Какие нужно справки получения детского пособия. Ежемесячное детское пособие: необходимые документы и процедура оформления. Документы на разовое пособие

Режим дня десятимесячного ребенка сильно отличается от распорядка, считающегося оптимальным для младенцев 6-7 месяцев. Основные изменения в этом возрасте касаются режима сна, так как многие дети переходят на двухразовый дневной сон в связи с увеличивающимися периодами бодрствования. Некоторые дети в 10 месяцев могут спать всего 1 раз в день. Такой вариант также считается нормой, если при этом развитие ребенка соответствует физиологическим и физическим нормам, и младенец не страдает неврологическими расстройствами и другими патологиями нервной системы, требующими соблюдения определенного режима.

Особенности распорядка дня в 10 месяцев

Если ребенок в дневное время спит 2 раза в день, педиатры рекомендуют организовывать дневной отдых в промежутках с 10 до 11 часов утра и с 15 до 16 часов дня. Это время считается оптимальным для детей данной возрастной категории, но при составлении распорядка важно учитывать биологические ритмы конкретного ребенка. Малышей, которым достаточно одного сна днем, можно укладывать сразу после обеда – примерно в 13.00-13.30, но в этом случае длительность дневного отдыха не должна быть меньше 2 часов.

Все активные занятия рекомендуется планировать на первую половину дня, исключение составляет вечерняя прогулка. После обеда лучше заняться творчеством, развивающими играми, познанием окружающей среды. Массаж и также лучше проводить в вечернее время.

Важно! Если ребенку назначен лечебный массаж для коррекции имеющихся патологий (например, дисплазии тазобедренных суставов, плоско-вальгусной деформации, неврологических патологий), его лучше проводить до обеда, так как такой массаж оказывает на детей возбуждающее действие.

Примерный режим дня ребенка в десять месяцев



Рацион питания

Рацион десятимесячного грудного ребенка практическим ни чем не отличается от взрослого человека за исключением того, что вся пища для детского стола готовится в соответствии с принципами здорового и диетического питания. Многие малыши в этом возрасте впервые пробуют жидкие супы (не протертые и не супы-пюре), а также макаронные изделия. Давать ребенку в 10 месяцев можно давать только специальные макароны, предназначенные для питания детей раннего возраста: они имеют маленький размер и небольшую плотность, что позволяет их разжевать даже ребенку, у которого количество зубов не соответствует возрастной норме.

Если ребенок не склонен к аллергии, в этом возрасте он может впервые попробовать красную рыбу. Оптимальным выбором для питания младенцев является не очень жирная рыба, например, горбуша или тунец: они содержат большое количество омега-кислот, необходимых для здоровой работы мозга, но при этом количество природных красящих пигментов в них существенно ниже, чем в форели или лососе. Не рекомендуется в этом возрасте давать детям семгу – она может вызвать несварение желудка из-за большого количества жира и аллергическую сыпь на коже.


Фрукты и овощи можно предлагать в сыром виде, но они должны быть нарезаны крупными кусками – это снижает вероятность попадания мелких кусочков в дыхательные пути малыша. Если ребенок еще не умеет грызть сырую морковь или яблоки и давится такой пищей, овощи можно отваривать, а фрукты запекать. В пюре из фруктов или овощей лучше добавлять измельченные отварные кусочки, чтобы малыш научился жевать, и у него формировался правильный прикус.

Другими продуктами и блюдами, которые обязательно должны присутствовать в рационе десятимесячного ребенка, являются:

  • крупы в виде молочных и безмолочных каш (можно давать любые крупы, если ребенок не страдает целиакией – непереносимостью глютена);
  • мясо в виде мелко нарубленного и обжаренного фарша или пюре (телятина, говядина, ягненок, кролик, индейка);
  • рыба (треска, минтай, палтус – можно давать 1-2 раза в неделю);
  • куриные и перепелиные яйца;
  • сухарики, галеты, детское печенье;
  • творог;
  • детский кефир.

Важно! Здоровым детям, не страдающим аллергией, в 10 месяцев можно предложить немного ягод светлой окраски: крыжовника или белой смородины. Не рекомендуется давать малину, клубнику, черную смородину, вишню. Не стоит вводить в меню десятимесячного младенца ананасы, киви, грейпфруты и другие экзотические фрукты из-за повышенного риска аллергии.

Количество жидкости, выпиваемой за день, должно соответствовать физиологической норме. После пробуждения и после ужина ребенок в 10 месяцев еще должен получать грудное молоко или адаптированное молочное питание (примерно 210 мл на одну порцию). В остальные приемы пищи ему необходимо давать компоты из сухофруктов, разбавленные водой ягодные морсы, детский чай из трав и плодов. Детям, не имеющим проблем с пищеварительной системой, полезен отвар шиповника или черники. На прогулку в летний период необходимо всегда брать бутылочку или поильник с питьевой водой: сладкое питье только усилит жажду и приведет к ухудшению настроения и самочувствия ребенка. Объем одной порции напитка в каждый прием пищи должен составлять около 100-120 мл.

Чем кормить в течение дня

В 10 месяцев ребенок должен питаться 5 раз в день с интервалом между кормлениями в 3,5-4 часа. Режим и рациона питания у детей, получающих искусственные молочные смеси, и младенцев, которых кормят грудью, ничем не отличается.

Меню ребенка на день на грудном и искусственном вскармливании

  • Первый завтрак (сразу после пробуждения): грудное молоко или (210 мл).
  • Второй завтрак (9.00) – каша овсяная на молоке с бананом, детское печенье, яблочный сок.
  • Обед (12.30-13.00) – суп куриный с болгарским перцем и фрикадельками (110 мл), пюре из брокколи с говядиной (100 г), компот из кураги.
  • Полдник (16.00) – молочный напиток с фруктами и злаками, творог (60 г).
  • Ужин (19.30-20.00) – отварные макароны, мясное пюре, кусочки вареной моркови.
  • Перед сном – грудное молоко или молочная смесь.


Что делать, если ребенок плохо спит ночью и часто просыпается для кормлений

Ребенок в 10 месяцев не нуждается в ночных кормлениях, поэтому важно выяснить причину, почему младенец продолжает просыпаться по ночам и просить грудь или бутылочку. В большинстве случаев это просто привычка, бороться с которой необходимо комплексно. Ниже приведены советы, которые могут помочь маме отучить малыша от кормлений в ночное время.

  • Одной из основных причин ночных подъемов является голод. Чтобы этого избежать, можно немного сдвинуть ужин (например, на час) и в последний прием пищи давать ребенку максимально сытные блюда, например, молочную кашу с фруктами.
  • Если младенец продолжает просыпаться ночью, не стоит сразу кормить его – возможно, крохе не хватает внимания днем, и он пытается компенсировать нехватку общения ночью. Такое часто бывает, если мама рано вышла на работу, и с ребенком сидят другие люди. Маме рекомендуется уделять больше внимания малышу днем: чаще брать на руки, читать сказки, петь песни, играть.
  • Во время очередного подъема необходимо взять ребенка на руки, покачать, рассказать сказку, при этом гладя его по спинке или по голове. Если это не истинный голод, малыш успокоится через 15-20 минут. В большинстве случаев достаточно недели, чтобы ребенок перестал просыпаться ночью.

Если совсем ничего не помогает, следует обратиться к врачу и проанализировать детский рацион. Если причиной ночных подъемов является голод, спровоцированный несбалансированностью меню, врач поможет его скорректировать с учетом потребностей малыша. В случае выявления каких-либо патологий будет назначено необходимое лечение.

Читайте также статьи по вопросам питания и развития:

Продолжительность сна

Если ребенок здоров, не имеет проблем в работе нервной системы, соблюдает установленный режим в течение дня, продолжительность его сна в ночное время должна быть не менее 10 часов. Классическим вариантом является ночной сон с 22 часов вечера 7-8 часов утра. При этом некоторые дети могут просыпаться в промежуток с 5 до 6 часов для раннего кормления – это считается нормой, но постепенно ребенка необходимо отучать от этого приема пищи.


Укладывать ребенка в 10 месяцев лучше в промежуток между 21.00 и 23.00, так как в это время биологические ритмы большинства детей обеспечивают комфортное и быстрое засыпание. Есть дети, которые ложатся спать не ранее полуночи. Педиатры уверены, что единственной причиной такого привыкания является стойкое нарушение режима, которое необходимо корректировать до того, как ребенок будет поступать в детский сад. Для этого можно воспользоваться следующим приемом: ежедневно необходимо сдвигать время отхода ко сну на 10 минут, то есть, если кроха ложится спать в 00.30, то его необходимо уложить в 00.20, на следующий день – в 00.10 и т.д.

Такой подход позволяет довольно быстро и безболезненно сдвинуть время отхода ко сну и наладить режим отдыха и бодрствования. Если мама все делает правильно, добиться желаемого результата можно всего за месяц, при этом ребенок не будет испытывать выраженного физического и психологического дискомфорта.

Уход и гигиена

Гигиенический уход за ребенком в 10 месяцев также немного меняется. Если трехмесячного малыша можно купать 2-3 раза в неделю, то десятимесячного карапуза рекомендуется купать ежедневно. Это связано не только с физиологическими особенностями (повышается активность потовых желез), но и с развитием ребенка в этом возрасте. Большинство малышей в 10 месяцев начинают ходить, что существенно расширяет пространство для игр и активности и приводит к быстрому загрязнению кожи и одежды.


После купания ребенку можно сделать успокаивающий массаж. Это могут быть поглаживания, растирания и другие успокаивающие движения. Волосики ребенка следует расчесывать после каждого купания, когда они немного подсохнут. Ногти требуется остригать 1 раз в неделю или по мере необходимости.

Важным элементом физического и интеллектуального развития на одиннадцатом месяце жизни являются прогулки. Они должны быть активными: лучше всего для детей данного возраста подходят игры в песочнице, прогулки в лесу, на берегу реки. Зимой можно попробовать прокатить малыша с горки, но при этом необходимо обязательно поддерживать его, чтобы не травмировать спину и голову при случайном падении. Длительность прогулок при хороших погодных условиях должна быть не менее 3-4 часов в день (разделить на 2 прогулки).

Видео о режиме дня

Соблюдение режима поможет не только сформировать полезные привычки, которые в будущем облегчат адаптацию в детском саду, но и укрепить здоровье за счет правильной организации сна и бодрствования, а также питания и прогулок.

Возраст вашего малыша приближается к очередной круглой дате - десять месяцев - это серьезная и обязывающая цифра. Ребенок стремительно развивается психически, а родителям нужно набраться терпения.


Возраст вашего малыша приближается к очередной круглой дате - десять месяцев - это серьезная и обязывающая цифра. Ребенок стремительно развивается психически, а родителям нужно набраться терпения.

В этом возрасте малыш проявляет интерес ко всему окружающему миру, что требует повышенного внимания и ухода. Именно сейчас зарождается будущая инициативность, активность или чувство неуверенности в себе и беспомощности, поэтому проявления самостоятельности в любом случае нельзя подавлять, а нужно умело направлять в необходимое русло и поощрять.

Что умеет малыш в 10 месяцев

Ваш ребенок уже хорошо ползает, самостоятельно садится, сидит и встает, держась за опору, переступает вдоль опоры. Некоторые малыши уже пробуют отходить от опоры, стараются держать равновесие. Умение находиться в вертикальном положении - настоящее достижение, которым дети очень гордятся и совершенно необходимо, чтобы родители также эмоционально воспринимали маленькую победу своего ребенка.

Сейчас зарождается игровая деятельность, раньше всего у девочек : они кормят кукол, умывают их, подражая маме. Происходит бурное речевое развитие: малыш внимательно вслушивается в речь взрослых, понимает некоторые слова и пытается воспроизвести сочетания звуков.

В возрасте 10 месяцев у ребенка сформировались следующие умения и навыки :

Способность сидеть без опоры, ползти за игрушкой, подниматься, опираясь на протянутые к нему руки, ходить возле опоры, держась за нее
знает свое имя и отзывается на него, знает имена близких, названия окружающих предметов, может показать на картинке называемых животных, показать части своего тела, по просьбе взрослых
понимает и выполняет простые просьбы: "дай", "иди" и др.
повторяет за взрослыми слоги и сочетания звуков
использует в общении несколько "слов", понятных ситуативно, как минимум 1-2 "слова", например: ляля, мама, дай
воспринимает шутки, обращенные к нему и смеется в ответ
напевает песенки
берет маленькие предметы двумя пальцами: большим и указательным и производит с ними осмысленные действия
катает машинки, толкает мячик, бросает игрушки
играет на первых музыкальных инструментах: барабан, ксилофон
пытается строить из кубиков
вставляет или вкладывает один предмет в другой
умеет пить из кружки, пользоваться ложкой
проявляет интерес и любопытство к другим детям, к их играм
спокойно относится к высаживаниям на горшок.

Физическое развитие

После девятого месяца физический рост немного замедляется, сейчас происходит упор на овладение телом, контроль над движениями. В среднем, за десятый месяц ребенок прибавляет 400-450 граммов веса и на 1,5 см вырастает. Таким образом, его вес к концу 10 месяца составляет 9000 - 9500 г, а рост около 70-75 см.

Нет ничего страшного, если малыш набирает рост или вес немного быстрее или медленнее, но необходимо насторожиться, если он резко выбивается из нормативного коридора роста или веса.

Не беспокойтесь, если вы видите отчетливую разницу между двигательным развитием детей этого возраста. Кто-то уже ходит, а другие предпочитают только ползать. "Ползунков" не стоит торопить, им просто комфортнее ползать, нежели ходить. Они пойдут, только чуть позже. Некоторые дети начинают ходить в возрасте 15 месяцев.

Распорядок дня

Режим дня может различаться индивидуально: время кормления, засыпания и количество сна. Подстраивайтесь под своего малыша, но обязательно придерживайтесь постоянного расписания. Кормите и укладывайте в одно и тоже время, ломка привычного режима или скользящий график будет вызывать только усталость, капризы и плохое настроение.

Сон

Обычно в возрасте 10 месяцев дети спят по ночам от 10 до 12 часов. И еще два дневных сна примерно по 2 часа. Спокойные малыши спят больше, крепче и при просыпании долго могут отходит от сна, не проявляя активности. С гиперактивными малышами ситуация с точностью наоборот: они расходуют больше энергии, меньше и гораздо беспокойнее спят, быстрее устают и чаще капризничают. В таких случаях, можно укладывать малыша в кроватку пораньше на час или два.

Спокойному длительному ночному сну способствует купание перед сном, а во время купания - проветривание комнаты, затем мелодичные колыбельные и кормление - мамино присутствие, голос и молоко доставят удовольствие малышу, успокоят и подействуют как снотворное.

Прогулки

Несмотря на то, что сейчас ребенку интересно и дома, не забывайте про ежедневные прогулки. Пребывание вне дома становится все увлекательнее. Малыш с удовольствием наблюдает за людьми, детьми, изучает окружающий мир. Продолжайте показывать ему новое: берите его с собой в магазин, сходите с ним в гости или в развлекательный центр для самых маленьких.

Летом огромную функцию развития выполняет возня в песочнице. Обычно в песочнице много детей и малыш может внимательно изучать общие правила игры, подражать и учиться самым простым действиям : насыпать песок в ведерко, строить замки, копать совочком и т.д.

Летом гулять можно долго, оптимально два раза в день по 2 часа. Зимой количество и длительность прогулок сокращается. В морозный день можно выйти на 30 минут, этого времени будет достаточно, чтобы квартира проветрилась, а малыш подышал свежим воздухом.

Кормление

Грудное вскармливание по-прежнему является основным (как и искусственные смеси для вскармливания), но к концу последней декады первого года уже не способно обеспечить полноценное питание. В грудном молоке уже не хватает протеина, калия, меди, цинка и других веществ, в количестве, необходимом для подросшего малыша. Поэтому нужные вещества добираются из продуктов, которые были введены до 10 месяцев.

Новых продуктов в рационе практически не появляется, расширяется меню только за счет новых вариантов блюд из уже имеющегося набора. В возрасте 10 месяцев малыш должен есть каждый день мясо и, если нет диатеза, то раз в неделю нежирную вареную рыбу. Ежедневная необходимая порция этих продуктов около 50 граммов.

Кормите малыша 4-5 раз в день, чередуйте блюда, предлагайте разнообразные овощные пюре, супчики, кашки, творог и фрукты, на которые нет аллергии.

Суточная норма пищи составляет примерно 1 литр, без учета грудного молока. Возможно, ребенок будет съедать за один прием чуть больше или чуть меньше 200-250 граммов, это зависит от индивидуальных физиологических особенностей. Не пытайтесь кормить малыша насильно или оставлять ненасытившимся, позвольте развиться собственному чувству меры.

Отказ от груди

Между 9 и 12 месяцами многие дети уже не нуждаются в сосании, становятся более независимы во всем, менее упрямы и довольно спокойно относятся к отнятию от груди, чем в более младшем или более старшем возрасте. Решение о прекращении грудного вскармливания у некоторых женщин принимается легко и просто, у других же вызывает большие душевные колебания. Но, когда бы ни произошло отнятие от груди, это событие всегда важно и для матери и для ребенка, не только в физическом, но и эмоциональном плане, поэтому отнеситесь к этому шагу серьезно.

Игры и игрушки

В 10 месяцев для полноценного развития ребенку необходимы следующие игрушки :

Игрушки на колесиках: животные, машинки, которые можно катать
мячи резиновые и пластмассовые
наборы баночек, мисочек и коробочек с крышками, которые можно вынимать и складывать, открывать и закрывать
разнообразные пирамидки с надевающимися кольцами
кубики
музыкальные и заводные игрушки
резиновые зверушки
куклы и мягкие игрушки.
В роли игрушек иногда могут выступать обычные бытовые вещи, посуда, одежда: не ограничивайте ребенка, позаботьтесь только, чтобы предмет и манипуляции с ним были безопасными.

Полезные игры и занятия с 10-месячным малышом на развитие мелкой моторики :

Перекладывание, пересыпание мелких предметов: бусин, фасоли, крупы, макаронных изделий из одной емкости в другую
пальчиковое рисование: красками на бумаге, а также рисование по песку, муке, мелкой крупе
пальчиковые игры, типа "Ладушки" или "Сорока-ворона"
игры с ленточками, шнурками, узелками
игры в песочнице лопаткой, грабельками, строительство замков, наполнение и игры с формочками.

Обязательно играйте совместно с малышом, демонстрируйте ему разнообразные действия с предметами, побуждайте повторять за вами, овладевать все более сложными манипуляциями. Позаботьтесь, чтобы ребенка окружали разнообразные игрушки и предметы: по размеру, цвету, форме, текстуре. Богатая природная среда в этом возрасте способствует ускоренному интеллектуальному развитию малыша.

Речевое развитие

В играх развивайте речь малыша. Называйте предметы, изображения животных, произносите звуки, имитирующие речь животных. Например: "Это мышка, она пищит: пи-пи-пи". Такие речевые игры способствуют не только развитию речи, но и речевого слуха и памяти. Со временем малыш не только запомнит как "говорит" мышка, но и сможет сам ответить на такой вопрос.

Не забывайте о чтении книг, сказок, стишков, рассматривании картинок. Малыш уже может сам показывать, где нарисована рыбка, а где птичка. В его голове происходит активный процесс по соединению образа и слова. Прислушивайтесь к его лепету, поощряйте любые попытки говорить.

Уделите максимум внимания безопасности малыша

Малышу уже не хватает выделенной игровой площадки, пришло время активного осваивания территории. Обеспечьте безопасность доступного пространства :

Приобретите заглушки-предохранители для розеток
проверьте, что будет, если ребенок потянет на себя край скатерти или провод от торшера
играйте с мелкими деталями только совместно, в остальное время следите за тем, чтобы никаких винтиков, которые можно быстро отправить в рот, не было на пути у малыша
следите за острыми, режущими предметами, не оставляйте их на виду, также не оставляйте в зоне доступности горячую кашу или чашку с чаем
лекарства храните в недоступном для детей месте
на улице также, как и дома, обращайте внимание на любые источники опасности. Даже в песочницах нередко можно встретить осколки от стекла, мусор или железо.

Парадокс, но чем более самостоятельной становится кроха, тем больше времени требует. Если первые три месяца малыш только спал и ел, то сейчас он неутомим : ползает, дотягивается до любых доступных поверхностей и предметов, открывает все шкафы, достает все их содержимое, тянет вас за одежду, постоянно что-то говорит по-своему, требует игр и внимания. Желательно, чтобы кто-то помогал вам с ребенком и хотя бы раз в неделю освобождал от присмотра и занятий с ним. Ритм, который задают малыши, очень быстро выматывает, не допускайте накопления раздражения и, уж тем более, вымещения его на крохе.

Екатерина Ракитина

Доктор Dietrich Bonhoeffer Klinikum, Германия

Время на чтение: 12 минут

А А

Последнее обновление статьи: 02.07.2019

Десятимесячный ребенок активно познает окружающий мир и получает первый опыт общения с новыми людьми. Он стремительно развивается физически и психологически. Родственникам доставляет огромное удовольствие видеть успехи малыша, принимать участие в его забавах, помогать в приобретении новых полезных навыков. Наблюдая за его развитием, родители невольно начинают сравнивать своего малыша с другими детьми. Чтобы избежать необоснованных тревог, нужно знать, что должен уметь ребенок в 10 месяцев. Это поможет подобрать развивающие игры и методы воспитания, вовремя увидеть возможные проблемы и избежать их. Узнаем, что про развитие ребенка в 10 месяцев говорит Комаровский.

Физическое развитие: таблица роста и веса

Несмотря на то, что все дети индивидуальны, медики придерживаются основных показателей развития ребенка согласно возрасту. Благодаря возросшей физической активности, малыш меньше прибавляет в весе, чем раньше: в среднем десятимесячные детки поправляются на 300-450 грамм в месяц, при этом рост увеличивается примерно на 1-1,5 см.

График роста и веса ребенка в 10 месяцев:

Рост и вес мальчиков и девочек в 10 месяцев, а так же размеры головы и родничка представлены в таблице:

Навыки ребенка в 10 месяцев

Перечень того, что должен уметь делать 10-месячный ребенок, достаточно разнообразен. Двигательные навыки малыша поднимаются на новый уровень, он готов учиться самостоятельно ходить.

  • Ребенок должен хорошо садиться из положения лежа или стоя и уверенно сидеть, при этом поворачиваться в стороны, не теряя равновесия. Ползая, без особых усилий преодолевать небольшие препятствия. Например, залезть на небольшое возвышение и правильно слезть с него.
  • Держась за перекладины кровати, манеж, мебель или другие устойчивые предметы вставать на ноги и довольно долго стоять. А, если опора позволяет, то и передвигаться на несколько шажков вдоль нее.
  • Со временем движения будут все уверенней и ребенок научится перемещаться, опираясь на предметы одной рукой, в другой он сможет нести игрушку. В этом случае родителям нужно поощрять ребенка. Это приближает момент, когда малыш будет делать свои первые самостоятельные шаги.

Скорость и этапы перехода от ползания к хождению индивидуальны.

Некоторые дети мало ползают, предпочитая сразу становиться на ножки. Другие, даже освоив навыки хождения, предпочитают перемещаться ползком.

  • Ребенок должен уметь откусывать и пережевывать твердую пищу, кушать ложкой и пить из чашки с помощью мамы.
  • Малыш осознано выбрасывает игрушки из кроватки и манежа. Открывать дверцы шкафов и выбрасывать оттуда все вещи – еще одно его любимое занятие. Ребенок в этом возрасте часто ломает игрушки, не сердитесь. Ему просто интересно узнать, из чего состоит игрушка, а рассчитывать силу он пока не умеет.
  • Продолжается развитие мелкой моторики рук. Ребенок учится брать небольшие предметы двумя пальчиками: большим и указательным. Складывая пирамидку или пытаясь вложить один предмет в другой, проявляет завидное упорство.

Ребенок по-прежнему все тянет в рот. Следите, чтобы он не делал этого с грязными, хрупкими, опасными для здоровья предметами.

Аспекты понимания:

  • Понимает, что вы от него требуете. Например, на вашу просьбу дает игрушку, катит мячик, повторяет движения и звуки.
  • Подражает простым действиям взрослых: засовывает зубную щетку в рот, к уху прикладывает телефон, пытается самостоятельно кушать с ложки.
  • При встрече со знакомыми людьми малыш машет “привет”, а при расставании – “пока” или посылает “воздушный поцелуй”, обнимается.
  • Прекрасно различает, когда его ругают и хвалят. Может выражать недовольство, если запрещают что-то делать или взять.
  • Проявляется мышление. Чтобы добраться до нужной игрушки, все попавшиеся на пути предметы разлетаются по сторонам. Детям до года вообще очень нравится кидать предметы, экспериментируя со всеми попавшими под руку вещами.
  • Начинает проявляться интерес к другим деткам и желание играть и ними.

Психическое развитие

Общение с крохой в этом возрасте доставляет массу удовольствия! Малыш открыт и эмоционален, радуется и расстраивается очень искренне, каждый день удивляет новыми навыками и способностями.

Однако, стоит помнить, что 10-месячный ребенок – настоящий манипулятор. Он уже понимает слова “да” и “нет”, но зачастую, с помощью плача, пытается “раздвинуть” рамки дозволенного. В этом возрасте самое время заняться воспитанием малыша – мягко, но настойчиво ему следует показать, что его любят, но некоторые вещи делать нельзя.

Не злоупотребляйте словом “Нельзя”. Запрещайте ребенку только тогда, когда его действия могут нанести вред ему или окружающим. Объясните малышу, почему нельзя

В десять месяцев ребенок должен:

  • Откликаться на свое имя, понимать некоторые просьбы взрослых и выполнять их.
  • Понимать слова «нельзя» и «нет». Доктор Комаровский советует говорить эти слова редко, но твердо. Нельзя отменять свой запрет, даже если ребенок сильно плачет. Правила должны быть согласованы со всеми членами семьи. Не должно быть такого, чтобы папа запретил что-то делать, а мама разрешила.
  • Ребенок должен повторять за окружающими их действия. Если вы покажете, как катать машинку, раскладывать кубики, кормить куклу, укачивать зайчика, он будет это повторять. Но обобщать и переносить свои действия на другие подобные игрушки малютка еще не может. Поэтому показывайте одно и то же действие, используя различные предметы.
  • Ребенок узнает членов семьи по голосу, а по тону понимает настроение. Хорошо воспринимает музыку, под детские песенки приседает, хлопает в ладоши, притопывает.
  • У малыша появляется понимание того, что предметы пропадают из его поля зрения не навсегда, они могут возвращаться. Поэтому он начинает спокойно воспринимать ситуацию, когда мама выходит из комнаты, оставляя его на некоторое время одного.
  • У детей в 10 месяцев начинает появляться понятие о постоянстве величин. То есть, увидев знакомый предмет издали, когда он кажется меньше, чем есть на самом деле, ребенок тем не менее в состоянии правильно определить его величину.
  • Малыш имитирует звуки, которые слышит вокруг, подражает речи взрослых, варьирует громкость произношения. Может говорить простые слоги и слова, например, мама, баба, дай. Впрочем, некоторые дети ограничиваются лепетом и не произносят отдельные слова достаточно долго. В этом нет ничего страшного, если вы видите, что кроха воспринимает многое из того, что вы ему говорите. Если вы хотите ускорить процесс, больше разговаривайте с малышом, рассказывайте ему сказки, читайте детские книжки. Показывайте свою радость при удачной попытке произнести слово. Чаще повторяйте короткие стандартные легкие в произношении фразы, побуждая ребенка повторять их за вами.

Эмоциональное развитие

Десятимесячный ребенок уже не так сконцентрирован на маме и начинает проявлять интерес к окружающим, хотя и опасается незнакомых людей и новых мест. Он может достаточно долго играть сам или вместе с другими детьми.

Образ жизни 10 месячного ребенка должен быть разнообразным. Привычная домашняя обстановка, игрушки, постоянно знакомые лица быстро превращаются в обыденность. Кроме прогулок на свежем воздухе, старайтесь посещать с ребенком магазины, ходить в гости, ездить на машине, бывать в общественных местах. Конечно, приучать к обществу необходимо постепенно, без нанесения психологического вреда ребенку.

В этом возрасте ребенок проявляет чувство юмора, он смеется над некоторыми действиями взрослых и повторяет их. Некоторые дети проявляют чувство ревности. Оказавшись не в центре внимания родных, капризничают. Появляется привязанность к определенным занятиям и вещам, например игрушкам или еде. Малыш может плакать, если ему не давать любимую игрушку, принимать вместо нее какую-либо другую он категорически отказывается.

Для ребенка очень важно понимать, как к его действиям относятся родители. Если он подмечает, что какое-то его действие нравится взрослым, он целенаправленно будет воспроизводить его, ожидая поощрения.

Ребенок должен видеть, как играют другие дети, и пытаться следовать их развлечениям. Родителям рекомендуется как можно чаще посещать детские площадки. Игры и забавы вызывают положительные эмоции и повышенную активность.

Если к концу десятого месяца малыш не выбрасывает игрушки, не может покивать головой в знак согласия и помахать ручкой на прощанье, не делает попыток повторять движения за окружающими, проконсультируйтесь у доктора.

В этом возрасте разница между детьми на искусственном и грудном вскармливании практически стирается. Прикорм становится основным видом питания, порции и разнообразие растут. Если вы не приучили ребенка кушать ложкой самостоятельно – сейчас самое время.

Чтобы ваш ребенок был здоров, стоит придерживаться основных правил и рекомендаций педиатров:

Запрещено:

  • Грибы, соленья, копчености
  • Острые, жареные, кислые блюда
  • Специи
  • Крупные куски
  • Перекармливание (не пытайтесь ребенка накормить против его желания – “за маму, за папу, за всех соседей поименно”)
  • Баловство за столом (приучайте ребенка к культуре питания и к бережному отношению к еде. Это облегчит и ему, и вам жизнь впоследствии). Если вы видите, что ребенок заскучал, начал играть с едой, перекладывать или переливать – значит он наелся. Не заставляйте его доедать, просто в следующий раз положите чуть меньше, лучше дать добавки. Со временем ваш малыш поймет, как надо себя вести за столом
  • Не приучайте ребенка просить со взрослого стола. Ваша еда для него чересчур соленая, пряная, жесткая – т.е. не подходит для нежного желудочка малыша. Кроме того, так он не будет “кусочничать” в школьном возрасте и не испортит себе желудок
  • Овощи и нежирное мясо на пару (не жарить!)
  • Небольшие порции (соразмерно возрасту)

Основные нюансы:

  • Обязательно в питании должны присутствовать витамины: соки, фруктовые пюре лучше давать в первой половине дня.
  • Вся еда должна быть вареной или приготовленной на пару, не жирной, но питательной.
  • В рационе должно быть: нежирное мясо и рыба по 50 г; яичный желток; кисломолочные продукты (опять-таки не жирные) 150 г; фруктовое пюре 100 мл;овощное пюре 200 г; адаптированная молочная смесь 200 мл. Добавляем в еду сливочное и подсолнечное масло по 5 г (отдельно друг от друга).

Развивающие игры

В своих видео уроках Евгений Комаровский всегда делает акцент на то, что родители должны уделять достаточное количество времени ребенку, а не надеяться, что познать мир и учиться всему новому он должен самостоятельно. Первый год жизни малыша считается фундаментом для дальнейшего развития. Совместные игрылучший способ для получения новой информации.

Десятимесячный ребенок играет увлеченно, в этот период ему нужны разнообразные по форме, цвету, назначению игрушки и новые занятия. Игры должны основываться на том, что умеет ребенок в 10 месяцев, и давать возможность дальнейшего развития.

Игры на координацию

  • Играйте в «Ладушки», рассказывая стихи или считалки, иллюстрируйте слова движениями и характерными звуками, предлагая ребенку повторять все за вами.
  • Водите с малышом хоровод, выполняйте ритмичные движения, держа его за обе ручки. Танцуйте под музыку с крошкой на руках. Можете покачать или покружить его.
  • Предложите ребенку с небольшого расстояния забросить разные по форме, весу и размерам игрушки в ящик.

Игры для развития мелкой моторики

  • Пересыпание достаточно мелких предметов, например фасоли, камешков или пуговиц, из одного ведерка в другое. Контролируйте ребенка в этот момент, чтобы он не потянул это в рот!
  • Открывание и откручивание крышечек разного размера от кастрюлек, баночек, бутылок.
  • Игра с сыпучими веществами. Предложите ребенку сгрести ладошками в горку или наоборот рассыпать по поверхности стола крупу, пересыпать ложечкой из одной емкости в другую манку или чай.
  • Игра со снегом. Покажите как слепить снежок, если не получится – лепите сами и давайте ребенку бросать.
  • Разрывание на мелкие кусочки листов бумаги или пресного теста.

Желательно, чтобы играя, ребенок использовал обе руки. Это будет способствовать развитию обоих полушарий головного мозга и связей между ними.

Обучающие игры

  • Игры с пирамидками, кубиками, матрешками или другими предметами, которые можно сначала разобрать на части, а потом обратно соединить в одно целое.
  • Ролевые игры: в телефон, кормление кукол, катание машинок – остаются важным для обретения новых знаний.
  • Игры в прятки в различных вариациях: от простого закрывания глаз ладошками до поиска игрушки, спрятанной под подушкой, или бабушки в соседней комнате.
  • Приветствуются все виды рисования – карандашами, фломастерами, мелками, красками пальчиками и ладошками.

Если у ребенка не получается манипулировать некоторыми предметами – используйте метод пассивных движений, когда взрослый человек управляет руками ребенка, выполняя поставленную задачу. Несколько повторов – и ребенок справится самостоятельно.

Режим дня и время сна

У детей первого года жизни режим дня постоянно меняется. Так, в 10 месяцев ребенок может перейти с 3-х на 2-х разовый сон. Если раньше сон длился 40 минут в утреннее и вечернее время, а дневной – 1,5-2 часа, то теперь все по-другому.

  • Просыпаясь в 6-7 утра, продолжительность бодрствования продлится до 10-10:30 часов дня. В это время будет второй завтрак, а после – первый сон длительностью 1,5-2 часа.
  • После пробуждения кроха играет – можно отправиться на прогулку.
  • Ближе к 14:00 наступает время обедать, а потом опять можно заняться изучением мира.
  • В 15:00 – 15:30 подходит время второго сна, длительность которого может быть до 2 часов. После сна можно повторить прогулку.
  • Не стоит укладывать ребенка позже 22:00.

Гигиенические процедуры

На вопрос “зачем ребенка купать каждый день” некоторые мамы отвечают – чтоб он был чистым. Однако, целью водных процедур является не только чистый ребенок, но и:

  • Активное движение и выплеск накопившейся энергии;
  • Закаливание организма;
  • Предотвращение кожных заболеваний;
  • Положительные эмоции для всех.

Совместное времяпрепровождение и общение в процессе водных процедур помогают укрепить эмоциональную связь с ребенком не только мамам, но и папам. Очень важно, чтобы при купании участвовал и папа малыша. Ребенку надо видеть, что рядом сильный отец, который его любит.

Посмотрите видео о том, чем можно занять малыша во время купания:

Приучение к горшку

Нет однозначного мнения по поводу возраста приучения к горшку как среди специалистов, так и среди родителей. Многие считают, что к концу первого года жизни ребенок должен быть приучен к горшку. Для этого потребуется время и терпение. Если вы разделяете эту точку зрения, то 9-10 месяцев – лучший возраст для знакомства ребенка с горшком. Пусть в 10 месяцев он еще плохо будет понимать для чего нужен этот предмет, зато в 1,5 года вы с уверенностью сможете обходиться целый день без подгузника.