Вечный мугам. Традиционная система музыкального исполнения "мугам" (Азербайджан) Значение слова мугам

15.06.2021 Утепление

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова мугам

мугам в словаре кроссвордиста

Энциклопедический словарь, 1998 г.

мугам

разновидность макама:

    в азербайджанской музыке общее название ладов и комплекс попевок в каждом из них;

    многочастная вокально-инструментальная форма, построенная на основе этой модели.

Мугам

    лад в азербайджанской народной музыке. Насчитывается свыше 70 ладов-М., каждый из которых обладает своими особенностями и носит определённое название (раст, шур, сегях и др.). Гаммы некоторых М. включают увеличенные секунды; многие из них занимают более октавы, причём отдельные ступени звукоряда в соседних октавах представлены различными звуками (например, си в нижней и си-бемоль в верхней).

    Жанр народной и профессиональной музыки Азербайджана и Нагорного Карабаха, вокально-инструментальная циклическая пьеса, выдержанная в одном из ладов-М. и носящая соответствующее название (раст, шур и т. п.). В М. чередуются импровизационные, танцевальные и песенные разделы. Ряд М. обработан для оркестра А. Г. Тер-Гевондяном, Ф. Амировым, Ниязи, С. Э. Алескеровым и др.

Википедия

Мугам

Муга́м , или Мугама́т - один из основных жанров азербайджанской традиционной музыки, многочастное вокально-инструментальное произведение. Мугам - это также общее название ладов азербайджанской музыки. Мугаму характерен импровизационный тип мелодического развертывания на основе определенного мугам-лада. Мугам исполняются как полностью (дестгях), так и по частям певцом-солистом (ханенде) с инструментальным сопровождением или в виде сольных инструментальных произведений (на таре, кеманче и др.).

Мугам считается азербайджанской разновидностью практики музицирования, распространенной в культурах Ближнего и Среднего Востока (см. макам). В ранние периоды мугам изучался в качестве составляющей единой музыкальной традиции наряду с арабским и турецким макамом, персидским дестгяхом и другими локальными представителями мугамо-макамной традиции, и не ассоциировался исключительно с азербайджанской культурой. Однако теоретические и музыкальные труды азербайджанских мастеров мугама и музыковедов пост-советского периода создали возможность западному слушателю познакомиться с мугамом, как с частью современной жизни Азербайджана.

В 2008 году ЮНЕСКО объявило мугам одним из шедевров устного и нематериального культурного наследия человечества.

Мугам (картина)

«Мугам»

Известная также как «Музыканты» - картина азербайджанского художника Тогрула Нариманбекова, написанная в 1965 - 1966 гг. Является собственностью Министерства культуры и туризма Азербайджана и находится в Баку.

На картине изображены музыканты - исполнители мугама, одетые в тёмные костюмы и играющие на народных инструментах (дафе, таре и кеманче). Под ними - ковёр, а фон же написан крупными вихреобразными мазками. В правом нижнем же углу картины нарисована девочка в национальной одежде, держащая в руках плод граната . Примечательно, что эта картина была приведена в качестве иллюстрации статьи про Тогрула Нариманбекова в Большой советской энциклопедии.

В картине, как отмечает Дружинина, Нариманбеков с помощью цветовых пятен - светлых - создал особый ритм, подчеркиваемый несколько заостренными силуэтами играющих. Дружинина также подчёркивает, что ощущение движения мелодии подчеркивается неподвижностью стоящего рядом ребёнка

Александр Каменский пишет, что в этой картине ритм отрывистый, с перекатами напряжения. Он отмечает, что изгибы фигур музыкантов создают сложный мелодический рисунок - от спокойной басовой густоты до пронзительного вскрика. Застывшая же в созерцательном молчании девочка слева, по словам Каменского, как бы замыкает развитие музыкальной динамики, а расплескавшиеся мазки фона и переплетения линий ковра, напротив, придают ей еще большую многозвучность и разносторонность выражения

Что такое мугам где его родина? и получил лучший ответ

Ответ от Єезалис Романова[гуру]

Следовательно, родиной мугама является Азербайджан... .
Слово мугам имеет два различных, но связанных между собой значения.
С одной стороны, оно используется для обозначения лада в азербайджанской народной музыке. Всего различают семь основных ладов: Раст, Шур, Сегях, Шуштер, Чаргях, Баяты-Шираз, Хумаюн и несколько побочных. С другой стороны, этот термин обозначает особую музыкальную форму, родственную арабскому макаму, узбекскому макому, индийской раге, но которая, в то же время, обладает собственными канонами построения.
Мугам как форма азербайджанской народной музыки уходит корнями глубоко в духовную культуру Востока: начало ему, вероятно, положили религиозные напевы чтецов Корана и музыка, исполняемая при персидском дворе, а техника исполнения является традиционной для народных певцов Азербайджана – ашугов, когда голос певца используется как полноценный музыкальный инструмент.
В качестве текстов в мугамах используются не только произведения современников, но и классическая персидская поэзия: стихи Физули, Вагифа, Байлакани, Хагани, но в первую очередь, Низами. Основной темой обычно является любовь, но не только любовь между мужчиной и женщиной, но и любовь к родине и родной природе, и мистическая любовь к богу. Наполненный глубоким смыслом, мугам воплощает в себе поиски человеком истины, печаль и скорбь искания и радость достижения цели.
В советское время особенно возросла значимость мугама как эталона народной культуры. Для классических азербайджанских композиторов ХХ века мугам стал основой и источником идей для создания опер, симфоний, произведений для хорового исполнения.
А в начале века ХХI мугам обрел уже общемировое признание, получив в 2002 году статус шедевра устного и материального наследия человечества по программе ЮНЕСКО.
ФОТО: Мугам, в исполнении трио азербайджанских устадов (начало XX века)

Ответ от Димон Капитан [гуру]
на мыло кинул


Ответ от Narmisha ************** [гуру]
Мугам (азерб. Muğam, Muğamat) (world music) - является основным жанром азербайджанской музыкальной устной классической традиции наряду с песенно-танцевальным фольклором. Художественная ценность азербайджанского мугама очень велика. В 2003 году ЮНЕСКО объявило мугам одним из «шедевров устного и нематериального наследия человечества» .


Ответ от Назерке мухамеджан [новичек]
мугам дястгах сформировался еще в 7 веке дястгах с фарсидского означает дяст-коллекция гах-рассположения позиция мугамы характерен импровизационный тип мелодического развертования на основе определеного мугама лада мугам исполняется как полностью так и по частям певцом солистом (его еще называют ханенде) с инструментальном сопровождении тар кяманча дяф мугамное трио разделы мугама дястгаха 1 дарамед развитое инструментальное вступление 2 бярдашт развернотое вокальное инструментальное вступление 3 разделы импровизационного характера 4 тесниф законченный вокальный раздел дястгаха 5 ренги завершенный чисто-инструментальный раздел дястгаха Мугам дястгах со своей многочастной структурой очень напоминает инструментальные циклы например сюита рапсодия форма ронда и другие существует 7 классических основных мугама 1 раст-мужественного воинственного характера это самый первый мугам и считается матерью всех мугамов раст с фарсидского означает правдивость и состоит из 14 разделов 2 шур это лирический мугам грустного характера это слово означает любовь шур состоит из 12 разделов 3сегях создает грустное настроение существует 5 видов сегяха 1 забул сегях 2 мирза - хусейн сегях 3 харидж сегях 4 хашим сегях 5 хабил сегях сегях состоит из 7 разделов 4 чаргях воинственного характера чахар с фарсидского означает 4-четыре чаргях состоит из 10 разделов 5 баяты- шираз взволновоного характера этот мугам называют невестой мугама состоит из 11 разделов 6 шуштер печального характера этот мугам заставляет человека задуматься состоит из 4 разделов 7 хумаюн лирического печального характера полный любовной лирики этот мугам назван в честь райской птицы это птица принесет людям счастье везение он состоит из 9 разделов хумаюн когда то назывался кавказкий хумаю это более коротко как я написала более по детски ну я сама ребенок

Мугам (азерб. Mu am, Mu amat) - это основной жанр азербайджанской музыкальной устной классической традиции наряду с песенно-танцевальным фольклором. "Мугамом" в современном музыкальном быту в Азербайджане называют также мелодии со свободной метрикой.

Термин «мугам» обозначает одновременно категории лада, мелодии и жанра. В настоящее время в азербайджанской музыке мугамами называют не только семь основных ладов - Сегях, Чаргях, Раст, Баяты-Шираз, Шур, Хумаюн, Шуштер, но и их многочисленные тональные варианты - Баяты-Гаджар, Харидж Сегях, Орта Сегях, Мирза Хусейн Сегях, Йетим Сегях, Махур, Дюгях и др.

Формы мугама различны, но при этом каждая из них имеет своё отдельное название. Основные музыкальные формы мугама это - дастгях (вокально-инструментальный или чисто инструментальный), мугам (вокально - инструментальный, сольно-инструментальный и сольно-вокальный) и зерби-мугам.

Азербайджанская музыка имеет три уровня - народная, народно-профессиональная и профессиональная музыка устной традиции.

Богатое художественное наследие Азербайджана сконцентрировало в себе многовековые традиции народного и профессионального творчества. Его широко распространенные виды - прикладное искусство: ковроткачество, ювелирное искусство; устное народное творчество: эпос, сказки, легенды, поговорки, загадки; наконец, музыкальное искусство; народная музыка, профессиональная музыка устной традиции - отмечены ярко национальными чертами.

Слово "мугам" имеет значение, тождественное с "макам" (в переводе означает - стоянка, положение, место, позиция) - центральным жанром профессиональной музыки устной традиции арабов, "маком" - ведущим жанром узбекско-таджидкского устного профессионального музыкального творчества.

История

В 2003 году ЮНЕСКО объявило мугам одним из «шедевров устного и нематериального наследия человечества». В ранние периоды мугам изучался в качестве составляющей ближневосточной музыкальной традиции наряду с арабским магамом , турецким макамом и персидским десгяхом и не ассоциировался исключительно с азербайджанской культурой. Однако теоретические и музыкальные труды азербайджанскох мастеров мугама и музыковедов пост-советского периода создали возможность западному слушателю познакомиться с мугамом, как с частью современной жизни Азербайджана.

18-25 марта 2009 года в Баку состоялся Международный фестиваль «Мир Мугама», в рамках которого прошли: международный научный симпозиум, международный конкурс исполнителей мугама, многочисленные мугамные оперы и концерты симфонических и классических мугамов. Работу международного фестиваля завершил гала-концерт, который состоялся 25 марта 2009 года во «Дворце имени Гейдара Алиева» в Баку. Основными целями Международного фестиваля Мугама являлись популяризация азербайджанского мугама в современном мире и занятие им более заметного места в современном культурном пространстве мира.

Вокальный мугам (без инструментального сопровождения) имеет культовое применение и исполняется на стихи религиозного или траурного содержания, написанные в поэтических формах газели и касыды.

Все мугамы отличаются друг от друга по своей эстетической сущности. В них находят свое отражение тончайшие психологические оттенки, глубокие и благородные человеческие чувства, переживания. Вокально-инструментальные мугамы с точки зрения тематизма обладают лирическим (любовная лирика, веселое лирическое настроение), философским, социальным содержанием.

Современные исполнители

Ислам Рзаев, Ариф Бабаев, Баба Махмудоглы (Мирзоев), Мелекханум Эюбова, Забит Набизаде, Захид Гулиев, Алибаба Мамедов, Джанали Акперов, Агахан Абдуллаев, Алим Гасымов, Фергана Мовламова, Мансум Ибрагимов, Сакина Исмаилова, Гандаб Гулиева, Нурия Гусейнова и др.

Азербайджанский мугам сегодня - живое и развивающееся искусство. В музыкальной культуре современного Азербайджана вековые национальные традиции сосуществуют с миром других явлений и в первую очередь с жанрами им средствами современной европейской музыки, шире - современной мировой музыки. Хочется верить, что мугам, теснифы, ренги в Азербайджане под напором профессионально вооруженных, подлинно талантливых. творческих, активных молодых композиторов станут основой высоко художественных, глубоко национальных произведений различных жанров. Таким образом, путь творческого осмысления традиций устно-профессионального искусства и в первую очередь его ведущего жанра - мугама при органическом усвоении достижений композиторского творчества приносит новые художественные результаты. Лучшие образцы современной азербайджанской музыки, разнообразной по стилистической направленности, свидетельствуют о перспективности творческих позиций композиторов Азербайджана, о том, что они на верном пути.

Современные инструменталисты

Таристы Агасалим Абдуллаев, Замиг Алиев,Вамиг Мамедалиев, Мохлат Муслимов, Фируз Алиев, Сарвар Ибрагимов,Гадир Рустамов Малик Мансуров, каманчисты Хабил Алиев, Мирназим Асадуллаев, Шафига Эйвазова, Фахраддин Дадашев, Ельшан Мансуров, Мунис Шарифов, гавалист Махмуд Салах.

Что такое мугам? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Мугамом называется и жанр азербайджанской народной музыки, и присущая ей особая ладовая организация. Когда-то в рамках этой системы насчитывалось множество ладов, но в настоящее время выделяют семь основных. Каждый из них состоит из пяти тетрахордов (последовательностей из четырех звуков, расположенных поступенно), которые определенным образом объединяются между собой. Соединение это может быть слитным: верхний звук данного тетрахорда одновременно является нижним звуком следующего за ним. Лады, образуемые таким способом, именуются квартовыми. Но бывает и раздельное соединение, иначе называемой смежным: новый тетрахорд начинается не с последнего звука предшествующего, а с другого, следующего за ним. Так образуются квинтовые мугамы. Существуют также большесекстовые или малосекстовые, в которых на границе между тетрахордами возникает терция, заполняемая дополнительной ступенью.

Такими способами соединяются тетрахорды, имеющие разную структуру: два тона-полутон, тон-полутон-тон и другие, всего выделяется пять разновидностей. Каждый звукоряд, образующийся таким способом, имеет майе – опорный звук (аналог тоники). Как правило, таковым становится четвертая ступень. Ступени, находящиеся с нею в кварто-квинтовом соотношении, приобретают значение «устоев второго плана», местных. Звуки, группирующиеся вокруг них, образуют шёба – ладовые отделы.

Итак, ладовая система мугама знает пять разновидностей тетрахордов и четыре способа их соединения. Путем несложных математических подсчетов можно установить, что таким образом можно получить два десятка различных звукорядов, но ведущее значение в практике народных музыкантов приобрели семь из них. Эти лады очень красочно и поэтично охарактеризовал азербайджанский композитор Узеир Гаджибеков. Лад раст он связывает с бодростью, сегях – с любовью, шур, с настроением лирическим, но веселым, чаргях – со страстным возбуждением, а лады баяти-шираз, шюштер и хумаюн выражают, по мнению композитора, разные степени грусти и печали. Наиболее распространенными ладами являются шур и сегях. Наряду с основными ладами выделяют несколько дополнительных, которые возникают при соединении звукорядов, различающихся по своему строению – шахназ, хиджас, саранж, баяти-кюрд и другие.

Такова в общих чертах ладовая система мугамов. Но что же представляет собой мугам как фольклорный жанр? Прежде всего, это циклическое произведение, исполняемое ханенде – азербайджанским народным певцом – под аккомпанемент струнно-щипкового или смычкового инструмента – тара или кеманчи (впрочем, возможно и чисто инструментальное исполнение). Мугам как произведение выдерживается в определенном ладу – исполнитель импровизирует на основе данного лада, подчиняясь определенным правилам: в одних ладах повышение и понижение ступеней дозволяется, в других – нет, не с каждой ступени возможны скачкообразные мелодические ходы. Как правило, каждый следующий раздел начинается в более высоком регистре, чем предыдущий.

Выделяют две основных разновидности мугама. Дастягх – крупная по масштабу форма, такой мугам может быть и вокально-инструментальным, и чисто инструментальным. Зерби-мугам исполняется трио в составе тариста, кеманчиста и исполнителя на ударных, один из этих музыкантов одновременно является певцом.

1.00-до конца

Искусство мугама становится известным за пределами Азербайджана в начале ХХ столетия, когда появляются первые грампластинки с записью такой музыки. Первую пластинку выпустила английская фирма «Граммофон» в 1906 г., ее примеру последовали французские, немецкие и российские фирмы. Новая волна интереса к мугаму относится к 1970-м гг. С этого времени проводятся мероприятия, посвященные традиционной азербайджанской музыке. Со временем интерес к ней не угасает: в 2008 г. в Баку открыт Международный центр мугама, а с 2009 г. проводится фестиваль «Мир мугама».

Как и многие другие фольклорные традиции, мугам получил воплощение в академической музыке. На мугамах основаны оперы Гаджибекова «Асли и Керем», «Лейли и Меджнун», опера Муслима Магомаева «Шах Исмаил» – эти произведения называют мугамными операми. Особым жанром азербайджанской академической музыки стал симфонический мугам, начало которому положил в 1948 г. композитор Фикрет Амиров. Впоследствии в этом жанре работали многие азербайджанские композиторы: Сулейман Алескеров, Асеф Зейналлы, Эльдар Мансуров и другие. В конце 1930-х гг. в Азербайджане возник джаз-мугам, зародившийся из джазовых импровизация саксофонистов на основе мугамных ладов.

В 2008 г. ЮНЕСКО причислило мугам к шедеврам нематериального культурного наследия.

Все права защищены. Копирование запрещено.

Мугам - загадочное искусство, понять, познать и прочувствовать которое дано, может быть, не каждому. Но безусловным и неоспоримым фактом является то, что он никого не оставляет равнодушным: его можно не понимать, не любить, не слушать или, напротив, - обожать и благоговеть, внимая поразительной медитативности его звучания. Возможно, потому, что мугам - это не просто искусство, а часть тайны многогранной и глубокой культуры Востока. Это удивительно мистическая музыка, которая на протяжении многих веков является одной из визитных карточек Азербайджана.

Так что же такое мугам? Где берет истоки это искусство? Почему одни исполнители мугама заставляют терять дар речи даже неподготовленного зарубежного зрителя, а другие - способны вызвать раздражение даже у глубокого почитателя местных традиций и трепетного слушателя национальной музыки?

Об истории мугама, а также о том, почему именно в Азербайджане этот жанр музыкальной культуры получил наибольшее развитие; почему именно азербайджанские музыканты одними из первых на мусульманском Востоке стали обращаться к нетрадиционной для мугама слушательской аудитории, гастролируя в Европе и записываясь на грампластинки, а также о многом другом рассказывает музыковед, эксперт ЮНЕСКО по устному и нематериальному наследию Санубар БАГИРОВА.

Прежде чем говорить об истории мугама, надо определить, что же мы подразумеваем под словом "мугам"? - начала беседу с нами Санубар ханым. - Понятие "мугам" в азербайджанской музыке имеет много значений. Для большинства читателей мугам - это особый тип музыкальной речи или репертуар мелодий, который исполняется определенным образом и который при желании может исполнить любой мальчишка из провинции Азербайджана. Кто-то скажет, что мугам - это уникальный устный памятник классической средневековой музыкальной культуры Азербайджана. Или - что это живое, развивающееся искусство, говорящее на архаическом музыкальном языке, тем не менее понятное сегодняшним азербайджанцам. Так вот все эти ответы верные!

Если следовать информации Википедии, мугам - общее название крупнейшего жанра традиционной музыки Азербайджана, которое распространяется на все разновидности мугамных форм, хотя каждая из них имеет свое отдельное название. Это дестгях (вокально-инструментальный или чисто инструментальный вид), мугам (вокально-инструментальный, сольный инструментальный и сольный вокальный виды) и зерби-мугам. Ряд общих художественных черт роднит азербайджанский мугам с иранскими дестгяхами, узбекско-таджикским шашмакомом, уйгурскими мукамами, индийскими рагами, арабскими нубами и турецкими таксимами, которые сложились в общую художественную традицию музыки Востока.

При этом только в азербайджанских мугамах ярче, чем в мугамах других народов, выражено импровизационное начало. Исполнитель проявляет большую творческую инициативу, нередко он создает даже новый мелодический материал, по-новому осуществляя переходы, исполняя в рамках предусмотренных канонами каждого мугама новые варианты, обогащающие традиции, приемы, формы и масштабы мелодии, проявляя фантазию, вкус. Именно поэтому наиболее творчески инициативные исполнители мугамов являются одновременно и творцами.

Подлинно художественное исполнение мугама всегда оставляет у слушателя ощущение катарсиса, после которого испытываешь эмоциональный спад, некую внутреннюю пустоту. Конечно, далеко не каждый исполнитель мугама может воплотить этот художественный замысел, лежащий в основе мугама, потому что не каждый мугаматист равен по масштабу своей творческой личности масштабу исполняемой им музыки. Да и восприятие мугама требует особой культуры слушания. Во всем мире через звуки азербайджанского мугама "Баяты-шираз" зрители фильма "Сталкер" Тарковского проникались эмоциональным состоянием, охватившим героя в "зоне", ощущали, как вибрировали его чувства, вдруг отпущенные на волю. Я видела публику на Тайване, которая, замерев, слушала мугам в исполнении молодого Айдына Алиева на азербайджанской гармони, боясь пропустить хоть одну фразу. Концерты прославленного певца Алима Гасымова, призера ЮНЕСКО, собирают полные залы во всех частях света.

Как в священных писаниях смысл одного и того же текста открывается ищущему с каждым разом все глубже по мере его духовного роста, смысл мугама открывается слушателю на уровне его собственного эмоционального развития, углубляясь по мере созревания его души.

Санубар ханым, существует несколько версий возникновения мугама. Не могли бы вы подробнее рассказать о них?

Да, многие исследователи - историки и музыковеды - говорят о древних зороастрийских корнях мугама, опираясь на схожесть ладов и типов пения с гимнами зороастрийским божествам (они назывались гаты). Другие склоняются к версии о том, что мугам - это каноническое песнопение. В принципе одно не исключает другого, и существуют некие косвенные признаки, подтверждающие обе версии. Скажем, в названиях мугама есть суффикс "гях", означающий на древнеперсидском "место", "позиция", "положение". Да и само слово "мугам" (или "макам") - арабского происхождения, оно означает место, положение, стоянка.

Азербайджанский мугам иногда называют "искусством состояний", но в череде этих сменяющих друг друга состояний человеческой души всегда есть свой порядок и смысл, свои фазы развития. Это фазы пути восхождения духа, проходящего через различные эмоциональные стадии или стоянки ("макамы") к экстатическому состоянию, в котором дух человека освобождается от всех социальных и эмоциональных пут.

В средневековье, примерно с VIII по XVII век, искусство мугамата, теория мугама, ладовая система были общим наследием большого региона Ближнего и Среднего Востока, Ирана и Турции - арабского Халифата. Но после XVII века происходит расщепление культур, и каждая из них приобретает свои, индивидуальные черты, хотя и не теряя при этом нечто общее, что продолжает объединять их до сих пор. Не секрет, что по сей день можно услышать в музыке этих стран что-то похожее и без труда отличающее ее от, скажем, европейской музыки.

Искусство мугамата родилось в средневековой дворцовой среде, в условиях камерного музицирования. И до сих пор наибольшее художественное воздействие он оказывает при "живом" своем исполнении в камерной обстановке. Подобная форма слушания мугама отличала знаменитые литературно-музыкальные меджлисы (салонные собрания) Баку, Шамахи, Шуши и других городов Азербайджана в XIX - начале XX века. Меджлисы XIX века сформировали особую культуру сосредоточенного слушания мугама, как и взыскательную, понимающую публику, предъявлявшую высокие художественные требования к исполнению мугамов. Эта довольно широкая социальная среда сыграла роль сильнейшего стимула к профессиональному совершенствованию исполнительского класса азербайджанских музыкантов в XIX - начале XX века. Таким образом, мугам в том виде, в каком мы знаем его сегодня, стал частью культуры Азербайджана.

- Как развивался мугам в XX веке? В частности в годы советской власти?

Думаю, надо начать рассказ с конца XIX века - периода наибольшего влияния европоцентристских тенденций в мировой культуре. В Азербайджане, начиная с последней трети XIX века и до первых десятилетий XX века, две принципиально разные культурно-художественные традиции существовали, практически не пересекаясь друг с другом, и это раскалывало культурное единство общественной среды того времени. В 1908 году азербайджанская общественность, пройдя этап сосуществования двух культур, находилась в ожидании какого-то третьего, единого пути развития культуры, который передовая часть общества видела в синтезе европейского и национального, возможно, очень туманно или совсем не представляя конкретные ее художественные формы.

Опера Узеира Гаджибекова "Лейли и Меджнун", появившаяся в это время, была просто обречена на успех потому, что именно она впервые показала возможность, допустимость такого синтеза, пусть на начальном его уровне, но в талантливой художественной форме. "Лейли и Меджнун" впервые привела жанр оперы на азербайджанскую сцену, и она же вывела жанр мугама на азербайджанскую сцену, дав ему тем самым новую форму - форму мугамной оперы. Кроме того, она перевела искусство мугамата из исконного для него камерного жанра в массовый и, что еще более важно, из категории эзотерического ("искусства для посвященных") в категорию экзотерического ("искусства для всех").

Я рассматриваю "Лейли и Меджнун" как гигантский мугамный дестгях с традиционными его частями - Дерамедом и Бердаштом (интродукция оперы), шо"батом (мугамные эпизоды оперы), метризованными частями типа тесниф, ренг (арии, дуэты, хоры, танцевальные номера оперы) и с характерной для азербайджанского дестгяха драматургией нарастающего эмоционального напряжения, с кульминацией, сдвинутой в конец формы. Даже если Узеир Гаджибеков представлял себе "Лейли и Меджнун" как начало пути приобщения к европейской музыкальной традиции, на самом деле мугамная опера явила иной путь развития азербайджанской музыки, не получивший тогда дальнейшего продвижения, путь использования европейских форм, жанров, средств для оплодотворения и развития местной, традиционной музыкальной культуры. Но не только появлением "Лейли и Меджнун" мугам обязан великому Узеиру Гаджибекову.

Как ни парадоксально, но именно в период, начинающийся с 20-х годов XX века и почти до конца 80-х годов - то есть в годы советской власти, развитие мугама в Азербайджане шло по нарастающей. И именно благодаря Узеиру Гаджибекову идеологические "советы" новой власти не были превращены в давление и запрет на исполнение мугама. Как мы знаем, в 20-е годы Узеир Гаджибеков был поставлен во главе культурного строительства в Азербайджане. Безусловно, усилий одного Гаджибекова было бы недостаточно для такой грандиозной задачи, как строительство музыкальной культуры нового типа. Но, во-первых, он не был одинок - с ним были его сподвижники, а потом уже и ученики. А во-вторых, его поддержала общественно-политическая система, сложившаяся в Азербайджане в то время. Ведь основными целями советского культурного строительства - будем справедливы! - поначалу были просветительство народа и демократизация культуры. Ни одна из этих целей не противоречила взглядам Узеира Гаджибекова, как и пути их реализации: распространение музыкальной грамотности, открытие национальных музыкальных школ. И именно благодаря усилиям, энтузиазму, самоотдаче и бесспорному авторитету Узеира Гаджибекова музыкальная культура Азербайджана избежала участи быть "выброшенной на свалку истории в одном ряду с чадрой и старым арабским алфавитом", как это произошло, например, в Узбекистане. Поэтому, начиная с 20-х годов прошлого века и вплоть до периода развала Союза мугам развивался достаточно глубоко, в том числе благодаря целой плеяде великолепных носителей искусства мугама. Их были десятки: Сеид Шушинский, Хан Шушинский, Зульфи Адигезалов, Рубаба Мурадова, Шовкет Алекперова, Тохфа Алиева, Гаджибаба Гусейнов, Ягуб Мамедов, таристы Ахсан Дадашев, Бахрам Мансуров и другие. Понадобится не одна страница, чтобы всех перечислить.

Именно Узеир бек привлек к преподаванию лучших из лучших таристов и певцов. Не только тех, кто мог исполнять мугам, но наделенных определенным багажом знаний. И главное - способностью их передать.

- Вот здесь интересно узнать, как это происходит? Можно ли научить этому искусству?

Особенность мугама как музыкального произведения в том, что его композиция не сочиняется, но воспроизводится по определенной, заранее известной схеме, матрице. Это можно сравнить, например, с техникой ковроткачества: схема рисунка одна, но внутри нее можно как угодно импровизировать с узорами. Мугам - это абстрактная художественная идея, которая материализуется только в момент его исполнения. Исполнитель как бы облекает ее в звуковую "плоть", воссоздает ее с большей или меньшей степенью творческой свободы. Тут есть место импровизации, но она подчинена определенным законам. Кроме того, согласно неписаному правилу, только совершенное знание канона, возводящее музыканта в ранг устада, мастера, дает ему моральное право в глазах его коллег на нарушение этого канона, то есть на его некоторое обновление. Незрелый музыкант, ученик обычно буквально воспроизводит версию своего учителя. Такой метод обучения, практиковавшийся средневековыми мастерами, сохраняется и сейчас в традиционном музыкальном исполнительстве в Азербайджане. И это несмотря на все реалии современной музыкальной жизни, например, нотные записи мугамов, аудиодиски и даже DVD, используемые студентами как дополнительный учебный материал. Но мугам - не музыка письменной традиции. Хотя есть исполнители, которые не только сочиняли и исполняли теснифы, но и записывали их, такие, как Алибаба Мамедов, Ислам Рзаев, Бахрам Мансуров, Ахмед Бакиханов. Причем изданы были только теснифы Бахрама Мансурова и Ахмеда Бакиханова. Но это, скорее, исключения, лишь подтверждающие правила.

В мугаме главное - не столько техника исполнения, сколько его эмоциональная насыщенность, энергетика. Это как стихи о любви - продекламировать их может каждый, но лишь тот, кто пережил или, вернее, прожил любовь, способен передать эмоции и чувства, которые вложил в них автор. При этом добавляя свои собственные оттенки, которые основаны как раз на личном опыте. Для исполнения мугама и даже для его понимания необходимы определенный эмоциональный багаж, душевная зрелость. Не случайно в мугаме есть что-то магическое. Это как духовные тексты - в них с каждым разом видишь, чувствуешь и переживаешь более глубокие подтексты.

Санубар ханым, вы отметили, что развитие мугама шло по нарастающей до 80-х годов прошлого века. Что же случилось потом?

В период развала Союза и сложнейшей политической ситуации в Азербайджане, связанной с началом карабахского конфликта и последующим кризисом, в искусстве мугама наблюдался спад. На первый взгляд это странно, ведь ни тяжелое время 30-х годов прошлого века со страшным сталинским режимом, ни годы Великой Отечественной войны не отразились на искусстве так, как период конца 80-х годов XX века. Возможно, это было связано с тем, что в обществе наступила некая растерянность, которая особенно сильно повлияла на людей творческих. И в особенности на мугам как на искусство, имеющее в основе глубокую духовность и мощную энергетику.

С другой стороны, развитие искусства во всем мире носит цикличный характер, именно поэтому мы часто наблюдаем процессы внезапных ренессансов и кризисов жанров. Так или иначе, но определенное время мугам находился в состоянии кризиса, как и все постсоветское пространство, - наступил глубокий духовный кризис.

- Что происходит сегодня?

Несмотря на то, что кризис был недолгим, в развитии мугама наблюдалась некая стагнация. И это тоже процесс, скорее не зависящий от времени и каких-то политических преобразований. Сегодня на государственном уровне для развития мугама, как и для развития культуры Азербайджана в целом, делается достаточно много: открылся Международный центр мугама, проводятся международные фестивали, гастроли наших исполнителей за рубежом, издаются книги и выпускаются диски. Но для нового "энергетического скачка" в развитии мугама необходимы личности, мастера, которые будут отдаваться этому искусству полностью, как это делал Узеир Гаджибеков, делает сегодня великолепный исполнитель мугама Алим Гасымов. Которые смогут донести до молодого поколения главную истину, что мугам - это не то, что модно и престижно. Это часть нашей богатой национальной культуры, несущая в себе духовную чистоту и многогранность.

В свое время великолепный тарист Бахрам Мансуров сказал прекрасную и мудрую фразу, что мугам уничтожить невозможно, потому что он слишком "врос" в наш народ и энергетически "заразил", в хорошем смысле этого слова, землю Азербайджана. Поэтому мугам будет жить вечно.