Картотека сюжетно-ролевых игр о современных профессиях. Предварительная работа к сюжетно-ролевым играм с профессиональным сюжетом

10.10.2019 Утепление

Аннотация. В данной статье раскрывается тема ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры. Рассматриваются подробно особенности данного вида игры, непосредственно влияющие на формирование у старших дошкольников представлений о профессиях взрослых. Делается акцент на том, что сюжетно-ролевая игра является связующим звеном между старшими дошкольниками и миром профессий.
Ключевые слова: профориентация, допрофессиональное самоопределение, дети старшего дошкольного возраста, профессия, сюжетно-ролевая игра.

В современный век политического, экономического, социального и культурного подъема общества возникают разного рода интересные и увлекательные профессии. В системе общего образования создаются новые учреждения - лицеи, гимназии, разнопрофильные школы, задачей которых является профессиональная ориентация подрастающего поколения.

А где же собственно происходит формирование у детей первоначальных представлений о профессиях?

Ранняя профориентация ребенка, по мнению многих педагогов, должна происходить в стенах дошкольного учреждения . Именно в образовательных программах дошкольных образовательных учреждений прописана задача об ознакомлении детей с трудом взрослых, в рамках которого и происходит знакомство детей с профессиями. А в чем же собственно цель ранней профориентации, спросите вы?

Главная цель ранней профориентации детей - это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий .

Получая такие знания, у ребенка, во-первых, формируется навык труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий; во-вторых, расширяется его кругозор, и наконец, способствует раннему проявлению у ребенка интересов и склонностей к конкретной профессии.

Следовательно, задача знакомства детей с профессиями подразумевает подготовку ребенка к тому, чтобы он в свое время смог смело вступить в самостоятельную жизнь и конкретно выбрать свой путь профессиональной деятельности, то есть речь идет о профессиональном самоопределении.

В детском учреждении происходит, непосредственно, допрофессиональное самоопределение ребенка, так как оно не связано с выбором и освоением профессии, а готовит и подводит к этому. Таким образом, основной целью является постепенное формирование у ребенка готовности самостоятельно планировать, анализировать и реализовывать свой путь профессионального развития .

Допрофессиональное самоопределение ребенка происходит в старшей группе. По мнению А.Н. Леонтьева, именно у детей старшего дошкольного возраста появляется способность оценивать деятельность другого человека, сравнивать себя с другими . В данном возрасте появляется непосредственный интерес к миру взрослых и к различным видам их деятельности. Если в младшем дошкольном возрасте осуществляется простоподражание, имитация трудовым действиям взрослых, то уже в старшем дошкольном возрасте дети обладают знаниями об отдельных профессиях и всем тем, что связано с ними.

В практике дошкольных учреждений накоплена определенная совокупность методов, способствующих формированию у детей представлений о профессиях взрослых. Сюда относится экскурсия, беседа, чтение детской художественной литературы, наблюдение конкретных трудовых действий людей разных профессий, экспериментирование с разными материалами и, конечно же, игра.

Игра - это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Большое количество своего времени дети проводят за игрой. Следовательно, игра является ключевым средством формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых. Основным видом игры, где непосредственно осуществляется ознакомление детей с профессиями взрослых, является сюжетно-ролевая игра. Именно в старшей группе дошкольного образовательного учреждения разворачивается настоящая, содержательная и насыщенная сюжетно-ролевая игра.

В сюжетно-ролевой игре происходит воспроизведение детьми взрослого мира. Здесь они создают воображаемую ситуацию, перевоплощаются в образы окружающих его взрослых, беря на себя их роли, и выполняют его в созданной ими игровой обстановке . Например, играя в больницу, изображают врача, принимающего больных у себя в кабинете.

Основная черта сюжетно-ролевой игры - это самостоятельность детей. Они сами выбирают тему игры, определяют линии сюжета, берут на себя роли, решают, где развернуть игру и т.д. При этом дети свободны в выборе средств для создания своего образа. Например, взяв в руки любую книгу и палочку «указку» он может стать учителем в школе. Такая игра фантазии и свобода в реализации замысла игры позволяет ребенку ощутить себя частью взрослого мира, вжиться в любую профессию, которые в реальной жизни ему еще не скоро будут доступны . А само содержание игры помогает осознать основные мотивы и цели профессиональной деятельности взрослых.

Другая особенность сюжетно-ролевой игры в том, что она носит творческий характер. Творческие способности детей проявляются уже в том, что они создают замысел и разворачивают сюжет игры. Творчество в данном виде игры выражается еще и тем, что дети изображают профессии взрослых с собственной точки зрения, то есть, как они видят его, но при этом она ограничивается игровыми правилами.

Сюжетно-ролевая игра является коллективной игрой, в процессе которой дети сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения . Важным еще является то, что дети обмениваются между собой информацией, что способствует обогащению их знаний о профессиях взрослых.

Во время игры дети меняются ролями, что непосредственно способствует повышению у них интереса к различным аспектам профессии, в которую они играют. То есть, воспитатель должен следить за тем, чтобы дети не изображали в процессе игровой деятельности только одну роль, а происходила смена ролей. Также приоритетным во время игры является постоянная смена состава играющих, так как это способствует взаимовлиянию детей друг на друга и расширению объема информации, который усваивается в процессе игры.

Также немаловажным является тот факт, что разыгрывая определенную ситуацию, ребенок тем самым воплощает свой взгляд и показывает свое отношение к нему.

В сюжетно-ролевых играх детей старшего дошкольного возраста больше всего проявляется стремление показать работу определенных учреждений - магазина, больницы, парикмахерской, аптеки и т.д. . Реализуются игры, направленные на проигрывание сюжета отдельной профессии (врача, моряка, шофера, сотрудника полиции). Также старшим дошкольникам характерно проигрывание профессий своих родителей. Старшим дошкольникам свойственно сочетать в процессе игры свои жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, бесед, наблюдений, книг.

Следует отметить и то, что в процессе сюжетно-ролевой игры дети не только расширяют свои знания о людях с разными профессиями, но и обогащают свои знания и в других областях. Например, дети решили поиграть в игру «Полиция». Сюжет игры заключается в том, что едет автобус с детьми детского сада, и их останавливает сотрудник ГИБДД и напоминает о правилах дорожного движения.

Немаловажную роль в организации сюжетно-ролевой игры выполняет и воспитатель . Она стимулирует детей: вводит в игру новые атрибуты (инструменты, технику), роли новых специальностей, добавляет новые сюжеты. Все это непосредственно способствует формированию у детей представлений о профессиях взрослых.

Хотелось бы отметить такую особенность сюжетно-ролевой игры, что она требует предварительной подготовки. Вот здесь и видна теснейшая связь данного вида игры с вышеперечисленными методами ознакомления детей с профессиями взрослых. В нашем мире очень много профессий, и, если старший дошкольник, например, не знает кто такой астроном, как тогда он сможет разыграть его роль?!

Польза сюжетно-ролевой игры заключается и в том, что она эмоционально насыщена. А если игровая деятельность доставляет радость и удовлетворение ребенку, то это является положительным стимулом для освоения чего-то нового или закрепления ранее приобретенного знания о профессиях.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра является проводником детей старшего дошкольного возраста в профессию взрослых. Так как данный вид игры способствует практическому переживанию окружающей действительности, то дети расширяют свои знания и впечатления, усваивают что-то новое. Сюжетно-ролевая игра дает радостное осознание того, что вот ребенок стал взрослым человеком, у него есть профессия и он стремится выполнить какие-либо профессиональные действия, пусть даже в рамках игры.

Литература

  1. Бойченко, Н.А. и др. Сюжетно-ролевые игры дошкольников. / Н.А. Бойченко, Г.И. Григоренко, Е.И. Коваленко, Е.И. Щербакова - К.: Рад.школа, 1982. - 112 с.
  2. Кондрашев, В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашев. - Балашов: Изд. «Николаев», 2004. - 52 с.
  3. Михайленко, Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова - М.: Изд. «Гнои и Д», 2000. - 96 с.
  4. Пасечникова, Т.В. Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации: Методическое пособие /Т.В. Пасечникова - Самара: Изд. ЦПО, 2013. - 45 с.

«Все работы хороши, все профессии важны»

для детей средней группы

Цель: Ориентация детей на продуктивный и необходимый для других людей труд.

Задачи:

1. Помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли.

2. Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре.

3. Формировать дружеские взаимоотношения в игре, чувство гуманизма, активности, ответственности, дружелюбия.

4. Закрепить ранее полученные знания о труде врача, строителя.

Предварительная работа.

1. Беседы о профессиях с использованием иллюстраций, рассматривание картин, иллюстраций.

2. Чтение художественной литературы: В.В. Маяковский «Кем быть?» С. Михалков «А что у вас?»

3. Чтение К.И. Чуковский «Доктор Айболит».

Словарная работа: фонендоскоп, каска строительная.

Методическое обеспечение: наборы строительные, атрибуты к игре «Больница», автобус из стульев, руль, сумка кондуктора, светофор, машина, чемоданчик с инструментом, телефон.

Аудиосредства: магнитофон, кассета с фонограммой «Мы едем, едем, едем.

Мотивация: Предложение воспитателя поехать в путешествие в волшебный городок

Примерный ход игры.

Дети заходят в группу, встают возле воспитателя.

Воспитатель:

У вас у всех растут года,

Будет и семнадцать.

Где работать тогда,

Чем заниматься.

Дети, давайте поговорим с вами о том, какие вы знаете профессии (дети называют). Но чтобы поработать врачом, парикмахером, продавцом, нужно сначала вырасти, закончить школу, получить специальность. Ах, как долго ждать. А так хочется прямо сейчас стать взрослым и поработать. Правда?

А давайте мы с вами отправимся в путешествие в волшебный городок. Он называется «Город мастеров». Все дети, попадая туда, становятся взрослыми и могут выбрать для себя профессию. Хотите туда поехать?

Воспитатель: А на чём же мы поедем?

Дети: Давайте поедем на автобусе.

Воспитатель: Расскажите о правилах поведения в общественном транспорте. Какие правила обязательно нужно выполнять?

Дети: Во время движения нельзя руками трогать двери, громко разговаривать, высовываться в окна.

Воспитатель: А выходить можно где?

Дети: На остановке.

(В группе стоят стулья в два ряда).

Воспитатель: А как называются те люди, которые едут в автобусе?

Дети: Пассажиры.

Воспитатель:

Правильно. Пассажиры.

Вы будете пассажирами, а я шофером.

А может кто-нибудь из вас хочет?

Давайте посчитаемся.

Считалка «Светофор».

Где ты был до сих пор?

Задержался светофор.

Красный – ясно – путь опасный,

Желтый – то же, что и красный.

А зеленый впереди – проходи!

(Выбрали шофера)

Воспитатель: Ребята, а кто еще работает в автобусе?

Дети: Кондуктор.

Воспитатель: Что делает кондуктор?

Кто правильно скажет, тот и будет.

(Кондуктор берет сумку с билетами и продает билеты детям. Дети дают кондуктору деньги (понарошку)).

Воспитатель: И так, поехали!

Звучит песня «Весёлые путешественники»

«Мы едем, едем, едем

В далёкие края….»

(Дети подпевают по желанию)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто-то останавливает наш автобус.

Наверное, кому-то нужна наша помощь.

Шофер останавливает автобус и спрашивает;

Что случилось?

Даня Д.: Да вот, не крутится колесо, Помогите мне, пожалуйста.

Водитель: Сейчас принесу инструменты.

Водитель помогает Дане:

Даня Д.: Спасибо вам большое.

А куда вы едете?

Шофер: В «Город мастеров».

Даня Д.: Можно и я с вами поеду?

Шофер: Поехали.

«Качу, лечу во весь опор,

Нажимаю на педаль

И машина мчится вдаль»

Кондуктор: Остановка «Город Мастеров».

Воспитатель: Посмотрите, вот и «Город Мастеров».

А как же нам попасть туда?

Дети: Надо перейти через дорогу.

(Дети смотрят на сигналы светофора).

Переходят по переходу.

Воспитатель: Вот мы и попали в город мастеров.

Вы можете выбрать себе работу по душе,

Можете потрудиться там, где вам нравится.

(Дети разошлись по желанию)

(Девочки организовывают с/р игру «Больница», а мальчики строят дома)

Воспитатель (девочкам):

Послушайте, что я вам скажу;

«Кто в дни болезни всех полезней,

И лечит нас от всех болезней?»

Дети: «Доктор»

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим что в этой коробочке.

Дети рассматривают медицинские принадлежности, называют их.

(фонендоскоп, градусник, шприц, вата, бинт, ватные палочки, зелёнка).

Воспитатель: Ребята, для кого же эти принадлежности?

Дети: Для доктора и медсестры.

(Раздаётся плач ребёнка).

Воспитатель: Ой, да это же девочка Маша плачет.

Наверное, она заболела.

Маша, что у тебя болит?

(Маша показывает – горло, голова, живот.)

Надо что-то делать срочно!

Как помочь Маше? Чем?

Воспитатель: Я придумала, я надену белый халат и буду лечить больных.

Как будем лечить Машу?

(Ответы детей)

Воспитатель: Вот наш волшебный город «Мастеров».

Вы посмотрите друг на друга.

Вы стали взрослыми,

А вот здесь у нас строительная площадка.

Строителя знает весь район,

Мастер он отличный

Со своей бригадой он строит дом кирпичный.

Воспитатель: Профессия строителя очень опасная.

Что же надевают строители для своей безопасности?

Дети: Они надевают на голову каски.

Воспитатель: Теперь вы можете организовать бригады и приступить к строительству.

(Во время строительства дома, Даня Д. поранил руку, ушиб ногу)

Воспитатель: Даня, что с тобой? Нужно обратиться к доктору.

(Воспитатель звонит по телефону в больницу).

Воспитатель: Доктор, у нас на стройке рабочий получил травму.

Доктор: Немедленно приводите его в больницу.

(В больнице лечат Даню).

По ходу воспитатель помогает создавать игровую обстановку, наладить взаимоотношения.

Воспитатель: Какой вы построили красивый город, все объекты очень нужны людям: дома, магазин, зоопарк, детский сад.

Молодцы! Недаром говорится в пословице. В какой?

Дети: «Дело мастера боится».

Воспитатель: В нашем городе наступил вечер, рабочий день закончился, закрывается больница, закончена работа на стройке.

Давайте возвращаться в детский сад.

А если вам понравилось в городке, то мы с вами будем ездить туда каждый день.

Конспект Завилкиной Марии Геннадьевны МДОУ №73 «Дельфин».

Программное содержание:

Развивать у детей интерес к сюжетно-ролевым играм, помочь создать игровую обстановку.
Развивать речь, обогащать словарный запас, закреплять звукопроизношение.
Формировать у детей умение использовать строительный напольный материал, разнообразно действовать с ним.
Закрепить ранее полученные знания о труде врача, продавца, парикмахера.
Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.

Предварительная работа

Беседы о профессиях с использованием иллюстраций, рассматривание альбома «Профессии»;
Загадывание загадок, заучивание стихов о профессии, об игре;
Экскурсия на кухню, медицинский кабинет;
Чтение художественной литературы: потешки, песенки, русские народные сказки «Колобок», «Лиса и Заяц», «Петушок с семьей» Ушинского, «Маша-растеряша» Воронковой, «Как мы ездили в зоологический сад» Житкова, «Как Маша стала большой» Пермяк, «Поросенок Петр и магазин» Петрушевской, «Игрушки» А.Барто, «Айболит» К.Чуковского, «Мойдодыр»;
Пальчиковые игры, словесная игра «Угадайте, какая профессия у человека»;
Рассматривание вопроса «Игра» на родительском собрании.

Работа с родителями:

Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Дочки-матери» (пошив кукольного постельного белья, одежды для кукол); оформление альбома «Профессии»; изготовление и выставка игрушек-самоделок.

Ход игры:

Небольшая беседа в раздевалке.

Воспитатель:

Какие профессии вы знаете?

(Ответы детей.)

Воспитатель:

Но чтобы поработать врачом, парикмахером, продавцом, нужно сначала вырасти, окончить школу, получить специальность. Но как долго ждать. А так хочется прямо сейчас стать взрослым и поработать. Правда? А давайте мы с вами отправимся в путешествие в волшебный городок. Все дети, попадая туда, сразу становятся взрослыми и могут выбрать для себя профессию. Хотите туда поехать? На чем поедем?

Дети предлагают (один из трёх вариантов выбирают дети):

На поезде

Чтобы поезд поехал, постучите по колесам. Какие колеса? С уголками? (Нет, круглые, без уголков.) Завертелись круглые колеса (движение руками, согнутыми в локтях), погудели у-у-у, пошипели, пар выходит ш-ш-ш. Паровоз говорит «убегу», а вагоны отвечают «догоню».

Звучит музыка, дети поют:

Вот поезд наш едет, колеса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят.
Чух-чух-чух – гудит паровоз,
Далеко-далеко ребят он повез.

На самолете

На самолете полетим.
Качайте шины самолета – ш-ш-ш.
Наливайте в баки керосин – с-с-с.
Заводите моторы – д-д-д.
Полетели самолеты!

Звучит музыка, дети летят и поют:

Самолет летит, самолет гудит,
Приземлился и молчит.

На машине

Открывайте бак – чи-чик-чик.
Наливайте бензин – с-с-с.
Закрывайте бак – чик-чик-чик.
Мы качаем, мы качаем,
Воздух в шины надуваем.
Проверяем каждый раз
И аварий нет у нас.
Пассажиры, торопитесь,
По два рядышком садитесь.
За рулем сидит шофер,
Смотрит он на светофор.
Светит красный светофор:
Нет проезда – стой шофер.
Светит желтый – значит жди,
Свет зеленый впереди.
Шофер нажимает на педаль
И машина мчится вдаль.

Звучит музыка, дети поют:

Машина, машина идет, гудит,
В машине, в машине шофер сидит.
Би-би-би,
Вот поле, вот речка, вот лес густой,
Водитель приехал, машина стой!
Би-би-би.

Воспитатель:

Вот и наш волшебный городок. Вы посмотрите друг на друга. Все стали взрослыми. Вот бы поработать? А где можно поработать, давайте посмотрим.

Здесь у нас «Магазин». Продавцы товары знают!

1 ребёнок:

Даром время не теряют,
Это их привычный труд!

А вот здесь у нас «Салон красоты».

Мастер сделает прическу,
Феном, щеткой и расческой/

2 ребенок:

Пышно локоны завьет,
Челку щеткою взобьет.
Все в его руках горит –
Он изменит внешний вид!

Воспитатель:

Посмотрите, а что это за красный крест? Что там находится? Правильно, больница.

3 ребёнок:

Если заболело ухо,
Если в горле стало сухо,
Не волнуйся и не плач
Ведь тебе поможет врач!
А вот здесь у нас живут

4 ребенок:

Куклы, зайцы, мишки,
Ждут, когда к ним придут
Мамочки-малышки!

Воспитатель:

Как много интересного у нас в городке.

Мы в профессии играем,
По душе их выбираем.
И мечтаем поскорее,
Мамы с папой стать взрослее,
Чтобы не просто так мечтать,
Кем сегодня Элина ты хочешь стать? (ответы детей.)

Игра начинается.

Воспитатель:

Строим кроватки, стул, кран для мытья рук, накрываем стол. Кубики носим по одному, никому не мешая. Доктор, парикмахер и продавец идут на свою работу. А остальные ребятки заботятся о своих детках. (Помогаю развернуть игру, наладить взаимоотношения между теми, кто выбрал определенные роли, помогаю реализовать в игре впечатления, полученные детьми ранее.)

Проходит определенное время игры.

Воспитатель:

В нашем городке наступил вечер, рабочий день закончился, закрывается больница, парикмахерская, магазин. Все убираем на место.

С детьми, которые уже убрали все на место, провожу пальчиковые игры:

1. Пальчик о пальчик
Стук-стук-стук (2 раза)
Дружно вместе
Хлопаем в ладоши (2 раза)
Как пружиночки мы пляшем,
Как мячики поскачем (2 раза)
Пляшут ручки, пляшут красиво,
Завертелись, закружились,
А потом остановились.

2. Ладушки-ладушки,
Где были? У бабушки!
Собраны в морщины,
А у бабушки ладоши –
Добрые-предобрые.
Все работали ладоши
Долгими годами.
Пахнут теплые ладоши
Щами, пирогами.
По кудрям тебя погладят
Добрые ладоши.
И с любой печалью сладят
Теплые ладоши.
Ладушки-ладушки,
Где были? У бабушки!

3. Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!

4. Точка, точка,
Два крючочка.
Носик, ротик, оборотик.
Палка, палка,
Скалка, скалка.
Огуречик – вот и вышел человечек

Воспитатель:

Все ребятки справились, скажите, кем сегодня ты был, Ваня? Как ты заботился о своем сыночке? Куда с ним ходил? Даша, а ты чем кормила свою дочку? Юля, на какую кроватку ты спать положила доченьку? Каким доктором был Кирилл? Парикмахер? Продавец?

Воспитатель:

Молодцы, сегодня все были добрыми, внимательными, заботливыми.

Вместе с детьми.

Мы ссорились, мирились,
И спорили порой.
Но очень подружились
За нашею игрой.
Игра игрой сменяется,
Кончается игра.
А дружба не кончается!
Ура! Ура! Ура!

Воспитатель:

Чтобы побыстрее вернуться в детский сад, полетим на самолете.

Дети «летят» в раздевальную комнату. Игра окончена.

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

екатерина оленина
Конспект сюжетно–ролевой игры «Все профессии важны»

Программные задачи :

Продолжать учить детей планированию игры и самостоятельному подбору игрового материала, необходимых атрибутов;

Продолжать обучение умениям ролевого взаимодействия , в соответствии с нормами этикета;

Учить детей брать на себя различные роли, в соответствии с сюжетом игры ;

Обогащение социально-игрового опыта детей по сюжетам : «Семья» ,«Салон красоты» , «Стройка» , «Медпункт» «Школа»

Уточнять и расширять словарь и речевой материал по темам : «Семья» ,«Парикмахерская» , «Школа» , «Стройка» , «Больница» .

Развивать диалогическую речь детей;

Способствовать установлению в игре ролевых взаимодействий и взаимоотношений между играющими

Формировать творческую активность в игре, дружеские взаимоотношения друг с другом.

Интеграция : «Познание» , «Музыка» , «Коммуникация» , «Социализация» , «Физическая культура» , «Чтение художественной литературы» .

Игровой материал :

1. «Семья»

Атрибуты для оборудования комнаты

Кошелек

2. «Стройка»

Строительный материал

Лопатки

План строительства

Предметы заменители

Спецодежда

КОНСТРУКТОР «ЛЕГО»

3. «Салон красоты»

Одежда парикмахера

Накидка для клиента

Инструменты парикмахера

Альбом с образцами причёсок

4. «Школа»

Портфели (2 шт)

Тетради (2 шт)

Карандаши

Картинки

Звонок (колокольчик)

Ежедневник

5. «Медпункт»

Мед. халат

Витамины

Градусники

Активизация словаря : Парикмахер, пеньюар, прическа, прораб, план-схема, цемент, медпункт.

Подготовка к игре :

Составление альбома «Все профессии важны » ;

Беседы о профессиях людей с использованием иллюстраций;

Дидактическая игра «Кому, что надо для работы?» ;

Изготовление атрибутов для игры ;

Беседы о культуре поведения в общественных местах;

сюжетно- ролевые игры с детьми «Семья» , «Парикмахерская» , «Школа» , «Стройка» , «Больница» .

Ход игры : Дети и воспитатель стоят в кругу.

Воспитатель : Каждое утро мамы и папы приводят вас в детский сад. А куда

же они идут потом?

(Ответы детей)

Воспитатель : Молодцы, ребята! Вы много знаете о работе свои родителей. И

профессии у них такие разные и интересные. А кем вы хотите

стать когда вырастите.

(Рассуждения детей)

Воспитатель : А давайте мы с вами поиграем «в семью» !

Что нам нужно сделать, чтобы начать игру?

(Рассуждения детей)

Воспитатель : Правильно! Нам нужно распределить роли.

Для нашей игры нам нужны : мама, папа и дочки.

(Дети выбирают мама, папу и детей и обосновывают свой выбор)

Воспитатель : Папа у нас будет работать прорабом на стройке. (Объяснение значения слова –прораб.)

А кто ещё работает на стройке?

(Ответы детей)

Воспитатель : Правильно! А что делают строители?

Дети : Строители строят дома.

Воспитатель : Молодцы, ребята! А кто же у нас будет строителями?

Дети : Строителями у нас будут мальчики.

Воспитатель : Как вы думаете, чем может заниматься мама?

(Рассуждения детей)

Воспитатель :

Сегодня у мамы будет выходной, и она пойдет

в салон красоты делать прическу.

Кто нам понадобится для работы в Салоне красоты?

Дети : Парикмахер.

Воспитатель : А дети у нас будут школьниками. Куда ходят они каждое утро (ответы детей)

Правильно в школу.

А кто учит детей в школе? (ответы детей)

Совершенно верно. Учитель.

А кто еще работает в школе?

(Ответы детей)

Воспитатель : Правильно. Повара, чтобы готовить нам завтрак, обед.

Библиотекарь, который выдает школьникам книги для чтения, учебники.

Медсестра, у которой есть свой кабинет- называется медпункт, там она ставит прививки, оказывает первую помощь.

Давайте медсестрой у нас будет… (вариант)

Ребята, а как вы думаете кто такой директор школы?

(Ответы детей)

Если вы не против, я буду директором школы.

Воспитатель : Давайте выберем все необходимые нам предметы для игры .

(Дети подходят к столу, где разложены предметы.

Давайте посмотрим, что понадобится папе, он у нас прораб на стройке (Ответы и выбор детей)

Строители, а что вам необходимо для строительства?

Мама, что ты выбираешь? (выбор)

Дети-школьники, какие вам предметы необходимы? Называйте и складывайте в портфель.

Учитель, что вам пригодится? (выбор предметов)

Для медсестры что необходимо? (выбор предметов и одежды)

Для директора я выбираю ежедневник, куда записывать буду важные дела и замечания .

Парикмахер, что ты выбираешь (выбор)

Замечательно, а сейчас строители, парикмахер, медсестра и учитель занимают свои рабочие места.

Наступило утро! Семья собралась за столом за завтраком.

Предполагаемые действия :

Папа : Чем вы сегодня будете заниматься?

Мама : У меня сегодня выходной, я займусь собой, схожу в

«Салон красоты» .

Дети (дочки) : Мы - в школу, у нас 3 урока.

Папа : (Смотрит на часы) .

Уже много времени, мне пора идти на работу. Встретимся вечером

(Прощается)

Мама с дочками убирают посуду со стола.

Мама : Девочки, вы готовы. Идем, а то опоздаем. я вас довезу.

Дочки : Ура! Мы сегодня на машине.

(Садятся в машину и едут)

«Стройка»

В это время папа приходит на работу, на стройку. Приветствует рабочих.

Папа : Сегодня мы начинаем строить новый объект из современных

строительных материалов.

Прошу всех внимательно рассмотреть план – схему стройки.

(Прораб с рабочими рассматривают план строительства. Прораб рассказывает об обязанностях каждого - распределяет роли между детьми.)

«Школа»

Мама высаживает детей около школы. Прощается. Садится обратно в машину.

Дети заходят в класс, готовятся к уроку, звенит звонок.

Учитель :

Здравствуйте, ребята, садитесь.

Начнем урок математики. Давайте повторим цифры. Посчитаем от 1-до 10.

(Ученики считают хором)

Учитель : Молодцы! А сейчас открываем тетради и пеналы. Записываем примеры 1+1=

Учитель : Сколько будет 1+1?

(ответы учеников)

Учитель : Правильно. Проверьте, все так записали?

А сейчас повторим геометрические фигуры. (Показывает на доску указкой)

Что это за фигуры? как они называется?

(Ответы учеников)

Учитель : Правильно. Нарисуйте у себя в тетради прямоугольник и закрасьте его.

(Ученики выполняют задание)

Директор подает звонок.

Учитель : Дети, записываем домашнее задание- нарисовать круг и закрасить.

Оценки за урок (Объявляет оценки)

Входит директор.

Директор : Здравствуйте, дети. На перемене вам необходимо пройти в медпункт и поставить прививки против гриппа. Пройдемте за мной.

«Медпункт»

Медсестра : Здравствуйте, ребята. Мы должны поставить прививки против гриппа, чтобы не заболеть. Но сначала измеряем температуру, вот вам градусники. Температура в норме, подходите ко мне, не бойтесь, это совсем не больно. За смелость я дам витаминку.

Медсестра ставит прививки.

Медсестра : Сегодня не мочить. Всего доброго. Не болейте.

Дети : спасибо. До свидания.

Директор : Дети, а сейчас у вас перемена. Можете идти играть.

«Салон красоты»

Мама заходит в парикмахерскую.

Парикмахер : Добрый день! Вы что желаете?

Мама : Я хотела бы подстричь волосы и сделать укладку.

Парикмахер : Проходите, пожалуйста! Садитесь.

(Парикмахер обслуживает маму.)

Мама : (Смотрится в зеркало) .

Парикмахер : Вам нравится?

Мама : Спасибо вам большое, мне очень нравится. Сколько я вам должна?

Парикмахер : 100 рублей, пожалуйста.

Мама : Расплачивается с парикмахером.

Парикмахер : Спасибо вам большое, приходите ещё. До свидания.

Мама : До свидания.

Мама выходит из парикмахерской и идет домой.

Дочки тоже возвращаются из школы.

Мама : Привет, мои милые! Я соскучилась. Как ваши дела? Как успехи в школе?

Дочки : Все хорошо, мамочка. А когда придет папа?

Мама : Уже совсем скоро. Мойте руки и помогайте накрывать на стол.

В это время открывает дверь папа, дочки бегут встречать

Папа : Это вам (Дарит дочкам шоколадки) .

Я сегодня получил зарплату. Это тебе (Отдает деньги маме)

Все усаживаются за стол.

Папа : Как у вас прошел день? Какие оценки?

Дочки : Мы получили пятерки.

Папа : Молодцы!

Мама : А я сделала новую стрижку. Тебе нравится?

Папа : Да, тебе идет.

Мама : Как я люблю, когда мы собираемся все за столом. Когда вся семья вместе- так и душа на месте.

(По ходу игры помогаю создавать игровую обстановку, с помощью вопросов, советов, предложений. Обращаю внимание на взаимоотношения детей в игре).

Итоги игры .

Воспитатель :

Ребята, как здорово у нас с вами получается играть, но нам придется приостановить игру, но я вам обещаю, мы обязательно продолжим, еще ни раз поиграем, придумаем, сделаем новые атрибуты и игра станет еще интереснее. Мне очень понравилось, как вы сегодня играли. Молодцы! Хвалю вас!