Н носов фантазеры главная мысль. Н.Носов "Фантазеры". Диалог героев - способ раскрытия их характеров. Какие пословицы подходят к рассказу «Фантазеры»

, урок-размышление , 1-4 классы

Презентация к уроку



















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Образовательные
: организовать деятельность учащихся по формированию целостного представления об основной идее произведения, найти отличия при толковании понятий: неправда и фантазия, врун и фантазёр.

  • Развивающие : создать условия для формирования выразительного чтения, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся.
  • Воспитывающие : содействовать воспитанию нравственных качеств.
  • Оборудование: компьютер и проектор, учебник, презентация “Н.Носов “Фантазёры”, карточки для индивидуальной работы и рефлексии.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Долгожданный дан звонок,
    Начинается урок.

    2. Введение в тему урока.

    Хотите узнать, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (2 слайд)

    Для этого вам нужно составить слово из букв:

    з я а т ф а н и (фантазия)

    Подберите синонимы к слову фантазия.

    (неправда, выдумка, небылица, воображение)

    Из словаря Ожегова:

    Фантазия – нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное.

    Образуйте от слова фантазия однокоренной глагол (3 слайд)

    (фантазировать)

    Из словаря Ожегова:

    Фантазировать – выдумывать что-нибудь неправдоподобное, несбыточное.

    Как называют человека, который любит фантазировать? (4 слайд)

    (фантазёр, выдумщик, сочинитель)

    Из словаря Ожегова:

    Фантазёры – это люди, которые любят фантазировать, мечтать.

    3. Постановка цели урока.

    Предположите, о чём мы будем сегодня говорить на уроке (слайд 5)

    Страна Вообразилия –
    Такую мы все знаем.
    И с Николаем Носовым
    Там снова побываем.
    Неправда и фантазия.
    Как их нам распознать?
    Для этого и будем
    Сегодня мы читать.

    На уроке литературы мы размышляем над рассказом Н.Носова “Фантазёры”.

    4. Открытие нового

    Назовите главных героев рассказа (слайд 6)

    (Мишутка и Стасик)

    Что можете о них сказать?

    (любят фантазировать, наши ровесники, хорошие друзья)

    5. Кто лучший сочинитель?

    Прочитайте, что придумывал Мишутка: (слайд 7)

    Мне 140 лет.
    Был большой, а стал маленький.
    Могу реку переплыть, океан.
    Напала акула, откусила голову, другая выросла.
    Раздавил автобус.

    Прочитайте, что придумывал Стасик.

    Мне 95 лет.
    Был маленький, вырос, снова стал маленький, а потом опять вырасту.
    Мог море переплыть.
    Раньше летать умел, потом разучился.
    Крокодил съел, а потом выплюнул.
    На луну летал.

    Кто, по-вашему, лучший сочинитель?

    (Мишутка интереснее придумывает, ему даже Стасик позавидовал.

    Стасик интереснее – он сказал, что летал на Луну)

    6. Давайте подумаем

    А как друзья сами называют свои фантазии? (слайд 8)

    (враки, враньё)

    Что же получается, что враньё и фантазия – это одно и то же?

    (Нет, фантазия никому вреда не приносит.

    Мальчики придумывали для собственного удовольствия.)

    Чем отличается врун от фантазёра?

    Врун - это лгун, который говорит неправду с выгодой для себя.

    Фантазёр – это выдумщик, получающий удовольствие от самого процесса сочинения.

    Какой ещё герой присутствует в рассказе? (слайд 9)

    Как он отнёсся к игре ребят? Прочитайте.

    (Вот врут – то! И вам не стыдно?

    “Сказки! – презрительно фыркнул Игорь)

    Что значит презрительно?

    (неуважительно, с отвращением)

    Презрение – чувство полного пренебрежения, крайнего неуважения.

    А зачем Игорь стал с мальчиками играть?

    (Хотел доказать ребятам, что фантазировать очень легко.)

    Почему Стасик и Миша обрадовались, что Игорь решил сочинить историю?

    (Им было бы интересно услышать что-нибудь новенькое.)

    Как Игорь пытался придумывать? Прочитайте.

    Что можете сказать об истории Игоря?

    (Это не фантазия. Это было на самом деле.

    Игорь поступил нечестно.

    От его слов пострадала сестрёнка.)

    (Он хочет показать, что сочинять Игорю трудно.)

    7. Фантазировать легко?

    Смог ли Игорь сочинить интересную историю? Почему? (слайд 10)

    (нет фантазии)

    Как ребята отнеслись к поступку Игоря?

    (Они осудили поступок Игоря и не захотели с ним сидеть.)

    Как вы относитесь к поступку мальчика?

    (Игорь поступил подло.
    Он намазал губы сестрёнке вареньем, когда она спала.
    Игорь обманул не только Иру, но и маму.
    Он врун и обманщик.)

    Как назвали Игоря мальчики?

    Часто ли мы используем в речи такое грубое слово?

    Кого встретили мальчики, когда Игорь ушёл?

    Какое у неё было настроение?

    (грустное)

    Какие слова помогли это понять?

    (глаза у неё были заплаканные)

    Мишутка и Стасик посочувствовали Ире. Они предложили ей мороженое.

    А как бы вы утешили девочку?

    (Не переживай, Ира.
    Пойдём к твоей маме, мы расскажем ей правду.
    Не плачь, Ира. Это не самое страшное в жизни.)

    Как вы считаете, удалось ли Мишке и Стасику утешить Иру?

    Какие слова в тексте подтверждают это?

    (Ира засмеялась.)

    8. Давайте подумаем

    Дадим характеристику поступкам героев (слайд 11)

    Вам помогут зашифрованные слова. Соберите слово с помощью букв алфавита.

    3, 29, 14, 29, 19, 6, 13

    21, 14, 29, 19, 6, 13

    А -1 Б-2 В-3 Г-4 Д-5 Е-6 Ё-7 Ж-8 З-9 И-10 Й-11
    К-12 Л-13 М-14 Н-15 О-16 П-17 Р-18 С-19 Т-20 У-21 Ф-22
    Х-23 Ц-24 Ч-25 Ш-26 Щ-27 Ь-28 Ы-29 Ъ-30 Э-31 Ю-32 Я-33

    3, 29, 14, 29, 19, 6, 13

    21, 14, 29, 19, 6, 13

    Точное определение этих слов можно найти в толковом словаре.

    Вымысел – это то, что создано воображением, фантазией.

    Умысел – это заранее обдуманное тайное намерение, обычно заслуживающее осуждения.

    Чей поступок можно назвать вымыслом, а чей умыслом?

    (вымысел – Мишутка и Стасик,

    умысел – Игорь)

    9. Чтение по ролям

    Сколько частей – диалогов можно выделить в тексте? (слайд 12)

    1 диалог – Мишутки и Стасика.

    2 диалог – разговор с Игорем.

    3 диалог – встреча с Ирой.

    10. Работа в паре

    Тест “Внимательный читатель” (слайд 13)

    2) Вставьте пропущенные слова:

    Мишутка и Стасик сидели... на скамеечке и разговаривали.

    а) во дворе

    3) Игорь намазал Ире вареньем...

    4) Сколько порций мороженого смогли купить Мишутка и Стасик?

    а) дети сочиняли смешные истории

    б) дети обманывали

    в) рассказ о детях

    6) Соберите пословицу: дана, добрые, жизнь, на, дела.

    Проверим работу.

    1) Николай Николаевич Носов

    5) дети сочиняли смешные истории

    6) Жизнь дана на добрые дела.

    Как вы думаете, почему я предложила вам эту пословицу?

    11. Фантазировать легко?

    А вам приходилось когда-нибудь фантазировать? (слайд 14)

    Ребята нашего класса создали книжки – самоделки. Прочитайте эти забавные истории.

    12. Итог урока

    Какую цель мы поставили в начале урока? (слайд 15)

    (понять, чем отличается неправда от фантазии)

    Достигли мы этой цели?

    Почему рассказ называется “Фантазёры”, а не “Вруны” или “Обманщики”?

    (главные герои фантазируют без злого умысла)

    Чему учит нас рассказ?

    (выдумка и фантазия не должны приносить людям зло)

    Николай Носов интересно, легко, с юмором и очень просто рассказывает нам о человеческих достоинствах и недостатках. (слайд 16)

    Читая рассказы Носова, вы можете научиться варить кашу, строить инкубатор, делать бенгальские огни. А ещё быть честными, правдивыми, любознательными, смелыми.

    13. Рефлексия

    Попробуйте оценить собственные успехи на уроке: (слайд 17)

    • получилось отлично
    • не все задания выполнил так, как хотел
    • получилось не так, как хотелось

    14. Домашнее задание (по выбору) (слайд 18)

    • 1 – пересказ диалога (по выбору);
    • 2 – рисунок фантазий Мишутки или Стасика;
    • 3 – сочинение собственной небылицы.

    Герои — два мальчика, Стасик и Мишутка. Они сидят на скамейке и развлекаются тем, что придумывают разные небылицы. Разгорается настоящее соревнование – кто кого перефантазирует? То они говорят друг другу, что им больше ста лет, то заявляют, что могут переплыть реку, море и даже океан. В своих фантазиях мальчики бьют акулу кулаком по носу, ходят без головы и летают на Луну.

    Когда к ребятам присоединяется сосед Игорь, он тоже пытается фантазировать наравне со Стасиком и Мишуткой. Заявив ребятам, что их фантазии не имеют никакого практического смысла, Игорь поставил им в пример свой недавний поступок — он съел банку варенья, а чтобы мама не ругала его, намазал сестренке Ире губы вареньем и свалил вину на нее. Ребята на этот пример ответили, что это не фантазия, а вранье, и что Игорь – не фантазер, а врун. Обидевшись, Игорь ушел. А мальчики отправились покупать мороженое. Но денег у них хватило только на одну порцию. Они пошли домой, чтобы разделить мороженое на две половинки и по дороге встретили Иру, наказанную мамой вместо Игоря. Чтобы утешить девочку, мальчики предложили ей свое мороженое, тут же сочинив историю о том, что они уже съели по десять порций. В итоге, Ира предложила разделить купленное мороженое на троих. Что ребята и сделали. В конце рассказа Мишутка заявил, что однажды он съел целое ведро мороженого, после чего уточнил, что ведерко было маленькое, не больше стакана.

    Таково краткое содержание рассказа.

    Главный смысл рассказа «Фантазеры» заключен в его названии. Автор наглядно показывает читателю, чем фантазия отличается от вранья и лжи. Фантазия никому не причиняет вреда, а вот ложь Игоря, съевшего варенье, привела к тому, что незаслуженно была наказана его сестра Ира.

    Конечно же, лжи и вранью нет места в нашей жизни. А вот весёлые выдумки, фантазии – это хороший вид досуга для маленьких детей. Фантазии развивают у ребят творческое мышление, а также помогают осваивать тонкости родной речи. Как, например, Мишутка использовал игру слов, сказав, что съел ведро мороженого. Формально, он сказал правду, лишь после уточнил, что ведро было размером со стакан.

    В рассказе мне понравились оба главных героя, Мишутка и Стасик. Это ребята, которые любят тренировать свой ум различными придумками. Кроме того, они умеют отличить безобидную фантазию от вранья, приносящего людям вред. Ребятам, к тому же, еще свойственно чувство сострадания. Встретив Иру, незаслуженно наказанную вместо Игоря, они без колебаний предлагают ей единственную порцию мороженого.

    А вот персонаж Игорь, совравший своей маме и сваливший вину на маленькую сестренку, заслушивает всяческого порицания, поскольку его придумки наносят вред людям.

    Какие пословицы подходят к рассказу «Фантазеры»?

    Человек с фантазией живет сто жизней сразу.
    Ври, ври, да не завирайся.
    Во лжи нет добра.

    Николай Николаевич Носов - известный детский писатель. На его книгах выросло не одно поколение ребят. Рассказы автора - интересные и увлекательные. Произведения писателя учат добру, состраданию. Ребятам нравится рассказ «Фантазеры» Носова. Краткое содержание этого произведения поможет взрослым вернуться в детство, вспомнить те времена, когда им читали эту интересную книгу родители.

    Два друга

    Начинается рассказ с того, что автор знакомит нас с двумя главными героями - Мишуткой и Стасиком. Кстати, у Николая Николаевича во многих рассказах фигурируют именно два друга, но чаще это Миша и Коля. Почему второго друга зовут именно так - догадаться нетрудно, тем более что повествование в тех произведениях идет от первого лица. Но в данном рассказе - «Фантазеры» Носова, краткое содержание которого будет сейчас пересказано, - автор наблюдает за происходящим как бы со стороны и излагает от третьего лица.

    Так вот, мальчики - Мишутка и Стасик - вели беседу, сидя на скамейке. Они вовсю фантазировали, придумывая интересные небылицы. Как говорит автор, ребята будто бы затеяли состязание, стали соревноваться в том, кто кого переврет.

    Николай Носов, «Фантазеры» (краткое содержание). Начало

    Миша спросил Стасика, сколько тому лет. Мальчик, недолго думая, сказал, что ему аж 95. Но и Мишутка не остался в долгу, он ответил собеседнику, что ему уже исполнилось 140. Потом ребята решили поразить своим ростом, придумав, какими большими они были когда-то. Михаил сказал, что раньше он был очень высоким, как дядя Боря, потом опять стал маленьким, как сейчас. Стасик не уступал своему товарищу в остроте ума. Всего, конечно, не перескажешь, мы лишь передаем краткое содержание. Фантазеры Носова Н.Н - это остроумные и веселые ребята, способные побороть скуку придумыванием интересных баек.

    Стасик парировал в ответ, что он, наоборот, сначала был очень маленьким, а затем вырос большим. Но после этого он опять превратился в маленького, теперь ждет, когда станет большим. В соревновании относительно роста оба были хороши. Предстояло поразить собеседника чем-то неординарным. Этим выдумкам посвящен весь рассказ, и, конечно, его краткое содержание. Фантазеры Носова - Мишка и Стасик - решили далее поспорить: кто из них что смог переплыть.

    Мишутка сказал, что, когда он был большим, спокойно переплывал реку, Стасик ответил, что он вообще мог одолеть вплавь море. Миша не сдался в этом словесном споре и поведал, что переплывал даже океан.

    Полеты на Луну и не только

    Веселые фантазии мальчиков пришли к следующему этапу. Так как никто из них не выиграл соревнование в воображаемом плавании, они решили поразить друг друга передвижениями по воздуху. Об этом прямо сейчас поведает далее краткое содержание рассказа Носова. Фантазеры были неугомонны. Настала очередь Стасика сразить друга, и он сказал, что раньше умел летать. Михаил предложил товарищу, чтобы он прямо сейчас продемонстрировал это. Но тот нашел, что ответить: нет, не может, так как разучился.

    Теперь очередь придумывать была за Мишей. Тот рассказал, что, когда он купался в море, на него напала акула. Она открыла пасть и откусила мальчику голову. Стас изумился и сказал, что друг обманывает. А тот уверял - нет. Более того, по словам Мишутки, он вылез на берег и пошел домой без головы, а у него потом отросла другая.

    Стасик позавидовал такому ловкому сочинительству другу и решил придумать нечто подобное. Он поведал о том, что, когда он был в Африке, его проглотил крокодил, а потом выплюнул.

    Миша рассказал, что как-то шел и раздавил автобус, потом признался - тот был игрушечным. Товарищ в ответ поведал, что вообще летал на Луну в ракете, но это было во сне.

    Нехороший поступок Игоря

    Во время разговора двух друзей к ним на лавочку подсел их сосед Игорь, именно про него сейчас поведает краткое содержание. Фантазеры Носова - Миша и Стас - были бесхитростными ребятами, они сочиняли небылицы, чтобы обоим стало весело. Игорь же был совсем другим. Послушав ребят, он спросил, не стыдно ли им врать. Ребята сказали, что в этом нет ничего такого, так как они никого не обманывают, просто сочиняют.

    Игорь рассказал, что мальчикам от их придумок нет никакой пользы, а он вчера обманул родителей и получил за это награду. Ребята удивились, а Игорь продолжал. Вчера ему захотелось варенья, он без спроса залез в буфет, достал баночку и опустошил ее наполовину. Вдоволь полакомившись, парень понял: придут родители и отругают его. Тогда он зачерпнул пальцем варенье и намазал им губы своей младшей сестры Иры, которая в это время спала.

    Когда родители пришли домой, то спросили: «Кто съел варенье?» Игорь показал на спящую сестру и сказал, что она. Мама поверила, так как губы девочки были испачканы этой сладостью. Мать наказала дочку, а сыну дала еще варенья.

    Носов, «Фантазеры» (краткое содержание). Справедливость торжествует

    Мальчики негодовали, назвали Игоря брехуном, отругали за то, что из-за него пострадал невинный человек, и прогнали обманщика. Потом ребята направились домой, по дороге увидели палатку с мороженым. Карманных денег дети в то время получали от родителей немного. Поэтому ребята стали искать мелочь, чтобы им хватило хотя бы на одну порцию. Купив ее, они направились дальше.

    Ребята решили дома разделить сладость ровно пополам и съесть. Когда товарищи зашли в подъезд, встретили ту самую Иру и увидели, что глаза ее заплаканы. Мальчики спросили, почему она ревела. Девочка рассказала, мама ее не отпускала гулять, это было наказание за якобы съеденное варенье, а она его не брала. Товарищи сказали, что Игорь им во всем признался. Ребята предложили Ире мороженое, чтобы хоть как-то поднять девочке настроение. Они сочинили, что не хотят его, так как уже по 10 штук съели.

    Позитивный финал

    Вот такой поучительный написал рассказ Н. Носов - «Фантазеры». Краткое содержание подходит к завершающей стадии. Ира тоже была доброй девочкой, предложила разделить мороженое ровно на 3 части. Так они и сделали, десерт оказался очень вкусным. А ребята продолжали веселить себя и девочку. Один из них сказал, что как-то целое ведро мороженого съел, но оно было игрушечным, не больше стакана. Вот и все краткое содержание. Фантазеры Носова наверняка вызовут симпатию у юных и старших читателей.

    Николай Николаевич Носов - известный детский писатель. На его книгах выросло не одно поколение ребят. Рассказы автора - интересные и увлекательные. Произведения писателя учат добру, состраданию. Ребятам нравится рассказ «Фантазеры» Носова. Краткое содержание этого произведения поможет взрослым вернуться в детство, вспомнить те времена, когда им читали эту интересную книгу родители.

    Два друга

    Начинается рассказ с того, что автор знакомит нас с двумя главными героями - Мишуткой и Стасиком. Кстати, у Николая Николаевича во многих рассказах фигурируют именно два друга, но чаще это Миша и Коля. Почему второго друга зовут именно так - догадаться нетрудно, тем более что повествование в тех произведениях идет от первого лица. Но в данном рассказе - «Фантазеры» Носова, краткое содержание которого будет сейчас пересказано, - автор наблюдает за происходящим как бы со стороны и излагает от третьего лица.

    Так вот, мальчики - Мишутка и Стасик - вели беседу, сидя на скамейке. Они вовсю фантазировали, придумывая интересные небылицы. Как говорит автор, ребята будто бы затеяли состязание, стали соревноваться в том, кто кого переврет.

    Николай Носов, «Фантазеры» (краткое содержание). Начало

    Миша спросил Стасика, сколько тому лет. Мальчик, недолго думая, сказал, что ему аж 95. Но и Мишутка не остался в долгу, он ответил собеседнику, что ему уже исполнилось 140. Потом ребята решили поразить друг друга своим ростом, придумав, какими большими они были когда-то. Михаил сказал, что раньше он был очень высоким, как дядя Боря, потом опять стал маленьким, как сейчас. Стасик не уступал своему товарищу в остроте ума. Всего, конечно, не перескажешь, мы лишь передаем краткое содержание. Фантазеры Носова Н.Н - это остроумные и веселые ребята, способные побороть скуку придумыванием интересных баек.

    Стасик парировал в ответ, что он, наоборот, сначала был очень маленьким, а затем вырос большим. Но после этого он опять превратился в маленького, теперь ждет, когда станет большим. В соревновании относительно роста оба были хороши. Предстояло поразить собеседника чем-то неординарным. Этим выдумкам посвящен весь рассказ, и, конечно, его краткое содержание. Фантазеры Носова - Мишка и Стасик - решили далее поспорить: кто из них что смог переплыть.

    Мишутка сказал, что, когда он был большим, спокойно переплывал реку, Стасик ответил, что он вообще мог одолеть вплавь море. Миша не сдался в этом словесном споре и поведал, что переплывал даже океан.

    Полеты на Луну и не только

    Веселые фантазии мальчиков пришли к следующему этапу. Так как никто из них не выиграл соревнование в воображаемом плавании, они решили поразить друг друга передвижениями по воздуху. Об этом прямо сейчас поведает далее краткое содержание рассказа Носова. Фантазеры были неугомонны. Настала очередь Стасика сразить друга, и он сказал, что раньше умел летать. Михаил предложил товарищу, чтобы он прямо сейчас продемонстрировал это. Но тот нашел, что ответить: нет, не может, так как разучился.

    Теперь очередь придумывать была за Мишей. Тот рассказал, что, когда он купался в море, на него напала акула. Она открыла пасть и откусила мальчику голову. Стас изумился и сказал, что друг обманывает. А тот уверял - нет. Более того, по словам Мишутки, он вылез на берег и пошел домой без головы, а у него потом отросла другая.

    Стасик позавидовал такому ловкому сочинительству другу и решил придумать нечто подобное. Он поведал о том, что, когда он был в Африке, его проглотил крокодил, а потом выплюнул.

    Миша рассказал, что как-то шел и раздавил автобус, потом признался - тот был игрушечным. Товарищ в ответ поведал, что вообще летал на Луну в ракете, но это было во сне.

    Нехороший поступок Игоря

    Во время разговора двух друзей к ним на лавочку подсел их сосед Игорь, именно про него сейчас поведает краткое содержание. Фантазеры Носова - Миша и Стас - были бесхитростными ребятами, они сочиняли небылицы, чтобы обоим стало весело. Игорь же был совсем другим. Послушав ребят, он спросил, не стыдно ли им врать. Ребята сказали, что в этом нет ничего такого, так как они никого не обманывают, просто сочиняют.

    Игорь рассказал, что мальчикам от их придумок нет никакой пользы, а он вчера обманул родителей и получил за это награду. Ребята удивились, а Игорь продолжал. Вчера ему захотелось варенья, он без спроса залез в буфет, достал баночку и опустошил ее наполовину. Вдоволь полакомившись, парень понял: придут родители и отругают его. Тогда он зачерпнул пальцем варенье и намазал им губы своей младшей сестры Иры, которая в это время спала.

    Когда родители пришли домой, то спросили: «Кто съел варенье?» Игорь показал на спящую сестру и сказал, что она. Мама поверила, так как губы девочки были испачканы этой сладостью. Мать наказала дочку, а сыну дала еще варенья.

    Носов, «Фантазеры» (краткое содержание). Справедливость торжествует

    Мальчики негодовали, назвали Игоря брехуном, отругали за то, что из-за него пострадал невинный человек, и прогнали обманщика. Потом ребята направились домой, по дороге увидели палатку с мороженым. Карманных денег дети в то время получали от родителей немного. Поэтому ребята стали искать мелочь, чтобы им хватило хотя бы на одну порцию. Купив ее, они направились дальше.

    Ребята решили дома разделить сладость ровно пополам и съесть. Когда товарищи зашли в подъезд, встретили ту самую Иру и увидели, что глаза ее заплаканы. Мальчики спросили, почему она ревела. Девочка рассказала, мама ее не отпускала гулять, это было наказание за якобы съеденное варенье, а она его не брала. Товарищи сказали, что Игорь им во всем признался. Ребята предложили Ире мороженое, чтобы хоть как-то поднять девочке настроение. Они сочинили, что не хотят его, так как уже по 10 штук съели.

    Позитивный финал

    Вот такой поучительный написал рассказ Н. Носов - «Фантазеры». Краткое содержание подходит к завершающей стадии. Ира тоже была доброй девочкой, предложила разделить мороженое ровно на 3 части. Так они и сделали, десерт оказался очень вкусным. А ребята продолжали веселить себя и девочку. Один из них сказал, что как-то целое ведро мороженого съел, но оно было игрушечным, не больше стакана. Вот и все краткое содержание. Фантазеры Носова наверняка вызовут симпатию у юных и старших читателей.

    Мишутка и Стасик были большими фантазерами, и они рассказывали друг другу небылицы, соревновались – кто кого обманет. Но мальчик Игорь оказался еще большим врунишкой, чем они оба: он скушал все варенье, а вину свернул на Ирочку. Мальчикам стало жаль бедную девочку.

    Рассказ Фантазёры читать

    Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврет.

    Сколько тебе лет? - спрашивает Мишутка.

    Девяносто пять. А тебе?

    А мне сто сорок. Знаешь, - говорит Мишутка, - раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький.

    А я, - говорит Стасик, - сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой.

    А я, когда был большой, всю реку мог переплыть, - говорит Мишутка.

    У! А я море мог переплыть!

    Подумаешь - море! Я океан переплывал!

    А я раньше летать умел!

    А ну, полети!

    Сейчас не могу: разучился.

    А я один раз купался в море, - говорит Мишутка, - и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову - и откусила.

    Нет, правда!

    Почему же ты не умер?

    А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой.

    Без головы?

    Конечно, без головы. Зачем мне голова?

    Как же ты шел без головы?

    Так и шел. Будто без головы ходить нельзя.

    Почему же ты теперь с головой?

    Другая выросла.

    "Ловко придумал!" - позавидовал Стасик. Ему хотелось соврать получше Мишутки.

    Ну, это что! - сказал он. - Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел.

    Вот так соврал! - рассмеялся Мишутка.

    Вовсе нет.

    Почему же ты теперь живой?

    Так он же меня потом выплюнул.

    Мишутка задумался. Ему хотелось переврать Стасика. Он думал, думал, наконец говорит:

    Один раз я шел по улице. Кругом трамваи, автомобили, грузовики...

    Знаю, знаю! - закричал Стасик. - Сейчас расскажешь, как тебя трамвай переехал. Ты уже врал про это.

    Ничего подобного. Я не про это.

    Вот я иду, никого не трогаю. Вдруг навстречу автобус. Я его не заметил, наступил ногой - раз! - и раздавил в лепешку.

    Ха-ха-ха! Вот это враки!

    А вот и не враки!

    Как же ты мог раздавить автобус?

    Так он же совсем маленький был, игрушечный. Его мальчишка на веревочке тащил.

    Ну, это не удивительно, - сказал Стасик. - А я раз на Луну летал.

    Эва, куда махнул! - засмеялся Мишутка.

    Не веришь? Честное слово!

    На чем же ты летал?

    На ракете. На чем еще на Луну летают? Будто не знаешь сам!

    Что же ты там на Луне видел?

    Ну, что... - замялся Стасик. - Что я там видел? Ничего и не видел.

    Ха-ха-ха! - рассмеялся Мишутка. - А говорит, на Луну летал!

    Конечно, летал.

    Почему же ничего не видел?

    А темно было. Я ведь ночью летал. Во сне. Сел на ракету и как полечу в космическое пространство. У-у-у! А потом как полечу обратно... Летел, летел, а потом бряк о землю... ну и проснулся...

    А-а, - протянул Мишутка. - Так бы сразу и говорил. Я ведь не знал, что ты - во сне.

    Тут пришел соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит:

    Вот врут-то! И вам не стыдно?

    А чего стыдно? Мы же никого не обманываем, - сказал Стасик. - Просто выдумываем, будто сказки рассказываем.

    Сказки! - презрительно фыркнул Игорь. - Нашли занятие!

    А ты думаешь, легко выдумывать!

    Чего проще!

    Ну, выдумай чего-нибудь.

    Сейчас... - сказал Игорь. - Пожалуйста.

    Мишутка и Стасик обрадовались и приготовились слушать.

    Сейчас, - повторил Игорь. - Э-э-э... гм... кхм... э-э-э...

    Ну, что ты все "э" да "э"!

    Сейчас! Дайте подумать.

    Ну, думай, думай!

    Э-э-э, - снова сказал Игорь и посмотрел на небо. - Сейчас, сейчас... э-э-э...

    Ну, чего же ты не выдумываешь? Говорил - чего проще!

    Сейчас... Вот! Один раз я дразнил собаку, а она меня цап за ногу и укусила. Вот даже шрам остался.

    Ну и что же ты тут выдумал? - спросил Стасик.

    Ничего. Как было, так и рассказал.

    А говорил - выдумывать мастер!

    Я мастер, да не такой, как вы. Вот вы все врете, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза.

    Какая польза?

    А вот. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел полбанки варенья. Потом думаю: как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: "Кто варенье съел?" Я говорю: "Ира". Мама посмотрела, а у нее все губы в варенье. Сегодня утром ей от мамы досталось, а мне мама еще варенья дала. Вот и польза.

    Значит, из-за тебя другому досталось, а ты и рад! - сказал Мишутка.

    А тебе что?

    Мне ничего. А вот ты этот, как это называется... Брехун! Вот!

    Сами вы брехуны!

    Уходи! Не желаем с тобой на лавочке сидеть.

    Я и сам не стану с вами сидеть.

    Игорь встал и ушел. Мишутка и Стасик тоже пошли домой. По дороге им попалась палатка с мороженым. Они остановились, стали рыться в карманах и считать, сколько у них денег. У обоих набралось только на одну порцию мороженого.

    Купим порцию и разделим пополам, - предложил Игорь.

    Продавщица дала им мороженое на палочке.

    Пойдем домой, - говорит Мишутка, - разрежем ножом, чтоб было точно.

    На лестнице они встретили Иру. Глаза у нее были заплаканные.

    А ты чего ревела? - спрашивает Мишутка.

    Меня мама гулять не пускала.

    За варенье. А я его и не ела. Это Игорь на меня наговорил. Наверное, сам съел, а на меня свалил.

    Конечно, Игорь съел. Он сам нам хвастался. Ты не плачь. Пойдем, я тебе свою пол порцию мороженого дам, - сказал Мишутка.

    И я тебе свою пол порцию отдам, вот только попробую разочек и отдам, - пообещал Стасик.

    А вы разве не хотите сами?

    Не хотим. Мы уже по десять порций съели сегодня, - сказал Стасик.

    Давайте лучше это мороженое на троих разделим, - предложила Ира.

    Правильно! - сказал Стасик. - А то у тебя заболит горло, если ты одна всю порцию съешь.

    Пошли они домой, разделили мороженое на три части.

    Вкусная штука! - сказал Мишутка. - Я очень люблю мороженое. Один раз я съел целое ведро мороженого.

    Ну, ты выдумываешь все! - засмеялась Ира. - Кто тебе поверит, что ты ведро мороженого съел!

    Так оно ведь совсем маленькое было, ведрышко! Такое бумажное, не больше стакана...