Иверская моздокская. Икона божией матери «моздокская

Грузинская царица святая Тамара, жившая в конце XII - начале XIII века, способствовала распространению на Кавказе христианства, воздвигала и снабжала утварью и облачениями множество храмов в горах и ущельях. В один из таких храмов, находившихся около осетинского аула Марьям-Kay, она и прислала список с афонской Иверской иконы Божией Матери в дар новопросвещенным христианам. Написана эта икона была благочестивым человеком, который перед тем, как начать работу, постился шесть недель.

До 1768 года эта икона Богоматери хранилась в Куртатинском округе. Здесь она три раза чудесным образом выходила невредимой из пожаров. В том же году по настоянию императрицы Екатерины II осетины аула Марьям-Kay должны были выселиться из Куртатинского округа. Отправившись в дорогу и взяв с собой Иверскую икону, путники-осетины заночевали на берегу р. Терек у города Моздока. Всю ночь от святой иконы исходил яркий свет, освещая всю окрестность, а утром, когда переселенцы хотели продолжить свой путь, волы, запряженные в арбу, на которой помещалась Иверская икона, не смогли сдвинуться с места. Одному из путников было во сне видение: Богородица приказала оставить икону на этом месте. Весть об этом дошла до архиерея Гаия, которым был совершен торжественный молебен у иконы. Архиерей хотел было перенести икону в городской собор, но ему тоже было открыто, что святой образ должен оставаться на том же месте. Епископ внял этому небесному внушению и построил здесь для Иверской иконы часовню, на месте которой в 1796-1797 годах был выстроен храм во имя Успения Богоматери, здесь же вскоре была основана женская обитель. Но в 1799 году и храм, и монастырь были закрыты, как была упразднена и сама Моздокская епархия.

По преданию, когда предводитель кавказских горцев Шамиль подходил со своим войском к Моздоку, чтобы овладеть им, ему явилась в видении Жена в белом одеянии и приказала не трогать город.

В конце XIX столетия в честь Иверской иконы Божией Матери жителями Моздока был выстроен величественный храм. Но не только моздокские жители считали эту икону своей покровительницей - она почиталась по всему Кавказу; и не одни лишь православные, но и католики, населявшие Кавказ, служили ей молебны и ставили пред ней свечи.

От Иверской Моздокской иконы совершилось много чудес и исцелений. Часто по обету богомольцы приходили к ней издалека босиком и несколько раз обходили вокруг собора на коленях. Каждый год ее переносили в г. Владикавказ, где она пребывала около месяца.

К великому сожалению, после революции 1917 года икона была утеряна и сегодня в Успенской церкви города Моздока находится ее список.

Моздокская чудотворная икона Божией Матери принадлежала к числу древнейших святынь Православной Церкви. Часто она называлась Иверской, так как была написана в Иверии, хотя в большинстве случаев необоснованно связывают ее название с известной афонской святыней. Она была написана на деревянной доске по золотому фону. Над ликом Богородицы сокращенно по-грузински написано «Пресвятая», а над Богомладенцем «Иисус Христос». Икона имела серебряную позолоченную чеканной работы ризу. На ризе, в отличие от иконы, Богородица увенчана короной, которую украшал бриллиант. Икона была размером 1 ¾ аршина (1м 25см) в длину и 1 аршин 7 вершков (1м 3 см) в ширину.

Списки с Моздокской иконы преимущественно распространены на Северном Кавказе (Ставропольская, Бакинская, Ростовская-на-Дону, Краснодарская, Майкопская епархии), в Закавказье, части Нижнего Повольжья (Калмыцкая епархия) и Воронежской области.

Летописных и исторических свидетельств о древности Моздокской иконы Пресвятой Богородицы нет. Не сохранились находившиеся в Моздокской Успенской церкви печатная записка и рукописное сказание об этой иконе, а так же архивное дело Кавказской духовной консистории, на основании которых в 1895 году было составлено «Сказание о чудотворной Иверской иконе Божией Матери, находящейся в Успенской церкви города Моздока». Сами первоначальные письменные свидетельства, легшие в основу «Сказания», появились достаточно поздно и основывались на устном предании, которое в свою очередь лишь «согласуется со свидетельствами истории, ими объясняется и подтверждается».

Согласно этим свидетельствам история этой иконы такова. В конце XII — начале XIII столетия в Грузии царствовала (1184 — 1213 гг.) святая благоверная царица Тамара. Это был один из лучших периодов в истории Грузии. Дочь осетинской княгини Бурдухан и жена осетинского князя Давида-Сослана царица Тамара с мудростью государственного управления соединяла святую ревность об утверждении христианства среди подвластных ей горских племен 1 . До сего дня сохранились остатки храмов 2 , построенных ею вгорах и ущельях Кавказа и Закавказья 3 .

В один из таких храмов около осетинского аула Марьям-Кау в Куртатинском округе Тамара прислала икону Божией Матери. По преданию, эта икона была написана придворным иконописцем, человеком благочестивым, подготовившимся к своему труду шестинедельным постом. Образ впоследствии прославился чудесными знамениями. Трижды горела церковь, в которой пребывала эта икона, и каждый раз после пожара ее находили целой на горе, неподалеку от церкви. Видя такое чудо, жители аула стали почитать ее чудотворной.

Со смертью царицы Тамары счастливые времена для Осетии закончились. Орды степняков, предводительствуемые Тамерланом, покоряя Кавказ, ознаменовали свое шествие в 1387—1394 и 1403 годах опустошением городов и сел, разграблением христианских святынь и разрушением храмов. Персы и турки, споря за обладание Осетией, приносили новые беды и новые опустошения. Бедствия Грузии отозвались печальными последствиями и на племенах Кавказа, куда пастыри Церкви приходили из Иверии. Вместо них с проповедью ислама появлялись мусульманские муллы. Осетины, не имея у себя учителей христианской веры, под влиянием Корана начали отпадать от Православия. Хотя большинство осетин не приняли и ислам, а впали в язычество, представлявшее собой синтез христианских, исламских и натуралистических верований. Свет Христовой веры начал угасать у осетин, но они, несмотря на тьму язычества, сохранили уважение к святыне христианских храмов, называя их «дзуарами» — святилищами, а церковным предметам, оставшимся в храмах, приписывали магическую силу. В новом религиозном опыте осетин нашлось место для почитания Пресвятой Богородицы и Ее икон, благодаря чему и сохранилась икона царицы Тамары.

Дальнейшая судьба Иконы связана с возрождением православного христианства на Северном Кавказе. В 1567 году царь Иван Васильевич Грозный основал на реке Тереке город Терки и учредил на Кавказе русское воеводство. Соседи-горцы, общаясь с поселившимися здесь русскими, стали принимать христианство.

Двумя столетиями позже, в 1745 году, когда русское присутствие на Кавказе значительно возросло, императрица Елизавета Петровна учредила в крепости Моздоке особую Осетинскую Духовную Комиссию, целью которой была проповедь среди горцев Православия. В результате деятельности Осетинской Комиссии многие горцы, обращенные в христианство, оставляли свои аулы и селились в соседстве с русскими. Таким образом, около города Моздока из горцев-христиан образовалось поселение. В целях лучшей постановки христианской миссии и управления кавказскими приходами в 1793 году императрицей Екатериной II учреждена в Моздоке епископская кафедра. Моздокским епископом был определен главный член Осетинской Духовной Комиссии архимандрит Гаий (Такаов).

В первые годы епископства Гаия (предположительно 1796-97 года) к Моздоку прибыла большая группа осетин, переселявшихся на русскую линию из Куртатинского округа. На место своего нового жительства они везли икону Божией Матери, присланную им царицей Тамарой. У Моздока они остановились на ночлег. Ночью от той арбы, на которой находилась Чудотворная икона, был виден чудный свет. Когда на другой день осетины хотели продолжать свой путь, арба с иконой Божией Матери не двигалась с места. Только когда один из них рассказал, что он ночью слышал голос, повелевающий оставить святую икону на том месте, где стояла арба, они поняли причину происходившего. Как ни тяжело им было расставаться с дорогой святыней, однако они оставили святую икону на указанном месте.

Слух о чудотворной иконе и о всех обстоятельствах прибытия ее скоро дошел до Преосвященного Гаия. С торжественным крестным ходом он вышел из города, совершил перед иконой молебен и намеревался поставить ее в Моздокском кафедральном соборе. Но ему чудесным образом также было открыто, что икона должна оставаться на том самом месте, где провела ночь. Вскоре здесь была построена часовня, где и была помещена чудотворная икона.

В 1797 году вместо часовни был выстроен и освящен храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, при котором образовался женский монастырь. Лес для постройки храма пожертвовали жители станицы Луковской. Примечательным в истории строительства является то, что в станице Луковской, кроме русского казачьего населения, проживали также осетины и кабардинцы.

В 1799 году Моздокскую епархию упразднили. Успенский женский монастырь был закрыт. Хотя епископской кафедры в Моздоке не стало и Успенский монастырь опустел, все же в Успенскую церковь продолжали стекаться богомольцы.

Празднования в честь Моздокской иконы были установлены с первого года ее появления у Моздока. Благочестивый православный народ особо чествовал Святыню в день Успения Богородицы и в день Преполовения Пятидесятницы. Предполагают, что именно в Преполовение Икона оставлена здесь переселявшимися осетинами.

В эти два праздничных дня в просторной ограде деревянной Успенской церкви не было места. Здесь можно было встретить не только православных, но и армяно-григориан, армяно-католиков, лютеран, старообрядцев и даже мусульман. У православных осетин и кабардинцев был обычай приходить накануне праздника к церкви и проводить в молитве всю ночь. Многие из осетинских и кабардинских женщин шли сюда босиком и ночью с молитвой на устах по нескольку раз обходили церковь на коленях.

Чудеса, явленные Матерью Божьей через Моздокскую икону, были многочисленны. Ранние свидетельства о чудесах от Иконы не сохранились. Записывать их стали лишь в начале XIX века. Так о благодатных явлениях от Моздокского образа Богородицы, бывших с 1824 по 1895 год, можно прочитать в «Сказании», а с 1895 по 1917 года во Владикавказских епархиальных ведомостях.

В 1894 году Преосвященный Владимир, епископ Владикавказский и Моздокский получил разрешение Святейшего Синода приносить чудотворную Икону осенью на два месяца во Владикавказ. Принесение Моздокской иконы во Владикавказ являло собой великое торжество, на которое собиралось множество народа со всех окрестностей.

Переносимый Чудотворный образ шествовал по особому, ежегодно составлявшемуся маршруту таким образом, чтобы охватить как можно большее количество приходов на пути следования от Моздока до Владикавказа.

Епископом Владикавказским и Моздокским Антонином (Грановским) в 1915 году составлен акафист Божией Матери в честь Ее Моздокской иконы. Акафист был одобрен и благословлен к печати Святейшим Синодом.

До конца 30-хгодов XX столетия 4 Моздокская икона Пресвятой Богородицы пребывала в киоте заправым нижним клиросом Моздокского Успенского собора. Сохранилась ли она и где ее местопребывание, до сегодняшнего дня не известно.

Среди списков с Моздокской иконы Божьей Матери в настоящее время прославились чудотворениями и пользуются особым благоговейным почитанием в народе иконы, находящиеся в Успенской церкви г. Моздока (бывшая армянская), Свято-Никольском храме г.Прохладного, Ильинской церкви г.Владикавказа.

≈ В день памяти Иверской иконы Пресвятой Богородицы предлагаем читателям историю одного из списков "Благой Вратарницы" - чудотворной иконы Иверской Моздокской, написанной по повелению святой царицы Тамары для осетинского народа. На протяжении многих веков Моздокская икона Божией Матери, икона-апостол, как называл ее святитель Игнатий Брянчанинов, служила главным связующим звеном между горными народами Кавказа и Православием.

Сестры Стефано-Махрищской обители совершили паломничество в Республику Северная Осетия - Алания и посетили древний храм в Куртатинском ущелье, в котором с XII по XVIII хранилась главная святыня Алании.

≈ Неоценимый вклад в укрепление христианства в Осетии оказала святая благоверная царица Тамара. В конце XII - начале XIII веков в единоверной нам Грузии царствовала знаменитая царица Тамара, время ее царствования было самым счастливым и славным временем Грузии.

С мудростью государственного управления она соединила святую ревность о распространении и утверждении христианской веры в Грузии и Осетии.

Памятниками этой ревности доселе служат остатки храмов, построенных ею в горах и ущельях Осетии.

Созидая святые храмы, царица Тамара не жалела средств для их украшения святыми иконами, снабжала церкви Осетии церковной утварью и богослужебными книгами.

Тамара была дочерью осетинской княгини Бурдухан (дочери знаменитого царя и военачальника Худана, близкого друга царя Грузии Димитрия и его сына Георгия Куратпалата). Бурдухан была столь просвещенной, что, кроме Осетии, о ней знала вся Грузия.

Она знала, кроме осетинского, греческий, латинский и грузинский языки и все эти знания приобрела в Осетии при царском дворе.

Давид-Сослан, сын осетинского царя Джандероза, знал осетинский, греческий, латинский, татарский и другие языки. Его просвещенность и образованность сделали его достойным царицы Тамары.

Относительно осетинской царевны Бурдухан, матери царицы Тамары, в «Картлис Цховреба» («Грузинской летописи») говорится: «Царь Димитрий еще при жизни женил своего сына на дочери осетинского царя Худана по имени Бурдухан. Такого совершенства, как Бурдухан, не видывала Картли. Она была необыкновенная, вполне достойна своего мужа. Муж ее был высокий, стройный, красивый мужчина. Такой же красивой была и Бурдухан. Описать ее красоту на словах невозможно. Ее имя было известно всем. Ее воспитанницей и была ее дочь Тамара».

Бурдухан открыла в Осетии женский монастырь и до конца дней опекала его. Там она учила осетинских монахинь разным наукам. Прочитанные греческие и грузинские книги она переводила на осетинский язык. После смерти Бурдухан этому монастырю покровительствовали царица Тамара и Давид-Сослан, а в конце XIII века монастырь был разрушен монголо-татарами.

Вот что пишет грузинский летописец, современник Тамары, об осетинах: «Осетины являются убежденными христианами. Это достойный почтения народ. Они умеют хранить дружбу, не лживы, не изменники, отличные воины, прекрасно владеют оружием, умеют строить церкви, изготавливать церковную утварь, строят отличные башни, крепости, мосты и переправы, знают ремесла, умеют кузнечить, плотничать, изготавливать посуду, знают ювелирное дело, делают всякое оружие и военные доспехи, выращивают пшеницу, ячмень, прекрасные всадники, особо почитают старших».

В храм Рождества Пресвятой Богородицы в селении Майрамыкау (поселение Марии Богородицы) в Куртатинском ущелье (храм сохранился до наших дней, в трех километрах от Аланского Свято-Успенского мужского монастыря) царица Тамара прислала икону Божией Матери Иверскую. Она была написана придворным иконописцем, приготовлявшимся к своему труду шестинедельным постом. Икона эта впоследствии прославилась чудесными знамениями. Церковь три раза подверглась огню, а святую икону каждый раз после пожара находили целой на горе возле церкви.

Также происходили массовые исцеления от душевных и телесных недугов с верою притекающих к иконе богомольцев. Шесть веков чудотворная икона находилась в Курта-тинском ущелье, в с. Майрамыкау, оберегая осетинскую землю. В XVIII веке наступила эпоха сближения Осетии с единоверной Россией. После нашествия монголо-татар наши предки пережили очень трудные в своей судьбе времена и были на грани полного уничтожения иноплеменниками. В отсутствии духовенства христианство в Осетии стало гаснуть и смешалось с различными суевериями.

Но с добровольным вхождением в состав России начинает возрождаться осетинская нация, и в Осетии пламенный светоч христианства возгорается с новой силой.

В XVIII веке куртатинцы переселяются на равнину, в район Моздока. Уезжая, они забирают с собой и свою любимую святыню - икону Божией Матери. Прибыв в Моздок, куртатинцы-переселенцы остановились на ночлег. В сумерках они увидели, что от той арбы, в которой находилась икона Богородицы, исходит чудный свет, освещающий всю окрестность, и свет этот не переставал сиять всю ночь.

Поутру куртатинцы запрягли своих волов в арбу, в которой была икона, но, несмотря на все понуждения и побои, животные не двигались с места. Народ начал стекаться к образу Богородицы, люди станицами и селами шли, чтобы приложиться к чудотворной иконе.

Прибыл и епископ Владикавказский и Моздокский Гаий Токаов, который отслужил молебен. Пресвятая Богородица чудным образом известила епископа, что желает пребывать Своею иконою на том месте, где икона остановилась и провела ночь в осетинской арбе. Преосвященный поспешил построить здесь часовню и велел поставить в ней святую икону. Позже, в 1797 году, для иконы здесь был построен храм во имя Успения Пресвятой Богородицы.

С тех давних пор ежегодно, с Пасхи до Успения Богородицы, совершался крестный ход с чудотворной иконой из Моздока во Владикавказ по всей Осетии и Терской области.

Селения, через которые проносилась икона, считались у осетин счастливыми. В середине XIX века епископ Кавказский Игнатий Брянчанинов так писал своему брату Петру, занимавшему в то время пост ставропольского губернатора: «Осетины признают икону своею собственностью, питая к ней пламенную привязанность. Икона славна в горах, на поклонение к ней стекаются и множество горцев-магометан. Армяне григорианского исповедания также чествуют икону наравне с православными.

Многие магометане, пораженные чудесами, совершающимися при иконе, питают доверие и к христианству. Икона - апостол. Точно! Чудотворная икона Божией Матери совершает в здешнем крае служение апостола, споспешествуя христианству и свидетельствуя оное знамениями».

Перед святыней коленопреклоненно молился последний Российский Император Николай II. Произошло это 4 декабря 1914 года, когда он, возвращаясь с турецкой границы, посетил Владикавказ.

Специально по этому случаю в Михаило-Архангельский кафедральный собор из Моздока была доставлена чудотворная икона. На память Императору была подарена копия иконы Богородицы. Царя очень тронул неподдельный патриотический прием осетин. В годы разгула воинствующего атеизма и богоборчества потери, понесенные Православной Церковью, были велики и трагичны. В 30-х годах XX века исчезла и Иверская-Моздокская икона Божией Матери.

Монахи святой Аланской обители верят, что в свое время чудотворная икона - Апостол Кавказа, вернется в Куртатинское ущелье - удел Пресвятой Богородицы.

Аланский Успенский мужской монастырь - православный монастырь рядом с поселком Верхний Фиагдон в Куртатинском ущелье (Алагирский район Северной Осетии). Это самая высокогорная и самая южная Православная обитель на территории России.

Первыми насельниками обители стали осетины, духовно окормлявшиеся у старца архимандрита Ипполита (Халина) в Свято-Никольском монастыре г. Рыльска. По благословению старца Ипполита они прибыли в город Беслан, где в 2002 году был учрежден монастырь.

Со временем обитель была перемещена в Куртатинское ущелье, где был восстановлен храм XIX века во имя святых Жен-Мироносиц и построен братский корпус. Новый монастырь строился в трех километрах от храма, в котором шестьсот лет хранилась главная святыня Осетии и всего северного Кавказа - Моздокская икона Божией Матери.

В монастыре по древним образцам был возведен новый большой храм во имя Иверской Моздокской иконы Пресвятой Богородицы.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Записка о чудотворной иконе Иверской Божией Матери в Моздокской Успенской церкви

В Ставропольской губернии в городе Моздоке находится деревянная церковь Успения Божией Матери. В этой церкви за правым клиросом, в киоте, присутствует древняя и чудотворная икона Иверской Божией Матери. Исторические сведения о сей иконе имеются следующие.

В двенадцатом столетии знаменитая грузинская царица Тамара, по кончине первого супруга своего, русского князя Георгия Андреевича, то был сын Андрея Боголюбского, вступила в брак с князем осетин. Вместе с рукою своею она доставила князю и его народу христианство. Благочестивая царица не щадила ни трудов, ни издержек для водворения и утверждения святой веры между осетинами. В стране их многочисленные развалины свидетельствуют о многочисленности прежде бывших в них христианских храмов. Созидание этих храмов приписывается преданием Тамаре.

Предание утверждает, что одни из развалин в Карталинском ущелии составляют остаток храма, в котором помещалась и хранилась икона Иверской Божией Матери, как драгоценный дар боголюбивой Тамары осетинскому народу. Два раза храм был разрушен до основания пожаром, и оба раза икону Божией Матери находили целою. Шестьсот лет икона пребывала в Карталинском ущелии.

В конце прошедшего столетия магометанство при посредстве турецких миссионеров вторглось с величайшим фанатизмом - более политическим, нежели религиозным - в Кавказские горы. Оно уничтожило между народами горскими то слабое христианство, которое еще держалось между ними - держалось более номинально, нежели на самом деле. Осетины склонились к исламизму, подобно прочим горцам.

Но они так, как и все горцы, не сделались настоящими магометанами. Алкоран им неизвестен, по незнанию горцами арабского языка, на котором написан алкоран. Перевода на татарский горцы не имеют. Неизвестен он самим муллам горцев - они считают его недоступною, высшей мудрости книгою. Магометанство горцев заключается в соблюдении некоторых наружных магометанских обрядов. Они склонились к некоторым верованиям, внушенным им миссионерами. Большая часть понятий прежней неопределенной религии, в которой доселе видны признаки христианства, осталась при них. Главнейшею заботою миссионеров было внушать горцам, что их единственный законный государь есть турецкий султан.

В смутное время в религиозном отношении, то есть во время проповеди магометанства между горцами в конце прошедшего столетия, икона Божией Матери сохранила верными христианству многие семейства не только осетин, но и черкесов - сохранила верными посредством дивных знамений. Наше правительство в 1763 году пригласило горцев-христиан и горцев, желающих принять христианство, переступить чрез Терек и селиться близ Моздока. Вследствие приглашения в 1793 году партия горцев накануне преполовения Пятидесятницы прибыла к Моздоку, имея с собою икону Божией Матери.

Икона ознаменовала чудесами и путь свой, и прибытие в православный город. Преосвященный Гаий, епископ Моздокский и Маджарский, узнав о прибытии знаменитой на Кавказе иконы, вышел к ней для поклонения с духовенством, с крестами и хоругвями. Архипастырь внес ее в собор, предполагая здесь предоставить почетное место иконе. Но Богоматерь особенным чудом известила епископа, что Она желает пребывать вне города, на том самом месте, на котором Она остановилась и провела ночь на смиренной черкесской арбе (так называется двухколесная телега горцев).

Преосвященный Гаий поспешил соорудить часовню на указанном месте. Впоследствии прихожане построили деревянную церковь во имя Успения Божией Матери.

Икона имеет один аршин и двенадцать вершков вышины, один аршин и семь вершков ширины. Икона, как видно, была написана по золотому фону. Иные утверждают, что впоследствии она была подновлена клеевыми красками. Но моздокские осетины утверждают, что она покрылась копотию во время вышеупомянутых пожаров в ущелии Карталинском. Черты лица Божией Матери на иконе строгие, характер письма грузинский. Иконописец царицы Тамары, говорит предание, приуготовлялся к написанию иконы сорокадневным постом и сорокадневными молитвами.

В настоящее время при Успенской церкви имеется прихожан 2243 мужеского и 2155 лиц женского пола. Из них осетин и черкесов - 1238 лиц мужеского и 1153 лица женского пола. Осетины признают икону своею собственностию, питают к ней пламенную привязанность, с которою должно обращаться весьма осторожно и благоразумно, по пылкости, решительности и невежеству азиатов. Икона славна в горах. На поклонение ей стекается множество горцев-магометан. Армяне григорианского исповедания чествуют икону наравне с православными. Икона совершает множество исцелений, под нею на шнуре висят многочисленные серебряные изображения членов человеческого тела, привешенные получившими исцеления. Многие магометане, поражаемые чудесами, совершающимися при иконе, принимают христианство. Весьма многие магометане, по той же причине, питая доверенность к иконе, питают доверенность и к христианству. Икона - апостол.

Точно! Чудотворная икона Божией Матери совершает в здешнем крае служение апостола, споспешествуя христианству и свидетельствуя оное знамениями. Нужно, чтоб и человеки оказывали усилия, им свойственные, к святому делу просвещения горцев светом Христовым.

Моздокская икона Божией Матери

Празднование на Преполовение Пятидесятницы в день явления, 15 августа в день Успения Пресвятой Богородицы.

Моздокская икона была писана иконописцем при дворе святой царицы Тамары, по преданию, приготовлявшимся к своему труду сорокадневным постом и молитвами. Размер иконы 124,46 х 102,235 см (один аршин и двенадцать вершков вышины, один аршин и семь вершков ширины). Икона видимо была написана по золотому фону. Некоторые утверждают, что впоследствии она была подновлена клеевыми красками, но моздокские осетины говорят, что она покрылась копотью во время пожаров трижды поражавших церковь где она изначально стояла.

Святая царица Тамара Грузинская, дочь осетинской княгини и жена осетинского князя, проявляла особую заботливость об утверждении христианства между новопросвещенными осетинами и однажды прислала в дар храму около осетинского аула Марьямка в Куртатинском округе эту икону Божией Матери. Икона эта в последствии прославилась чудесными знамениями. Церковь, в которой она стояла, три раза подвергалась огню, и святую икону каждый раз находили целой, на горе неподалеку от церкви. Это чудесное спасение иконы Божией Матери от огня послужило первой причиной её чествования как чудотворной.

После подпадения Осетии под влияние ислама, к верованиям ещё нетвёрдого в Православии народа стали примешиваться мусульманские, но почитание к христианским храмам, Пресвятой Деве Марии, Илии пророку, Георгию Победоносцу и другим святым Божиим, а также некоторые христианские праздники и обряды сохранялись среди них. Они продолжали чтить и икону Богоматери, присланную Тамарой, которая своими знамениями сохранила немало осетин и черкесов верными христианству.

С XVI века горцы начали постепенно входить в соприкосновение с ширившимся Русским государством и вновь принимать от русских христианство. В 1745 году императрица Елизавета Петровна учредила Осетинскую духовную комиссию для проповеди Евангелия горским народам Кавказа. Члены Комиссии просвещали святым крещением осетин, убеждая их переселиться из гор на русскую линию, чтобы влияние соседей и мусульманских мулл в Осетии не обратило их к прежним верованиям и обычаям. Русское правительство в 1763 году пригласило горцев селиться близ Моздока. В 1793 году императрица Екатерина II взамен Осетинской комиссии учредила в Моздокеепископскую кафедру и назначила на нее епископа Гаия, грузина родом, знакомого с нравом и языками горцев.

В том же 1793 году накануне преполовения Пятидесятницы партия горцев прибыла к Моздоку имея с собой чтимую икону Божией Матери. Ночью, переселенцы увидели, что от арбы в которой находилась икона, исходит чудный свет, освещающий всю окрестность, который не мерк целую ночь. По утру осетины запрягли своих волов в арбу с иконой, но, несмотря на все понуждения, животные не двигались с места. Долго осетины не знали, что делать, пока один из них не рассказал, что слышал ночью голос, приказывающий оставить святую икону на том месте, где стояла арба. Повинуясь повелению они поставили её на указанном месте и отправились в путь. Так как это событие случилось близ станицы, населенной осетинами, черкесами и казаками, недалеко от города, то слух о чудотворной иконе распространился сначала между ее жителями, а потом и в городе. Народ начал стекаться к иконе и многие из осетин узнали в ней ту икону, которая славилась чудотворениями в Осетии.

Узнав о явлении иконы епископ Гаий с крестным ходом отслужил пред нею молебен и поставил в кафедральном Моздокском соборе. Но Богоматерь чудным образом известила епископа, что желает пребывать Своею иконою там, где остановилась арба. Епископ поспешил построить здесь часовню и велел поставить в ней святую икону. В 1797 году на месте часовни уже был построен и освящен небольшой храм во имя Успенской Божией Матери. Лес доставили жители Луковской станицы, а средства собраны от отдельных добровольных жертвователей. Рядом с храмом вырос и женский Успенский монастырь, создававшийся во многом благодаря пожертвованиям многочисленных богомольцев стекавшихся к иконе.

По указу Святейшего Синода 16 октября 1799 года Моздокская епархия была упразднена, закрыт Успенский монастырь, а владыка Астраханский Платон (Любарский), в ведение которого поступила Кавказская паства, собирался переместить Успенскую церковь по просьбе Моздокских грузин. Но казаки Луковской станицы, осетины и черкесы упросили владыку оставить им Успенскую церковь с её иконой на прежнем месте и, несмотря на опустение монастыря и общий упадок христианской жизни в крае, к иконе продолжали стекаться богомольцы привлекаемые славой многочисленных чудес, истекавших от неё.

В бытность на Кавказской кафедре святитель Игнатий (Брянчанинов) отмечал что:

Осетины признают икону своею собственностию, питают к ней пламенную привязанность... Икона славна в горах. На поклонение ей стекается множество горцев-магометан. Армяне григорианского исповедания чествуют икону наравне с православными. Икона совершает множество исцелений, под нею на шнуре висят многочисленные серебряные изображения членов человеческого тела, привешенные получившими исцеления. Многие магометане, поражаемые чудесами, совершающимися при иконе, принимают христианство. Весьма многие магометане, по той же причине, питая доверенность к иконе, питают доверенность и к христианству. Икона - апостол.
Точно! Чудотворная икона Божией Матери совершает в здешнем крае служение апостола, споспешествуя христианству и свидетельствуя оное знамениями .

Святитель Игнатий озаботился созданием достойного храма для этого Моздокского «апостола» и в 1860 году выдал храмоздательную грамоту на строительство новой церкви.

После 1895 года по инициативе архиепископа Владикавказского и Моздокского Владимира (Синьковского) был организован ежегодный перенос Кавказской святыни из Моздока во Владикавказ. Крестный ход с иконой шествовал через христианские и мусульманские аулы Северной Осетии и здесь совершая апостольское служение.

«Акафист Божией Матери в честь Моздокской Её иконы» был составлен в 1915 году епископом Владикавказским и Моздокским Антонином (Грановским) и был одобрен и благословлен к печати Святейшим Синодом.

Но революционное лихолетье не пощадило древней святыни - после революции 1917 года икона-оригинал была утеряна и сегодня в Успенской церкви города Моздока находится её список. В память чудесного явления и истекающих чудес Богородицы во граде Моздоке установлено митрополитом Ставропольским и Бакинским Гедеоном (Докукиным) совершать еженедельно в среду не зависимо от празднества молебное пение с водоосвящением и акафистом на распев.

Использованные материалы

  • «Явление чудотворной иконы Божией Матери, именуемой “Моздокская”», 20.V.2003; Игнатий (Брянчанинов), еп., «Записка о чудотворной иконе Иверской Божией Матери в Моздокской Успенской церкви»:
    • http://www.voskres.ru/oikumena/mozdikona_printed.htm

Называемая также Иверской, так-как писана по образу Иверской иконы Божией Матери.

Игнатий (Брянчанинов), еп., «Записка о чудотворной иконе Иверской Божией Матери в Моздокской Успенской церкви».

О Моздокской иконе Божией Матери.

Чудотворная Моздокская икона Божией Матери - особенное явление в религиозной жизни моздокских хуторян. Она появилась в Моздоке вместе с переселенцами, а в период когда стали исчезать хутора - исчезла и икона. Для хуторян эта икона была с одной стороны символом православия - ключом к пониманию православных истин, а с другой, оставалась важным элементом горской религиозной культуры (см. страничку о религии моздокких хуторян). Крещенные моздокские осетины и черкесы считали икону своей, но окружающее православное население, и в том числе казачество, ценило ее не менее горцев. Образ Божией Матери Моздокской был известен и почитаем далеко за пределами моздокских земель. Списки иконы находились во многих храмах на юге России. Есть свидетельство о том, что сам Николай II молился перед ней и специально для царя была написана копия иконы. Этот образ и сейчас популярен среди верующих, списки иконы хранящиеся в храмах Осетии, Северного Кавказа, а также во многих местах России и почитаются так же как некогда - оригинал.

В истории обретения и утери Моздокской иконы Божией Матери остается очень много неясного и даже загадочного. Попытаемся систематизировать и проанализировать имеющиеся сведения об Иконе, чтобы ответить, насколько это возможно, на некоторые вопросы с ней связанные.

О том, откуда появилась Икона, как она попала в Моздок, и какими чудесами прославилась в свое время, в 19 веке, были составлены два документа:

1) Рукописное сказание о чудо-творной иконе Иверской Богоматери;

2) Печатная записка о чудотворной иконе Божией Матери в Моздокской Ус-пенской церкви.

Оба документа хранились в Моздокской успенской церкви, а после завершения строительства Моздокского Успенского собора в 1894 году, по всей вероятности были перенесены вместе с Иконой в новый собор. Оба эти документа не сохранились . Однако существуют другие письменные источники составленные в той или иной степени на основании указанных выше утерянных записок, на которые мы будем опираться в нашем расследовании, в том числе:

О дальнейшей судьбе Иконы ничего неизвестно.

Каждый из этапов или эпизодов, приведенной выше истории: дарение иконы осетинам, пребывание иконы в горах Осетии, перемещение иконы в Моздок, пребывание иконы в Моздоке, исчезновение иконы, - вызывает немало вопросов и заслуживает внимательного рассмотрения. Но первое, что хочется знать, и я думаю многие со мной в этом согласятся, это то как выглядела Моздокская икона Божией Матери, ведь фотографий иконы нет. Есть списки Иконы, есть не очень хорошо сохранившаяся хромолитография, и есть очень краткое описание иконы, которое мы рассмотрим немногим позже.

Список иконы - это копия почитаемой иконы, в то же время - не точная копия. «В списке иконы сначала - содержание, а затем - форма. В копии сначала - форма, затем - содержание. В списке духовное единство передается через цвета и линии. В списке движение от внутреннего к внешнему: в копии - от внешнего к внутреннему» . Одним словом, список иконы не является ее точной копией, потому что внешняя схожесть здесь не самое главное. Вот что написано по этому поводу в Википедии: «икона считается явлением Божественной истины, а иконописец при создании образа играет роль лишь посредника — проводника этой истины, то «прототип» и «копия» абсолютно равнозначны, список имеет то же именование, что и оригинальная икона и обладает всеми её свойствами. Вопроса подлинности для иконы не существует, каждая каноническая икона подлинна, так как указывает на Божественный первообраз. Этим может объясняться, к примеру, огромное количество разнотипных икон, относимых преданием к одному источнику, действительно каждый список может считаться в какой-то мере подлинником».

На рисунках 3 и 4 размещены изображения списков с Моздокской иконы Божией Матери, сделанных в разные годы разными иконописцами. Это далеко не все списки с чудотворной иконы.


Видно, что списки внешне отличаются и определить, которое изображение более схоже с оригиналом вряд ли возможно.

Кроме списков иконы, благодаря всемирной паутине, стала доступна всем хромолитография Моздокской иконы Божией Материи. Опубликована хромолитография была на сайте Георгиевской епархии http://www.georg-eparhia.ru, а также на сайте https://drevo-info.ru (Древо) и на многих других страницах. Я прошу прощения у автора опубликовавшего впервые изображение иконы в интернете, потому что не могу на него сослаться. Можно предположить, все же, что изображение иконы было впервые размещено на странице Георгиевской епархии, так как там же указано, что она (хромолитография) взята из архива библиотеки Георгиевского храма г. Георгиевска.

Как известно, хромолитография это разновидность литографии, при создании которой для нанесения каждого цвета применялась отдельная печатная форма. Печатная форма делается на камне или цинковой пластине. При использовании этого способа краска переносится со специального литографического камня на бумагу или холст.

В отличие от иконописцев делающих списки с икон, хромолитографические мастерские изготавливали копии известных икон и стремились их сделать как можно точнее. А чтобы подчеркнуть данное обстоятельство, специально, на хромолитографиях икон делали надписи, указывающие что это: «точная копия», «истинное изображение», «точное подобие» и т.д. Примеров таких копий почитаемых икон много в книге под названием «Альбом изображений святых Икон. Издания хромолитографий Е.И. Фисенко в Одессе», доступной в интернете.

Таким образом, можно надеяться, что мастера которые делали хромолитографию Моздокской иконы Божией Матери, постарались точно перенести ее облик на бумагу. Не зря же на хромолитографии написано, что это «Точное изображение Чудотворной Иконы Пресвятой Богородицы Моздокской на Кавказе» (рис 5).

Обращает внимание, что на некоторых списках Моздокской иконы Божией Матери, также имеется подобная надпись. В частности, на иконах хранящихся в Храме святого пророка Божиего Илии и в Храме Рождества Пресвятой Богородицы в г. Владикавказе. Очень вероятно, что указанные списки были сделаны не непосредственно с иконы, а с хромолитографии.

Как видно из рисунка 5 хромолитография заметно пострадала от времени, обтрепались края, появились заломы, царапины, отсутствуют мелкие фрагменты и.т.д. Все это сильно мешает восприятию иконы. Тем не менее, на ней сохранились надписи позволяющие определить когда и кем она была издана и сделана. По нижнему полю хромолитографии хорошо читается верхняя строка: «Издание Моздокского Успенского собора». Средняя строка читается хуже но разобрать можно:

«От С-Петербургского Духовного Цензурного Комитета печать дозволяется. 28 го Декабря, 1895 года. Цензор Иеромонах Мефодий » .

Благодаря сохранившимся на нижней строчке двух фрагментов слов «...тиль ...» и «....сса » удалось после небольших поисков в интернете установить, что изготовлена эта хромолитография была в мастерской « В. Тиль & Ко», Одесса , которую как раз в 1895 г цензурировал иеромонах Мефодий.

Имея навыки работы в программе Photoshop по восстановлению старых фотографий, я не стал дожидаться когда обнаружится еще один экземпляр хромолитографии иконы, теперь уже без дефектов. Принципиально, методика восстановления цифровой копии старой фотографии от восстановления цифровой копии иконы не отличаются. Ведь задача состоит в реставрации внешнего вида копии. Для выполнения этой задачи потребовалось довольно много времени, но, тем не менее, удалось достичь определенного результата, с которым и поспешил ознакомить читателей сайта «Моздокские хутора» (рис. 6). Мы уже указывали что художники делавшие хромолитографию почитаемой иконы стремились сделать ее точную копию, поэтому есть надежда что отчасти восстановленная хромолитография передает нам внешний вид оригинала. «Акафист пресвятой Богородице в честь чудотворныя Ея иконы, нарицаемые Моздокския», издан по благословению Высокопреосвященнейшего Гедеона, митрополита Ставропольского и Бакинского, в 1991 г.
Акафист Божией Матери в честь Моздокской Её иконы составлен в 1915 году епископом Владикавказским и Моздокским Антонином (Грановским). Акафист был одобрен и благословлен к печати Святейшим Синодом. Текст «Акафиста..» и комментарий размещены на сайтах: http://dearfriend.narod.ru/books/other/28.html и http://www.voskres.ru/oikumena/mozdikona.htm