих нынешних взрослых людей были такие родители - ведь те и сами об этом не имели понятия. К счастью, никогда не поздно изменить поведение.

Наши родители были преимущественно заняты тем, что приучали нас быть послушными, рассудительными, поменьше шуметь, поддерживать порядок; но они не позволяли нам поиграть в свое удовольствие. Мы обязаны были иметь хорошие оценки в школе, чтобы доставить удовольствие старшим. А если мы все же иногда позволяли себе удовольствие, то взрослых это раздражало, так как они не были открыты этому аспекту жизни.

Судя по тому, что мы видим и слышим всю жизнь, нас воспитали в страхе: мы все время боимся кому-то не понравиться, кого-то огорчить, - вместо того чтобы прислушаться к собственным потребностям и научиться строить свою жизнь так, чтобы получать удовольствие от всего, что мы делаем.

Хочу напомнить то, что уже говорилось в главе о верованиях: каждый раз, когда ты ведешь себя вопреки тому, как тебе хочется, ты блокируешь свое сильное желание еще более сильным ментальным верованием. Одно из таких верований заключается в том, что, если ты будешь доставлять себе удовольствие, тебя сочтут эгоистом. Это верование мешает тебе открыться тому, что принесло бы тебе радость. Чувствуешь ли ты вину, когда что-нибудь покупаешь для себя?

У меня это бывало - когда я покупала себе красивое платье, в котором, сказать по правде, особой нужды не было. Если вскоре после этой покупки кто-то из моих детей просил у меня денег, а я не хотела давать, то вся моя радость улетучивалась: я чувствовала себя виноватой в том, что ничего не купила ребенку и денег ему не даю.

Другое наше сильное верование - что мы можем позволить себе удовольствие только как вознаграждение за напряженную работу. Мы обязаны быть достойными нашего удовольствия просто так, добиваться его - предосудительно. С наступлением эры Водолея вопрос о достоинстве должен быть снят: кто может супить, достоин или не достоин тот или иной человек удовольствия?

Возьмем для примера домохозяйку, которая среди бела дня уселась в кресло и читает книгу, хотя дом не убран и обед не приготовлен. Имеет ли она право сидеть? Как ты думаешь, что почувствует эта женщина, если кто-то неожиданно придет к ней и если она сама не считает себя вправе посидеть? Тебе приходилось бывать в подобной ситуации? Если да, то, наверное, приходилось и вскакивать, изображая разгар работы, чтобы никто не подумал, что ты проводишь время в удовольствии? Если так и было, значит, ты не позволяешь себе удовольствий из-за того, что не веришь в свое право на них.

Проследи за теми случаями, когда ты чувствуешь вину, если тебя застают «на горячем»: ты собрался поесть, поспать или сделать еще что-то такое, что доставляет тебе удовольствие. Если ты беспокоишься о том, что о тебе подумают другие, это означает, что ты не даешь себе права предаться удовольствию. У некоторых людей это верование настолько сильно, что, даже когда все в порядке и никто не может их осудить, они судят себя сами и не дают себе права отменить приговор.

Некоторые люди чувствуют себя обязанными что-то дать другим из страха прослыть неблагодарными, особенно если те другие уже оказали им услугу или что-то дали. Они буквально принуждают сами себя к ответному дарению. Что, ты узнаешь себя? А быть может, ты из тех людей, которые не получают никакого удовольствия, принимая подарок? Можешь ли ты сказать «Большое спасибо» и просто радоваться подарку? Или ты думаешь в этот момент: «Если я приму этот подарок, то должен буду что-то дарить в ответ»?. Если да, значит, ты блокируешь собственное удовольствие. Помни: если тебе трудно принимать и давать без ожиданий, ты закрываешь себе путь к изобилию, как это уже объяснялось в главе 5.

И еще важно понять: давать и принимать с удовольствием и без ожиданий есть акт смирения.

Многие считают, что тот, кто постоянно доставляет себе удовольствие, обязательно безразличен к другим. Это еще один пример популярного верования, когда особенности характера небольшой группы индивидов распространяются на массу людей. Я призываю к осторожности в такого рода обобщениях - отсюда происходят многие предрассудки. Человек не любит других людей или ему наплевать на них вовсе не потому, что он позволяет себе удовольствия.

Следующий пример встречается довольно часто; лично со мной это случалось несколько раз. За несколько минут до обеда (или ужина) неожиданно приходят знакомые. Хозяин чувствует себя обязанным пригласить их за стол. С другой стороны, это последний день отпуска у хозяйки, и ее удовольствие состояло в том, чтобы в этот день не готовить. Если она скажет: «Я сегодня не собиралась готовить ужин. Как вы смотрите на то, чтобы вместе пойти в ресторан?», то будет выглядеть безразличной, хуже того, эгоистичной особой.

За всевозможными верованиями, которые я перечисляла, скрывается страх - что тебя будут критиковать, что тебя осудят, что не будут любить. Как ты уже понимаешь, все эти страхи мнимые. Если эта пара способна доставлять себе удовольствие и если оба супруга откровенны со своими гостями, то гости ничуть не будут оскорблены такой откровенностью.

Это очень важно - научиться доставлять удовольствие из чистого удовольствия доставлять удовольствие, без ожиданий. Если ты испытываешь настоящее удовольствие, когда даришь удовольствие другому человеку, то действительно не имеет значения, признателен он тебе и сделает ли ответный дар. Чтобы почувствовать удовлетворение, тебе не нужно убеждаться, что ему приятно; твое удовлетворение рождается из самого акта даяния. Это и есть пример истинного дарения себя.

Некоторые думают, что доставлять себе удовольствие или получать удовольствие означает просто игру, баловство, несерьезность. Мы переняли это верование от наших родителей и воспитателей. В детстве мы не раз слышали: «Хватит играть, пора браться за работу. Жизнь не всегда состоит из удовольствий». Получать удовольствие - значит, доставлять себе удовольствие, и не обязательно при этом хохотать или баловаться. Это значит иметь ощущение благополучия и равновесия, вкушать каждое мгновение собственной жизни.

Представление об удовольствии как игре столь сильно, что многие люди говорят себе: «Я спешу закончить работу, чтобы немного развлечься и получить удовольствие». Другие говорят иначе: «У меня почти нет времени для себя, для собственного удовольствия». Эти люди вычленяют удовольствие из повседневной жизни. Но удовольствие можно доставлять себе в любое мгновение - когда работаешь, играешь или не делаешь ничего. С другой стороны, мы можем очень долго готовиться к игре - и не получить от нее никакого удовольствия.

Если человек заставляет себя развлекаться, приговаривая: «Вот и пришло мое время получить удовольствие, я достаточно поработал на этой неделе», то этот же человек будет заставлять себя и пойти в гости или пригласить гостей. Удовольствия от этого он получит мало, потому что, скорее всего, ему нужно что-нибудь совсем другое, например, посидеть спокойно в кресле, читая детективный роман. Тому, кто ожидает удовольствия только от игр, приходится постоянно себя принуждать.

Идеальный вариант - научиться извлекать удовольствие из своей повседневной деятельности. Перестань думать, что у тебя нет времени, когда ты делаешь то-то и то-то. Есть. Все двадцать четыре часа в сутки - твои. Никто не мешает тебе получать удовольствие от твоей работы.

Для меня самое большое удовольствие узнавать что-то новое. Это наполняет меня, заряжает энергией, дает мне глубокое ощущение благополучия. Так как больше всего нового я получаю в ходе моей работы, то она и является для меня главным источником удовольствия. Увы, бывают времена, когда количество удовольствия от работы сильно уменьшается, поскольку некоторые ситуации требуют больших усилий; но это неотъемлемая часть нашей повседневной жизни. Нельзя и не следует разделять удовольствие и работу или удовольствие и повседневность.

Если хочешь научиться доставлять себе удовольствие, то сначала обязательно определи, чего ты хочешь; осознай свои желания.

Мы создали себе эмоциональное тело - для того чтобы ощущать желания в нашей материальной жизни. Наше существо знает этот вид опыта - он нужен нам, чтобы совершать эволюцию в этой жизни. Этот опыт помогает нам избавиться от верований, которые перестали быть благотворными для нас.

Мы, человеческие существа, недостаточно хорошо осознаем то, что происходит на физическом, эмоциональном и ментальном уровнях, чтобы точно знать, что нам необходимо для дальнейшего развития. Но наше сверхсознание, наш внутренний БОГ знает это. Живущие в нас потребности постепенно передаются в наше тело желаний, то есть в наше эмоциональное тело, чтобы проявиться в физическом мире. Именно таким путем мы становимся сознательными.

Если ты такой человек, который ничего больше не желает, то тебе остается только умереть, поскольку ты полностью отрезан от твоего эмоционального тела. Для того чтобы жить полнокровной и счастливой жизнью на планете Земля, ты должен жить в гармонии со своим физическим, эмоциональным и ментальным телами и использовать эти три тела материального мира для того, чтобы проявить БОГА в материи.

Но так как почти у всех есть верования, блокирующие желания, то желания оказываются задушенными, едва лишь успеют появиться. Именно в этот момент ты можешь осознать, что уже не ты управляешь своей жизнью, что ты позволил управлять ею своим интеллектуальным верованиям.

Гармоничное существо - это такое существо, которое желает своим эмоциональным телом и использует свое ментальное тело, чтобы найти необходимые средства и проявить эти желания в физическом мире.

Быть в контакте со своими истинными потребностями настолько трудно, что мы, по причине недостаточного осознания, часто переносим наши потребности на что-нибудь другое. Вот несколько примеров:

человек нуждается в нежности, но удовлетворяется сексуальными отношениями;

человек нуждается в высокой самооценке, но набивает себя едой;

женщина хочет объясниться с мужем, но рассказывает об этом подруге;

человек нуждается в спокойном отдыхе, но организует себе поездку или вечеринку;

человеку не хватает радости в жизни, но он хватается за рюмку;

человеку нужно выпить воды, но он пьет сладкий ликер или кофе.

Как ты знаешь, большинство людей не дают себе времени проверить, действительно ли средство, за которое они хватаются, отвечает их нуждам. Они отдают предпочтение первому, что подвернется. Таковыми оказываются либо их физические чувства - и тогда эти чувства управляют ими в попытках удовлетворить те или иные физические желания, - либо их интеллектуальные верования.

Например, женщина, испытывающая серьезную потребность поговорить со своим мужем, вместо этого изливает все свои страдания подруге; тем самым она позволяет страху, порожденному верованиями, взять власть над собой. Этот страх подговаривает ее: «Погоди, не говори сейчас мужу об этом. Он тебя не поймет. Лучше поговори с кем-нибудь из подруг, пусть они подскажут тебе, как быть». Ее действия мотивированы страхом.

Не узнаешь ли ты себя в одном из предыдущих примеров? Каждый раз, когда ты блокируешь желание, когда то, что ты говоришь, делаешь или думаешь, не соответствует твоему желанию, это значит (это знак), что в настоящее время ты поддался какому-то страху. Страх удушает всякую радость, уничтожает всякое удовольствие.

Отмечать моменты, когда ты не доставляешь себе удовольствие, - еще одно хорошее средство для осознания собственных страхов.

Как правило, человек, не умеющий доставить себе удовольствие, столь же неуклюж и с другими. Вот простой пример. Сын хочет доставить удовольствие своей матери по случаю ее дня рождения; он покупает ей дорогой подарок и заказывает роскошный обед в ресторане. Но не догадывается проверить, действительно ли это доставит матери удовольствие (точно так же, конечно, он поступает и сам с собой). Он уверен, что мать будет счастлива и проявит большую признательность. Но этого может и не быть, и тогда его ждет досадное разочарование.

Для того чтобы действительно доставить удовольствие человеку, нужно не пожалеть времени и разузнать - хотя бы и у него самого, - чего ему больше всего хочется. Если бы наш герой спросил мать, что может ее порадовать, то услышал бы, например, что ей хочется просто видеть его в этот день дома, посидеть с ним за столом, сыграть в карты; или пусть бы он немного помог по хозяйству. Это было бы значительно приятнее, чем видеть такую бесполезную трату денег. То, что приятно одному, не обязательно доставляет удовольствие другому.

Поступаешь ли ты таким образом с детьми, супругой, с любимыми людьми? Приходило ли тебе в голову, что, когда ты хочешь доставить кому-то определенного рода удовольствие, скорее тебе хотелось бы получить такое удовольствие самому? Ты хочешь сделать подарок - быть может, ты сам желаешь этот подарок? Если да, значит, ты не даешь себе права на удовольствие доставлять самому себе удовольствие!

Когда ты желаешь чего-то, проверь: будет ли это способствовать твоему духовному развитию?

Поможет ли тебе удовлетворение этого желания восстановить контакт с твоей способностью творить, с собственным душевным величием? Станешь ли ты больше любить себя? Если твое желание мотивировано страхом, то осуществление этого желания не принесет тебе никакого удовлетворения.

Например, если женщина желает выйти замуж, потому что боится остаться одинокой в конце жизни, то, конечно, она осуществит свое желание, поскольку всякое настоящее желание имеет огромный потенциал к проявлению. Но отношения с мужем у этой женщины не будут радостными, потому что ее желание мотивировано страхом.

Для того чтобы проявление желания принесло тебе удовольствие, оно должно идти от потребности, от твоего центра, твоего внутреннего БОГА. Когда ты чувствуешь желание, но отгорожен от внутреннего БОГА, то есть когда это желание возникает лишь как функция ментальной активности (обычно страха), то реализация этого желания принесет тебе лишь иллюзию счастья или благополучия. Удовлетворено будет только твое эго. Этот вид удовлетворения настолько эфемерен и иллюзорен, что его воздействие никогда не бывает длительным. Оно подобно воздействию наркотика: хочется все чаще и все больше.

Наоборот, если женщина, желающая иметь мужа, говорит себе: «Я желаю иметь спутника жизни для того, чтобы научиться больше любить и чтобы расти как личность. Я знаю, что мне предстоит чему-то научиться с каждым человеком, которого я повстречаю на пути. Я хочу развить в себе больше любви, и вот я предоставляю Вселенной позаботиться о том, что мне больше всего нужно», - то таким образом она увеличивает возможность того, что в ее жизнь придет радостное испытание, придет опыт, который принесет ей великое благополучие.

Очень часто твое физическое тело пытается показать, что твое желание возникает из страха или из интеллектуального верования, и для этого подает тебе знак в виде зуда. Зуд проявляется различным образом и в различных местах тела; эти дискомфортные ощущения на коже чаще всего выражаются словом «чешется». В зависимости от локализации зуда можно определить и ту сферу, в которой остается неудовлетворенным какое-то твое желание - из-за чрезмерных ожиданий либо из-за стремления что-то или кого-то контролировать. Это желание никогда не принесет тебе благополучия, потому что контроль не может дать истинного удовольствия.

Любопытно, что словари определяют слово «удовольствие» как ощущения или эмоции, связанные с удовлетворением желания, с гармоничной жизнедеятельностью. В основе этого слова, как и его антонима («недовольство»), лежит сочетание до воли; ключевым оказывается понятие воли, свободы, не заблокированного стремления. При таком лингвистическом - или метафизическом? - подходе получается тот же вывод: если человек запрещает себе удовольствие, не отвечает на свое истинное желание, то тем самым он преграждает себе путь до воли, остается несвободным, жизнь его становится негармоничной и, следовательно, нездоровой. Появляются недомогания и болезни.

Я нередко слышу от разных людей, что они не любят свою работу; они хотели бы такую работу, которая приносит удовольствие. Но дело в том, что им самим надлежит творить удовольствие и радость в собственной работе! А ты - учишься ли ты расти через свою работу, через людей, с которыми работаешь? Изучаешь ли новые способы развития любви и творчества? Если нет - займись этим; тогда ты сможешь иначе взглянуть на свою работу. Ты получишь от нее больше удовольствия, ты испытаешь огромное желание трудиться.

Я не собираюсь уговаривать тебя, чтобы ты не менял работу. Меняй. Но помни: если ты при этом ее осуждаешь или осуждаешь людей, с которыми работал, то тебя ожидает другая столь же нелюбимая работа. Научись любить свою работу, получать от нее удовольствие и расти благодаря ей, и тогда, в тот самый момент, когда поймешь, что научился всему, чему возможно было научиться на этой работе, ты легко и с удовольствием поменяешь ее. Такая перемена произойдет и гармонично, и быстро, потому что твое желание - продолжать учиться.

Не забывай, как важно знать, чего ты хочешь. Если ты спрашиваешь себя: «А чего я на самом деле хочу? Что бы такое могло принести мне удовольствие?» и если в твоем ответе содержится лишь то, чего ты не хочешь, тогда тебе нужно осознать, что ты не сумел выразить свое желание. Тебе совершенно необходимо точно установить, чего же ты хочешь. Например, когда человек говорит: «Все, что я знаю, - это то, что я не хочу болеть и не хочу жить с такой женой», то он выражает лишь то, чего он не хочет, но не то, чего хочет.

Возможно, ты относишься к людям, которые говорят: «Откуда я могу знать, что в этой жизни принесет мне удовольствие? Никогда не получается так, как я хочу, всегда и все заканчивается разочарованием». Так бывает только тогда, когда человек хочет все контролировать. Если ты желаешь чего-то, то желай без ожиданий. Сообщи Вселенной свое желание, добавив, что это твое истинное желание и что ты наперед принимаешь, что то, чего ты желаешь, проявится в твоей жизни, только если это благотворно для тебя сейчас.

Ты не должен беспокоиться о результатах, зная, что если твоя просьба не благотворна для тебя сейчас, то тебе выпадет что-то лучшее. Ты даешь, таким образом, распоряжение своему внутреннему БОГУ проявить в твоей жизни то, чего ты желаешь, или нечто лучшее. Благодаря уверенности, что все, что с тобой произойдет в жизни, может быть только к лучшему, тебе легче будет видеть хорошую сторону тех ситуаций, в которые ты будешь попадать и которые окажутся далеко не такими, каких ты желал. В итоге твоя жизнь станет выглядеть более приятной и привлекательной.

Все это целиком относится и к уровню физическому. Если ты слушаешь только свои физические чувства, значит, ты не в контакте со своими истинными потребностями, и удовольствие, испытываемое тобой в такие минуты, может быть лишь мимолетным. Чтобы проверить, не слушаешь ли ты только свои чувства, предлагаю тебе обратить внимание на то, как ты питаешься. Для многих людей питание является источником удовольствия. Но слышат ли они свои истинные потребности? Часто они съедают слишком много сластей или других продуктов, хорошо зная, что это им не на пользу. Они вначале досыта наедаются, а потом испытывают чувство вины, ругают себя и мучаются от болей в желудке и в других частях тела. Боль и чувство вины говорят о том, что они не слушали своих истинных физических потребностей.

Самое важное здесь - осознать, что когда ты принимаешь пищу, то хочешь также получить от этого удовольствие. Если ты отдаешь себе отчет в том, что еда приносит лишь временное удовольствие и что на самом деле ты не заботишься о своих настоящих потребностях, то подумай, какую другую потребность ты пытаешься удовлетворить с помощью еды. Это поможет обнаружить, какое удовольствие ты запретил себе в плане психологическом, то есть в плане эмоциональном и ментальном, и теперь пытаешься найти компенсацию в физическом мире. Ибо большинство людей переносят на физический уровень то, чего им не удалось сделать в плане эмоциональном и ментальном. Такой подход - хорошее средство для того, чтобы помочь тебе осознать удовольствие, которое ты можешь доставить себе на психологическом уровне.

Вот пример: если ты хочешь купить что-то, в состоянии ли ты сделать это просто ради удовольствия сделать - дать себе право купить вещь исключительно для себя? Еще раз напомню: очень важно проследить, не страх ли мотивирует твою покупку. Если страх, то покупка принесет тебе очень мало удовольствия. Кроме того, ты почувствуешь потребность купить что-то кому-то еще, так как у тебя возникнет чувство вины за покупку для себя. Если ты рассчитываешь таким способом загладить вину и доставить кому-то удовольствие, то очень вероятно, что тебя ждет большое разочарование.

С другой стороны, если в момент покупки ты испытываешь большое удовольствие и признательность, то вещь будет еще долго тебе нравиться. Каждый раз, пользуясь ею, ты снова и снова будешь испытывать такое же удовольствие, как и при покупке. А еще в таком случае тебе легче будет купить что-то другому человеку - просто ради удовольствия доставить ему удовольствие. И даже если он скажет, что это не совсем то, чего он хотел бы, ты без какого-либо смущения вручишь ему кассовый чек, чтобы он мог обменять покупку на более подходящую. Твой жест покажет, что ты сделал покупку ради удовольствия доставить удовольствие; ты не искал косвенного способа добиться любви.

Некоторые люди ищут удовольствия в том, чтобы всем помогать; помни, что самая ценная помощь - та, о которой тебя просят. Существует граница между помощью кому-то и вмешательством в его дела. Как ты себя чувствуешь, когда к тебе кто-то навязывается с советами и попытками руководить твоим поведением? Вероятнее всего, у тебя возникает желание дать отпор, во всяком случае, про себя ты думаешь: «Когда мне понадобятся твои советы, я тебя позову».

Общее правило: все мы хотели бы решать наши проблемы самостоятельно. Только если мы видим, что ситуация выходит за пределы наших возможностей, мы просим или принимаем помощь других. Если ты любишь помогать другим, это еще вовсе не значит, что ты умеешь доставлять им удовольствие. Очень часто получается наоборот. Того, кто слишком активно старается помочь, считают назойливым; нередко его приход повергает людей в панику!

Если человек просит тебя помочь ему, предлагай лучшую помощь в пределах твоих знаний и не забывай о собственных ограничениях.

Приходилось ли тебе обнаруживать и осознавать, что ты взял на себя излишние обязательства? Что они потребуют от тебя слишком больших усилий? Если от таких обязательств можно отказаться - откажись; подобные ситуации отнимают у тебя твое заслуженное удовольствие. Дай себе право отказаться. И пусть этот опыт научит тебя, что излишние обязательства омрачают радость жизни.

Человек, открытый удовольствию, любит приятную новизну, и она ему постоянно встречается в жизни. Те же, кто живет исключительно уроками прошлого и, следовательно, пользуется интеллектом для управления своей жизнью, только и делают, что воссоздают свое прошлое. Соответственно, все новое проходит у них под носом, не будучи ни замеченным, ни использованным.

Для того чтобы научиться доставлять себе удовольствие, достаточно научиться чувствовать удовольствие во всем, что ты делаешь. Ты можешь начать с осознания многочисленных маленьких удовольствий, которые жизнь тебе дарит на каждом шагу. Сколько радостей нам дано, а мы их не замечаем или не ценим по-настоящему, - восход Солнца, чья-то улыбка, удовольствие от законченной работы, свежий воздух и т. д. Если ты в состоянии осознать эти маленькие праздники, то будешь значительно меньше зависеть от других в том, чтобы доставить себе удовольствие.

Чем меньше ты ожидаешь от других, тем ближе ты к тому, что приносит тебе удовольствие. И тем легче ты делишься удовольствием с другими, не спрашивая себя: «Что бы мне такое сделать, чтобы доставить им удовольствие?» Это происходит само собой. Одно твое присутствие - радость для других. Один лишь пример твоего энтузиазма и радости жизни возбуждает радость и в других. Общепризнано, что люди, которые умеют доставлять себе удовольствие и находить удовольствие во всем, что делают, - такие люди лучше других справляются с работой, приятны в общении, открыты благополучию и изобилию.

В заключение этой главы я предлагаю тебе на протяжении ближайшей недели каждое утро задавать себе вопрос: «Что мне сегодня доставит удовольствие?» Твой ответ может быть в сфере «иметь», «делать» или «быть». Прими решение сегодня же получить это удовольствие.

А вечером, перед отходом ко сну, запиши все другие удовольствия, которые ты испытал в течение дня, - но не доставленные другими людьми, а те, которые ты сам создал или стимулировал. Ты мог, например, испытать удовольствие оттого, что доставил удовольствие кому-то. Это и есть те удовольствия, которые должны происходить от тебя, от твоего взгляда на мир.

Мы тут недавно у себя в узком женском кругу решили разобраться: почему вроде неприметная с виду, "мышь серая" пользуется ошеломительным успехом у мужчин, а умная и эффектная красавица, наоборот, от недостатка внимания страдает? "И куда только эти мужики смотрят?!" — кипятились самые импульсивные из нас. "Куда-куда! В корень", - изрекла самая мудрая. И популярно объяснила, что, мол, все, подружки, в ваших руках, что головой надо думать, а губами и языком — работать.

Оценка

Сразу делаем оговорку: конечно, мужчины — разные, женщины — тоже. Но у всех, скажем так, есть общие места. Небольшой опрос среди друзей и знакомых помог выявить самые заветные желания мужчин и нащупать их наиболее чувствительные эрогенные зоны.

Итак, десять способов доставить мужчине райское наслаждение.

1. Запустите руку в его шевелюру
Для начала проведите пальчиками по затылку партнера, поиграйте завитками его волос. Запустите поглубже руку в его шевелюру. И тут же почувствуете, с какой благодарностью партнер воспримет этот жест. Скользнув по волосам, задержите ладонь на ямке под самым затылком. Мало кто знает - здесь скрываются две очень чувствительные точки. И нежное прикосновение, возникающее будто из ниоткуда, способно вызвать у мужчины самое острое желание. В ваших чутких руках партнер станет податлив, как воск, и нежен, как персидский кот. И не забывайте: даже самые мужественные и неприступные бывают совершенно беззащитны в момент возбуждения.

2. Покусайте за ушко
Знающий толк в любви Восток с нежностью воспевал такую часть тела в мужчине, как... ухо. Мастера эротического массажа знают: мочки ушей очень чувствительны. Попробуйте провести по ним кончиком языка. Подержите мочку во рту, слегка покусывая ее. Искушенная женщина найдет подходящий момент, когда добавить крупицу боли в коктейль удовольствия.

3. Посыпьте соски корицей
Вы думаете, только женщина обожает, когда ей ласкают грудь? Мужские соски и кружочки вокруг них на самом деле так же восприимчивы. Доставьте удовольствие себе и ему — лизните кончиком языка. Если мужчина застыл в ожидании, продолжайте игру. Можно подключить и пальчики.

Эксперимент для гурманов — намазать соски джемом. Кто-то, глядишь, выберет и погорячее! Известны случаи, когда мужчины просили капнуть на соски... горчицей. Говорят, что еще душистая корица пользуется особенным успехом у горячих натур.

4. Растопите лед на его спине
Забудьте про маниакальность героини Шэрон Стоун из фильма "Основной инстинкт". Выудите кусочки льда из ведерка с шампанским на глазах у партнера. Эта ледяная штучка в умелых руках (и губах) способна творить чудеса. Попросите партнера лечь на живот и проведите обжигающим кусочком льда по его обнаженной спине. Сверху вниз. По самой линии позвоночника. Передайте мужчине кусочек льда изо рта в рот во время поцелуя. Такая игра наверняка доставит удовольствие обоим.

5. Поласкайте его мизинец. На ноге
Мужчины обожают, когда им массируют ступни. Используйте любое массажное масло. Вначале разотрите его пятки, потом принимайтесь за пальцы - они очень чувствительны, особенно мизинчик. От этих неземных ласк ваш партнер вспорхнет на седьмое небо от счастья.

6. Поработайте языком
"Дорожкой блаженства" называют "косичку", начинающуюся от мужского пупка и ведущую ниже... По "тропинке" можно ласково пройтись ладошкой. Можно попробовать "тактику спирали" — круговые движения пальчиками электризуют нервные окончания и усиливают возбуждение.

7. Шлепните его по ягодицам
Вы еще способны сдержать нетерпение? Замечательно. Самое время подумать о весьма эротичных горках мышц ниже пояса. Это мы про ягодицы. Для начала помассируйте их легкими движениями. Недолго думая, переходите к более энергичному массажу. Можете даже слегка пошлепать. Эту часть тела мужчина всегда готов отдать в нежные и ласковые руки. Возможно, ваш партнер из числа тех, кто бурно реагирует и на стимуляцию ануса. Но эта точка очень чувствительна к любым резким воздействиям, так что будьте поосторожнее. Если партнеру не нравится, лучше "не ломиться с черного входа".

8. Дорого яичко...
Есть масса противоречивых мнений о том, насколько близко даме можно приближаться к самому святому. Яички столь чувствительны, что даже наделены способностью "убегать вверх". Защитный рефлекс. Так что поосторожнее с этими "двойняшками". Лишь теплые прикосновения могут обернуться особой отзывчивостью. Если мужчина благодарно расслабился, пускайте в ход более интимные ласки языком и губами.

9. Возьмите его за уздечку
Если вы еще до сих пор не поняли, какая самая чувствительная точка на главном м-м... мужском достоинстве, подскажем. Это так называемая уздечка, тонкая связка между головкой и крайней плотью. Помассируйте эту маленькую V-образную штучку большим пальцем руки. Ласково и бережно. Получите оч-чень большой результат!

10. Вырезано цензурой

Всё, что доставляет удовольствие, задерживает вас

Вопрос: Я дипломированный бухгалтер на пенсии, а моя жена занимается социальной работой для бедных женщин. Наш сын уезжает в Соединённые Штаты, и мы приехали его проводить. Мы панджабы, но живём в Дели. У нас есть Гуру направления Радха-Соами, мы очень высоко ценим сатсанг . Мы чувствуем, что нам очень повезло, что мы попали сюда. Мы встречали много святых людей и счастливы встретить ещё одного.

Махарадж: Вы встречали много отшельников и аскетов, но трудно найти полностью реализованного человека, сознающего свою божественность (сварупа ). Святые и йоги через невероятные усилия и жертвы обретают множество чудесных сил и могут сделать много добра, помогая людям и вдохновляя их веру, однако это не делает их совершенными. Это не реальность, а лишь обогащение ложного. Усилие ведёт к ещё большему усилию. То, что было построено, надо поддерживать, что было обретено, надо защищать от разрушения или потери. То, что может быть потеряно, не является на самом деле вашим, а зачем вам то, что не ваше? В моём мире ничем не манипулируют, всё совершается само собой. Всё существование находится в пространстве и времени, ограниченное и временное. Тот, кто воспринимает существование, тоже ограничен во времени и пространстве. Меня не заботит ни «что существует», ни «кто существует». Я пребываю за пределами, где являюсь и тем, и другим, и ни одним из них.

Те, кто после приложения больших усилий и искупления воплотил свои амбиции и обрёл высокие уровни восприятия и действия, обычно чётко осознают своё положение. Они делят людей на иерархии, начиная от тех, кто не достиг ничего, и заканчивая теми, кто достиг высоких уровней. Для меня все равны. Различия во внешности и выражении существуют, но они не имеют значения. Как форма золотого украшения не влияет на само золото, так и человеческая сущность остаётся нетронутой. Там, где нет этого чувства равенства, к реальности не приближались.

Простого знания недостаточно, познающий должен быть познан. Пандиты и йоги могут знать многое, но какая польза от простого знания, если не познано я? Оно, без сомнения, будет использоваться неверно. Без знания познающего не может быть мира.

В: Как познать познающего?

М: Я могу рассказать вам только то, что знаю из собственного опыта. Когда я встретил своего Гуру, он сказал мне: «Ты не являешься тем, чем себя считаешь. Познай себя. Наблюдай чувство «я есть», найди своё истинное я». Я послушался его, потому что доверял ему. Я сделал так, как он сказал. Всё своё свободное время я проводил, наблюдая себя в тишине. И как всё изменилось, и как быстро! Мне потребовалось всего три года, чтобы реализовать свою истинную природу. Мой Гуру умер вскоре после моей встречи с ним, но это не имело значения. Я помнил его наставления и упорно продолжал их выполнять. Плоды этого здесь, со мной.

В: Что это?

М: Я знаю себя таким, каков я есть в реальности. Я не являюсь ни телом, ни умом, ни ментальными способностями. Я за пределами всего этого.

В: Вы просто ничто?

М: Да ладно вам! Будьте разумны. Конечно, я есть, и очень даже ощутимо. Только я не то, чем вы можете меня считать. Это должно сказать вам всё.

В: Это не говорит мне ничего.

М: Потому что об этом нельзя ничего сказать. Вы должны получить собственный опыт. Вы привыкли иметь дело с вещами, физическими и ментальными. Но я не вещь, и вы тоже. Мы не являемся ни материей, ни энергией, ни телом, ни умом. Если вы хотя бы мельком увидите собственное бытие, вы легко поймёте меня.

Мы так много вещей принимаем на веру. Мы верим в далёкие земли и людей, в рай и ад, в богов и богинь, потому что нам так говорят. Точно так же нам говорят о нас самих, о наших родителях, имени, положении, обязанностях и так далее. Мы никогда не утруждаем себя проверкой. Путь к истине лежит через разрушение ложного. Чтобы уничтожить ложное, вы должны поставить под сомнение ваши самые глубоко укоренившиеся убеждения. Хуже всего из них представление о том, что вы являетесь телом. С телом приходит мир, с миром - Бог, якобы создавший этот мир, и так всё и начинается - страхи, религии, молитвы, жертвования, всяческие системы - всё для защиты и поддержки человека-ребёнка, до смерти напуганного им же самим созданными монстрами. Осознайте, что то, что вы есть, не может рождаться и умирать, и с исчезновением страха закончатся и все страдания.

То, что было создано умом, умом же и разрушается. Но реальное не было создано и не может быть уничтожено. Держитесь того, над чем ум не имеет власти. То, о чём я говорю, не находится в прошлом или будущем. Нет его и в повседневной жизни, текущей в сейчас. Оно безвременно, и абсолютная безвременность этого непостижима умом. Мой Гуру и его слова «ты есть я» всегда со мной. Вначале мне надо было фиксировать свой ум на них, но сейчас это происходит просто и естественно. В тот миг, когда ум принимает слова Гуру как истинные и спонтанно проживает каждое мгновение повседневной жизни в соответствии с ними, является порогом реализации. В каком-то смысле это спасение через веру, но вера должна быть интенсивной и продолжительной.

Однако вы не должны думать, что одной веры достаточно. Вера, выраженная в действии, - это несомненное средство реализации. Из всех средств это самое эффективное. Есть учителя, которые отрицают веру и доверяют только разуму. На самом деле они отрицают не веру, а слепые убеждения. Вера не слепа. Это готовность пытаться.

В: Говорят, что из всех форм духовной практики самой действенной является практика простого свидетельствования. Как она соотносится с верой?

М: Позиция свидетеля - это тоже вера, это вера в себя. Вы верите, что не являетесь тем, что воспринимаете, и смотрите на всё как бы со стороны. Позиция свидетеля предполагает отсутствие каких бы то ни было усилий. Вы понимаете, что являетесь только свидетелем, и это понимание действует. Вам больше ничего не нужно, просто помните, что вы являетесь только свидетелем. Если в состоянии свидетеля вы спросите себя: «Кто я?» - ответ придёт немедленно, хотя и будет молчаливым и бессловесным. Перестаньте быть объектом и станьте субъектом всего, что происходит. Повернувшись вовнутрь, вы обнаружите, что находитесь за пределами субъекта. Найдя себя, вы обнаружите, что находитесь также и за пределами объекта, что и субъект, и объект существуют в вас, но вы не являетесь ни тем, ни другим.

В: Вы говорите об уме, о сознании-свидетеле и о Высшем, которое за пределами осознания. Вы хотите сказать, что даже осознание нереально?

М: Пока вы думаете в терминах «реальное-нереальное», осознание будет единственной возможной реальностью. Но Высшее находится за пределами каких-либо отличительных признаков, для него неприложим термин «реальное», поскольку в нём реально всё и потому не нуждается в данном обозначении. Это сам источник реальности, он делает реальным всё, чего касается. Его просто нельзя понять посредством слов. Даже прямой опыт, каким бы высоким он ни был, всего лишь констатирует его, не более.

В: Но кто создаёт мир?

М: Вселенский Ум (чидакаша ) создаёт и разрушает всё. Высшее (парамакаша ) придаёт реальность всему, что обретает бытие. Наиболее близким будет назвать это универсальной любовью. Подобно любви, оно делает всё реальным, красивым, желанным.

В: Почему желанным?

М: Почему бы и нет? Откуда приходят все могущественные соблазны, заставляющие все сотворённые вещи реагировать друг на друга и сводящие людей друг с другом, если не из Высшего? Не бегите от желаний, просто следите, чтобы они текли в правильном направлении. Без желаний вы мёртвы. Но с низкими желаниями вы призрак.

В: Каков ближайший к Высшему опыт?

М: Необъятный покой и безграничная любовь. Осознайте, что всё истинное, благородное и прекрасное во вселенной исходит от вас, что вы сами являетесь источником этого. Боги и богини, присматривающие за миром, могут быть самыми чудесными и восхитительными существами, однако они подобны роскошно одетым слугам, провозглашающим силу и богатство их хозяина.

В: Как можно достичь Высшего Состояния?

М: Отказавшись от всех остальных желаний. Пока вас устраивают более низкие состояния, вы не можете достичь наивысшего. Всё, что доставляет вам удовольствие, удерживает вас на месте. Пока вы не осознали неудовлетворительность всего, его непродолжительность и ограниченность, и не собрали всю вашу энергию в одну великую устремлённость, вы не сделали и первого шага. С другой стороны, чистое стремление к Высшему само является зовом Высшего. Ничто физическое или психическое не может дать вам свободу. Вы получаете свободу, когда понимаете, что ваша связанность создана вами самими, и прекращаете выковывать связывающие вас цепи.

В: Как обрести веру в Гуру?

М: Найти Гуру, а также довериться ему - редкая удача. Это происходит нечасто.

В: Это решает судьба?

М: Сказать, что это судьба, - значит ничего не сказать. Когда это происходит, вы не можете сказать, почему это происходит, и просто прикрываете своё незнание, называя это кармой , или Милостью, или Божьей Волей.

В: Кришнамурти говорит, что Гуру не является необходимостью.

М: Кто-то должен рассказать вам о Высшей Реальности и о пути, ведущем к ней. Кришнамурти не делает ничего другого. В каком-то смысле он прав - большинство так называемых учеников не обладают верой в своих Гуру. Они не слушаются и в конце концов покидают их. Для таких учеников было бы гораздо лучше вообще не иметь Гуру и искать помощь внутри себя. Найти живого Гуру - редкая возможность и огромная ответственность. К таким вещам нельзя относиться беспечно. Вы хотите купить себе рай и думаете, что Гуру предоставит его вам за плату. Вы пытаетесь заключить выгодную сделку, предлагая мало, а прося много. Вы не обманете никого, кроме себя.

В: Ваш Гуру сказал вам, что вы есть Высшее, вы поверили ему и действовали соответственно. Что дало вам такую веру?

М: Скажем, я просто был разумен. Было бы глупо не доверять ему. Какой интерес он мог бы преследовать, обманывая меня?

В: Вы сказали одному ищущему, что мы одинаковы, что мы равны. Я не могу в это поверить. И поскольку я в это не верю, какая мне польза от вашего утверждения?

М: Ваше неверие не имеет значения. Мои слова истинны и сделают свою работу. В этом прелесть сатсанга .

В: Может ли простое пребывание рядом с вами считаться духовной практикой?

М: Конечно. Река жизни течёт. Часть её вод здесь, но большая часть уже достигла цели. Вы знаете только настоящее. Мой взгляд проникает гораздо глубже в прошлое и будущее, в то, что вы есть и чем можете быть. Я вижу вас не иначе как самим собой. В природе любви заложено не видеть различий.

В: Как увидеть себя таким, каким меня видите вы?

М: Будет достаточно, если вы перестанете воображать себя телом. Самое вредное - это представление «я есть тело». Оно полностью скрывает от вас вашу истинную природу. Даже на мгновение не допускайте мысли, что вы есть тело. Не давайте себе ни имени, ни формы. В темноте и тишине вы найдёте реальность.

В: Может быть, я должен думать с убеждением, что не являюсь телом? Где мне взять это убеждение?

М: Ведите себя так, будто вы абсолютно в этом убеждены, и уверенность сама придёт к вам. Какая польза от слов? Простая формула, ментальная структура вам не поможет. Но действие без чувства «я», свободное от любого беспокойства о теле и его интересах, доставит вас в самое сердце Реальности.

В: Где взять смелость действовать без убеждения?

М: Любовь даст вам смелость. Когда вы встречаете кого-то неотразимо привлекательного, достойного любви, чистого, ваша любовь и восхищение будут для вас стимулом действовать благородно.

В: Не все умеют восхищаться тем, что достойно восхищения. Большинство людей абсолютно бесчувственны.

М: Жизнь заставит их чувствовать благодарность. Вся тяжесть накопленного опыта откроет им глаза. Когда вы встречаете достойного человека, вы любите его, верите ему и следуете его советам. Такова роль реализованных людей - показывать пример совершенства, чтобы другие могли восхищаться и любить. Красота человеческой природы и жизни - это огромный вклад в общее благо.

В: Должны ли мы страдать, чтобы расти?

М: Достаточно знать, что страдание существует, что мир страдает. Ни боль, ни удовольствие сами по себе не просветляют. Только понимание. Постигнув истину, что мир полон страданий, что родиться - это несчастье, вы найдёте в себе стремление и энергию выйти за его пределы. Удовольствия погружают вас в сон, боль пробуждает. Если вы не хотите страдать, не засыпайте. Вы не можете познать себя только через блаженство, потому что блаженство - это сама ваша природа. Вы должны взаимодействовать с его противоположностью, с тем, чем вы не являетесь, чтобы обрести просветление.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Я есть То автора Махарадж Нисаргадатта

91 Удовольствие и счастье Вопрос: Один мой друг, молодой человек двадцати пяти лет, узнал, что болен неизлечимой болезнью сердца. Он написал мне, что вместо медленной смерти предпочитает самоубийство. Я ответил, что болезнь, неизлечимая западной медициной, может быть

Из книги Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) автора аль-Бухари

Глава 247: Женщина убирает с молящегося то, что доставляет ему беспокойство. 308 (520). Сообщается, что ‘Абдуллах бин Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, молился рядом с Каабой, а группа

Из книги В начале было Слово… Изложение основных Библейских доктрин автора Автор неизвестен

Закон, доставляющий удовольствие. Закон Божий - вдохновение для души. Псалмопевец сказал: «Как люблю я закон Твой! весь день размышляю о нем». «А я люблю заповеди твои более золота, и золота чистого». «Скорбь и горесть постигли меня, - сказал он, - заповеди Твои - утешение

Из книги Сознание говорит автора Балсекар Рамеш Садашива

Из книги Комментарии к жизни. Книга третья автора Джидду Кришнамурти

Из книги Слова II. Духовное пробуждение автора Старец Паисий Святогорец

Глава вторая. О том, что жертва доставляет человеку радость В нашу эпоху жертвенность является редкостью"Дети - это сплошная морока", - сказала мне одна женщина, имевшая все. Дети ей были в тяжесть! Если мать думает подобным образом, то она ни на что не годна, поскольку для

Из книги Сочинения автора Кавасила Николай

Слово третье. Какое содействие доставляет ей Божественное миро Тем, кои так духовно созданы и таким образом рождены, следует получить и действование, которое бы соответствовало таковому рождению, и сообразное тому движение. И это доставляет нам таинство Божественного

Из книги Сутта-Нипата автора Автор неизвестен

Слово пятое. Какое содействие доставляет ей освящение священного жертвенника Таково значение священных таинств, и такое доставляют они нам приготовление к истинной жизни. Поелику же жертвенник есть начало всякого таинства, нужно ли принять вечерю или помазание, а также

Из книги Запретный Талмуд автора Ядан Ярон

4.1 Кама сутта. «Чувственное удовольствие» 766. Если удастся достичь телесных радостей тому, кто жаждет их, он становится радостным, найдя любезное смертным;767. если же не удастся ему достичь тех радостей, он мучится, как пронзенный стрелою.768. Кто избегает телесных радостей,

Из книги Книга о счастье [фрагмент] автора Лоргус Андрей

10 МОЖЕТ ЛИ ЖЕНЩИНА, ПОЛУЧАВШАЯ УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ СЕКСА В ВОЗРАСТЕ МЕНЕЕ ТРЕХ ЛЕТ, ВЫЙТИ ЗАМУЖ ЗА СВЯЩЕННИКА Некая женщина обратилась к рабби Акиве со следующим вопросом: она занималась сексом в возрасте менее трех лет; можно ли ей теперь выйти замуж за священника-когена?В

Из книги Книга о счастье автора Лоргус Андрей

Из книги Том V. Книга 1. Нравственно-аскетические творения автора Студит Феодор

Радость, удовольствие, удовлетворенность Вот, например, такие знакомые всем вещи, как удовольствие и радость, – их часто ставят рядом, считают синонимами, путают одно с другим. А ведь удовольствие может быть лишено радости. Если мы внимательны к себе, мы знаем, что

Из книги Бог не хочет страдания людей автора Ларше Жан-Клод

Оглашение 78 Об огорчениях, происходящих в общежитии, и о том, как, несмотря и на умножение братии, Господь Бог непрестанно доставляет необходимое Какими страданиями за Христа мы сможем превозноситься в будущем веке? Отцы мои, братия и чада. Я осмелился и осмеливаюсь вести

Из книги автора

Удовольствие и скорбь являются источниками искажения нравственного сознания Негативный характер как скорби, так и удовольствия виден также в пагубной роли, которую они играют в нравственном сознании падшего человека. На самом деле он оказывается склонным спонтанно

Из книги автора

Удовольствие и скорбь устанавливают над падшим человеком тиранию, толкая его к греху и страстям Негативный характер, признанный как за скорбью, так и за удовольствием, в равной степени зависит от власти, которую они имеют над падшим человеком. Эта власть имеет для него