Структура простого предложения. Латинский язык - предложение Косвенный вопрос в латинском языке

Косвенная речь (oratio obl+qua)

Выше (см. лекцию IX) мы познакомились с предложениями косвенного вопроса. Любое высказывание, выраженное прямой речью, может быть, подобно вопросительным предложениям, передано в косвенной форме, т.е. в виде одного или нескольких придаточных предложений, зависящих от глаголов речи и мысли, чувственного восприятия и желания, волеизъявления (см. лекцию IV о глаголах, от которых зависит accusat+vus cum infinit+vo).

прямая речь: Он сказал: "Я приду";

косвенная речь: Он сказал, что он придет.

Зависимость эта выражается грамматически, т.е. в выборе форм и наклонений глаголов-сказуемых; по сути, косвенная речь представляет из себя оборот accusativus cum infinitivo. Кроме того, косвенная речь в латинском языке характеризуется рядом особенностей словоупотребления, отличных от тех, которые имеются в прямой речи (в отличие от русского языка, где при переводе прямой речи в косвенную время и наклонение глагола не изменяется). Отличия форм времен и наклонений глаголов косвенной речи от прямой связано с тем, что косвенная речь передает чьи-то "чужие" слова (мысли, намерения и т.п.), а прямая речь (а также любое высказывание, автор которого не упомянут) - мнение самого говорящего. В первом случае имеется ссылка на какое-либо лицо (лиц), во втором она отсутствует. Эту ссылку на чужое мнение и призваны передать особые правила употребления времен и наклонений глагола:

Главное (независимое) предложение повествовательное (т.е. не вопросительное), а также риторический вопрос, имеющие сказуемое в индикативе, передаются оборотом accusat+vus cum infinit+vo..

Риторический вопрос - вопросительное предложение, относящееся к 1 лицу обоих чисел (вопрос "самому себе"): Ну, что я могу сказать? Что нам было делать? или к 3 лицу обоих чисел (т.е. вопрос к отсутствующему или не участвующему в разговоре лицу (лицам): Что он мог сказать? Что они нам ответят? Риторический вопрос не имеет значения вопроса в строгом смысле слова: он не предполагает ответа, или же ответ дает сам говорящий. Риторический вопрос часто используется как прием для оживления речи (в т.ч. у античных ораторов).

Главные предложения вопросительные, имеющие сказуемые в форме 2 лица, а также те, в которых сказуемые выражены императивом или конъюнктивом, в косвенной речи имеют сказуемое в конъюнктиве. Время сказуемого определяется по consecutio tempOrum, исходя из времени и наклонения управляющего косвенной речью глагола. сказуемые придаточных предложений в косвенной речи всегда выражаются конъюнктивом; времена сказуемых - по consecutio tempOrum. личное местоимение 1 л. прямой речи (т.е. я, мы: Он сказал: "Я..." и т.п.) передается в N.sing. местоимением ipse, в косвенных падежах - местоимением sui (т.е. так выражаются "он", "они", в которые переходят "я", "мы": Он сказал, что он...). местоимения 3 лица, заменяющие местоимения 2 лица прямой речи (то местоимение он, она, оно, они, которое заменяет местоимение ты: Она сказала: "разве ты не знаешь..." а Она спросила, разве он не знает), выражаются посредством is и ille.

Притяжательные местоимения meus, noster первого лица прямой речи и suus, vester второго лица прямой речи передаются местоимением suus (ср. правило употребления местоимения suus, лекция)

Прямая речь

Ariovistus, cum Caes_ris postul_t_ cognovisset: haec Gallia, inquit, mea provincia est (независимое предложение).

Nonne (ego) prius in Galliam veni (perf. indic.), quam popmlus Rom_nus (риторич. вопрос)?

Cur in meas possessiMnes venis (praes.ind.)? (вопросительное предложение). Si ego tibi non praescr+bo (praes.ind. - придат. предложение), quem ad modum tuo jure ut_ris (praes.conj. - придат. предложение), non oportet (praes.ind.) me a te in meo jure imper_ri (infinitivus praes. - независ. предлож., сказ. во 2 л.). Congred_re (imper. praes. - независ. предл.); intell_ges (futkrum I - независ. предл.), quid Germ_ni virtkte possint (praes.conj. - придат. предлож.).

Ариовист, когда узнал, каковы требования Цезаря, сказал: "Эта Галлия - моя провинция. Разве я не раньше пришел в Галлию, чем римский народ? Зачем ты приходишь в мои владения? Если я тебе не предписываю, каким образом ты должен пользоваться своим правом, то не следует и тебе мешать мне в моем праве. Сразись, (и) ты поймешь, как сильны германцы доблестью.

Косвенная речь

В зависимости от исторического времени

В зависимости от главного времени

Ariovistus, cum Caes_ris postul_t_ cognovisset, respondit (глагол речи в perfectum indicat+vi): hanc Galliam suam provinciam esse (acc.cum inf.). Nonne se (т.к. в прямой речи подразумевается ego) prius in Galliam venisse(inf.perfecti), quam popmlum Rom_num (acc.cum inf.)? Cur in suas (в прямой речи meus) posessiMnes ven+ret (perf. conj.)? Si ipsi (в прямой речи ego) illi (в прямой речи tibi) non praescrib_ret (imperf. conj.), quem ad modum suo jure uter_tur (plusquamperfectum conj.), non oport_re sese (в прямой речи me) ab illo (в прямой речи te) in suo (в пр. речи meo) jure imped+ri (acc.cum inf.).Congreder_tur (imperf. conj.), intellectkrum (acc.cum inf. futkri; местоимение и esse пропущены), quid Germ_ni virtkte possent (imperf. conj.).

Ariovistus, cum Caes_ris cognovisset, respondet (глагол речи в praes. ind.): hanc Galliam suam provinciam esse . Nonne se prius in Galliam venisse, quam popmlum Rom_num?

Cur in suas posessiMnes veniat (praes. conj.)?

Si ipsi
illi

non praescr+bat (imperf. conj.), quem ad modum suo jure ut_tur (praes. conj.), non oportere sese ab illo in suo jure imped+ri.
Congredi_tur (praes. conj.), intellectkrum, quid Germ_ni virtkte possint (praes. conj.).

Ариовист, узнав требования Цезаря (букв. когда узнал), ответил (отвечает), что эта Галлия - его провинция. Разве он не раньше пришел в Галлию, чем римский народ? Зачем тот (Цезарь) приходит в его владения? Если он (Ариовист) не предписывает тому (Цезарю), каким образом тот должен пользоваться своим правом, то не следует и тому (Цезарю) мешать ему (Ариовисту) в его праве. Пусть сразится, (и) он поймет как сильны германцы доблестью.

Примечания.

В примере, где косвенная речь поставлена в зависимость от главного времени, времена глаголов и конструкции acc. cum inf. совпадающие с примером, содержащем косвенную речь, зависящую от исторического времени, не указываются.

Вместо глагола inquam, inquit, который употребляется только в разрыве прямой речи, в косвенной речи используются другие глаголы со значением речи (см. лекцию IV).

Из приведенного образца перевода косвенной речи видно, что личные местоимения при переводе лучше передавать теми именами и названиями, которые замещены этими местоимениями.

Иногда в придаточных предложениях, зависящих от оборота accusativus cum infinitivo (см. пример ниже), а также в придаточных предложениях, зависящих от главных со сказуемым в конъюнктиве, сказуемое также употребляется в форме конъюнктива, хотя никаких формальных оснований для этого нет. Такое явление называется attractio modi ("притяжение наклонения"): Mos est Ath_nis in contiMne eos (Acc. cum inf.), qui sint in proeliis interfici (praes. conjunct+vi). - В Афинах есть обычай прославлять в народном собрании тех, кто был убит в сражениях; Di tibi dent (conj. optativus), quaecumque optes (praes. conj.).- Да пошлют тебе боги все, что ты желаешь. Quaecumque - N.pl. от формы ср. рода местоимения quaecumque, quaecumque, quodcumque кто бы ни, что бы ни; здесь передано сочетанием "все, что"

Глагол ferre

Глагол fero, tuli, latum, ferre нести относится к неправильным глаголам. Его своеобразие проявляется:

В том, что основы инфинитива, перфекта и супина - разнокоренные (т.е. инфинитив, перфект и супин - суплеттивные формы); в образовании ряда форм praesens indicat+vi, activi и passivi, в infinit+vus praesentis act+vi и pass+vi и в повелительном наклонении.

Infinit+vus praesentis:

Imperat+vus praesentis: sing. fer! plur. ferte!

Замечания к таблице.

Глагол ferre образует формы от основы инфекта по типу III спряжения (т.к. основа инфекта fer-). Однако в ряде форм praesens indicativi activi отсутствует соединительный гласный.

Инфинитив настоящего времени активного залога образуется также без соединительной гласной; инфинитив пассивного залога - с помощью окончания -re, т.е. по типу I, II, и IV спр. (ср. audi-re в IV спр. и т.п., но teg-i в III спр.).

Остальные формы от основы инфекта, а также формы от основы перфекта и супина образуются по типу III спряжения.

От глагола ferre с помощью приставок образованы многочисленные глаголы:

af-f_ro, at-tmli, al-l_tum, af-ferre (из ad-fero) приносить

au-f_ro, abs-tmli, af-l_tum, au-ferre (из ab-fero) уносить

con-f_ro, con-tmli, col-l_tum, con-ferre сносить (в одно место);

сравнивать

dif-f_ro, dis-tmli, di-l_tum, dif-ferre откладывать, отсрочивать

dif-f_ro, -, -, dif-ferre различаться

ef-f_ro, ex-tmli, e-l_tum, ef-ferre выносить

in-f_ro, in-tmli, il-l_tum, in-ferre вносить

ob-f_ro, ob-tmli, ob-l_tum, ob-ferre предлагать

prae-f_ro, prae-tmli, prae-l_tum, prae-ferre предполагать

re-f_ro, re-tmli, re-l_tum, re-ferre вести назад; докладывать, сообщать.

Глагол ed_re

Глагол edo, edi, esum, ed_re есть образует, наряду с формами от основы презенса, параллельные формы, совпадающие с формами глагола esse, начинающимися на es-, т.е. 2 и 3 лица ед. числа и 2 л. мн. числа praesens indicat+vi act+vi, все формы imperfectum conjunct+vi, imperat+vus, а также infinit+vus praesentis act+vi:

imperat+vus: ege//es! eg-te//este!

infinit+vus praesentis: ed_re//esse

Числительные

полный свод латинских числительных см. в приложении

В латинском языке существует четыре вида числительных:

Количественные, обозначающие число "само по себе": unus, a, um один; duo, duae, duo два и т.д. порядковые, обозначающие число как признак предмета при счете: pimus, a, um первый; secundus, a, um второй и т.д. разделительные, обозначающие понятие "по скольку"; не имеют точного аналога в русском языке и переводятся количественным числительным с предлогом "по": singuli, ae, _ по одному; bini, ae, _ по два и т.д. числительные наречия, обозначающие, сколько раз произошло (происходит, будет происходить) данное событие: semel однажды, bis дважды и т.д.

Образование количественных числительных

Количественные числительные первого десятка, как и в русском языке, представляют собой непроизводные слова.

Количественные числительные второго десятка, кроме "восемнадцать" и "девятнадцать", образуются путем прибавления элемента -decim (от decem десять) к усеченной основе числительных первого десятка: septem семь, sep - decim семнадцать.

Сложные числительные (т.е. состоящие из двух и более слов), включающие в свой состав 8 и 9, т.е. последние два числа в десятке: 18 и 19, 28 и 29 и т.д., представляют собой следующее сочетание: duo- (или un-) + de + название следующего десятка: duodeviginti восемнадцать (букв. "два из двадцати", т.е. "двадцать минус два"); undeviginti девятнадцать (букв. "один из двадцати") и т.д.

Названия десятков от 30 до 90 образуются с помощью элемента -ginta от несколько видоизмененных названий чисел первого десятка: tri-ginta тридцать, quadra-ginta сорок и т.д. (NB: "двадцать" - viginti).

Сотни образуются от названий чисел первого десятка (измененных, но не так, как в названиях десятков) в сочетании с элементом -centi (после звонкого n -genti), происходящим от centum сто: tri-centi триста, quadrin-genti четыреста.

Сложные числительные из двух слов (т.е. сложные числительные первой сотни) образуются, как в русском языке, соединением названий десятка и единиц: viginti unus двадцать один, или же сочетанием названий единиц и десятков, соединенных союзом et и: unus et viginti двадцать один.

Названия тысяч состоят из слова mili_ "тысячи" и количественного числительного, показывающего, сколько их. Duo и tria, которые в этом случае употребляются при mili_, представляют собой формы ср. рода от duo и tres (по согласованию в числе и роде со словом milia): duo mili_ две тысячи, tria mili_ три тысячи и т.д. (NB: "тысяча" - mille).

Миллион обозначается decies centena milia: decies - числительное наречие, centena - разделительное числительное, т.е. буквально "десять раз по сто тысяч".

Сложные количественные числительные образуются, как и в русском языке, простым перечислением разрядов (тысяч, сотен, десятков, единиц): tria mili_ octingenti viginti unus три тысячи восемьсот двадцать один.

Склонение количественных числительных

Из количественных числительных склоняются только:

· unus, a, um один, одна, одно - как местоименное прилагательное (см. лекцию IV).

· duo, ae, _ два, две:

m f n
N duo duae duo
G duMrum du_rum duMrum
D duMbus du_bus duMbus
Acc duos duas duo
Abl duMbus du_bus duMbus
tres, tria три изменяется как прилагательное двух окончаний и имеет только формы мн. числа:

все сотни (кроме centum сто) - как прилагательные I - II склонений только множественного числа:

ducenti, ae, a двести

NB: слово tres, tria, названия сотен и слово mille не склоняется в ед. числе.

Образование порядковых числительных

Порядковые числительные первого десятка (кроме "первый" и "второй"), а также "одиннадцатый" undec-mus, "двенадцатый" duodec-mus (т.е. от "третьего" до "двенадцатого" включительно) образуются от основ соответствующих количественных числительных:

quattor -> quartus, a, um четвертый

Название интервалов в музыке являются по существу формами женского рода латинских порядковых числительных: секунда, терция, кварта и т.д.).

Понятию "второй" соответствуют два прилагательных: secundus, a, um следующий и alter, _ra, _rum другой; они употребляются соответственно контексту.

Порядковые числительные второго десятка от "тринадцатый" до "семнадцатый" включительно состоят из порядкового числительного, обозначающего единицы, и слова dec-mus: tertius dec-mus тринадцатый (букв. "третий десятый") и т.д.

Порядковые числительные, обозначающие десятки, сотни, а также слово "тысячный", образуются от основ соответствующих количественных числительных с помощью суффикса -esim- и родовых окончаний прилагательных I-II склонений: vic - esim - us двадцатый; cent - esim - us сотый; mill - esim - us тысячный. С этим суффиксом образуются также порядковые числительные, происходящие от составных количественных, оканчивающихся на 8 и 9 ("восемнадцатый", "девятнадцатый", "двадцать восьмой" и т.д.): undevic - esim -us девятнадцатый, duodetric - esim - us двадцать восьмой и т.д. (т.к. в названия соответствующих количественных числительных входят названия десятков).

Порядковые числительные, образованные от составных количественных, также пишутся в два (или более) слова: unus et vicesimus, или vicesimus unus двадцать первый. NB: все слова, входящие в их состав, являются порядковыми числительными (в отличие от русского языка, где в сочетании типа двадцать первый и т.п. только последние слово - название единицы - является порядковым числительным, а названия десятков, сотен и т.д. - количественным числительные): тысяча девятьсот шестьдесят восьмой milles-mus nongentens-mus duodeseptages-mus.

Порядковые числительные, образованные от названий тысяч, образуются сложением числительных наречий (см. ниже) и слова miles-mus тысячный: bis miles-mus двухтысячный (букв. "дважды тысячный") и т.п. Понятие "миллионный" обозначается выражением decies (числительное наречие) centies (числительное наречие) milles-mus (букв. десять раз раз сто тысячный).

Порядковые числительные склоняются как прилагательные I-II склонения.

Образование числительных наречий

Числительные наречия semel однажды, bis дважды, ter трижды и quater четырежды представляют собой непроизводные слова. Остальные числительные наречия образуются от основ количественных числительных с помощью суффикса -ies и переводятся сочетанием соответствующего количественного числительного со словом раз или -кратно: quinqu - ies пять раз, пятикратно. Числительные наречия не склоняются и не изменяются по числам.

Образования и склонение разделительных числительных

Разделительные числительные, кроме singmli, ae, a по одному, по одной, по одному образуется от основ числительных наречий (часто значительно видоизмененных) с помощью суффикса -n- и окончания -ibis -> bi - n - i по два, по две: vicies -> vice - n - i по двадцать и т.д.

Разделительные числительные склоняются как прилагательные I-II склонений во множественном числе.

Употребление числительных

Латинские количественные и порядковые числительные употребляются при существительных в функции определения. Изменяемые числительные согласуются с существительными в роде, числе и падеже.

Наличие числительного при существительном не влияет на форму числа и падежа этого существительного (в отличие от русских числительных, которые требуют при себе существительное в родительном падеже мн. числа).

Ср.: In legiM Roman_ decem cohortes (N.pl.) erant. - В римском легионе было десять когорт (Р.п. мн.ч.).

In campM cohortes (N.pl.) stabant. - В поле стояли когорты (И.п. мн.ч.).

NB: Числительные наречия в предложениях относятся к глаголам и являются обстоятельствами. Marius septies consul fuit. - Марий был консулом семь раз.

Mille в ед. числе не склоняется и не влияет на форму числа и падежа существительного:

ср. Consul cum mile milit-bus (Abl.pl.) venit. - Консул пришёл с тысячей воинов и Consul cum militibus (Abl. pl.) venit. - Пришел консул с воинами.

Mille во мн. числе требует после себя формы G. plur. (как в русском языке): Consul cum tribus mil-bus mil-tum (militum - G. qualit_tis: см. лекцию) venit. - Консул пришел с тремя тысячами воинов.

Разделительные числительные употребляются в тех случаях, когда в русском языке употребляются количественные числительные с предлогом "по": Apud Romunos quotannis bini consmles creabantur. - У римлян ежегодно избирались по два консула.

Разделительные числительные и наречия употребляются при умножении: bis bina sunt quattor дважды два четыре (букв. "дважды по два есть четыре").

Accusat+vus tempOris

Accusat+vus temporis (винительный времени) отвечает на вопрос "сколько времени (непрерывно) продолжалось действие, процесс". Он употребляется без предлoга или с предлoгом per и переводится родительным падежом с предлогом в течение, в продолжение: Graeci Troiam (per) decem annos obsed_runt. - Греки осаждали Трою в течение десяти лет. Кроме того, с помощью acc. tempOris обозначается возраст: Crassus quttuor et triginta tum hab_bat annos. - Крассу было тогда 34 года.

Упражнение 5

Genet+vus crim-nis

Genet+vus crim-nis ("родительный преступления")

употребляется при глаголах:

acckso 1 обвинять

arquo, ui, utum, _re унижать, порицать, осуждать

libero 1 освобождать,

absolveo, absolvi, absolktum, absolv_re оправдывать

и других судебных терминах, имеющих при себе названия преступления, которые и ставятся в genet+vus crim-nus. Необходимо также запомнить выражения:

cap-tis damn_re осуждать на смерть, приговорить к смерти кого-либо;

cap-tis absolv_re освобождать от смерти кого-либо.

Miltiades proditiMnis (G. crim.) est accus_tus; cap-tis absolktus, pecunia mult_tus est. - Мильтиад был обвинен в измене; будучи освобожден от смертной казни, он был подвергнут штрафу.

Использованная литература

Мирошенкова В.И., Федоров Н.А. Учебник латинского языка. 2-е изд. М., 1985.

Никифоров В.Н. Латинская юридическая фразеология. М., 1979.

Козаржевский А.И. Учебник латинского языка. М., 1948.

Соболевский С.И. Грамматика латинского языка. М., 1981.

В латинском предложении нет строгого порядка слов. Однако часто он имеет следующий порядок слов в простом предложении: подлежащее стоит па первом месте, согласованное с ним в лице и числе сказуемое - на последнем, между подлежащим и сказуемым располагаются второстепенные члены предложения (дополнения, определения, обстоятельства), причем определение, в отличие от русского языка, стоит после определяемого слова.

Medĭcus veterinárius ánimal aegrōtum curat.

Medĭcus - врач - подлежащее , стоит на первом месте;

curat - лечит - сказуемое , стоит на последнем месте;

veterinarius - ветеринарный - согласованное определение к подлежащему , стоит после определяемого слова (medicus);

animal - животное - прямое дополнение ;

aegгоtum - больное - согласованное определение к дополнению , стоит после определяемого слова (anĭmal).

Перевод: Ветеринарный врач лечит больное животное.

УПРАЖНЕНИЯ

1. Допишите окончания действительного зaлога (где нужно - с соединительной гласной ):

Образец: recipi … (я беру) - recipio .

Misce ... (он смешивает), sign … (я обозначаю), repet ... (они повторяют), audi ... (он слушает), recipi ... (ты берешь), da … (мы выдаем), solv ... (вы растворяете), nutri ... (они кормят), divid ... (ты разделяешь), vide ... (я вижу).

2. Допишите окончания 3-го лица единственного и множественного числа страдательного залога (где нужно - с
соединительной гласной
):

Образец: solv ... (растворяется)-- solvi tur .

Repet ... (повторяются), divid ... (разделяется), da ... (выдаются), misce ... (сме­шивается), signa ... (обозначаются), forma ... (образуется), solv ... (растворяются), sterilisa ... (стерилизуется).

3. Определите наклонение, лицо н число глаголов, переведите:

1) signa; 2) solvĭmus; 3) date; 4) miscent; 5) repĕte; 6) divĭde; 7) addĭte; 8) vertĭtis; 9) dantur, 10) recipĭte; 11) nutri; 12) videt; 13) vale; 14) sterilisāmus; 15) recĭpe.

4. Определите грамматическую форму глаголов и переведите на русский язык:

а) infinitivus; c) praesens indicativi activi;

b) imperativus; d) praesens indicativi passivi;

e) praesens conjunctivi passivi;

1) dat; 2) curāre; 3) date, 4) repetĭte; 5) misceātur; 6) sterilĭso; 7) sanantur; 8) est; 9) nutrīre; 10) colentur; 11) solve; 12) laborāmus; 13) sunt; 14) recipĭtis; 15) audītur; 16) doces; 17) ausculta; 18) addātur.

datur, repetātur; miscent; recĭpe; da; repetĭtur; misceātur, dentur; signa; recĭpit; formentur; date; fiat; sterilisētur; misce.


6. Образуйте формы 2 лица ед. и мн. числа повелигельного наклонения и формы 3 лица ед. и мн. числа сослагательного наклонения страдательного залога от глаголов:

coquĕre; рrаераrаrе; audīre; miscēre; legĕre, nutrīre; signāre; vidēre.

7. Проспрягайте глаголы в изъявительном наклонении настоящего времени действительном и страдательном залогах, устно переведите полученные формы:

Scire (знать); docēre (учить); сurаrе (лечить); rереtĕrе (повторять).

8. Переведите предложения на русский язык:

1. In columna vertebrális animálium sunt: vértebrae cervicáles, thoracáles, lumbáles, caudáles. 2. Ossa nasália bestiárum rapácium magna et longa sunt. 3. Músculi bicípites et tricípites teres sunt. 4. Musculi abdóminis sunt: musculus rectus abdóminis, muscŭlus oblíquus externus abdóminis, muscŭlus obliquus internus abdominis, muscŭlus transversus abdominis. 5. In cavo abdominis multa viscĕra sunt 6. Régio abdominis in epigastrium, mesogastrium et hypogastrium divíditur. 7. In cavo thorácis pulmónes sunt. 8. Vertebrae columnam vertebrárum formant. 9. Cor e tela musculōsa constat. 10. In femóre tubĕra sunt: trochanter major et trochanter minor. 11. Costas veras et costas spurias distinguĭmus.

9. Прочитайте, по-возможности переведите:

1. Colléga meus médicus est. 2. Magister nos láudat. 3. Laboráte et docéte laboráre. 4. Vaccas in саmро pascunt. 5. Médici veterinárii bene curant. 6. Sólvite saccharum in aqua destilláta! 7. Memória tenéte! 8. Plus vident óculi, quam óculus. 9. Colléga meus médicus veterinarius est et bene curat. 10. Lupus bestia fera est. 11. Béstiae variae in silva habitant. 12. Quod légitis, monstráte! 13. Hic herbae váriae crescent. 14. Nos studémus, vos cantátis. 15. Multi versus poetárum nostrórum in libris sunt. 16. Parátus es! 17. Deféndite et amáte pátriam vestram!

ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК

ДЛЯ ЮРИСТОВ

Начальный курс


Предисловие

Учебно-методическое пособие по латинскому языку предназначено для студентов высших учебных заведений юридического профиля. С древнейших времен латинский язык играет огромную роль в образовании будущего юриста. Это связано прежде всего с тем, что латынь является языком римского права, которое стало основой правового мышления и судопроизводства современного европейского общества.

Цель пособия – дать начальные сведения о специфике латинского языка, познакомить студентов с юридической терминологией и фразеологией.

Структура занятий предполагает знакомство с фонетическими, лексическими и грамматическими особенностями языка. Каждое занятие включает в себя теоретический грамматический материал, вопросы для проверки знаний, упражнения, предназначенные для закрепления пройденной темы. Теоретический материал рассчитан на совместную работу студентов и преподавателя. Выполнение практических заданий предполагает самостоятельную работу студентов.

В учебнике отсутствует лексический минимум каждого занятия. Такой подход обусловлен, с одной стороны, количественной неравномерностью лексического материала, соответствующего каждой теме. С другой стороны, в юридической латыни значимой единицей является не столько отдельное слово, сколько словосочетания или фразы, что делает затруднительным привязку терминов к одной теме. Поэтому знакомство с профессиональной лексикой должно войти в самостоятельную работу студентов-юристов, что позволит закрепить навыки грамматического анализа. С этой целью учебник снабжен краткими словарями – латинско-русским и русско-латинским. Для закрепления словарного минимума предлагаются примерные словарные диктанты юридических терминов.

Контроль за усвоением грамматического материала предлагается в форме самостоятельных работ, приведенных в приложении к учебному пособию.

Кроме того, учебник снабжен приложениями, содержащими крылатые слова и афоризмы юридической тематики, тексты для чтения, сводные грамматические таблицы, вопросы для самопроверки и темы для самостоятельных работ и рефератов.

Автор выражает глубокую признательность сотрудникам кафедры русского языка и культуры Саратовской государственной академии права (зав. кафедрой проф. Н.Ю. Тяпугина), доценту кафедры зарубежной литературы и журналистики Саратовского государственного университета Р.П. Василенко, доценту кафедры русской и классической филологии Саратовского государственного медицинского университета О.Н. Полухиной за ценные рекомендации при подготовке данного пособия.


Введение

Латинский язык (Lingua Latina) является одним из индоевропейских языков италийской группы (к которой также принадлежали осский и умбрский языки). Его формирование относят к началу I тысячелетия до н.э. Исконная зона зарождения латинского языка – небольшая область Латий, или Лаций (лат. Latium, совр. ит. Lazio) вокруг Рима, но по мере расширения древнеримского государства влияние латинского языка постепенно распространилось на всю территорию современной Италии, Южную Францию (Прованс) и значительную часть Испании, а к началу I тысячелетия н.э. – практически на все страны Средиземноморского бассейна, а также Западной (до Рейна и Дуная) и Северной Европы (включая Британские острова).

В своем историческом развитии латинский язык прошел несколько периодов.

1. Древнейшим периодом существования языка называют долитературный период (VIII-VII вв. до н.э. - до 240 г. до н. э.). Наиболее известным юридическим памятником латинского языка этого периода является Законы двенадцати таблиц – Leges duodecim tabularum (451 – 450 г.г. до н.э.). До этого времени должностные лица в Риме проводили суд, руководствуясь обычаями, восходящими еще к родовому прошлому и уже устаревшими. Однако в середине V в. до н. э. под давлением плебеев патриции были вынуждены создать комиссию из 10 человек (decem viri - десять мужей) для записи судебных постановлений. Они были записаны на XII медных досках и выставлены для обозрения на центральной площади Рима - форуме.

2. С 240 г. до н.э. приблизительно до 100 г. н.э. выделяют древнелитературный период, или период "архаической латыни". Начавшаяся в IV в. до н. э. экспансия Рима к I в. до н. э. заканчивается почти полной латинизацией Италии. Образец архаического языка III-II вв. до н. э. с его ещё не установившимися нормами представлен в комедиях Плавта и Теренция. В это время закладываются основы римской юриспруденции. До наших дней дошли фрагменты сочинений многих юристов того времени (Аппий Цек, Гней Флавий, Маний Манилий, отец и сын Сцеволы).

3. Наиболее ярким периодом развития латинского языка стал рубеж тысячелетий: примерно 100 г. до н.э. – I в. н.э. Это период классической, или «золотой» латыни. В это время окончательно стабилизируются грамматические нормы, язык достигает высокого литературного уровня в прозе Цезаря, Цицерона, Саллюстия, в творчестве поэтов эпохи Августа (Вергилий, Гораций, Овидий). Латинский язык этого периода в настоящее время является предметом изучения в образовательных учреждениях.

4. Латинский язык более позднего времени в целом сохраняет основные черты классического периода. "Серебряная латынь" (I–II в.в. н.э.) четко следует уже выработанным грамматическим стандартам, но несколько отходит от жёстких норм синтаксиса "золотой латыни" (Тацит). Литературный язык характеризуется проникновением поэтических стилевых элементов в прозу и возвышенной риторики - в поэзию. Этот период также носит название «художественной латыни», а в некоторых случаях и вообще не выделяется как самостоятельный этап развития языка, входя в период «золотого века».

5. Латинский язык II-VI в.в. н.э. определяется как «поздняя латынь». В это время латынь перестает быть живым языком. После падения Римской империи в 476 году Рим утрачивает свое влияние на провинции. Латинский язык также утрачивает статус единого литературного языка. Происходит слияние латинского языка с местными диалектами. История народно-разговорного латинского языка продолжается до IX века, когда заканчивается формирование на его основе национальных романских языков (современные итальянский, французский, испанский, португальский, румынский, молдавский языки, которые составляют романскую группу индоевропейской семьи).

Одним из наиболее известных юридических памятников этого времени является Свод гражданских законов - Corpus juris civilis . До сих пор этот документ считается основой современного европейского законодательства. Corpus juris civilis включает в себя 4 части:

Codex justinianeus (императорские указы – в 4 книгах);

Digesta (извлечения из сочинений правоведов – в 12 книгах);

Institutionis (руководство законоведения – в 4 книгах);

Novellae (новеллы).

В.Г. Белинский так охарактеризовал этот документ: «Юстинианов кодекс – зрелый плод исторической жизни римлян – освободил Европу от оков феодального права ».

6. В эпоху Средневековья (VII-XIV вв.) латинский язык используется в качестве общего письменного языка западноевропейского общества, языка католической церкви, науки, отчасти литературы.

7. Очередной всплеск внимания к латинскому языку наблюдается в XIV-XVI века. Это время эпохи Ренессанса, когда интерес к античности, а значит и к древним языкам занимает ведущие умы общества. Практически до конца XVII века латинский язык продолжает служить основным языком европейской науки, дипломатии и церкви (сочинения Т. Мора, Эразма Роттердамского, Дж. Бруно, Т. Кампанеллы, Н. Коперника и др.).

8. С XVI-XVII вв. латинский язык постепенно вытесняется национальными языками, оставаясь вплоть до XVIII века языком дипломатии, до XX века - языком университетского преподавания и отчасти науки. Сочинения философов и учёных XVI-XVIII вв. Р. Декарта, П. Гассенди, Ф. Бэкона, Б. Спинозы, И. Ньютона, Л. Эйлера, многие труды М.В. Ломоносова написаны на латинском языке.

9. В XX веке латынь используется в научной терминологии, является официальным языком католической церкви и актов Ватикана.

В истории культуры латинский язык сыграл огромную роль. Об этом свидетельствуют многочисленные латинские заимствования, прослеживающиеся во всех европейских языках. В настоящее время латинский язык остается основой для терминообразования во многих областях знания (юриспруденция, медицина, биология, общенаучная терминология естественных и гуманитарных наук).


Занятие 1

Алфавит. Произношение. Порядок слов в предложениях латинского языка.

Латинский алфавит состоит из 24 / 25 букв (буква j появилась в 16 веке), обозначающих гласные и согласные звуки.

Буква Название Произношение Примеры употребления
A a а [a] aqua
B c be [б] bona
C c ce [к], [ц] causa, censor
D d de [д] dominus
E e e [э] experientia
F f ef [ф] fortuna
G g ge [г] gens
H h ha [х с придыханием] homo
I i i [и] ira
J j jota [й] jus
K k ka [к] katapoda
L l el [л’] lupus
M m em [м] manus
N n en [н] nemo
O o o [o] opus
P p pe [п] populus
Q q ku [к] quaerimonia
R r er [р] ratio
S s es [с], [з] sententia
T t te [т] testis
U u u [у] unus
V v ve [в] vita
X x iks [кс], [кз] xenium
Y y ypsilon [и] tyrannus
Z z zeta [з] zona

Гласные

К гласным относятся:

- звуки а=[а], е=[э], о=[о], u=[у], i=[и], y=[и] (встречается только в заимствованных словах: rhy thmus=[ри тмус] - ритм );

- дифтонги (два звука, объединенных однородной артикуляцией): au=[ау], eu=[эу]: cau sa=[кау за] - причина, neu ter=[нэу тер] - ни тот, ни другой ;

- диграфы (два гласных, передающих один звук): ae=[э], oe=[э]: sae pe=[сэ пэ] - часто, poe na=[пэ на] - наказание .

Если сочетания букв не являются дифтонгами или диграфами, то над буквами ставится черта или две точки: āēr .

Согласные

Произношение некоторых согласных звуков может зависеть от их положения в слове или от традиции употребления.

Буква Произношение Пример
c [Ц] - в положении перед гласными i, e, y, диграфами ae, oe [К] - в остальных случаях Cae sar [Цэзар] - Цезарь ca ntāre [кантарэ] - петь
g [Г] genus [гэнус] - народ
h [Х] произносится с придыханием honor [хонор] - честь
k [К] - буква К используется лишь в собственных именах и сокращениях К или КАL от слова Kalendae Kalendae [кал’эндэ] - календы
l [Л’] locus [л’oкус] - место
q буква используется только в сочетаниях с u + гласный:[КВ] aqua [аква] - вода
s [З] - в положении между двумя гласными (исключение – слова, заимствованные из греческого языка) [C] - в остальных случаях cau sa [кауза] - причина philo so phia [фил’ософиа] – греч. servus [сэрвус] - раб
x [КЗ] - в положении между двумя гласными [КС] - в остальных случаях e xe mplar [экз’эмпл’ар], но no xa [нокса] - вред lex [л’экс] - закон
z [З] - буква встречается только в заимствованных словах. zona [зона] - зона, пояс

Некоторые сочетания звуков также имеют особенности произношения:

В греческих словах встречаются сочетания согласных с h :

Порядок слов в предложениях латинского языка

1. Подлежащее ставится на первое место.

2. Сказуемое обычно ставится на последнее место, за исключением случаев инверсии: Historia magistra vitae est. - История наставница жизни [есть] .

3. Согласованное определение стоит после определяемого слова: lingua Latina - язык латинский .

4. Прямое дополнение, выраженное существительным в вип.п. без предлога, предшествует сказуемому или ставится близко к нему: librum lego – книгу читаю [я] .

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. В чем особенность латинского алфавита?

2. Назовите гласные звуки латинского языка. Как они употребляются?

3. Как произносятся согласные звуки латинского алфавита? Какие согласные имеют варианты произношения? От чего они зависят?

4. В чем проявляется специфика употребления сочетаний звуков ti, su, ngu?

5. Сочетания каких звуков указывают на заимствованные слова? Как произносятся эти сочетания?

6. В чем особенности порядка слов в латинском языке?

УПРАЖНЕНИЯ

1.Прочитайте слова, соблюдая правила произношения:

А. natura, terra, ager, luna, mare, silva, hora, linea, fabŭla, agricŏla, Homerus, Aesopus, aetas, aestas, coelum, poёma, praeda, praetor, aër, occasus, parsimonia, asinus, praesidium, miser, casa, socius, coena, amicus, auctor, natio, obligatio, scientia, sententia, otium, pretium, initium;

В. amicitia, lapsus, legatus, lupus, bellum, alea, sanguis, quisque, quinque, quaestor, aes, ars, pars, auctoritas, plebejus, proletarius, disciplina, fluvius, egestas, historicus, philosophus, rector, decanus, professor, magister, Rhenus, actor, scaena, circus, medicamentum, respublica, veto, declamatio;

2.Прочитайте слова, объясните особенности произношения и постановку ударения в них. Выучите слова наизусть:


caput - правоспособность

aerarium - казна

accusator - обвинитель, обличитель

acta - протоколы совещаний, постановлений

actio - действие, иск, судопроизводство

aestimatio capitis - имущественный ценз

alibi - в другом месте

Aulus Agerius - традиционное имя истца в примерах, образцах формул

bona fides - добросовестность, добрые нравы

casus belli - повод к войне

causa - причина, основание, судебное дело

censūra - оценка

Numerius Negidius - традиционное имя ответчика в римских судебных формулах

cessio - цессия, уступка

civis - гражданин

civitas - граждане, гражданство

corpus delicti - состав преступления

corpus juris - свод права

crimen publicorum - уголовное преступление

cui bono? - в чьих интересах?

justitia - правопорядок, справедливость, законность


2. Прочитайте следующие слова, объясните особенности произношения звуков. Найдите в словаре значения слов:

Clarus, causa, scientia, caedes, amicitia, quinque, rhythmus, Theodōra, aqua, pax, aurōra, nauta, beātus, medĭcus, cultūra, doctor, bestia, poёta, littĕra, Juppīter, lectio, philosŏphus, poena, dexter, pinguis, negligentia, quadrātus, consuetūdo, Aegīptus, suadeo, Augustus, censūra, potentia, saepe, suus, Euclīdes, zodiācus, Cyprus, chorus, Pithagōras, Athēnae, Graecia, obaerāti, Italia.

3. Прочитайте слова, переведите их:

А. Thesaŭrus, religio, audio, audīre, theātrum, aetas, elegantia, domus, memoria, amīca, historia, femĭna, publĭcus, decrētum, vita, pater, magīstra, studeo, studēre, fortūna, fabŭla, spectacŭlum, beneficium, instrumēntum, accusatīvus, quaestio, symphonia, соеpi, triūmphus, pоëta, causa, Decēmber, incŏla, sphaera, Eurōpa, justitia, argumēntum, оceānus, genetīvus, pericŭlum.

4.Прочитайте гимн «Gaudeamus», соблюдая особенности произношения слов:


Gaudeamus igitur,
Juvenes dum sumus!
Post jucundam juventutem,
Post molestam senectutem
Nos habebit humus. (bis)

Ubi sunt qui ante nos
In mundo fuere?
Vadite ad superos
Transite ad inferos,
Ubi jam fuere. (bis)

Vita nostra brevis est,
Brevi finietur;

Venit mors velociter,

Rapit nos atrociter,
Nemini parcetur. (bis)

Vivat Academia,
Vivant professores!
Vivat membrum quodlibet,
Vivant membra quaelibet
Semper sint in flore! (bis)

Vivant omnes virgines,
Faciles, formosae!
Vivant et mulieres
Tenerae, amabiles,
Bonae, laboriosae! (bis)

Vivat et Respublica
Et qui illam regit!
Vivat nostra civitas,
Maecenātum caritas,
Quae nos hic protegit! (bis)

Pereat tristitia,
Pereant osores,
Pereat diabolus,
Quivis antiburschius
Atque irrisores! (bis)


Gaudeamus - старинная студенческая песня, возникшая в XIII веке из застольных песен вагантов. Она была широко распространена среди студентов Гейдельбергского и Парижского университетов. Авторы текста и мелодии неизвестны. В XV веке фламандский композитор Жан Оккенгейм обработал и записал ее мелодию, и с тех пор она стала традиционным гимном студентов.


Занятие 2

Слогораздел. Ударение. Структура простого предложения.

Слогораздел

Количество слогов в словах латинского языка совпадает с количеством гласных звуков в слове. Слогораздел проходит:

1. между двумя гласными: re -u s - ответчик ;

2. перед одиночным согласным в открытом слоге или перед QU: ro -s a - роза, a- qu a - вода ;

3. перед сочетанием согласных multa cum liquida (немой: b, p, d, t, c, g + плавный: r,l): br,bl,pr,pl,dr,dl,tr,tl,cr,cl,gr,gl: doc- tr ina - наука, tem- pl um – храм ;

4. между двумя согласными: fur -t um - кража (если в слове есть j, то он удваивается: pejor: pej -j or - худший );

5. в группе из нескольких согласных – перед последней из них: sank - t us – священный ;

6. приставки всегда образуют самостоятельный слог: re -ceptum - принятое обязательство .

Слоги различаются по долготе и краткости.

Долгота или краткость слога может быть природной или позиционной. Природная долгота обозначается на письме знаком ¯, краткость – знаком ˘, которые ставятся над гласным, входящим в состав слога. Например, nat ū ra - природа, tab ŭ la - доска .

Позиционная долгота или краткость слога проявляется в зависимости от его положения в слове.

Слог является долгим :

1. если содержит дифтонг: nau ta - моряк ;

2. если содержит гласную, стоящую перед двумя и более согласными: argum ē nt um - доказательство ;

3. если находится перед согласными x, z: corr ē x i - исправил .

Слог является кратким :

1. перед гласным или h: potent ĭ a - сила, contr ă h o - стягиваю ;

2. перед сочетаниями согласных br,pr,tr,dr,cr,gr,bl,pl,cl,gl,tl,dl: int ĕ gr um - целое .

В современном произношении долгота/краткость слогов или гласных звуков не различается. Однако в некоторых случаях эти различия влияют на понимание смысла слова (līber - свободный, lĭber - книга ) или разграничение грамматических форм (lēges - законы, lĕges - ты прочитаешь ).

Ударение

В латинском языке ударение

1. никогда не ставится на последний слог;

2. в двусложных словах всегда ставится на первый слог: cri men – преступление ;

3. ставится на предпоследний (второй от конца слова) слог, если он долгий: magi ster – учитель ;

4. ставится на третий от конца слова слог, если второй - краткий: au dio - слушаю .


Похожая информация.


5. Вопросительные предложения могут начинаться с вопросительных местоимений или наречий: quis ? (кто?), quid ? (что?), qui ? quae ? quid ? (какой, ая, ое? который, ая, ое?), quot ? (сколько?), quo ? (куда?), unde ? (откуда?), quam ? (как?), cur ? (для чего? зачем? почему?), ubi ? (где?).

6. Роль союза и может выполнять постпозитивная частица -que . Она стоит после слова, к которому относится, и пишется с ним слитно: Jus vitaenecis que . -Право жизни и смерти .

7. В предложениях в настоящем времени не опускается глагол быть (esse ): Scientia potentia est. - Знание [есть] сила . Исключением являются сентенции и афоризмы.

Глагол esse (быть) образует формы настоящего времени от супплетивной, т.е. измененной основы. Ср. в русском языке: быть – есть.

Формы настоящего времени (praesens) глагола esse

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. В чем особенность слогораздела в латинском языке?

2. Перечислите условия долготы и краткости слога.

3. Расскажите о структуре простого предложения в латинском языке.

4. Как образуются вопросительные предложения в латинском языке?

5. Какова функция частицы -que в латинском языке?

6. В чем особенность употребления глагола esse в латинском языке? Как изменяется глагол esse по лицам и числам в настоящем времени?

УПРАЖНЕНИЯ

1. Прочитайте слова и разбейте их на слоги. Обоснуйте свой ответ. В словах поставьте ударения:

А. Communis, agricola, honestus, humanus, laborāre, scaena, authenticum, cognatio, respublica, universitas, Aristoteles, Danuvius, Scythia, Sicilia, Neapolis, Germania, emptio, tribūnal, falsus, lucrum, curia, basialis, formularum, demonstratio, intentio, labyrinthus, finium, regundorum, socios, communi, index, milia, qua, numero, quaelibet, ubi, sаере, filia, declare, pоеnа, Latium, Ciсerо.



В. justitia, consul, grata, lex, homo, tabula, privata, publica, causa, codex, camera, corpus, custodia, decretum, edictum, plebiscitum, constitutio, senatus, magistratus, aurum, роёtа, Cyprus, charta, tribunus, praesidium, argumentum, symphonia, labyrinthus, Caesar, dictator, lingua, praetor, auris, auditorium, praerogativa, oeconomus.

2. .Прочитайте текст, соблюдая правила произношения латинских звуков. Переведите. Подберите, где это возможно, к словам текста однокоренные слова из других языков:

1. Scientia potentia est. 2. Terra sphaera est. 3. Terra stella est. 4. Terra et luna stellae sunt. 5. Philosophia magistra vitae est. 6. Historia magistra vitae est. 7. Historia schola vitae est. 8. Schola via scientiarum est. 9. Roma in Italia est. 10. In terra et in aqua vita est. 11. In luna non vita est. 12. In silvis bestiae sunt. 13. In Africa sunt silvae palmarum. 14. Minerva est dea pugnarum. 15. Incola insulae est nauta. 16. Ibi victoria, ubi сoncordia. 17. Experientia est optima magistra. 18 Aurora musis amica.


agua, ae f - вода

concordia, ae f - согласие

dea, ae f - богиня

est – 3 л. ед.ч. наст.вр. от глагола esse - быть

filia, ae f - дочь

incola, ae, f - житель

insula, ae, f - остров

lingua, ae, f - язык

nauta, ae, f - моряк

potentia, ae, f - сила

pugna, ae, f - битва, сражение,

schola, ae, f - школа

scientia, ae, f - знание

silva, ae, f - лес

stella, ae, f - звезда, планета

sunt - 3 л. мн.ч. наст.вр. от глагола esse - быть

terra, ae, f - земля

via, ae, f - дорога, путь

victoria, ae, f - победа

vita, ae, f - жизнь


3.Ответьте на вопросы:

1. Quid scientia est? 2. Quid terra est? 3. Quid stellae sunt? 4. Quid magistra vitae est? 5. Quis schola eat? 6. Ubi Roma est? 7. Ubi silvae palmarum sunt? 8. Quis Minerva est? 9. Quis incola insulae sunt? 10. Ubi victoria est?

4. Ответьте на вопросы. Ответы сформулируйте на латинском языке:

1. Где нет жизни? 2. Что такое опыт? 3. Земля – это планета? 4. Где живут звери? 5. Что есть в Африке? 6. Что есть сила? 7. Кто подруга музам? 8. Кто моряки? 9. Кто является наставницей жизни? 10. Что является дорогой знаний?

5.Прочитайте слова и словосочетания, объясняя правила произношения и постановки ударения. Выучите наизусть:


extra ordinaria cognitio - экстраординарный процесс

falsa accusatio - ложное обвинение

fictio juris - юридическая фикция; нечто придуманное

fictio legis - законная фикция

furtum manifestum - кража, при которой вор пойман с поличным

furtum nec manifestum - неочевидная кража

furtum oblātum - укрывательство краденного

generālis - общий

guaestio - допрос, следствие

heredes legitimus - наследники по закону

heredes testamentarium - на­следники по завещанию

hereditas - наследство, наследование

heres legetimus - законный наследник

intra leges - в соответствии c внутренним смыслом закона

leges actionis - сборник судебных формул

leges duodecim tabularum - Законы двенадцати таблиц

mala fides - недобросовестность

manumissio - отпущение раба на свободу

manumissio censu - отпущение раба на свободу путем занесения раба в цензорские списки

manumissio tastamento - отпущение раба на свободу по завещанию

manumissio vindicta - отпущение раба на свободу путем мнимого процесса о свободе


6. Прочитайте фрагменты «Великой хартии вольностей» (Приложение 2), обращая внимание на особенности произношения слов в тексте.


Занятие 3

Грамматика латинского языка. Глагол. Глагольные основы и типы спряжения. Настоящее время латинского глагола.

Латинский язык по своим грамматическим особенностям относится к языкам флективного строя. Это значит, что отношения между словами выражаются с помощью изменения слов по падежам, числам, родам, лицам, временам (в зависимости от принадлежности к той или иной части речи). Эти изменения происходят за счет присоединения к основе слова суффиксов и окончаний. Всего в латинском языке выделяют 10 частей речи:

Имя существительное – nomen substantivum (lex - закон );

Имя прилагательное – nomen adjectivum (bonus - хороший );

Имя числительное – nomen numerāle (unus - один );

Местоимение – pronomen (ego - я );

Глагол – verbum (accusare - обвинять );

Наречие – adverbium (bene - хорошо );

Предлог – praepositio (in - в );

Союз – conjunctio (et - и );

Частица – particŭlae (non - не );

Междометие – interjectio (heu! – ах !).

Глагол

Латинский глагол обладает теми же грамматическими категориями, что и глаголы русского языка:

1. persona - лицо: prima persona .- 1 л. (я - мы), secunda persona . - 2 л. (ты - вы), tertia persona . - 3 л. (он, она, оно - они);

2. numerus - число: singularis (sing.) - единственное, pluralis (pl.) - множественное;

3. modus - наклонение: indicativus - изъявительное (обозначает реальное действие в настоящем, прошедшем или будущем времени), conjunctivus - сослагательное (обозначает действие желательное, возможное, условное, ожидаемое, требуемое), imperativus - повелительное (выражает просьбу или приказ совершить / не совершать какое-либо действие);

4. genus - залог: activum - активный (обозначает действие, совершаемое субъектом), passivum - пассивный (обозначает действие, которое направлено на субъект);

5. tempus - время: praesens - настоящее, imperfectum - прошедшее незавершенное, perfectum - прошедшее завершенное, plusquamperfectum - предпрошедшее, futurum I - будущее первое, futurum II - будущее второе, предбудущее;

6. К неличным формам глагола относятся: infinitivus (инфинитив), participium (причастие), gerundium (герундий - отглагольное существительное), gerundivum (герундив - отглагольное прилагательное), supinum (супин - отглагольное существительное со значением цели при глаголах движения).

Спряжение глагола

Глаголы изменяются по лицам и числам, т.е. спрягаются. В зависимости от особенностей основы выделяют 4 типа спряжений латинского глагола.

Предложение – одна из основных грамматических категорий синтаксиса. В широком смысле – это любое высказывание, являющееся сообщением о чем-либо и рассчитанное на слуховое или зрительное восприятие. В узком смысле – это особая синтаксическая конструкция, имеющая в основе своего построения грамматический образец и специально предназначенная для того, чтобы быть сообщением.

При помощи предложения мы выражаем свои мысли и чувства, обращаемся друг к другу с вопросами, советами, приказаниями.

Предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов (подлежащего и сказуемого) или одного из них: Зимнее утро. Светает поздно.

Предложение в отличие от словосочетания характеризуется интонационной и смысловой законченностью.

В предложении, помимо подчинительных связей (согласование, управление, примыкание), бывает сочинительная связь (между равноправными однородными членами предложения): В лесу было тихо и спокойно. – Тихо и спокойно – сочинительная связь.

Строение предложения. Вид предложения по структуре (строения) определяется грамматической основой. Она может состоять из двух главных членов (подлежащего и сказуемого) или из одного главного члена (подлежащего или сказуемого); ср.: Приятно пахнет черемуха. – Приятно пахнет черемухой. За деревьями дом был едва виден. – За деревьями было едва видно дом.

По числу грамматических основ предложения делятся на: простые и сложные. В простом предложении находится одна грамматическая основа, в сложном – две и более.

Простые предложения: Прекрасна была земля в дивном серебряном блеске (Н. В. Гоголь). Береги честь смолоду (А. С. Пушкин).

Сложные предложения: Мы хотим, чтоб солнечное небо осеняло каждую страну. И жизнь хороша, и жить хорошо!

Предложение с однородными сказуемыми, которые образуют сочинительное словосочетание, не является сложным: Правда в огне не горит и в воде не тонет.

По цели высказывания предложения могут делиться на повествовательные, побудительные и вопросительные: Дед пел довольно приятно и поигрывал на балалайке. – Повествовательное предложение. Ну, пойдемте в кинотеатр. – Побудительное предложение. Пришло ли какое-нибудь известие от вашего сына? – Вопросительное. Кроме того, предложения могут выражать сильное чувство, т. е. быть восклицательными: Смотри, не упади в реку! (Побудительное восклицательное предложение); Ой, Лена идет! (Повествовательное восклицательное предложение); Что вы удивляетесь?! (Вопросительное восклицательное предложение).


  • Предложение


  • Предложение – одна из основных грамматических категорий синтаксиса. В широком смысле – это любое высказывание, являющееся сообщением о...


  • Простое предложение предложения


  • Предложение : закон предложения , кривая предложения , факторы предложения .
    Закон предложения : предложение изменяется прямой зависимостью от изменения цены.


  • Сложное предложение в целом имеет единое смысловое значение и свою интонацию конца. Сложное предложение представляет собой также единое структурное целое.


  • Простое предложение – это стилистическая единица, обладающая всеми необходимыми признаками предложения как особой языковой категории...


  • Виды простых предложений . Простые предложения делятся на виды по цели высказывания, эмоциональной окраске, по составу главных членов, по наличию (отсутствию)...