Кому заказывают сорокоуст о здравии. Сорокоуст о здравии — смысл и значение обряда

Сегодня часто в интернете при запросе «сорокоуст о здравии в трех церквях» обнаруживается множество вариантов «правильных» свойств этих молитв: помогают от порчи и сглаза, по словам народных целителей, избавляют от тяжелых болезней, прощением нейтрализуют врагов и недоброжелателей, восстанавливают энергетические оболочки, основываются на мощной энергетике и прочее.

От всего этого становится очень грустно.

Однажды в бытность мою пономарем перед Божественной литургией в праздник Крещения Господня я взобрался на колокольню позвонить к службе. Спустившись в притвор, не мог протиснуться в храм, так как из него в массовом порядке сплошным потоком выходили люди. Я недоумевал. Но потом оказалось, что батюшка перед службой сделал объявление: сначала служится Литургия, потом по заамвонной молитве – великое освящение воды и уже на улице после этого окропление святой водичкой.

После этого половина народа вышла из храма! Люди стали вокруг церкви и терпеливо (в крещенский-то мороз!) ждали, пока закончится эта непонятная длинная служба, наконец-то священник выйдет на пятнадцать минут покропить их и баночки и можно будет вернуться домой. Раздражались, говоря колкости в адрес батюшки: мол, почему так долго, почему не сокращает службу, не жалеет мерзнущий народ и прочее.

А в это время для них же в храме шла самая главная служба – Литургия, и небеса открывались, и благодать Святого Духа для спасения человечества пресуществляла Святые Дары…

Все это очень страшно.

В моей священнической практике был случай, когда по окончании службы в храм зашел мужчина, который хотел купить свечи. Я в это время был возле церковной лавки, и что-то будто бы толкнуло меня поинтересоваться, зачем ему свечи. Он честно ответил: еду к бабке, жизнь замучила и прочее, в общем надо спасаться. Я говорил ему о том, что нужно войти в храм, поставить свечи, помолиться в тишине Богу о своем или, если он желает, мы помолимся вместе, отслужим молебен. Но мужчина и слушать не хотел, у него была цейтнотная спешка. Бабка его ждала! Я тогда сказал, что свечи ему не продам. Он начал меня обзывать, мол, что я за священник, если не могу страждущему больному человеку помочь, в данном случае поехать к бабке.

Еще один пример. В одном из сел, где я служу, храм освящен в честь Рождества святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Перед храмовым праздником довольно часто я слышу вопрос: «Це ж у вас скоро храмове свято – Івана Купала?» И обязательно 7 июля нужно массово идти на гуляния, жарить шашлыки, прыгать через костер и т. д.

К чему я это все рассказываю? Здесь довольно глубокий корень. Тут кроется очень серьезная проблема, о которой нужно говорить. В чем она состоит? Сегодня древнеславянское язычество уже не существует как религия, но в народном сознании оно все еще укоренено как некий отпечаток-след, являющийся составляющим элементом национального менталитета. И, что тяжелее всего признавать, это язычество смыкается с церковной православной обрядовостью, порождая в духовном отношении искривление, своего рода болезнь – «псевдоцерковную магию».

Сорокоуст в трех церквях – явление того же порядка.

Древнеславянское язычество – это довольно аморфная несистематическая религия с неразвитой иерархией. Ее использовали по потребности (необходимость в хорошем урожае, в успехе военного похода, защита от климатического бедствия), и основывалась она на поклонении тем силам природы, от которых напрямую зависел древний славянин.

Потому язычество у наших предков – явление сугубо вещественное, материальное. В нем нет ничего духовного. Отсюда и магия, как реализация языческих культов в обрядовой форме, имеет свою жесткую структуру. Она абсолютно формально математична и направлена не в сердце и душу человека, но вовне. Например, чтобы на огороде росли овощи, нужно только в строго определенное время встать перед рассветом (если проспал, уже ничего не получится!), обойти определенное количество раз свой земельный участок, проговаривая конкретный заговор. Также и в псевдоправославной магии: сорокоуст в трех церквях, тридцать три свечи нужно поставить за здравие и спокойно иди домой, у тебя будет все хорошо. Формальный обряд выполнен, «аура очищена».

Почему появилась эта псевдоцерковная магия? Конечно же, это проделки нечистого духа. Самое большое желание сатаны – осквернить святыню. Именно поэтому бабки, гадалки, ворожеи, водительствуемые бесами, используют в своих магических ритуалах иконы, заговоры с поминанием имен святых и т. д. Довольно часто в священнической практике батюшка сталкивается со следующим предложением: «Покрестите ребенка, а то нам к бабке надо ехать, а она некрещеных не принимает». Почему бабка не принимает некрещеного человека? Потому что для такого Царствие Божие закрыто. А крещеного принимает, потому что задача беса – надругаться над святыней. В данном случае над Таинством Крещения.
Кстати говоря, был случай, когда ворожея не приняла ребенка, крещенного священником «Киевского патриархата», родители пытались ее убедить в том, что дитя крещено, но она упорно стояла на своем – «ребенок не крещен».

Есть такой случай в житии блаженного Андрея Юродивого…

Женщина пошла к магу, чтобы разобраться в своих личных проблемах. Он приготовил водичку, что-то пошептал над ней, что-то влил в нее и сказал женщине окропить ею святые иконы, находящиеся в доме. После этого женщине стало хуже. Она пошла к святому Епифанию – ученику блаженного Андрея Юродивого, и он, помолившись, показал ей в духовном отношении, что женщина сделала со святыми иконами. Оказывается, они все были окроплены нечистотами.

Поэтому, дорогие братья и сестры, будем помнить слова святого первоверховного апостола Павла: «Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11:30). В данном случае святой апостол говорил о тех людях, которые недостойно, без должного благоговения и разумения о святыни Евхаристии, причащаются. В Ветхом Завете есть следующее повествование: «Наддав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им; и вышел огонь от Господа и сжег их, и умерли они пред лицем Господним» (Лев. 10:1–3).

Потому не будем приносить пред Господом огонь чуждый.

Конечно, можно заказывать сорокоусты и в трех храмах, и в десяти, и в большем количестве. Это хорошо и важно. В результате призывается молитвенно, через великое Таинство Бескровной Жертвы благодать Божья на человека. Но с чем, с каким чувством, с каким духом заказывается сорокоуст? С духом благоговейного страха Божия? С духом трепетной и кроткой сыновьей любви к Нему? Сын ли это вопиет к Отцу Своему Небесному: «Отче, помоги мне. Пропадаю без тебя!» Или происходит нечто другое – вложение в кадильницу церковную чуждого ей и даже враждебного элемента язычества, поиска оправдания собственного греха? Что в таком случае получает человек? Только, как Наддав и Авиуд, – гнев Божий. Ведь человек, который подходит к Чаше (а сорокоуст имеет прямое отношение к Евхаристии) недостойно, с мыслью о бабке, о магии, о языческих ритуалах – богохульник и осквернитель святыни. И что может быть хуже этого?!

Потому нам следует помнить, что мы в Теле и Крови Христовых ищем и находим прежде всего утраченное общение между Богом и человеком. Это единственная и самая важная цель человеческой жизни. В ней спасение и душ, и тел наших.

Вспомним слова Господа: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Под «этим всем» подразумеваются земные материальные блага, которые и так щедро дает Бог человеку.

Иерей Андрей Чиженко

Найти верный выход из трудных ситуаций, снискать силы, чтобы преодолеть боль, сохранить человеческое в душе в страданиях под грузом забот и болезней, ненависти ближних и измен любимых верующему человеку помогает обращение к Богу. Так было в прошедшие века, так есть и ныне. В периоды отчаяния и тревоги люди нередко прибегали к молитве. Чтобы заручиться покровительством высших сил, способов существует немало. Здесь нередко действенными оказываются исповеди и строгий пост, церковные службы и искренние покаяние, беседы со священником, братьями и сестрами по вере. Одним из вариантов быть услышанным Богом и получить от него поддержку считается сорокоуст в трех церквях. Такой способ, всегда пользующийся заслуженным доверием и популярностью у православного населения, известен с незапамятных времен.

Что такое сорокоуст

Свое название данное снискало по причине того, что проводится оно обычно именно сорок дней. По сути, это литургия, специально усиленная и очень действенная молитва в храмах, которую возможно заказать как за здравие, так и за упокой интересующего лица, но только обязательно крещеного в православии, то есть воцерковленного человека. Но проводится она священнослужителями в стенах храмов не единожды, а на протяжении сорока дней. А потому выходит, что в течение указанного срока имя верующего каждодневно предстает перед Богом. Поэтому Всевышний все это время воздействует на жизнь человека и помогает в решении его проблем.

Особенно оказывается полезен сорокоуст в трех церквях, ведь в этом случае сразу в трех места целых сорок дней будет упоминаться нужное имя. Ежедневно в этих храмах в Святую Чашу станут погружать кусочек просфоры за этого человека. Данный обряд олицетворяет Кровь и Тело Спасителя. Это жертва, за которую даруется прощение грехов и благодать.

Можно заказывать молебен не только на указанный срок, а на полгода или даже год, при этом прихожанин имеет право выбора дней, когда именно следует проводить обряд, а когда нет.

Особое число 40

Почему для обряда выбирают обычно именно сорокадневный срок? Число 40 совсем не зря имеет для верующих символическое значение. Дева Мария, получившая добрую весть от Ангела, носила под сердцем Спасителя-сына ровно сорок недель. Такое же количество дней сам Иисус молился в пустыне, чтобы познать высшую истину и сообщить ее жителям Земли. Сорок дней он являлся ученикам после своего блистательного Воскресения.

Указанное число также упоминалось и в Ветхом Завете, ведь пост знаменитого на весь мир пророка Моисея длился тоже сорок суток. В течение такого же периода продолжался Всемирный потоп. И подобные примеры, взятые из Священного писания, продолжать можно до бесконечности.

Но для чего заказывают сорокоуст в трех церквях, почему желательно выбирать именно это число храмов? Об этом поговорим далее.

Три - цифра особая

В христианстве это знаменитое число триединства. Смысл здесь в том, что Бог по существу является единым, но предстает для человека в трех Лицах. Здесь нет прямого разделения, а посему подобная загадка троичности жителю плотского мира обычно не совсем понятна. Различие тут только в определенных абстрактных свойствах. В связи с этим цифра 3 представляется любому православному особенной, символической, несущей в себе сакральный смысл.

Следует добавить к этому, что число 3 нередко используется в церковных обрядах и, так же как и 40, часто упоминается в писаниях, олицетворяя собой Божественные сущности, а потому и считается священным. Здесь уместно упомянуть троекратные прославления, обращаемые к Создателю, явления к библейским героям именно трех ангелов и многое другое. Тут-то и кроется разгадка, почему заказывают сорокоуст в трех церквях: это соответствует древним обычаям, дань которым и воздается.

В исключительных случаях при тяжелых болезнях и страшных жизненных ситуациях прихожанам советуют заказывать молебен сразу в семи (тоже священное число) церквях. Но это очень ответственное таинство, к нему допускаются не все, и следует долго готовиться духовно и физически, соблюдая пост. В противном случае, как говорят священнослужители, эффект окажется не больший, чем от одного сорокоуста.

Зачем нужно таинство

По какой причине и кому следует заказывать заупокойные сорокоусты - вполне понятно. Особенно это может оказаться важным для только что умерших. Ведь в православии считается, что приговор душе выносится в течение 40 дней, и именно в данный период на Небе решается судьба новопреставленного. И до истечения указанного срока ему способны помочь молитвы живых, оставшихся на Земле.

Сложнее разрешить вопрос о том, зачем и кому может оказаться полезным и важным сорокоуст о здравии в трех церквях. Некоторые искренне убеждены, что подобные каждодневные молитвы, заказанные в храме, способны пригодиться лишь тяжело больным. Но это заблуждение. Подобное помогает и в других трудных жизненных обстоятельствах: для укрепления духа слабых, налаживания материальной базы, продвижения карьеры и улучшения отношений с окружающими, а также для защиты от роковых случайностей.

Как правильно выбрать церкви

Священнослужители утверждают, что заказанный в трех церквях сорокоуст о здравии ставит вокруг человека невероятно сильную духовную защиту против жизненных неурядиц, людской злобы, сглаза и порчи, восстанавливает его моральное состояние. Весьма полезно, не правда ли?

Чтобы правильно и соблюдая все религиозные требования подать сорокоуст в трех церквях, необходимо сделать следующее. Выбрать три подходящих храма. Желательно, чтобы они по своему месторасположению образовывали наиболее правильный треугольник. Но если это неудобно и затруднительно, не стоит зацикливаться на только что упомянутом требовании. Главное, чтобы в данных церквях или монастырях богослужения проводились ежедневно. Если же в храме для этого отводятся только определенные дни, тоже ничего страшного. Однако следует учитывать, что молебен в этом случае будет продолжаться не полтора месяца, а более длительный срок. Далее советуют до 12 часов (полудня) обойти все выбранные храмы и везде заказать сорокоуст.

Как заказывать

Подавая сорокоуст, обычно находят церковную лавку. Это может быть помещение или просто уголок при храме или, возможно, даже вне его. Там монахини или послушницы, в соответствии с просьбой обратившегося, заносят имена людей, для которых предназначается молебен, в специальную книгу. Иногда эти записи делаются простыми прихожанами самостоятельно, а в случае неосведомленности можно посоветоваться со знающими служителями церкви или верующими людьми.

Очень важно помнить, что в книгу необходимо записывать полное православное имя человека, полученное им при крещении, а не что-то другое. В случае если данный не проводился ни сразу после рождения, ни в течение последующего периода жизни (человек не был воцерковлен), заказывать сорокоуст в трех церквях бесполезно, ибо обряд не имеет смысла. Ведь просьбы за людей некрещеных, к сожалению, остаются Богом без ответа.

Кому можно заказывать

Подобный эффективный молебен возможно заказать не только кому-то другому, близкому или постороннему, но и самому себе. Священнослужители утверждают, что особенно скоро помогает сорокоуст, в трех церквях читаемый, если речь идет о беременной женщине или ребенке, ведь такие молитвы прежде других доходят до Бога. Главное, не только знать, но и правильно указать их православные имена.

Не обязательно, но весьма желательно, чтобы в течение того периода, когда проводятся молебны, человек, их заказавший, регулярно посещал выбранные им храмы. Также считается, что женщинам особенно помогают сорокоусты, поданные в женские монастыри, а мужчинам очень подходят монастыри мужские.

О врагах и недоброжелателях

Молебны за здравие не только можно, но и рекомендуется заказывать своим врагам. Это часто срабатывает и помогает нейтрализовать все то зло, которое они направляют в адрес человека, нуждающегося в покровительстве высших сил. А ему самому подобные обряды позволяют обрести покой и душевное равновесие. Как свидетельствуют отзывы о сорокоусте, в трех церквях заказанном, нередко случается, что ненавистники и злопыхатели после усиленных молитв по разным причинам уходят из жизни человека. Бывает, что с ними случаются болезни и самые разные неприятности. Но желать недругам зла не следует, ведь только Бог имеет право решать, что в этой жизни справедливо, а что нет.

Какое время лучше выбрать

Каких-то особых дней для того, чтобы заказать сорокоуст (подать требу, как обычно принято говорить церковным языком), не предусматривается. То есть записаться на это таинство можно в любой период, когда только человек пожелает попросить о помощи Всевышнего.

Исполнение заявки начинается со следующего дня после подачи требы. Зная об этом, рассчитывать время заказа необходимо с учетом состояния собственных дел, личного времени и потребностей одного или нескольких интересующих лиц. Если кому-то из близких предстоит важная операция, ответственное мероприятие или сложная дорога, рекомендуется делать церковный заказ за неделю или дней пять до важного события. Таким образом, осуществить планы в соответствии с собственными задумками окажется гораздо легче. Следует также рассчитать правильно свои возможности, помнить, что в момент подачи заявки придется зайти в три церкви в один день. Сорокоуст ведь именно так заказывается, как уже упоминалось.

Кому заказывать нельзя

Конечно, Бог стремится помочь всем страждущим. Однако следует также что готовиться к описываемому важному серьезному ритуалу необходимо со всей ответственностью. Во-первых, причина для подачи заявки должна быть не пустячная, а все-таки важная. К такому средству обычно прибегают, если человек действительно нуждается в помощи. Во-вторых, к таинству следует серьезно готовиться: перед этим девять дней поститься, очищаться духовно и жить в соответствии с заповедями. И только после этого просить о проведении сорокоуста в трех церквях.

Но имеет значение не только это. Священнослужитель наделен полным правом отказать прихожанину в проведении обряда, если лицо, о котором проявляется забота, церковь практически не посещает, не ходит к исповеди и не считает нужным причащаться. И разумеется, что молебны не проводятся за сектантов и атеистов, равно как и за не православных, то есть представителей других религий. То же касается тех людей, кто испытывает к Богу неприятие, не признавая влияния Всевышнего на земную жизнь, а также игнорирует его заповеди.

Каких ожидать изменений

Но каких ждать улучшений? Ведь если их не будет, зачем сорокоуст в трех церквях вообще проводить? Согласно утверждениям верующих, изменений в моральном состоянии и жизненных обстоятельствах в некоторых случаях можно ожидать по прошествии нескольких дней с момента начала таинства. Иногда бывает достаточно всего двух-трех служб. И чем опаснее болезнь и тяжелее проблемы, тем нередко заметнее оказывается эффект. Но если принять во внимание отзывы, далеко не всегда все складывается так просто и гладко.

Как объяснить то, что желаемых изменений в судьбе не произошло (а такие случаи известны)? Иногда полезно бывает поискать причину в себе. И не обязательно сразу начинать каяться в собственной греховности, хотя разлад с Богом вполне способен стать значительным препятствием в исполнении задуманного. Но в некоторых случаях человек просто оказывает не готов принять помощь высших сил в том виде, в котором она поступает. Ведь трудно сразу судить, какие именно изменения следует считать позитивными, а какие нет. И нередко случается, что даже истинно верующий человек просит Всевышнего о том, что совсем не идет ему во благо.

Для духовной помощи православному христианину в нашей Церкви существует множество треб и служб. Одной из очень популярных молитвенных обращений к Богу является сорокоуст о здравии. Что же это такое и чем он отличается от любой другой молитвы?

Что такое сорокоуст

Сорокоуст - это особое церковное поминовение, совершаемое по просьбе православного христианина. Суть его заключается в том, что в течение 40 дней каждый раз, когда служится литургия, священник в алтаре вынимает частичку из просфоры за каждого человека, имя которого подано на сорокоуст.

Далее все вынутые частички погружаются в Чашу с Кровью Христовой, над которой читается специальная молитва с прошением омыть грехи каждого человека, который был поминаем. В конце службы чаша с этими частицами выносится на причастие, и прихожане приобщаются одному из наибольших дарованных человечеству чудес - Телу и Крови Христовой.

Важно. Такое поминовение в алтаре с последующим причастием - это наиболее полная вовлеченность человека в церковное богослужение.

Поскольку каждый раз на литургии в алтаре приносится , символизирующая жертву Христову за весь род человеческий, приобщение к этому священнодействию имеет большое духовное значение.

Молитва за здравие

Очень часто у новоначальных христиан возникает вопрос, почему подобная молитва совершается именно 40 дней, а не какой-либо другой промежуток времени. Дело в том, что 40 дней - символичный временной отрезок в христианском вероучении.

Мы знаем, что Иисус Христос, уйдя в пустыню, постился и молился именно этот промежуток времени; многие святые подвижники совершали свои молитвенные бдения также 40 дней; после смерти человека его душа проходит испытания именно 40 дней, после чего определяется ее участь. Все это свидетельствует о том, что 40-дневная молитва действительно имеет особый смысл и особое значение.

Когда заказывается сорокоуст за здравие, имеется в виду не только лишь физическое здоровье перечисленных людей. Любая молитва направлена, прежде всего, на спасение души человека, поэтому все прошения к Господу надо соизмерять с их духовной пользой. Под здравием души понимается ее очищение от грехов, стремление человека к богоугодной жизни, борьба со своими страстями. Без подобной кропотливой работы будут бессмысленны все молитвы и заказные требы, потому что Господь Бог не может помочь человеку без его на то свободной воли.

Чтение Сорокоуста

Как и когда правильно заказывать сорокоусты за здравие

Полезно. Чтобы заказать сорокоуст о здравии, нужно подойти в храме в свечную лавку и поинтересоваться, какие требы можно заказать в конкретном храме. Форма подачи достаточно проста - нужно взять листок бумаги, написать сверху «О здравии» и ниже перечислить имена тех, о ком должна быть совершена молитва.

Как правило, в одной записочке принято указывать не более 10 имен. Имена принято писать в родительном падеже. К примеру, текст записочки может выглядеть следующим образом:

О здравии

  • Марии;
  • Александра;
  • Варвары;
  • Владимира и сродников.

Также за каждое имя предлагается внести денежное пожертвование на содержание храма. Пожертвование может быть как фиксированной суммой, так и на усмотрение прихожан - в зависимости от порядков, заведенных в конкретном храме.

Для более глубокого понимания сути сорокоуста стоит знать, о ком можно подавать записки. Следуя строгим церковным канонам, данное молитвенное делание совершается только лишь за членов Церкви Христовой. А ими являются люди, которые ведут христианскую и церковную жизнь, участвуют в богослужениях и, что особенно важно, в Таинствах. Так, согласно церковным канонам, человек, без серьезной причины пропустивший три подряд литургии считается выпавшим из церковного общения и церковной жизни.

Просфоры, которые используют в Сорокоусте

Поскольку после вынимания частиц из просфоры они потом претворяются в Тело Христово, грехи данного человека символично искупляются Христовой жертвой на кресте. Но если человек, имя которого подано на поминовение, сам не хочет быть спасенным и не стремиться к этому, жертва Христова получается бессмысленной. Господь Бог не может спасти человека без его личного желания и волевого усилия к исправлению своей жизни.

Внимание. Ввиду вышесказанного, церковные каноны требуют подачи на 40-дневное поминовение имен лишь воцерковленных христиан. Но современная жизнь вносит свои коррективы, и если строго следовать всем канонам, то в церкви останутся единицы. Конечно, к канонам стоит стремиться как к идеалу, но и делать скидку на немощи современных людей. Поэтому сейчас допускаются для поминовения на сорокоусте практически все, главное правило - человек обязательно должен быть крещенным в православной церкви.

Еще о молитвах за здравие:

Заблуждения и мифы о сорокоустах

Широкое распространение церковных треб привело к тому, что они стали объектом различных заблуждений, а порой и намеренного кощунственного использования. Нужно очень внимательно следить за своей жизнью и ни в коем случае не допускать неблагоговейного отношения к любой церковной молитве.

Это сугубое (т.е. особенное) моление в течение сорока Божественных литургий. Почему для такого моления избран такой временной отрезок? Нам известно из Священного Писания и Предания что часто для достижения определенного духовного результата нужен подвиг, длящийся именно 40 дней. Здесь тайна. Мы также знаем из святоотеческого откровения, что душа усопшего человека на сороковой день по кончине получает определение о своей участи на частном суде Божием. И потому особенно молимся в этот период. Из вышесказанного следует, что есть смысл в непрерывном сорокадневном молении. Это моление может быть и о здравии и об упокоении души (если человек умер). К примеру, молодой человек тяжело болен. Родные просят Церковь о сугубой молитве за него и заказывают сорокоуст о здравии в храме, где совершаются ежедневные богослужения или в монастыре. До окончания сорокоуста человек не без воли Божией оставил этот мир. В этом случает родственники сообщают эту информацию в храм и оставшиеся дни сорокоуста молитва идет уже за новопреставившегося. Так что сорокоуст есть и о здравии и об упокоении . В нашем храме, кроме того, можно заказать такое поминовение о здравии или упокоении на полгода или на год. К этому стоит напомнить, что у Бога все живы. Мы молимся о душе, о ее спасении.

В некоторых обителях не каждый день совершается литургия, однако сорокоуст есть и длится ровно 40 литургий, которые могут растягиваться на несколько месяцев.

Сорокоусты - это молебен, который совершается Церковью ежедневно в течение сорока дней. Каждый день в течение этого срока происходит изъятие частиц из просфоры.
Старец схиархимандрит Зосима отмечал, что вся история человечества измеряется "седминами и сороковинами". "Сорок дней Христос являлся ученикам своим, пребывая на земле до праздника Вознесения Господня. Праздник святой – сороковой день Вознесения Господня. Проводим накануне Пасху и будем встречать великий годовой праздник в сороковой день по Пасхе – Вознесение Господне. Сорокоусты – сорок дней поста, сорок дней Пасхи, всё сороковинами идет, седминами и сороковинами. И история человечества также идет седминами и сороковинами". Сорокоусты заказываются о здравии, особенно о тяжелобольных.

Некоторые случаи

Возникает вопрос: Можно ли подавать записки на проскомидию и сорокоуст за православных, которые не то что не причащаются раз в год, а вообще редко в храм ходят?

Опираясь на строгость церковных канонов, действительно за таких людей не полагается подавать записочки в алтарь, но если бы мы руководствовались в своей жизни всей строгостью канонов, то, наверное, в церкви остались бы единицы. Сейчас жизнь решительно изменилась. Надо помнить, что древние каноны – некий идеал, к которому мы должны стремится! Но смотреть на вещи надо реально и не ударяться в излишнюю строгость, которая не уместна в нашем и без того жестоком мире.
Господь видит сердце каждого человека, ни один даже мимолетный помысел не может быть для Него сокрыт. Он знает и Вас, и тех людей, за которых Вы заказали сорокоуст, знает и то, по чьей просьбе Вы это сделали. Неужели Он может судить человека за чьи-то чужие грехи только по той причине, что человек выполнил просьбу своего ближнего и заказал требу за его родных?
Подавать на литургию нельзя только за сектантов, еретиков и сознательных богохульников, которые явно засвидетельствовали свою вражду к Богу.
В некоторых монастырях и храмах все подряд требы не принимают. Нельзя на себя брать больше, чем можешь понести. К тому же так бывает в местах, популярных среди паломников. Там монахи просто не в состоянии молиться о множестве людей, о которых подают требы. Поэтому и спрашивают, воцерковлён ли человек, "свой ли он, живёт ли жизнью Церкви". Иногда этот поток регулируется установкой относительно высокого размера пожертвования. Тогда уж паломник не будет всех подряд записывать, а напишет действительно тех, кто очень нуждается в молитве.
Поэтому лучше выяснять у знакомых, кто эти люди, о ком они просят заказать сорокоуст. Легкомыслию здесь не место.
Молиться и помогать друг другу нам сам Господь заповедал: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.» (Ин 15:13) Если мы, православные, не будем друг за друга молиться и помогать – через кого тогда Господу нам помогать?

Два ответа на подобные вопросы архимандрита Рафаила (Карелина)

Недавно в одном из монастырей мне отказали заказать сорокоуст "О здравии" моих родных на основании того, что они не ходят в церковь и не причащаются, предложили записать их на Псалтырь. Объясните, пожалуйста, в чем духовная разница этих молитв, и есть ли какие-то правила, за кого как молиться?

Архимандрит Рафаил отвечает:

Частицы, вынимаемые из просфор на проскомидии, знаменуют души поминаемых людей. В конце литургии частицы опускаются в чашу с Кровью Христовой. При этом священник говорит: "Господи, омый грехи, поминавшихся зде, Кровью Твоею честною". Поэтому литургическое поминовении не соответствуют состоянию людей, которые не ходят в церковь и не каются. Чтение Псалтыри и молебны – это молитвенный чин и обряды, а литургия – таинство...

У нас на приходе (сельский храм) требы, поданные на проскомидию читают даже на ектении (по сути бескорыстно). Между тем, многие (в требах) далеки от Церкви, даже не хотят чтобы за них молились (крещеные, но отступившие, сектанты, напр.). не грех ли это? Батюшка замечательный: добрый и умный?

Архимандрит Рафаил отвечает:

Александр! ... На литургии поминаются только те православные, которые принадлежат или принадлежали (усопшие) Церкви и включены в ее внутреннюю жизнь. На панихидах допустимо поминать крещенных, но невоцерковленных православных, в надежде на их предсмертное покаяние. А на молебнах - крещенных, но заблудших, с целью возвращения их в Православие. Их имена можно также поминать при чтении Псалтыри. Вам следует попросить священника, чтобы он объяснил это прихожанам, во избежание недоумения...

Сорокоуст о упокоении

Этот вид поминовения усопших можно заказать и в любой час – в этом тоже нет никаких ограничений. Великим постом, когда намного реже совершается полная литургия, в ряде церквей так практикуют поминовение – в алтаре в течение всего поста прочитывают все имена в записках и, если служат литургию, то вынимают частички. Нужно только помнить о том, что в этих поминаниях могут участвовать крещеные в Православной вере люди, как и в записках, подаваемых на проскомидию, разрешается вносить имена только крещеных усопших.

Сорокоуст - это поминовение подряд на сорока Литургиях. На Литургии молятся о здравии живых и о упокоении усопших. Поэтому можно заказывать сорокоуст и о здравии - за живых, и о упокоении - за усопших.
Сорокоусты о здравии заказывают не только о больных, но и здоровых людях - чтобы Господь хранил их, помогал им в их добрых делах и даровал им здравие душевное и телесное.

Молитва это ведь не просто слова. Надо понимать, что когда человек становится на молитву, это всё равно, что он объявляет войну нечистому. За свою душу, или за души других. Думаете, им это нравится? Думаете, им приятно? Эти молитвы их просто жгут, покоя не дают. Вот они и начинают мстить. Тому кто молится или тому о ком молятся. Конечно, месть их до известного предела, сколько Господь попускает. Многих Господь и совсем уберегает от этого зла, но далеко не всех. Но особая брань идёт на настоящих молитвенников - монахов, монахинь, священников. Вот и не принимают часто в монастырях записки за всех подряд. Подавать записки, жертвовать на храм, это тоже дело молитвенное. Поэтому по поводу молитвы лучше со священником поговорить. Не брать на себя слишком много. Молиться за тех, за кого мы обязаны молиться: за родителей, за детей, супругу, крестников. За того, кого любим. Пожалуй, если молиться с любовью, то человек под защитой, а если дерзнуть вымаливать всех подряд (сектантов, раскольников, блудников, алкоголиков, сотрудников и соседей), то... надорваться можно. Если человек молиться о ком-то, кого сложно вымолить (о человеке, отпавшего от Церкви), то он должен понимать, что он берёт на себя за это ответственность.

Если человек тяжело болеет, верующие часто заказывают сорокоуст о здравии, чтобы священнослужители читали молебен на протяжении 40 дней. Сорокоуст – особый священный текст, произносимый Батюшкой во время каждой службы. Многие, кто не может ощутить душевный покой, часто заказывают читку сорокоуста, чтобы не терзали сомнения, не лезли в голову бесноватые мысли. Это духовная просьба и обращение к Господу Богу, чтобы Он помог, вселил веру, указал путь.

Как правило, после чтения молебна проблемы уходят, разрешается даже самое серьезное дело, которое, казалось бы, было невозможно выполнить. Как же нужно правильно заказать сорокоуст о здравии в церкви?


О том, как правильно заказать сорокоуст о здравии верующего

Необходимо посетить церковь, соблюсти «дресс-код», это крайне важно. Обычно, женщины надевают длинные юбки, прикрывающие ноги, и платок на голову. Мужчинами важно быть в рубашке или свитере, закрывающих руки и плечи. Перед чтением сорокоуста важно очиститься душой, не думать о плохом, направить поток всех мыслей на положительный исход дела. Взять необходимо чистый листок и ручку. Вот, что требуется написать для заказа молебна:

  • заглавие должно быть таким: посередине строки с самого начала слова «о здравии»;
  • ниже должны быть написаны по порядку имена тех близких и родных, о ком молится верующий, кому он желает успеха и здоровья;
  • лучше всего писать все имена в родительном падеже, так как Батюшке будет легче читать сорокоуст о здравии;
  • многие имена должны уточняться, т.е. если это младенец, то сбоку от имени необходимо надписать «мл.», если это ребенок старше 7 лет, то «отр.» (отрок), если военнослужащий – «воин», если больной человек – «бол.»;
  • как только список всех близких закончится, можно написать друзей и православных христиан.

Здравие – не только физическое здоровье. Это так же духовное состояние, благополучие, материальные составляющие. В смысле слова «здравие» таится огромный смысл, вот почему важно молиться именно об этом. Так же, подавать сорокоуст можно не только о близких людях, но и о врагах, главное – чтобы все перечисленные люди были крещенными.

Как часто можно заказывать сорокоуст о здравии? Верующий может подавать заказ на читку молебна сколько угодно, хоть каждую воскресную службу. Чем дольше будет читать сорокоуст, тем сильнее станет Божья поддержка.

Вот как нужно и как правильно заказать сорокоуст о здравии в церкви. Так же, если у верующего есть желание – можно сходить в несколько церквей, написав имена близких на листочках, чтобы они читались в один и тот же день. Как правило, все воскресные службы начинаются в 8-9 утра.


Как помогает сорокоуст о здравии?

Многие люди уже убедились, как действует сорокоуст о здравии после читки молебна.

  1. Если у верующего есть недоброжелатели и сильные соперники, неприятели, то не стоит опускать руки и сдаваться. Помимо того, что с ситуацией стоит справляться самим, важно обратиться к Богу за поддержкой и помощью в этом нелегком деле. Этим действием верующий просит Господа о том, чтобы он изменил злые и бесноватые помысли в голове врага на положительные и добрые. Бог обязательно направит недоброжелателя на путь истинный. Спустя время, будет заметно, что наступила гармонию, а враги начнут вести себя совершенно по-другому.
  2. Если болен дорогой сердцу человек, то стоит не только его лечить лекарствами, но и подать сорокоуст о здравии. В этом случае, Господь Бог исцелит и поднимет на ноги больного. Это может быть как дорогой медикамент, которого ранее не было в аптеке для лечения, так и опытный врач, который появится из ниоткуда. Всевышний всегда помогает тем, кто к нему обращается.
  3. Подавать сорокоуст о здравии могут и те, кто в поисках второй половинки, кто давно мечтает создать семью. Если Господь видит, что верующий искренне хочет обрести любовь, то вскоре этот человек обязательно встречает суженого. Так же, чтобы в семейном кругу не было ссор и конфликтов, можно заказывать читку священного текста, так как подать сорокоуст о здравии – не значит молиться о физическом здоровье. Душа человека только в том случае будет спокойной, если вокруг будет царить гармония.

Почему молебен читают 40 дней?

Вообще, это число взять не просто так. В Библии цифра 40 упоминается очень много раз. Например, Спаситель находится в жаркой пустыне на протяжении сорока дней, столько же Моисею было отведено во время поста. 40 – это граница для души, определенный рубеж. Кстати, беременные девушки могут заметить, что малыш рождается ровно через 40 дней после зачатия. Даже смотря на эти примеры можно сделать вывод, что данное число очень сакрально и важно.

История о девушке

Это не просто слова, записанные на бумаге. Это настоящее чудодейственное обращение к Господу Богу, ко всем Ангелам Хранителям, которые находятся рядом, к Святым. Есть одна замечательная история о том, как сорокоуст помог женщине справиться с некоторыми жизненными трудностями.

Сначала у нее было все, о чем только могла мечтать любая девушка: крыша над головой, достаток в доме, мужчина, женское счастье. Но внезапно все начало рушиться один за другим: от женщины отказалась семья, родные и близкие ее возненавидели, а родители выгнали из дома. Ничего не взяла с собой девушка, оставшись без жилья, кроме нескольких икон, которым каждый день молилась и просила о помощи.

Так, заказала она сорокоуст о здравии, чтобы священник помолился за ее семью. Спустя время муж опомнился от бесноватых мыслей и начал разговаривать с женщиной, семья как будто проснулась ото сна и вернула назад любимую дочь. Достаточно было лишь молиться каждый день о здравии собственных родных, чтобы они поняли, где были не правы. С тех пор в жизни девушки все хорошо, подрастают ребятишки.

Преимущество молитвы в храме

Если человек молится дома – это очень хорошо, но сильнее прочитанной молитвы в стенах церкви нет ничего. Это место, где каждый просит о помощи, общается с Господом Богом. Церковь – место, где собираются верующие, где очень сильный очаг православия. Поэтому, лучше всего молиться именно в храме, так как вместе с одним верующим у Бога просят поддержки еще одна сотня (а может и больше) людей.

Сорокоуст, прочтенный в церкви, имеет огромную мощь, так как возносится Батюшкой, который был выбран для того, чтобы каждую службу совершать священные действия и возносить все слова и молитвы до Господа Бога.

Так же, будет очень хорошо, если верующий услышит, как священник читает бумагу с именами его близких. Обычно, Батюшка делает это в полголоса, не слишком громко. Если имена родных будут слышимы уху, то стоит повторять за священником все то, что он говорит, перечислять все имена, которые были написаны на листе бумаги.

Главные правила при подаче сорокоуста

В некоторых церквях принимают только крещеных людей на читку сорокоуста. Вообще, это правильно, так как этот церковный ритуал должен проводиться над младенцем еще с малых лет.

Если же верующему хочется помолиться за человека, подать сорокоуст о здравии его, но человек не крещен и не ходит в церковь вообще, то, скорее всего в молебне откажут. Сегодня далеко не все посещают храм. Господь видит каждого, может прочитать мысли любого человека. Если у некрещенного все хорошо, а мысли благие, то даже ему будет Божья благодать. Еще одно главное правило – во время Великого Поста сорокоуст не читается. Как только Пост закончится – читка о здравии будет продолжена.

В записке можно вписывать не только близких, но так же и свое имя. Помимо прихода в храм, любой человек может обратиться в церковную лавку или подать заказ на сорокоуст через интернет. Сейчас очень хорошо развиты технологии, почти у каждого уважающего себя храма имеется свой сайт с новостями и великими церковными праздниками. Поэтому, можно прямо из дома подать заявку на чтение священником сорокоуста. Это придумано для тех, кто не может входить из дома и посещать церковь в силу болезни или сильной занятости на работе.

Есть, конечно же, и те, за кого нельзя подавать сорокоуста, помимо некрещенных людей. Это те, кто наложил на себя руки, те, кто пресек веру в Бога и принадлежит к другой религии, те, кто не признает Господа и считается атеистом. В любых других случаях сорокоуст о здравии подавать можно и даже нужно. Пускай все у ваших родных и близких будет хорошо. Подавайте сорокоусты как можно чаще. Храни Вас Господь!

Что такое сорокоуст и как его подавать