Сочинение на тему: Образ Ивана Петровича в повести Пожар. В какой главе повести М. Горького Детство рассказывается про пожар. Горького Детство рассказывается про пожар Эпизоды из повести детство горького

Главная задача Горького - показать ту темную и грязную жизнь, которой приходится жить всем персонажам повести. Как они относятся к образу своего существования? Воспринимая читатель проходит через пристрастную призму взгляда автора и почти всегда отождествляет его с главным героем, Алешей. Это произведение - не сказка, не быль, а рассказ о реальных событиях, о детстве великого писателя. Автор, взявший псевдоним Горький, всем персонажам оставил подлинные имена и фамилии. Алеша, живущий в семье Кашириных, победит крепкие и цепкие силы мрачного мира. А пока он просто живет, наблюдает и пытается анализировать.

Вскоре случится беда. Мы попробуем провести анализ эпизода «пожар» из повести Горького «Детство». Сочинение покажет поведение всех героев этой истории.

Художественное владение словом

В описании пожара и всех действующих лиц отразилось мастерство владения Горьким русским языком. Он ярко показывает все краски пожара, ужасные и завораживающие, постоянно меняющиеся. Эпитеты и описания таковы, что картина этой драмы кажется нарисованной на холсте. Пожар - самостоятельное живое действующее грозное лицо, перед которым, кажется, невозможно устоять. В его свете видна решительность и собранность бабушки, а также растерянность всех остальных персонажей.

На фоне грандиозной картины огня бестолково мечутся мелкие фигурки деда, Якова, женщин. Величественна, смела и решительна только одна Акулина Ивановна. Только она все видит и замечает, везде все успевает и всем умно и быстро распоряжается. Это подчеркивается теми глаголами, которыми пользуется Горький, описывая все действия бабушки.

Как гром с неба

В дом ворвался пожар. Бабушка резко вскочила на ноги, ахнула и рванулась в другую, темную комнату. С этого начнется анализ эпизода «пожар» из повести Горького «Детство». Такое поведение очень отличает бабушку от всех остальных, которые не могут мгновенно собраться и действовать в необычной ситуации. Акулина Ивановна торопливо отдавала команды потерявшим головы женщинам, которые сами не могли сообразить, что делать: спасти иконы, одеть и вывести детей. Озлобленный дядя Яков никак не мог второпях надеть сапоги и кричал, что в пожаре виноват Мишка, который все поджег и убежал.

Бабушке не понравился назревающий некстати скандал. Она резко и сильно толкнула Якова, да так, что он чуть не упал, и прекратила его истерику. Это говорит о том, что все должны действовать дружно, не сваливая вину на кого-то. Злобные люди, как это покажут потом действия Якова на пожаре, ничего толком не могут.Все эти описаниятребуются, чтобы провести анализ эпизода «пожар» из повести Горького «Детство».

Картина пожара

Она резко выделяется из всей главы своей захватывающей страшной красотой. Здесь идет не взгляд мальчика, а описание автора, который вспоминает захватывающий до ужаса и изумления бушующий огонь, ту стихию, которую, кажется, невозможно ни понять, ни остановить. Это настоящий пейзажный калейдоскоп зеленого, синего, красного, золотого цветов. Перед читателем предстает с удивительно точным подбором деталей.

Перед тем как будет задано сочинение на тему: «Анализ эпизода «пожар» из повести Горького «Детство», урок в классе дает устный разбор этого момента.Тихой безветренной ночью горела мастерская Кашириных, над которой сияли Стожары. Было светло, как днем - даже были видны кривые гвозди, торчавшие из стен. Огонь уже поднялся к старой сухой крыше. Он быстро извивался по ней золотыми и красными узкими потоками. У Кашириных в красильной мастерской, бушуя, мечась и все уничтожая на своем пути, огонь набирает полную силу. Старое помещение все золотилось, как церковный иконостас.

В 13-14 лет уже можно и нужно учиться обобщать и обдумывать прочитанное произведение. Анализ эпизода «пожар» из повести Горького «Детство» (7 класс) должен обязательно освоить каждый школьник. Маленького Алешу влекло к огню. Он накинул чей-то тулуп и вышел во двор.

Промедление - это гибель

А бабушке любоваться пожаром и слушать причитания деда было некогда: она первая вспомнила про взрывоопасную смесь. Закрывшись тряпками, она сунулась прямо в огонь с криками: «Взорвет купорос, дураки!». Моментально бабушка вынырнула из огня с тяжеленной бутылью горючего вещества. Она вся дымилась. «Выводите лошадь! Распрягай лошадь! Снимите горящую попону!» - распоряжалась она. Это еще одна деталь, которая будет способствовать тому, чтобы был полноценным анализ эпизода «пожар» из повести Горького «Детство». Сочинение на эту тему нужно написать с живописными картинами пожара.

Но бабушка не успокоилась. Она бросилась за помощью к соседям, кланяясь им, прося помочь, чтобы пожар не перекинулся на их дома. «Соседушки, дружней - бог вам на́ помощь! Берегите свое добро, чтобы огонь не перекинулся к вам! А пока помогите нам!» Она приказывала Григорию и Якову дать соседям топоры и лопаты, чтобы разрубить крышу и сбросить сено в сад.

Однако нужен более глубокийанализ эпизода «пожар» из повести Горького «Детство». Сочинение на эту тему нужно написать, характеризуя поведение всех персонажей. Поведение бабушки - особенное, она ничуть не думает о себе. У нее только одна мысль - спасти всех и все. Это героический человек, который не осознает своего героизма, а воспринимает его буднично, естественно. Маленький Алеша, боясь пропустить неизгладимое зрелище, спрятался под крыльцом и внимательно за всем наблюдал. Мальчик не боялся огня, он только беспокоился за бабушку: сопереживание и желание помочь, если возможно, - одна из отличительных черт Алеши.

Крыши у мастерской уже не было. Она прогорела. Из ее остатков торчали золотившиеся от огня стропила. Они были толстые, поэтому сгореть быстро не могли. Над ними вился дым. Внутри мастерской все завывало и трещало. Из нее вылетали языки пламени. А внизу стояли люди, которых собрала бабушка, и забрасывали огонь снегом. От пара и дыма у Алеши заслезились глаза. Он вылез из-под крыльца и натолкнулся на бабушку. В сердцах она ему велела уйти, чтобы не задавили.

Шарап

На двор от страха выбежал конь - огромный и сильный Шарап. Он испугался яркого огня, который осветил его большие и умные глаза. От ужаса он захрапел и уперся, не двигаясь. Дед даже не смог удержать испугавшегося коня. Бабушка бросилась к Шарапу, который вздыбился, твердо встала перед ним, и конь поверил ее силе, только жалобно косился на огонь.

Бабушка говорила с ним строго и спокойно, похлопывая по крупу, по шее. Но именно так и можно успокоить любое животное - своим не наигранным спокойствием. И Шарап пошел за ней. А ведь он был в три раза больше человека. И бабушке большое умное животное поверило. Анализ эпизода «пожар» из повести Горького «Детство» показывает, что все - и люди, и животные, слушали только бабушку. Алеша понимает, как важно быть внимательным к окружающим.

Заботы Акулины Ивановны

После пожара вернулась уставшая и перенервничавшая бабушка. Она тяжело села рядом с Алешей. Женщина молчала и покачивалась. Они с мальчиком сидели бок о бок, молча пересматривая кошмары ночи. Они оба понимали, что все сделанное бабушкой спасло их всех: она была терпелива, упорна и сильна, как никто другой. Но покоя ей не было. Появился измазанный дед, которому бабушка велела умыться. Он даже не нашел в себе силы сказать, как правильно вела себя умная женщина на пожаре. Желчно и едко он изрек: « Господь тебе разум на час дает». На это бабушка только усмехнулась: она отлично понимала, что в нем говорит злоба.

Дед только желчно оскалился и сказал, что за недосмотр надо уволить Григория и утешить плачущего никчемного Якова. Усталая бабушка ушла. Анализ эпизода «пожар» из повести Горького «Детство» объясняет, что все держалось только на поведении Акулины Ивановны. Она дула на обожженную руку. Видно, что деда снедала зависть к бабушкиному мужеству и умению все правильно организовать. В мире старика не хватало доброты и сострадания, милосердия, которыми был наполнен мир Акулины Ивановны.

Чем закончилась ночь

От испуга у беременной тетки Натальи начались преждевременные роды. И тут бабушка всем распоряжалась, несмотря на ожоги и усталость. Трудная ночь никак не заканчивалась, она все тянулась и тянулась. Алеша лежал в постели, и все давило на него и уничтожало. Позже он будет пристально наблюдать, изучать темную жизнь. Он поймет, что надо быть сильным, как бабушка, никогда не падать духом, чтобы все преодолеть. Он до конца познает все радости и муки сопереживания.
Казалось бы, что этот жуткий мир должен озлобить и ожесточить ребенка. Но происходит обратное. В его душе постепенно растет любовь и щемящая жалость к людям, стремление во что бы то ни стало им помочь, крепнет вера в добро. Анализ эпизода «пожар» из повести Горького «Детство» по плану, составленному мысленно, легко и просто ляжет на бумагу:

  1. Введение. Реальны ли происходящие действия?
  2. Художественное мастерство автора - эпитеты и краски описания пожара, глаголы, описывающие действия бабушки.
  3. Организаторские способности и героизм бабушки.
  4. Остальные персонажи во время пожара.
  5. Заключение. Что хотел сказать Горький?

Алеша не сросся со своей средой. Он духовно вырос. Мальчик сопротивлялся тому, что противоречит пониманию добра и зла, красоты и уродства. Он верил, что добрые дела преодолеют злобу и зависть, сделают мир лучше. Алеша мучительно противился вековым традициям собственнического мира. Случайность, пожар в красильной мастерской, подводит к мысли, что идущая в России промышленная революция не пощадит бессмысленно жестокого дряхлого мира. Она его просто уничтожит.

Сюжет повести строится вокруг пожара, произошедшего на складе в посёлке Сосновка. Чрезвычайное происшествие раскрывает характер каждого местного жителя, заставляет показать, кто и на что способен в экстремальной ситуации.

Главный герой повести – Иван Петрович Егоров. Его фамилия происходит от названия деревни Егоровка, в которой он родился. В военные годы Иван Петрович был танкистом и мечтал вернуться домой. Однако и после войны его ждало расставание с родной деревней. Населённый пункт подлежал затоплению.

Егоров был вынужден переехать в новый посёлок Сосновка, который и стала местом действия повести. Несмотря на то, что на новом месте Ивану Петровичу не нравится, переезжать в город он не намерен. Так поступил его брат Гошка, который впоследствии спился. В моральном падении брата Егоров винит именно жизнь в городе.

Главный герой замечает, что мир вокруг значительно изменился. Когда-то Сосновка была вполне пригодным для жизни населённым пунктом. Местные жители помогали друг другу. Люди работали не для собственной наживы, а ради коллективного блага. Однако с появлением «лёгких» сельчан, архаровцев, всё изменилось. Новые жители не нуждались в хозяйстве. Они зарабатывали деньги только на еду и алкоголь. В Сосновке растёт преступность, провоцируемая пьяными дебоширами.

Сложившаяся ситуация огорчает Ивана Петровича. Главный герой продолжает жить в мире социалистических ценностей. Он привык к тому, что авторитет этих ценностей непререкаем. Никаких других идеалов и быть не может. Тем не менее, находятся люди, которые доказывают, что несокрушимые жизненные принципы тоже можно сокрушить. Доживать Ивану Петровичу придётся совсем в другом мире, где уже никто не верит в торжество всеобщего счастья. Главный герой с ужасом наблюдает за тем, что во время пожара каждый житель деревни стремится к тому, чтобы украсть вещи из горящего склада. Каждый пытается воспользоваться трагедией. Наибольшее усердие проявляют при спасении водки, которую немедленно распивают.

Иван Петрович презирает разрушение в любой форме. Он отрицательно относится к вырубке леса, считая такую работу бездушной. Всякое уничтожение Егоров воспринимает, как покушение на единственно правильную для него систему ценностей.

Другие персонажи

Алёна – жена главного героя. Автор идеализирует отношения супругов. Егоровы счастливы в браке уже более тридцати лет. За эти годы они воспитали троих детей, которые уже давно живу отдельно от родителей. Алёна становится частью самого Ивана Петровича. Она полностью разделяет его идеалы и мечты.

Афоня Бронников – земляк главного героя, также переехавший когда-то в Сосновку из Егоровки. Афоня тоже является приверженцем старых идеалов. Однако Бронникова «разложение» общества беспокоит значительно меньше, чем Егорова. Афоня считает, что каждый отвечает за себя. Сам он живёт честно, работает и никого не обманывает. Этого вполне достаточно для того, чтобы чувствовать себя счастливым. Невозможно требовать от других уважения к своим ценностям, не стоит «загонять палкой в свою отару». Единственный способ повлиять на поведение окружающих – показать личный пример. Автор не соглашается со своим героем. Устами Егорова он говорит о том, что подавать пример слишком поздно.

Одним из хранителей прежних обычаев в повести выступает дядя Миша Хампо. Этого жителя Сосновки все любят и уважают. Хампо парализован с детских лет. Однако, несмотря на серьёзные нарушения речи и неработоспособную руку, дядя Миша был женат и много трудился. В труд Хампо автор вложил символический смысл: герой работал сторожем за скромную плату, являясь тем самым хранителем традиций. Хампо вынужден приспосабливаться к новой реальности. Он не борется с ней, не пытается её переделывать, никому не навязывает уходящие идеалы. Недееспособность дяди Миши указывает на то, что прежние ценности уже успели потерять свою силу. Смерть Хампо была случайной и негероической. Он не погиб, спасая кого-то или что-то на пожаре. Его просто убили пьяные архаровцы.

Главная идея

Несмотря на то, что люди, подобные Егорову, верят в существование абсолютных идеалов, единых для всего человечества, ценностей, общих для всех, не существует. Ценности могут быть присущи только определённой группе лиц на ограниченный период времени. В этом приходится убеждаться и персонажам, и самому автору повести.

Анализ произведения

В 1985 году написал свою повесть Валентин Распутин. «Пожар» (краткое содержание повести только резюмирует общую идею произведения, до конца не раскрывая его сути), «Прощание с матёрой» и некоторые другие повести писателя посвящены борьбе двух миров – нового и уходящего. «Прощание с Матёрой» – это противостояние между маленькой, наполненной традициями и приданиями, вселенной старшего, дореволюционного поколения и новой атеистической реальностью молодого поколения. В повести «Пожар» друг другу противопоставлены две системы ценностей.

Описанные в произведении населённые пункты и сам пожар несут символический смысл, став миниатюрой целой страны и происходящих в ней событий. Егоровка – это мир, в котором родились и были воспитаны некоторые жители Сосновки. Здесь выросли Иван Петрович и Афоня – честные труженики, привыкшие работать на «голом энтузиазме», не желающие ничего для себя. Эти люди привыкли делиться последним. Им чужды эгоизм и жажда наживы. Как и в некоторых других своих произведения, автор противопоставляет жизнь в деревне жизни в городе. Иван Петрович уверен, только в деревне человек способен сохранить нравственную чистоту и духовные ценности, привитые в детстве. Город портит даже очень хороших людей. В огромном населённом пункте, где люди не знают другу друга, можно, почувствовав свободу, забыть те правила и традиции, несоблюдение которых так заметно в деревне.

Предлагаем вам ознакомиться с кратким содержанием повести Валентина Распутина “Прощание с Матерой” , изображающей историю о вынужденном переселении из деревни, которая должна быть затоплена из-за строительства дамбы.

В повести Распутина “Последний срок” показано отношение старых людей к смерти, как к естественному и ожидаемому событию, завершающему этапу земного пути и переходу в вечность.

Егоровка была уничтожена. Жители разъехались. Иван Петрович и некоторые его земляки переехали в Сосновку, которая некоторое время напоминает затопленный населённый пункт. Однако очень скоро, после приезда носителей иной системы ценностей, которые Иван Петрович считает антиценностями, посёлок начинает перерождаться. Архаровцы устанавливают свои собственные порядки. Их пример становится более заразительным, чем пример Егорова. Работать ради лучшей жизни для следующих поколений – слишком абстрактное счастье. Жители Сосновки быстро переходят на новую систему идеалов.

Пожар символизирует окончательный переход на новую ступень развития. Распутин приписывает ему антропоморфные качества: огонь с жадностью набрасывается на вещи, ненасытно пожирая их одну за другой. Чрезвычайное происшествие как будто подталкивает людей к преступной деятельности. Огонь согласен списать воровство. Немногочисленные борцы за социалистические ценности продолжают сопротивляться новому. Ни автор, ни его герои не подозревают о том, что всего через несколько лет в стране разразится ещё больший пожар. Он заставит сделать окончательный выбор: признать новые идеалы и жить дальше, или отстаивать старые принципы и погибнуть.

Урок 54 А. М. ГОРЬКИЙ. ГЛАВЫ ИЗ ПОВЕСТИ «ДЕТСТВО»

02.02.2012 22743 1837

Урок 54 А. М. ГОРЬКИЙ. главы из повести «детство»

Цели : углубить представление о персонажах повести, анализируя их поведение в эпизодах праздничного вечера в доме Каширина, сцене пожара; уяснить роль сравнений, эпитетов, выразительных глаголов в описании происходящего.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа по карточкам.

– Перечитайте, как плясали Цыганок и бабушка Акулина Ивановна. Сравните их пляску. Как в танце проявляются характеры этих героев?

Бешено звенела гитара, дробно стучали каблуки, на столе и в шкапу дребезжала посуда, а среди кухни огнем пылал Цыганок, реял коршуном, размахнув руки, точно крылья, незаметно передвигая ноги; гикнув, приседал на пол и метался золотым стрижом, освещая все вокруг блеском шелка, а шелк, содрогаясь и струясь, словно горел и плавился.

Цыганок плясал неутомимо, самозабвенно, и казалось, что, если открыть дверь на волю, он так я пойдет плясом по улице, по городу, неизвестно куда...

Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то. Вот она идет тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, и все ее большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно. Остановилась, вдруг испугавшись чего-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой. Откачнулась в сторону, уступая кому-то дорогу, отводя рукой кого-то; опустив голову, замерла, прислушиваясь, улыбаясь все веселее, – и вдруг ее сорвало с места, закружило вихрем, вся она стала стройней, выше ростом, и уже нельзя было глаз отвести от нее – так буйно красива и мила становилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности!

Цыганок пляшет весело, самозабвенно, увлекая своим настроением всех зрителей. В пляске проявляется его темперамент, стремление к свободе и какой-то совсем иной, лучшей жизни. Бабушкин танец больше похож на лирическую песню, где всему есть место: и грусти, и тоске, и доброму веселью. Пляска преображает Акулину Ивановну и одновременно открывает ее сердце, где много не только мудрости и тревоги много жившего человека, но и молодого задора, не утраченного с годами упоения жизнью, удивления перед ней.

III. Работа по IV главе повести.

1. Рассказать о поведении бабушки по время пожара.

2. Беседа по вопросам.

– Какие чувства и особенности характера проявились у каждого из героев во время сложной драматической ситуации? (Наиболее ярко характер человека раскрывается в минуту опасности, в критические моменты жизни. Дед растерялся, пришел в отчаяние, сразу поверил, что уже ничего нельзя изменить, и почти не сопротивлялся несчастью. Он то тихонько выл, то оглушительно кричал, давал бессмысленные приказания, бегал, суетился. Увидев, что бабушка бежит прямо в огонь за купоросом, он Григорию Ивановичу приказывает остановить ее, сам же ни одного шага не делает в сторону бабушки.

При спасении коня… выпускает повод из рук и бросается в сторону, приказывая бабушке остановить обезумевшее от страха животное. Когда нянька жалуется, что не может отыскать Алешу, он прогоняет ее, не заботясь об исчезновении мальчика. После пожара он говорит бабушке: «Милостив Господь бывает до тебя, большой тебе разум дает…» И тут же добавляет оскорбительную фразу: «На краткое время, на час, а дает!..» Бабушка только усмехнулась, хотела что-то сказать, но не сказала. По тем временам доля жены такова, что она должна была подчиняться мужу беспрекословно, выполнять его волю. Вот она, умная, сильная, решительная, смелая, должна была подчиняться тщедушному, безмерно злобному существу.)

– Каков Яков во время пожара? («…Яков, обувая сапоги, прыгал на них, точно ему жгло подошвы, и кричал: «Это Мишка поджег, поджег да ушел, ага!» После пожара сидел на крыльце и плакал, и дед послал бабушку его успокаивать. Из этой драматической ситуации дед извлекает для себя выгоду: он понимает неблаговидность своего поведения во время пожара и как можно скорее старается стереть это впечатление и снова заявить о своих хозяйских правах: «Григория рассчитать надо – это его недосмотр! Отработал мужик, отжил!» А Григорий – совладелец этой мастерской.

Бабушка ведет себя как настоящая героиня. В первые же минуты несчастья она преображается, исчезают привычная легкость и уступчивость, на смену приходит смелость, решительность. Она говорит строгим, крепким голосом, дает четкие и нужные распоряжения. Она бросается в огонь, чтобы предотвратить взрыв и уберечь всех от неминуемой смерти. Бабушка просит людей о помощи сердечно и рассудительно. Она останавливает коня, смело бросается ему под ноги и спокойствием и лаской воздействует на животное. Она успевает позаботиться и об Алеше: «Уйди! Задавят, уйди…» И после пожара бабушка, вся обоженная, не чувствует свою боль, а чужую. «Не спишь, боишься? Не бойся…» Она находит силы утешать и поддерживать других.)

IV. Изучение V и VII глав повести.

1. Чтение по ролям V главы повести (с. 61–63).

2. Подведение итогов по V главе – вывод.

– Чему учил дед внука? (Грамоте, «…будь хитер, это лучше, а простодушность – та же глупость, понял? Баран простодушен».)

3. Чтение учителем VII главы повести.

4. Беседа по вопросам .

– Почему Алеша «дома смирный, а на улице ни на что не похож!»?

– Почему он был виновником всех скандалов? («…в озмущала жестокость уличных забав… Я не мог терпеть, когда ребята стравливали…» «Мальчишки бежали за ним, …камнями… на голову пригоршни пыли».)

– «…е ще более тяжелым впечатлением улицы был мастер Григорий Иванович». Почему встреча с мастером была «тяжелым впечатлением»? (Ему было стыдно перед ним за то, что он, проработавши на деда много лет, стал нищим. Однажды он спросил бабушку: «Отчего дедушка не кормит его?» В этом вопросе стыд, признание вины, укор за несправедливость… Кому? Конечно же, не деду, которого вопросы нравственности не интересовали, а себе самому, хотя вины его в этом нет. «…бабушке тоже стыдно… (86 с.), потому что несправедливо. И она понимает, что возмездие грядет. «Помяни мое слово – горестно накажет нас Господь за этого человека! Накажет…»)

– Сбылось ее предсказание?

Выво д. Заложенные в характере Алексея доброта и справедливость живут в нем и в условиях стяжательства, жестокости; живет в нем по-прежнему тяга к чистому, светлому; добрые начала его души поддерживают бабушка, Цыганок, мать, прежняя, не сломленная жизнью, Григорий Иванович, отец, о котором постоянно напоминали мастер, восхищаясь им, и дед, явно не любивший отца, а затем Хорошее Дело.

Домашнее задание: глава VIII, ответить на вопросы:

– Каким человеком представляется нам Алексей?

– Кто оказал на него влияние и какое?

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Тема. Подготовка к сочинению по повести

А.М. Горького «Детство»

по теме

«Бабушка Акулина Ивановна».

Цель: развитие письменной речи, формирование умения писать сочинение-рассуждение на литературную тему.

Задачи:

учить составлять план к сочинению;

учить собирать материал к сочинению (находить эпизоды, цитаты в художественном тексте).

Целеполагание.

Беседа:

Как вы считаете, нужно ли учиться писать сочинения? Где это может пригодиться?

Что нужно, чтобы написать хорошее сочинение?

// знать тему, по которой пишешь сочинение,

продумать содержание, с чего начать, чем закончить, т.е. составить план;

подобрать материал: выбрать эпизоды, подобрать цитаты.

Основная часть урока.

Поиск основного содержания, формулирование главной мысли сочинения.

Беседа:

Давайте продумаем содержание. Для этого попробуем «в черновике» сформулировать главную мысль нашего сочинения. Какую мысль о бабушке Акулине Ивановне мы будем доказывать?

Самостоятельная работа учащихся в тетрадях.

Учащиеся формулируют главную мысль сочинения.

Обсуждение результатов, комментирование каждого варианта, запись в тетрадь некоторых из них.

Выбор варианта.

Слайд 2.

Составление плана к сочинению, подбор материала.

Беседа:

Что мы знаем о бабушке, о чём говорили на уроках? Слайд 3.

(уч-ся называют, учитель записывает на доске)

Давайте наведём порядок в наших записях. Что-то можно объединить, а что нужно или можно исключить? Что поставить на первое место, а что на последнее?

(идет обсуждение в парах, затем уч-ся предлагают свои варианты, идет обсуждение, учитель ранжирует записанные на доске пункты плана, попутно делается корректировка формулировок)

Подбор материала.

Тезис:

Словесный портрет бабушки - отражает её характер. Слайд 4.

Какая бабушка?

Когда бабушка преображалась особенно?

«доброе лицо», «зажигая тёмные глаза», «платье шевелится, струится», «говорит просто, убедительно»

Добрая, энергичная и мягкая.

Когда говорила о Боге:

Написание тезиса и 1 аргумента сочинения в черновике. Слайды 5, 6.

Бабушка Алёши - один из самых запоминающихся персонажей повести А.М. Горького «Детство».

Описывая бабушку, автор старается рассказать о её характере. «Доброе лицо», «зажигая тёмные глаза», «платье шевелится, струится», «говорит просто, убедительно» - все эти детали показывают, что Акулина Ивановна была добрая, энергичная и мягкая. Особенно она преображалась, когда говорила о Боге: «Становилась маленькой и кроткой, лицо её молодело, влажные глаза её струили особенно тёплый свет».

Подбор материала (продолжение).

Отношение Акулины Ивановны к своей семье. Слайд 7.

Как называют женщин, которые для своей семьи становятся настоящими жёнами и матерями?

В чём проявились эти качества Акулины Ивановны?

К кому она относилась с большей нежностью? Почему?

В чём это проявлялось?

Подберите синонимичное словосочетание к слову «трудности», «испытания в жизни».

Благодаря чему, кому Акулине Ивановне удаётся переносить трудности, жизненные невзгоды ?

Хранительница очага

Заботилась

Успевала сделать всю работу по дому

Найти для каждого доброе слово

С большей нежностью относилась к Алёше за его доброе сердце

Заступалась за него всегда

Пересказ : попросила Цыганка не рассказывать деду об испорченной скатерти, а Саше дала семишник.

Жизненные невзгоды

Благодаря вере в Бога и силе духа

Анализ эпизода «Пожар». Слайды 8, 9.

Чем стал пожар для Акулины Ивановны и её семьи?

Как вела себя бабушка, во время пожара? А дедушка?

О ком или о чём НЕ думает и думает Акулина Ивановна во время пожара?

Какие поступки совершает бабушка (перескажите)?

Чего НЕ делает бабушка?

Самое страшное испытание

Взяла на себя всю инициативу

«дед тихонько выл», «она металась по двору, всюду поспевая, всем распоряжаясь, всё видя»

Не думает о себе, о своей жизни и безопасности

Думает обо всех: о родных, об имуществе, о соседних домах и даже о коте Шарапе

Пересказ: Акулина Ивановна бросается прямо в огонь за бутылью купоросного масла, потому что, если бы бутыль взорвалась, загорелись бы соседние дома.

Бабушка кидается под ноги коня и успокаивает его.

Никому не рассказывает о своих ожогах

Когда все легли спать, она «тихо, по-детски жалобно, сказала: «Рученьки мои, рученьки больно…»

Вывод-заключение. Слайд 10.

Чем запомнится вам Акулина Ивановна?

Что «на память унесёте» с собой об Акулине Ивановне? Чего хотите для себя?

Очень добрый и сильный духом человек

Знакомство с вариантами сочинений. Сравнение двух образцов. Выявление достоинств и недостатков каждого.

Прочитайте варианты сочинений. Оцените их с точки зрения соответствия нашей теме.

См. раздаточный материал в приложении.

Рефлексия.

Чему учились на уроке?

Что оказалось для вас особенно трудным, сложным? Почему? (учитель задает это вопрос лично ученику (выбирает 5 - 7 чел.))

Домашнее задание.

Используя материалы урока, написать сочинение

Приложение.

Раздаточный материал к уроку.

Варианты сочинений.

Портрет бабушки в повести М. Горького "Детство" 1 вариант

В повести «Детство» М. Горький рассказал о своих детских годах, в которых едва ли не главное место занимала его бабушка. Странноватая, очень полная, большеголовая, с огромными глазами, рыхлым красноватым носом. В жизни мальчика бабушка появилась, когда умер его отец, и до конца своих дней она всегда была рядом.

Мальчик видит и понимает, что внутренне бабушка красива, она мягкая, ласковая, добрая, старающаяся понять и помочь в любой ситуации.

При своей полноте бабушка ходила очень легко, плавно и ловко. Движения ее походили на кошачьи.

У бабушки была очень приятная белоснежная улыбка, глаза при этом вспыхивали теплым светом, и лицо становилось молодым и светлым.

Волосы у нее были черные, очень густые, длинные и непослушные. Поэтому, когда бабушка расчесывалась редкозубым гребнем, то обычно сердилась.

Говорила бабушка весело, складно, нараспев. Часто упоминала Бога. Все, что она говорила, было теплым и ласковым, поэтому мальчик с первого дня подружился с бабушкой, она стала для него самым верным и близким другом, самым понимающим человеком. Позже он понял, что бабушка была тем человеком, который отдает свою любовь бескорыстно, она любит мир таким, какой он есть.

М. Горький трепетно вспоминает о бабушке, и, возможно, именно бескорыстное отношение к людям помогло писателю в дальнейшем перенести тяжелые минуты жизни.

И если б только архаровцы волокли всё, что на глаза попадётся, но ведь и свои, сосновские, тоже: «Старуха, за которой ничего похожего никогда не водилось, подбирала выброшенные со двора бутылки – и, уж конечно не пустые»; однорукий Савелий таскал мешки с мукой прямиком в собственную баню. Что ж это делается? Мы почему такие-то? – вслед за Алёной мог бы воскликнуть, если б умел говорить, дядя Миша Хампо. Он словно перешёл в «Пожар» из «Прощания с Матёрой», – там его звали Богодулом. Не зря автор подчёркивает это, называя старика «духом егоровским». Он так же, как и Богодул, почти не говорил, был так же бескомпромиссен и предельно честен. Он считался прирождённым сторожем – не потому, что любил работу, а просто «так он выкроился, такой из сотни сотен уставов, недоступных его голове, вынес первый устав: чужого не трожь». Увы, даже дяде Мише, который как самую большую беду воспринимал воровство, пришлось смириться: сторожил он один, а тащили почти все. В поединке с архаровцами дядя Миша удушил одного из них, Соню, но и сам был убит колотушкой. Алёна, жена Ивана Петровича, по сути, единственный в повести женский образ. В этой женщине воплощено то лучшее, с исчезновением чего мир теряет свою прочность. Умение прожить жизнь в ладу с собой, видя её смысл в работе, в семье, в заботе о близких. На протяжении всей повести мы ни разу не застанем Алёну размышляющей о чём-то высоком, – она не говорит, а делает, и так получается, что малое её, привычное дело всё же значимей самых красивых речей. Образ Алёны – один из второстепенных образов «Пожара», и это действительно так, особенно если учесть, что в большей части повестей Распутина именно женщины – главные героини (Анна в «Прощании с Матёрой», Настёна в «Живи и помни»).