Кто такой есенин кратко. Последние годы жизни. Загадочная смерть поэта

Вашему вниманию предлагается краткая биография Сергея Есенина . Мы расскажем коротко о главном из короткой, но яркой жизни замечательного русского поэта, имя которого стоит в одном ряду с , и .

Краткая биография Есенина

Сергей Александрович Есенин родился в 1895 г. в селе Константиново Рязанской губернии. Его родители были крестьянами, и имели кроме Сергея двух дочерей: Екатерину и Александру.

В 1904 году Сергей Есенин поступил в земское училище в родном селе, а в 1909 начал учебу в церковно-приходской школе в Спас-Клепиках.

Имея вспыльчивый и неусидчивый характер, Есенин осенним днем 1912 года приехал в Москву, в поисках счастья. Сначала он устроился в мясную лавку, а затем начал работать в типографии И.Д. Сытина.

С 1913 года стал вольнослушателем в университете имени А. Л. Шанявского и водил дружбу с поэтами Суриковского литературно-музыкального кружка. Надо сказать, что это имело большее значение в дальнейшем формировании личности будущей звезды на небосклоне русской словесности.


Особые приметы Сергея Есенина

Начало творчества

Первые стихотворения Сергея Есенина были опубликованы в детском журнале «Мирок» в 1914 году.

Это серьезно повлияло на его биографию, однако уже через несколько месяцев он уезжает в Петроград, где заводит важные знакомства с А. Блоком, С. Городецким, Н. Клюевым и другими выдающимися поэтами своего времени.


Есенин читает стихи своей матери

В прошествии небольшого времени издается сборник стихов под названием «Радуница». Также Есенин сотрудничает с эсеровскими журналами. В них печатаются поэмы «Преображение», «Октоих» и «Инония».

В прошествии трех лет, то есть в 1918 г., поэт возвращается в , где вместе с Анатолием Мариенгофом становится одним из основателей имажинистов.

Начав писать знаменитую поэму «Пугачев», он объездил много знаменательных и исторических мест: Кавказ, Соловки, Мурманск, Крым, и даже добрался до Ташкента, где гостил у своего друга — поэта Александра Ширяевца.

Считается, что именно с Ташкента начались его выступления перед публикой на поэтических вечерах.

В краткую биографию Сергея Есенина трудно вместить все приключения, которые произошли с ним за время этих путешествий.

В 1921 году в жизни Есенина произошла серьезная перемена, так как он женился на известной танцовщице Айседоре Дункан.

После свадьбы супруги отправились в путешествие по Европе и Америке. Однако вскоре после возвращения из-за границы брак с Дункан распался.

Последние дни Есенина

Последние несколько лет жизни поэт усиленно работал, как будто предчувствовал свою скорую кончину. Он много путешествовал по стране и три раза ездил на Кавказ.

В 1924 г. состоялась поездка в Азербайджан, а затем в Грузию, где выходят в печать его произведения «Поэма о двадцати шести», «Анна Снегина», «Персидские мотивы» и сборник стихов «Красный Восток».

Когда произошла Октябрьская революция, она придала творчеству Сергея Есенина новую, особенную силу. Воспевая любовь к родине он, так или иначе, касается темы революции и свободы.

Условно считается, что в постреволюционный период было два великих поэта: Сергей Есенин и . При жизни они были упорными соперниками, постоянно соревнуясь в таланте.

Хотя подлых высказываний в отношении оппонента себе никто не позволял. Составители биографии Есенина часто приводят его слова:

«Я все так же Кольцова, и Блока люблю. У них и у Пушкина только учусь. Про Маяковского что скажешь. Писать он умеет — это верно, а разве это стихи, поэзия? Не люблю я его. У него никакого порядку нет. Вещи на вещи лезут. От стихов порядок в жизни быть должен, а у Маяковского все как после землетрясения, да и углы у всех вещей такие острые, что глазам больно».

Смерть Есенина

28 декабря 1925 года Сергея Есенина нашли умершим в ленинградской гостинице «Англетер». По официальной версии он повесился после того, как некоторое время лечился в психоневрологической больнице.

Надо сказать, что учитывая длительные депрессии поэта, такая смерть ни для кого не стала новостью.

Однако в конце двадцатого века, благодаря любителям есенинского творчества, стали всплывать новые данные из биографии и смерти Есенина.

За давностью времени трудно установить точные события тех дней, но вполне достоверно выглядит версия о том, что Есенина убили, а потом лишь инсценировали самоубийство. Как это было на самом деле мы не узнаем, наверное, уже никогда.

Биография Есенина, как и его стихи, переполнена глубоким переживанием жизни и всех ее парадоксов. Поэт сумел прочувствовать и передать на бумаге все особенности русской души.

Несомненно, его можно смело отнести к великим русским поэтам, назвать тонким знатоком русской жизни, а также потрясающим художником слова.

Сергей Александрович Есенин (3 октября 1895 года – 28 декабря 1925 года), русский поэт представитель так называемой новокрестьянской поэзии и имажинизма.

Краткая биография Есенина

Детство

Фотография Сергея Есенина

Сергей Александрович Есенин появился на свет 3 октября 1895 года в Рязанской губернии, в довольно большом селе Константиново, Кузьминской волости. Отец Сергея — Александр Никитич Есенин (1873-1931) в юности пел в церковном хоре, был обычным крестьянином, а затем переехал в Москву, где работал приказчиком в мясной лавке. Татьяна Федоровна Титова, мама будущего поэта (1875-1955) была отдана замуж не по любви, видимо, поэтому совместная жизнь супругов была недолгой.

Когда маленькому Сергею исполнилось 2 года, мать ушла от отца, уехала на заработки в Рязань, а воспитанием мальчика занимались бабушка и дедушка по материнской линии — Наталья Евтихиевна (1847-1911) и Федор Андреевич (1845-1927) Титовы. Семья деда была довольно зажиточной, кроме маленького Сережи в доме Федора Андреевича жили трое его неженатых сыновей, с которыми будущий поэт проводил много времени. Именно они учили мальчика плавать, ездить на лошади и работать в поле.

От бабушки Сергей Есенин узнал множество народных сказок, песен и частушек, по признанию самого поэта, именно бабушкины рассказы стали первым толчком к написанию собственных стихов. Дед мальчика в свою очередь был знатоком церковных книг, так что ежевечерние чтения были традиционными в семье.

Образование

В 1904 году Есенин был отдан на обучение в земское училище в Константиново, после окончания которого, в 1909 году поступил в Спас-Клепиковскую церковно-учительскую школу, из которой вышел в 1912 году, получив диплом «учителя школы грамоты».

Сразу после окончания школы Сергей Александрович переехал в Москву, где в то время уже работал в мясной лавке его отец. Первое время Сергей проживал с ним, служил в той же мясной лавке, затем устроился в типографию И. Д. Сытина.

На следующий год Есенин поступил на историко-философское отделение при Московском городском народном университете имени Шанявского в качестве вольного слушателя.

Творчество

Писать стихи Сережа начал еще в ранней юности, во время обучения в церковно-учительской школе. Впервые стихи поэта были опубликованы уже после его переезда в Москву, в 1915 году, в журнале для детей «Мирок».

В 1915 Есенин отправился в Петроград, где познакомился с признанными российскими поэтами – Городецким и . Тогда же Сергею удалось устроиться на военную службу, которую он проходил в Царском селе. Поэт вместе с Николаем Клюевым даже выступал перед императрицей Александрой Федоровной, читая свои сочинения.

Первый сборник стихов под названием «Радуница» вышел в 1916 году. Название этого сборника, проникнутого духом русской деревни можно трактовать по-разному – с одной стороны Радуница – это день поминовения усопших, а с другой – так называли весенние народные песни, радоницкие веснянки. В целом название вполне отражает настроение и лирику поэта – жалость, потаенная грусть и описание красоты окружающей природы. Этот сборник сделал Есенина знаменитым.

После знакомства с имажинистами, которые основным выразительным средство поэзии считали метафору, создание образа, начался новый этап творчества Есенина, который можно назвать более «городским». В период увлечения Сергея имажинизмом вышло сразу несколько сборников его стихов - в 1921 году «Трерядница» и «Исповедь хулигана», в 1923 году — «Стихи скандалиста», в 1924 году — «Москва кабацкая» и поэма «Пугачев».

После возвращения из поездки в Азию, в 1925 году, вышел цикл стихов «Персидские мотивы».

Самыми известными произведениями Есенина стали не поэмы, посвященные его отношению к советской власти (вначале восторженному, а затем резко негативному), а прекрасные стихи, посвященные природе, любви, родине: «Отговорила роща золотая…», «Мы теперь уходим понемногу», «Письмо к матери» и другие.

Основные достижения

  • Главным достижением Сергея Есенина можно с уверенностью назвать создание нового, уникального и узнаваемого с первого взгляда стиля поэзии. Лирика Есенина очень популярна и по сей день, а стихи не утратили своей актуальности.

Важные даты

  • 3 октября 1895 года – родился в селе Константиново, Рязанской губернии.
  • 1897 год – отдан на воспитание деду по материнской линии.
  • 1904 год – поступил в земское училище в Константиново.
  • 1909 год – окончил училище и поступил в церковно-учительскую школу.
  • 1912 год – получил диплом учителя грамоты» и переехал в Москву.
  • 1913 год – женился на Анне Изрядновой.
  • 1914 год – рождение сына Юрия.
  • 1915 год – в Петрограде познакомился с Блоком, поступил на службу в санитарный поезд, квартировавшийся в Царском селе, выступал перед императрицей.
  • 1916 год – первый сборник «Радуница».
  • 1917 год – женитьба на Зинаиде Райх.
  • 1918 год – рождение дочери Татьяны.
  • 1920 год – рождение сына Константина.
  • 1921 год – сборники «Трерядница» и «Исповедь хулигана».
  • 1922 год – брак с Айседорой Дункан.
  • 1923 год – сборник «Стихи скандалиста».
  • 1924 год — сборник «Москва кабацкая» и поэма «Пугачев».
  • 1925 год – гибель в гостинице «Англетер».
  • Еще в 1913 году, в возрасте 18 лет Сергей Есенин познакомился с Изрядновой Анной Романовной (1891-1946), которая стала первой, гражданской супругой поэта. От этого, недолго продлившегося брака у Сергея Есенина родился сын Юрий, который, к сожалению, в 1937 году был расстрелян.
  • Есенин оставил свою первую семью сразу после рождения сына, в 1914 году. В июле 1917 года Сергей познакомился с красавицей Зинаидой Райх, бурный роман закончился официальным браком, в котором родилось двое детей — Татьяна Сергеевна (1918–1992) и Константин Сергеевич (1920-1986). В дальнейшем Зинаида вышла замуж за известного режиссера — В. Э. Мейерхольда, который усыновил ее детей от брака с Есениным.
  • Еще будучи в браке с Зинаидой Райх Сергей Есенин познакомился с переводчицей и поэтессой Надеждой Давыдовной Вольпин, которая также как поэт входила в кружок имажинистов. От этого романа в Есенина в 1924 году родился внебрачный сын, ныне проживающий в Соединенных Штатах и носящий двойную фамилию – Вольпин-Есенин.
  • Наиболее драматически закончился роман Сергея Александровича с Галиной Артуровной Бениславской (1897-1926). Выпускница женской Преображенской гимназии в Петербурге была страстной поклонницей поэта и покончила жизнь самоубийством, застрелившись на его могиле 3 декабря 1926 года, практически через год после смерти самого поэта.
  • Известнейшей связью любвеобильного Есенина по праву считается его роман с Айседорой Дункан, танцовщицей, приехавшей в Советский Союз по специальному приглашению партии и прославившейся своей оригинальной манерой исполнения. Дункан называли «босоножкой», так как она всегда выполняла свои номера босиком, ее танцы пользовались большим успехом в СССР. Айседора была старше поэта на 22 года, что не помешало ей влюбиться в «красивого русского» с первого взгляда. Перед поездкой в США, в 1922 году, пара официально оформила отношения, однако совместная жизнь была омрачена скандалами и постоянными ссорами. Первая соперница у Айседоры Дункан появилась еще в 1923 году, когда Есенин увлекся Августой Леонидовной Миклашевской, актрисой Московского Камерного театра. Именно ей посвящены несколько стихотворений из знаменитого цикла «Любовь хулигана», однако страстный роман оказался весьма быстротечным и скоро закончился полным разрывом.
  • Последним известным романом Сергея Есенина стала связь с Софьей Андреевной Толстой (1900-1957), внучкой того самого Льва Николаевича Толстого, с которой он познакомился в марте 1925 года. Абсолютно разные, вышедшие из разных миров они, по воспоминаниям современников, не смогли бы быть вместе, даже если бы поэт прожил более долгую жизнь. Мало кто знает, что Софья пыталась поместить Есенина на лечение в психоневрологическую клинику, откуда поэт сбежал и уехал в Ленинград, где остановился в печально известном номере гостиницы «Англетер». По другой версии, Сергей лег в больницу, чтобы избежать ареста, спасаясь от преследований ГПУ.
  • О смерти Сергея Есенина до сих пор спорят историки. Согласно официальной версии, поэт, который давно уже пил слишком много и вел разгульный образ жизни, повесился на трубе отопления в своем номере в «Англетере» 28 декабря 1925 года. Перед смертью, вместо последней записки поэт кровью написал стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…»
  • Очень многие считают, что Сергей Александрович не мог повеситься сам, в тот вечер был весел, провел его со знакомыми и ни словом не обмолвился о каких-либо душевных переживаниях, к тому же он с большим воодушевлением ждал выхода в свет своего полного собрания сочинений. Вызывают сомнения и некоторые обстоятельства гибели поэта, однако окончательно доказать версию убийства не удалось и по сей день.
  • Похоронен Сергей Александрович Есенин в Москве, на Ваганьковском кладбище.

С.А.Есенин – это имя, которое известно далеко за пределами страны, где он родился. Талантливый поэт навеки остался в сердцах и мыслях людей, которые ценят и любят его шедевры. Стиль, в котором писал Есенин нельзя перепутать ни с кем другим. Простой и легкий слог способен разбудить чувства даже у самого черствого читателя.

Сергей появился на свет 21.09.1895 в красивом рязанском селе Константиновом. Родители его хоть и были крестьянами, но не бедствовали. Более того, они особое внимание уделяли образованию ребенка. Именно поэтому Сергей не только окончил местную школу, но и отучился в школе при церкви в селе, которое находилось неподалеку. После окончания школы в возрасте семнадцати лет Есенин переехал в столицу России и устроился работать в печатное издательство. Спустя некоторое время он записывается в кружок им. Сурикова, в который входили как музыкальные, так и литературные деятели того времени. Одновременно с этим Сергей стал студентом народного университета им. Шанявского.

Свои первые произведения поэт начал писать в девятнадцать лет, и уже тогда был замечен, как талантливый человек. В двадцать лет Есенин едет в Санкт-Петербург и знакомится с такими известными людьми, как Блок, Клюев, Городецкий, а спустя некоторое время издает свою собственную книгу стихотворений «Радуница».

Далее жизнь поэта развивалась в довольно бурном темпе. Он вернулся в Москву после революции, и невзирая на сложную обстановку в стране, начал много путешествовать. Сначала это были поездки по территории России, а после знакомства и женитьбы на танцовщице из Америки Айседоре Дункан – по всему миру. Вместе они побывали во многих странах, но после возвращения в Россию расходятся. Это стало переломным этапом и жизни поэта. Стиль его жизни приобрел разгульный характер, и это не могло не сказаться на здоровье и состоянии Сергея. Спад творческого воодушевления у Есенина натолкнуло его друзей на мысль о смене окружения. Они отправили его путешествовать по Грузии и Азербайджану. 1924 и 1925 года он провел в поиске вдохновения. Казалось бы, он его нашел: женился на Софье Толстой, которая была внучкой известного уже в то время поэта. Но не все было так гладко. Есенин не любил Советскую власть и передавал свою нелюбовь в стихах. Естественно власть не любила его в ответ, о чем неоднократно ему намекала. В результате, то ли эта продолжительная борьба, то ли внутренние переживания поэта привели к глубокой депрессии Есенина, которая вылилась в самоубийство. Это произошло 28 декабря 1925 года в одном из номеров гостиницы «Англетэр».

Краткая биография Сергея Есенина самое главное.

Есенин — Сергей Александрович (1895-1925), русский поэт. С первых сборников («Радуница», 1916; «Сельский часослов», 1918) выступил как тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души. В 1919-23 входил в группу имажинистов. Трагическое мироощущение, душевное смятение выражены в циклах «Кобыльи корабли» (1920), «Москва кабацкая» (1924), поэме «Черный человек» (1925). В поэме «Баллада о двадцати шести» (1924), посвященной бакинским комиссарам, сборнике «Русь Советская» (1925), поэме «Анна Cнегина» (1925) Есенин стремился постигнуть «коммуной вздыбленную Русь», хотя продолжал чувствовать себя поэтом «Руси уходящей», «золотой бревенчатой избы». Драматическая поэма «Пугачев» (1921).

Детство и юность

Родился в крестьянской семье, ребенком жил в семье деда. Среди первых впечатлений Есенина духовные стихи, распевавшиеся странствующими слепцами, и бабушкины сказки. С отличием закончив Константиновское четырехклассное училище (1909), он продолжил обучение в Спас-Клепиковской учительской школе (1909-12), из которой вышел «учителем школы грамоты». Летом 1912 Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке, где приказчиком работал его отец. После конфликта с отцом ушел из лавки, работал в книгоиздательстве, затем в типографии И. Д. Сытина; в этот период он примкнул к революционно настроенным рабочим и оказался под надзором полиции. В это же время Есенин занимается на историко-философском отделении университета Шанявского (1913-15).

Литературный дебют и успех

С детства слагавший стихи (в основном в подражание А. В. Кольцову, И. С. Никитину, С. Д. Дрожжину), Есенин обретает единомышленников в «Суриковском литературно-музыкальном кружке», членом которого он становится в 1912. Печататься начинает в 1914 в московских детских журналах (дебют стихотворение «Береза»). Весной 1915 Есенин приезжает в Петроград, где знакомится с А. А. Блоком, С. М. Городецким, А. М. Ремизовым, Н. С. Гумилевым и др., сближается с Н. А. Клюевым, оказавшим на него значительное влияние. Их совместные выступления со стихами и частушками, стилизованными под «крестьянскую», «народную» манеру (Есенин являлся публике златокудрым молодцем в расшитой рубашке и сафьяновых сапожках), имели большой успех.

Служба в армии

В первой половине 1916 г. Есенин призывается в армию, но благодаря хлопотам друзей получает назначение («с высочайшего соизволения») санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны, что позволяет ему беспрепятственно посещать литературные салоны, бывать на приемах у меценатов, выступать на концертах. На одном из концертов в лазарете, к которому он был прикомандирован (здесь же несли службу сестер милосердия императрица и царевны), происходит его встреча с царской семьей. Тогда же вместе с Н. Клюевым они выступают, одетые в древнерусские костюмы, сшитые по эскизам В. Васнецова, на вечерах «Общества возрождения художественной Руси» при Феодоровском городке в Царском Селе, а также приглашаются в Москве к великой княгине Елизавете. Вместе с монаршей четой в мае 1916 года Есенин в качестве санитара поезда посещает Евпаторию. Это была последняя поездка Николая II в Крым.

«Радуница»

Первый сборник стихов Есенина «Радуница» (1916) восторженно приветствуется критикой, обнаружившей в нем свежую струю, отмечавшей юную непосредственность и природный вкус автора. В стихах «Радуницы» и последующих сборников («Голубень», «Преображение», «Сельский часослов», все 1918, и др.) складывается особый есенинский «антропоморфизм»: животные, растения, явления природы и пр. очеловечиваются поэтом, образуя вместе с людьми, связанными корнями и всем своим естеством с природой, гармоничный, целостный, прекрасный мир. На стыке христианской образности, языческой символики и фольклорной стилистики рождаются окрашенные тонким восприятием природы картины есенинской Руси, где все: топящаяся печка и собачий закут, некошеный сенокос и болотные топи, гомон косарей и храп табуна становится объектом благоговейного, почти религиозного чувства поэта («Я молюсь на алы зори, Причащаюсь у ручья»).

Революция

В начале 1918 Есенин переезжает в Москву. С воодушевлением встретив революцию, он пишет несколько небольших поэм («Иорданская голубица», «Инония», «Небесный барабанщик», все 1918, и др.), проникнутых радостным предчувствием «преображения» жизни. Богоборческие настроения сочетаются в них с библейской образностью для обозначения масштаба и значимости происходящих событий. Есенин воспевая новую действительность и ее героев пытался соответствовать времени («Кантата», 1919). В более поздние годы им были написаны «Песнь о великом походе», 1924, «Капитан земли», 1925, и др.). Размышляя, «куда несет нас рок событий», поэт обращается к истории (драматическая поэма «Пугачев», 1921).

Имажинизм

Поиски в сфере образности сближают Есенина с А. Б. Мариенгофом, В. Г. Шершеневичем, Р. Ивневым, в начале 1919 они объединяются в группу имажинистов; Есенин становится завсегдатаем «Стойла Пегаса» литературного кафе имажинистов у Никитских ворот в Москве. Однако поэт лишь отчасти разделял их платформу стремление очистить форму от «пыли содержания». Его эстетические интересы обращены к патриархальному деревенскому укладу, народному творчеству духовной первооснове художественного образа (трактат «Ключи Марии», 1919). Уже в 1921 Есенин выступает в печати с критикой «шутовского кривляния ради самого кривляния» «собратьев»-имажинистов. Постепенно из его лирики уходят вычурные метафоры.

«Москва кабацкая»

В начале 1920-х гг. в стихах Есенина появляются мотивы «развороченного бурей быта» (в 1920 распался длившийся около трех лет брак с З.Н. Рейх), пьяной удали, сменяющейся надрывной тоской. Поэт предстает хулиганом, скандалистом, пропойцей с окровавленной душой, ковыляющим «из притона в притон», где его окружает «чужой и хохочущий сброд» (сборники «Исповедь хулигана», 1921; «Москва кабацкая», 1924).

Айседора

Событием в жизни Есенина явилась встреча с американской танцовщицей Айседорой Дункан (осень 1921), которая через полгода стала его женой. Совместное путешествие по Европе (Германия, Бельгия, Франция, Италия) и Америке (май 1922 август 1923), сопровождавшееся шумными скандалами, эпатирующими выходками Айседоры и Есенина, обнажило их «взаимонепонимание», усугублявшееся и буквальным отсутствием общего языка (Есенин не владел иностранными языками, Айседора выучила несколько десятков русских слов). По возвращении в Россию они расстались.

Стихи последних лет

На родину Есенин вернулся с радостью, ощущением обновления, желанием «быть певцом и гражданином... в великих штатах СССР». В этот период (1923-25) создаются его лучшие строки: стихотворения «Отговорила роща золотая...», «Письмо к матери», «Мы теперь уходим понемногу...», цикл «Персидские мотивы», поэма «Анна Cнегина» и др. Главное место в его стихах по-прежнему принадлежит теме родины, которая теперь приобретает драматические оттенки. Некогда единый гармоничный мир есенинской Руси раздваивается: «Русь Советская» «Русь уходящая». Намеченный еще в стихотворении «Сорокоуст» (1920) мотив состязания старого и нового («красногривый жеребенок» и «на лапах чугунных поезд») получает развитие в стихах последних лет: фиксируя приметы новой жизни, приветствуя «каменное и стальное», Есенин все больше ощущает себя певцом «золотой бревенчатой избы», поэзия которого «здесь больше не нужна» (сборники «Русь Советская», «Страна Советская», оба 1925). Эмоциональной доминантой лирики этого периода становятся осенние пейзажи, мотивы подведения итогов, прощания.

Трагический финал

Одним из последних его произведений стала поэма «Страна негодяев» в которой он обличал советскую власть. После этого на него началась травля в газетах, обвиняя его в пьянстве, драках и.т.д. Последние два года жизни Есенина прошли в постоянных разъездах: скрываясь от судебного преследования он трижды совершает путешествия на Кавказ, несколько раз ездит в Ленинград, семь раз в Константиново. При этом в очередной раз пытается начать семейную жизнь, но его союз с С.А. Толстой (внучкой Л. Н. Толстого) не был счастливым. В конце ноября 1925 из-за угрозы ареста ему пришлось лечь в психоневрологическую клинику. Софья Толстая договорилась с профессором П.Б. Ганнушкиным о госпитализации поэта в платную клинику Московского университета. Профессор обещал предоставить ему отдельную палату, где Есенин мог заниматься литературной работой. Сотрудники ГПУ и милиции сбились с ног, разыскивая поэта. О его госпитализации в клинику знали всего несколько человек, но осведомители нашлись. 28 ноября чекисты примчались к директору клиники профессору П.Б. Ганнушкину и потребовали выдачи Есенина, но он не выдал на расправу своего земляка. За клиникой устанавливается наблюдение. Выждав момент, Есенин прерывавает курс лечения (вышел из клиники в группе посетителей) и 23 декабря уезжает в Ленинград. В ночь на 28 декабря в гостинице «Англетер» Сергея Есенина убивают инсценировав самоубийство.

Автобиография Есенина от 14 мая 1922 г.

Я сын крестьянина. Родился в 1895 году 21 сентября в Рязанской губернии. Рязанского уезда. Кузьминской волости. С двух лет, по бедности отца и многочисленности семейства, был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал: «Эх, стерва! Ну куда ты годишься?» «Стерва» у него было слово ласкательное. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавая по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо я был выучен лазить по деревьям. Из мальчишек со мной никто не мог тягаться. Многим, кому грачи в полдень после пахоты мешали спать, я снимал гнезда с берез, по гривеннику за штуку. Один раз сорвался, но очень удачно, оцарапав только лицо и живот да разбив кувшин молока, который нес на косьбу деду.

Среди мальчишек я всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь. Он так будет крепче». Бабушка любила меня изо всей мочи, и нежности ее не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масло мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе. По воскресеньям меня всегда посылали к обедне и. чтобы проверить, что я был за обедней, давали 4 копейки. Две копейки за просфору и две за выемку частей священнику. Я покупал просфору и вместо священника делал на ней перочинным ножом три знака, а на другие две копейки шел на кладбище играть с ребятами в свинчатку.

Так протекало мое детство. Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя, и потому отдали в закрытую церковно-учительскую школу, окончив которую, шестнадцати лет, я должен был поступить в Московский учительский институт. К счастью, этого не случилось. Методика и дидактика мне настолько осточертели, что я и слушать не захотел. Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам. Некоторые стихи этих лет помещены в «Радунице».

осемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают, и неожиданно грянул в Петербург. Там меня приняли весьма радушно. Первый, кого я увидел, был Блок, второй — Городецкий. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта. Городецкий меня свел с Клюевым, о котором я раньше не слыхал ни слова. С Клюевым у нас завязалась, при всей нашей внутренней распре, большая дружба, которая продолжается и посейчас несмотря на то, что мы шесть лет друг друга не видели. Живет он сейчас в Вытегре, пишет мне, что ест хлеб с мякиной, запивая пустым кипятком и моля бога о непостыдной смерти.

За годы войны и революции судьба меня толкала из стороны в сторону. Россию я исколесил вдоль и поперек, от Северного Ледовитого океана до Черного и Каспийского моря, от Запада до Китая, Персии и Индии. Самое лучшее время в моей жизни считаю 1919 год. Тогда мы зиму прожили в 5 градусах комнатного холода. Дров у нас не было ни полена. В РКП я никогда не состоял, потому что чувствую себя гораздо левее. Любимый мой писатель — Гоголь. Книги моих стихов: «Радуница», «Голубень», «Преображение», «Сельский часослов», «Трерядница», «Исповедь хулигана» и «Пугачев». Сейчас работаю над большой вещью под названием «Страна негодяев». В России, когда там не было бумаги, я печатал свои стихи вместе с Кусиковым и Мариенгофом на стенах Страстного монастыря или читал просто где-нибудь на бульваре. Самые лучшие поклонники нашей поэзии проститутки и бандиты. С ними мы все в большой дружбе. Коммунисты нас не любят по недоразумению. За сим всем читателям моим нижайший привет и маленькое внимание к вывеске: «Просят не стрелять!»

Автобиография Есенина от 1923 г.

Родился 1895 г. 4 октября. Сын крестьянина Рязанской губ., Рязанского уезда, села Константинова. Детство прошло среди полей и степей.

Рос под призором бабки и деда. Бабка была религиозная, таскала меня по монастырям. Дома собирала всех увечных, которые поют по русским селам духовные стихи от «Лазаря» до «Миколы». Рос озорным и непослушным. Был драчун. Дед иногда сам заставлял драться, чтобы крепче был.

Стихи начал слагать рано. Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам. В бога верил мало. В церковь ходить не любил. Дома это знали и, чтоб проверить меня, давали 4 копейки на просфору, которую я должен был носить в алтарь священнику на ритуал вынимания частей. Священник делал на просфоре 3 надреза и брал за это 2 копейки. Потом я научился делать эту процедуру сам перочинным ножом, а 2 коп. клал в карман и шел играть на кладбище к мальчишкам, играть в бабки. Один раз дед догадался. Был скандал. Я убежал в другое село к тетке и не показывался до той поры, пока не простили.

Учился в закрытой учительской школе. Дома хотели, чтоб я был сельским учителем. Когда отвезли в школу, я страшно скучал по бабке и однажды убежал домой за 100 с лишним верст пешком. Дома выругали и отвезли обратно.

После школы с 16 лет до 17 жил в селе. 17 лет уехал в Москву и поступил вольнослушателем в Университет Шанявского. 19 лет попал в Петербург проездом в Ревель к дяде. Зашел к Блоку, Блок свел с Городецким, а Городецкий с Клюевым. Стихи мои произвели большое впечатление. Все лучшие журналы того времени (1915) стали печатать меня, а осенью (1915) появилась моя первая книга «Радуница». О ней много писали. Все в один голос говорили, что я талант. Я знал это лучше других. За «Радуницей» я выпустил «Голубень», «Преображение», «Сельский часослов», «Ключи Марии», «Трерядницу», «Исповедь хулигана», «Пугачев». Скоро выйдет из печати «Страна негодяев» и «Москва кабацкая».

Крайне индивидуален. Со всеми устоями на советской платформе.

В 1916 году был призван на военную службу. При некотором покровительстве полковника Ломана, адъютанта императрицы, был представлен ко многим льготам. Жил в Царском недалеко от Разумника Иванова. По просьбе Ломана однажды читал стихи императрице. Она после прочтения моих стихов сказала, что стихи мои красивые, но очень грустные. Я ответил ей, что такова вся Россия. Ссылался на бедность, климат и проч. Революция застала меня на фронте в одном из дисциплинарных батальонов, куда угодил за то, что отказался написать стихи в честь царя. Отказывался, советуясь и ища поддержки в Иванове-Разумнике. В революцию покинул самовольно армию Керенского и, проживая дезертиром, работал с эсерами не как партийный, а как поэт.

При расколе партии пошел с левой группой и в октябре был в их боевой дружине. Вместе с советской властью покинул Петроград. В Москве 18 года встретился с Мариенгофом, Шершеневичем и Ивневым.

Назревшая потребность в проведении в жизнь силы образа натолкнула нас на необходимость опубликования манифеста имажинистов. Мы были зачинателями новой полосы в эре искусства, и нам пришлось долго воевать. Во время нашей войны мы переименовывали улицы в свои имена и раскрасили Страстной монастырь в слова своих стихов.

1919-1921 годы ездил по России: Мурман, Соловки, Архангельск, Туркестан, Киргизские степи, Кавказ, Персия, Украина и Крым. В 22 году вылетел на аэроплане в Кенигсберг. Объездил всю Европу и Северную Америку. Доволен больше всего тем, что вернулся в Советскую Россию. Что дальше — будет видно.

Автобиография Есенина от 20 июня 1924 г.

Я родился в 1895 году 21 сентября в селе Константинове Кузьминской волости, Рязанской губ. и Рязанского уез. Отец мой крестьянин Александр Никитич Есенин, мать Татьяна Федоровна.

Детство провел у деда и бабки по матери в другой части села, которое наз. Матово. Первые мои воспоминания относятся к тому времени, когда мне было три-четыре года. Помню лес, большая канавистая дорога. Бабушка идет в Радовецкий монастырь, который от нас верстах в 40. Я, ухватившись за ее палку, еле волочу от усталости ноги, а бабушка все приговаривает: «Иди, иди, ягодка, бог счастье даст». Часто собирались у нас дома слепцы, странствующие по селам, пели духовные стихи о прекрасном рае, о Лазаре, о Миколе и о женихе, светлом госте из града неведомого. Нянька — старуха приживальщица, которая ухаживала за мной, рассказывала мне сказки, все те сказки, которые слушают и знают все крестьянские дети. Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресным дням он рассказывал мне Библию и священную историю.

Уличная же моя жизнь была непохожа на домашнюю. Сверстники мои были ребята озорные. С ними я лазил вместе по чужим огородам. Убегал дня на 2-3 в луга и питался вместе с пастухами рыбой, которую мы ловили в маленьких озерах, сначала замутив воду руками, или выводками утят. После, когда я возвращался, мне частенько влетало.

В семье у нас был припадочный дядя, кроме бабки, деда и моей няньки. Он меня очень любил, и мы часто ездили с ним на Оку поить лошадей. Ночью луна при тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов. Когда мне сравнялось 12 лет, меня отдали учиться из сельской земской школы в учительскую школу. Родные хотели, чтоб из меня вышел сельский учитель. Надежды их простирались до института, к счастью моему, в который я не попал.

Стихи писать начал лет с 9, читать выучили в 5. Влияние на мое творчество в самом начале имели деревенские частушки. Период учебы не оставил на мне никаких следов, кроме крепкого знания церковнославянского языка. Это все, что я вынес. Остальным занимался сам под руководством некоего Клеменова. Он познакомил меня с новой литературой и объяснил, почему нужно кое в чем бояться классиков. Из поэтов мне больше всего нравился Лермонтов и Кольцов. Позднее я перешел к Пушкину.

1913 г. я поступил вольнослушателем в Университет Шанявского. Пробыв там 1,5 года, должен был уехать обратно по материальным обстоятельствам в деревню. В это время у меня была написана книга стихов «Радуница». Я послал из них некоторые в петербургские журналы и, не получая ответа, поехал гуда сам. Приехал, отыскал Городецкого. Он встретил меня весьма радушно. Тогда на его квартире собирались почти все поэты. Обо мне заговорили, и меня начали печатать чуть ли не нарасхват.

Печатался я: «Русская мысль», «Жизнь для всех», «Ежемесячный журнал» Миролюбова, «Северные записки» и т.д. Это было весной 1915 г. А осенью этого же года Клюев мне прислал телеграмму в деревню и просил меня приехать к нему. Он отыскал мне издателя М.В. Аверьянова, и через несколько месяцев вышла моя первая книга «Радуница». Вышла она в ноябре 1915 г. с пометкой 1916 г. В первую пору моего пребывания в Петербурге мне часто приходилось встречаться с Блоком, с Ивановым-Разумником. Позднее с Андреем Белым.

Первый период революции встретил сочувственно, но больше стихийно, чем сознательно. 1917 году произошла моя первая женитьба на 3. Н. Райх. 1918 году я с ней расстался, и после этого началась моя скитальческая жизнь, как и всех россиян за период 1918-21 гг. За эти годы я был в Туркестане, на Кавказе, в Персии, в Крыму, в Бессарабии, в Оренбурских степях, на Мурманском побережье, в Архангельске и Соловках. 1921 г. я женился на А. Дункан и уехал в Америку, предварительно исколесив всю Европу, кроме Испании.

После заграницы я смотрел на страну свою и события по-другому. Наше едва остывшее кочевье мне не нравится. Мне нравится цивилизация. Но я очень не люблю Америки. Америка это тот смрад, где пропадает не только искусство, но и вообще лучшие порывы человечества. Если сегодня держат курс на Америку, то я готов тогда предпочесть наше серое небо и наш пейзаж: изба, немного вросла в землю, прясло, из прясла торчит огромная жердь, вдалеке машет хвостом на ветру тощая лошаденка. Это не то что небоскребы, которые дали пока что только Рокфеллера и Маккормика, но зато это то самое, что растило у нас Толстого, Достоевского, Пушкина, Лермонтова и др. Прежде всего я люблю выявление органического. Искусство для меня не затейливость узоров, а самое необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить. Поэтому основанное в 1919 году течение имажинизм, с одной стороны — мной, а с другой — Шершеневичем, хоть и повернуло формально русскую поэзию по другому руслу восприятия, но зато не дало никому еще права претендовать на талант. Сейчас я отрицаю всякие школы. Считаю, что поэт и не может держаться определенной какой-нибудь школы. Это его связывает по рукам и ногам. Только свободный художник может принести свободное слово. Вот и все то, короткое, схематичное, что касается моей биографии. Здесь не все сказано. Но я думаю, мне пока еще рано подводить какие-либо итоги себе. Жизнь моя и мое творчество еще впереди.

«О себе». Октябрь 1925 г.

Родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове. С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал: «Эх! Стерва! Ну куда ты годишься?..» «Стерва» у него было слово ласкательное. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь, он так будет крепче!» Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности ее не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масле мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе.

Так протекло мое детство. Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую я должен был поступить в Московский учительский институт. К счастью, этого не случилось.

Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16—17 годам. Некоторые стихи этих лет помещены в «Радунице». Восемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают, и поехал в Петербург. Там меня приняли весьма радушно. Первый, кого я увидел, был Блок, второй — Городецкий. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта. Городецкий меня свел с Клюевым, о котором я раньше не слыхал ни слова. С Клюевым у нас завязалась при всей нашей внутренней распре большая дружба. В эти же годы я поступил в Университет Шанявского где пробыл всего полтора года, и снова уехал в деревню. В Университете я познакомился с поэтами Семеновским, Наседкиным, Колоколовым и Филипченко. Из поэтов-современников нравились мне больше всего Блок, Белый и Клюев. Белый дал мне много в смысле формы, а Блок и Клюев научили меня лиричности.

В 1919 году я с рядом товарищей опубликовал манифест имажинизма. Имажинизм был формальной школой которую мы хотели утвердить. Но эта школа не имела под собой почвы и умерла сама собой, оставив правду за органическим образом. От многих моих религиозных стихов и поэм я бы с удовольствием отказался, но они имеют большое значения как путь поэта до революции.

С восьми лет бабка таскала меня по разным монастырям, из-за нее у нас вечно ютились всякие странники и странницы. Распевались разные духовные стихи. Дед напротив. Был не дурак выпить. С его стороны устраивались вечные невенчанные свадьбы. После, когда я ушел из деревни, мне долго пришлось разбираться в своем укладе.

В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном. В смысле формального развития теперь меня тянет все больше к Пушкину. Что касается остальных автобиографических сведений,— они в моих стихах.

История жизни Есенина

Несколько интересных фактов из жизни Сергея Есенина:

Сергей Есенин с отличием закончил в 1909 году Константиновское земское училище, затем церковно-учительскую школу, но, проучившись полтора года, ушел из нее - профессия учителя его мало привлекала. Уже в Москве, с сентября 1913 года Есенин начал посещать народный университет имени Шанявского. Полтора года университета дали Есенину ту основу образования, которой ему так не хватало.

Осенью 1913 года вступил в гражданский брак с Анной Романовной Изрядновой, работавшей вместе с Есениным корректором в типографии Сытина. 21 декабря 1914 года у них родился сын Юрий, но Есенин вскоре оставил семью. В своих воспоминаниях Изряднова пишет: «Видела его незадолго до смерти. Пришел, говорит, проститься. На мой вопрос, почему, говорит: «Смываюсь, уезжаю, чувствую себя плохо, наверно, умру». Просил не баловать, беречь сына». После смерти Есенина в народном суде Хамовнического района Москвы разбиралось дело о признании Юрия ребенком поэта. 13 августа 1937 года Юрий Есенин был расстрелян по обвинению в подготовке к покушению на Сталина.

30 июля 1917 года Есенин обвенчался с красавицей-актрисой Зинаидой Райх в церкви Кирика и Улиты Вологодского уезда. 29 мая 1918 года у них родилась дочь Татьяна. Дочь, белокурую и голубоглазую, Есенин очень любил. 3 февраля 1920 года, уже после того, как Есенин разошелся с Зинаидой Райх, у них родился сын Константин. Однажды он случайно на вокзале узнал, что в поезде находится Райх с детьми. Приятель уговорил Есенина хотя бы взглянуть на ребенка. Сергей нехотя согласился. Когда Райх распеленала сына, Есенин, едва взглянув на него, сказал: «Есенины черными не бывают...» Но по свидетельству современников, Есенин всегда носил в кармане пиджака фотографии Татьяны и Константина, постоянно заботился о них, посылал им деньги. 2 октября 1921 года народный суд г. Орла вынес решение о расторжении брака Есенина с Райх. Иногда он встречался с Зинаидой Николаевной, в то время уже женой Всеволода Мейерхольда, чем вызывал ревность Мейерхольда. Существует мнение, что из своих жен Есенин до конца своих дней больше всех любил Зинаиду Райх. Незадолго до смерти, глубокой осенью 1925 года Есенин навестил Райх и детей. Как со взрослой поговорил с Танечкой, возмутился бездарными детскими книжками, которые его ребятишки читают. Произнес: «Вы должны знать мои стихи». Разговор с Райх закончился очередным скандалом и слезами. Летом 1939 года, уже после смерти Мейерхольда, Зинаида Райх была зверски убита в своей квартире. В то, что это чистая уголовщина, многие современники не верили. Предполагали, (а сейчас это предположение все больше перерастет в уверенность), что она была убита агентами НКВД.

4 ноября 1920 года на литературном вечере «Суд над имажинистами» Есенин познакомился с Галиной Бениславской. Их отношения с переменным успехом продлились до весны 1925 года. Вернувшись из Константинова, Есенин окончательно порвал с ней. Это было для нее трагедией. Оскорбленная и униженная Галина в своих воспоминаниях писала: «Из-за нескладности и изломанности моих отношений с С.А. я не раз хотела уйти от него как женщина, хотела быть только другом. Но поняла, что от С.А. мне не уйти, эту нить не порвать...» Незадолго до поездки в Ленинград в ноябре, перед тем, как лечь в больницу, Есенин позвонил Бениславской: «Приходи проститься». Сказал, что и Софья Андреевна Толстая придет. Галина ответила: «Не люблю таких проводов». Галина Бениславская застрелилась на могиле Есенина. На его могиле она оставила две записки. Одна - простая открытка: «3 декабря 1926 года. Самоубилась здесь, хотя и знаю, после этого еще больше собак будут вешать на Есенина... Но и ему, и мне это все равно. В этой могиле для меня все самое дорогое...» Она похоронена на Ваганьковском кладбище рядом с могилой поэта.

Осень 1921 года - знакомство с «босоножкой» Айседорой Дункан. По воспоминаниям современников, Айседора влюбилась в Есенина с первого взгляда, да и Есенин сразу увлекся ею. 2 мая 1922 года Сергей Есенин и Айседора Дункан решили закрепить свой брак по советским законам, так как им предстояла поездка в Америку. Они расписались в загсе Хамовнического Совета. Когда их спросили, какую фамилию выбирают, оба пожелали носить двойную фамилию - «Дункан-Есенин». Так и записали в брачном свидетельстве и в их паспортах. «Теперь я - Дункан», -- кричал Есенин, когда они вышли на улицу. Эта страница жизни Сергея Есенина - самая сумбурная, с бесконечными ссорами и скандалами. Они много раз расходились и сходились вновь. О романе Есенина с Дункан написаны сотни томов. Делались многочисленные попытки разгадать тайну отношений этих двух таких не похожих друг на друга людей. Но была ли тайна? Всю жизнь Есенин, в детстве лишенный настоящей дружной семьи (его родители постоянно ссорились, часто жили врозь, Сергей рос у бабушки с дедушкой по матери), мечтал о семейном уюте и покое. Он постоянно говорил, что женится на такой артистке -- все рот разинут, и будет иметь сына, который станет знаменитей, чем он. Понятно, что Дункан, бывшая старше Есенина на 18 лет и постоянно разъезжавшая с гастролями, никак не могла создать ему семью, о которой он мечтал. К тому же, Есенин, как только оказывался в браке, стремился разорвать сковывавшие его путы.

В 1920 году Есенин познакомился и подружился с поэтессой и переводчицей Надеждой Вольпин. 12 мая 1924 года в Ленинграде родился внебрачный сын Сергея Есенина и Надежды Давыдовны Вольпин - крупный ученый-математик, известный правозащитник, периодически он публикует стихи (только под фамилией Вольпин). А.Есенин-Вольпин - один из создателей (вместе с Сахаровым) Комитета прав человека. Ныне живет в США.

5 марта 1925 года - знакомство с внучкой Льва Толстого Софьей Андреевной Толстой. Она была младше Есенина на 5 лет, в ее жилах текла кровь величайшего писателя мира. Софья Андреевна заведовала библиотекой Союза писателей. 18 октября 1925 года состоялась регистрация брака с С.А.Толстой. Софья Толстая - еще одна не сбывшаяся надежда Есенина создать семью. Вышедшая из аристократической семьи, по воспоминаниям друзей Есенина, очень высокомерная, гордая, она требовала соблюдения этикета и беспрекословного повиновения. Эти ее качества никак не сочетались с простотой, великодушием, веселостью, озорным характером Сергея. Вскоре они разошлись. Но уже после его смерти Софья Андреевна отметала разные сплетни о Есенине, говорили, что он, якобы, писал в состоянии пьяного угара. Она, неоднократно бывавшая свидетелем его работы над стихом, утверждала, что Есенин очень серьезно относился к своему творчеству, никогда не садился за стол пьяным.

24 декабря Сергей Есенин приехал в Ленинград и остановился в гостинице «Англетер». Поздно вечером 27 декабря в номере было обнаружено тело Сергея Есенина. Перед глазами, вошедших в номер, предстала страшная картина: Есенин, уже мертвый, прислоненный к трубе парового отопления, на полу - сгустки крови, вещи разбросаны, на столе лежала записка с предсмертными стихами Есенина «До свиданья, друг мой, до свиданья...» Точная дата и время смерти не установлены.

Тело Есенина было перевезено в Москву для захоронения на Ваганьковском кладбище. Похороны были грандиозные. По свидетельству современников, так не хоронили ни одного русского поэта.

Сергей Александрович Есенин - поэт России и СССР, считающийся многими литераторами и любителями поэзии самым талантливым поэтом в истории страны. Родился в рязанском селе Константиново 21.09.1895 г.

С 1904 по 1909 г. Есенин обучался в Константиновском земском училище, а затем поступил в церковно-приходскую учительскую школу в Спас-Клепиках. Осенью 1912 г. Сергей покидает дом, перебираясь в Москву, где трудится в мясной лавке, а затем в типографии И. Сытина. Через год Есенин поступает вольнослушателем в университет им. А. Л. Шанявского в столице на историко-философское отделение.

В 1914 г. он впервые публикует свои стихи в журнале «Мирок» для детей. Спустя год поэт приезжает в Петроград, где читает свои стихи А. Блоку , С. Городецкому и иным поэтам. Он сближается с «новокрестьянскими поэтами» и выпускает сборник «Радуница» (1916 г.), который сделал его знаменитым.

В 1918 г. Есенин знакомится А. Мариенгофом. Он примыкает к московской группе имажинистов . В начале 20-х годов выходит ряд его сборников: «Исповедь хулигана», «Трерядница», «Москва кабацкая» и др.

Осенью 1921 г. Есенин знакомится с танцовщицей Айседорой Дункан. Через полгода они расписались и поехали в путешествие по Европе и США. Но, вернувшись на родину, они разошлись.

В эти же годы Есенин занимался книжно-издательской деятельностью. Еще он продавал книги в арендованной книжной лавке, что отнимало много времени. Последние годы перед смертью поэт много путешествовал по Союзу. Он посещал Кавказ, Ленинград, Константиново, а в 1924-25 гг. побывал в Азербайджане. Там им выпущен стихотворный сборник «Красный восток». В 1924 г. пути Есенина порвал с имажинистами.

В это время газеты стали обвинять поэта в пьянстве, драках и других нехороших поступках. Даже заводились уголовные дела по статье о хулиганстве. Впрочем, советская власть заботилась о его здоровье, его пытались отправить в санаторий. В итоге поздней осенью 1925 г. усилиями Софьи Толстой Сергея Александровича поместили в московскую психоневрологическую клинику. Но Есенин покинул учреждение, снял всю наличность со сберкнижки и уехал 22 декабря в Ленинград. Там он остановился в гостинице «Англетер». Он несколько дней встречался с различными литераторами. А 28 декабря его обнаружили повешенным в номере гостиницы. Трагическая смерть Есенина породила множество версий, но основной считается версия о самоубийстве.

Краткий анализ творчества Есенина

Среди поэтов XX века Есенина ставят выше всех. Все его стихи наполнены своеобразным трагическим мироощущением, но также в них чувствуется потрясающе тонкое видение русской природы. Жизнь поэта была коротка, но она выпала на самые бурные страницы истории страны. Он был сторонником Октябрьской революции, но потом его стали терзать сомнения относительно доли крестьян в новой стране. Есенин считал, что уходит целая эпоха, рушится крестьянский быт, который он всегда воспевал. Особенно ярко это прослеживается в произведении «Я последний поэт деревни» .

Есенину тяжело найти себя в новой промышленной стране. Он с горечью отмечает, что покидает родные поля, а смерть настигнет его на улицах большого города. В последние годы жизни Сергей Александрович перестал обращаться к крестьянской теме. В его произведениях большое место отдавалось теперь любовной лирике, а также удивительному поэтическому воспеванию природы.

Особый трагизм присутствует в стихотворения 1925 г., который стал последним для гения. Есенин словно предчувствует свою близкую кончину, потому пишет «Письмо к сестре» , в котором обращается к прошлой жизни, прощаясь с близкими родственниками. Он признается, что готов уйти навсегда. Но ярче всего чувство близкой смерти отражено в стихотворении с названием «До свиданья, друг мой, до свиданья…» , в котором он прощается с неизвестным другом. Смерть поэта оставила шлейф неразрешимых загадок. Он стал последним поэтом ушедшей эпохи с патриархальным крестьянским укладом и благоговейным отношением к природе.

  • «Заметался пожар голубой…», анализ стихотворения Сергея Есенина