Что такое тепловая энергия на ГВС? Формула расчета подогрева воды в квитанции жкх. Как рассчитывается плата за горячее водоснабжение. Что такое ГВС нагрев Что тэ на гвс платежке

05.09.2020 Утепление

В редакцию нашей газеты обратился председатель совета дома № 26 по ул. Володарского Геннадий Панфилович Резинкин и рассказал о своей попытке разобраться в вопросе установки и оплаты общедомового прибора учета тепловой энергии.

В январе 2014 года собственники квартир в этом многоквартирном доме получили квитанции за ЖКХ, где в числе прочих услуг, подлежащих оплате, была отдельно указана «Установка ОПУ тепловой энергии». Возник вопрос: почему именно такая сумма?

В феврале 2014 года представитель инициативной группы Г.П. Резинкин от имени жильцов дома первый раз обратился в МУП «Тепловые сети» за разъяснениями о стоимости установки счетчика. Там ему отказали, объяснив, что эта информация конфиденциальная и разглашению не подлежит.

Г.П. Резинкин обратился в суд. Гатчинский городской суд в исковых требованиях выдать акт при- емки ОПУ и смету на установку ОПУ Г.П. Резинкину отказал, пояснив, что истец вправе «потребовать от МУП «Тепловые сети» г. Гатчины письменный ответ с подтверждающими документами, содержащий информацию о стоимости приобретенного ОПУ, его доставке, установке и вводе в эксплуатацию, в предоставлении которых ответчик отказать не имеет права». Что Г.П. Резинкиным и было сделано. Однако «Тепловые сети» г. Гатчины отказались дать такую информацию.

Тем временем Г.П. Резинкина избрали председателем совета дома № 26, после чего куда он только не обращался, а ясности не прибавилось. Недоверие жителей, так и не получивших ответ на, казалось бы, простой вопрос, стало расти, а вместе с ним и количество вопросов. «Возможно, собственники квартир полностью оплачивают и сам ОПУ, и его установку, а теперь, лишенные права знать и понимать, что происходит, контролировать, как снимаются показания, оплачивают общедомовые расходы тепловой энергии и стоимость обслуживания ОПУ еще и за нанимателей муниципальных квартир и арендаторов нежилых помещений. Где справедливость?», – возмущается Геннадий Панфилович.

Спустя год председатель совета дома решил предать дело огласке и подключить средства массовой информации. Наша редакция взялась помочь разобраться. Собрав переписку Г.П. Резинкина с коммунальными службами и протоколы суда, мы обратились в МУП «Тепловые сети» г. Гатчины.

На вопросы нашего читателя, поставленные в его письме в редакцию, отвечает начальник юридического отдела МУП «Тепловые сети» г. Гатчины Оксана Николаевна Золотова.

- Почему ОПУ поставили без согласия собственников?

В Федеральном законе от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» установлена обязанность собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома (МКД) обеспечить установку и ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учета (ОПУ) холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа. В том случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили установку ОПУ до 1 июля 2012 года, такая установка осуществляется ресурсоснабжающей организацией. Федеральным законом жильцам был отведен достаточно большой срок – три года, за это время можно было установить прибор учета самостоятельно, выбрав и поставщика, и подрядчика для проведения работ, жильцы данным правом не воспользовались. Следовательно, возникает обязанность ресурсоснабжающей организации по установке в многоквартирном доме общедомового (коллективного) прибора учета.

- На каком основании выставили счета собственникам помещений?

В случае, если до 1 января 2013 года собственники помещений сами не установили ОПУ, и при этом общедомовой прибор учета был установлен ресурсоснабжающей организацией (на основании части 12 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении»), собственники обязаны (согласно п.38.1 Правил № 491) оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов. Данная обязанность установлена законом, мы не «изобретали» ничего самостоятельно. Подчиняясь только федеральному законодательству и учитывая, что жильцы не обладают достаточной правовой грамотностью, мы никому не отказываем в разъяснениях, если человек идет на контакт и адекватно воспринимает свои обязанности как собственник, мы всегда готовы к диалогу. В законе четко прописан порядок действий в случае несогласия собственника с теми или иными положениями.

- А если собственник со счетом не согласен?

При несогласии собственник помещения вправе обратиться в организацию, осуществившую установку такого прибора учета и выставившую счет, с разногласиями. То есть обосновать свои расчеты и доказать, почему он считает, что счет был выставлен необоснованно. Если и в этом случае разногласия не будут урегулированы, вправе обжаловать выставленный счет в суде.

Хочу обратить ваше внимание на то, что согласно п.12 ст.13 Федерального закона № 261, в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. Таким образом, собственники не зависимо от их желания обязаны нести расходы по установки и содержанию ОПУ, исполняя федеральный закон.

Собственник вправе знать, почему он именно столько платит. Где получить информацию, чтобы проверить расчеты?

Контроль за действиями МУП «Тепловые сети» г. Гатчины в полном объеме осуществляют специализированные органы, уполномоченные на проведение проверок работы ресурсоснабжающих организаций. МУП «Тепловые сети» г. Гатчины был проведен конкурс на право заключения кредитного договора на закупку ОПУ. Вся информация находится в открытом доступе в сети Интернет на официальном сайте госзакупок: zakupki.gov.ru . Для того, чтобы найти интересующую информацию, достаточно зайти на сайт и набрать название организации, либо её ИНН.

Счета на оплату расходов на установку ОПУ выставляются с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов, бремя которых несет собственник помещения (исходя из его размеров). Чтобы проверить расчеты, информацию о площади помещений в конкретном многоквартирном доме можно узнать из технического паспорта многоквартирного жилого дома. Данный документ должен иметь каждый дом, в случае же его отсутствия технический паспорт можно заказать в организации, осуществляющей инвентаризацию объектов, например БТИ г. Гатчины.

В доме № 26 по ул. Володарского собственниками являются владельцы квартир и муниципалитет, у которого в собственности жилые и нежилые помещения. Доля расходов муниципалитета на жилые помещения, находящиеся в найме, и нежилые (магазин), находящийся в аренде, оплачена в сентябре 2013 года. Граждане-собственники жилых помещений в этом доме оплачивают установку ОПУ тепловой энергии с 1 января 2014 года.

- Значит, муниципалитет расплатился сразу, а гражданам предоставлена рассрочка?

Да. В ч.12 ст.13 Закона № 261-ФЗ содержится возможность предоставления гражданам-собственникам помещений в многоквартирных домах рассрочки оплаты расходов РСО на установку приборов учета. Оплата производится равными долями в течение пяти лет, начиная с даты установки ОПУ, при условии, что гражданами не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

Учитывая требования закона о предоставлении рассрочки только гражданам-собственникам помещений, РСО выставляет счета на оплату полной суммы расходов на установку приборов учета собственникам помещений – юридическим лицам (в т.ч. органам местного самоуправления) без какой-либо рассрочки платежа.

- Как снимаются показания общедомового прибора учета?

Расчет величины и стоимости потребленной МКД № 26 по ул. Володарского тепловой энергии на жилые и нежилые помещения производится по показаниям ОПУ с 1 января 2014 года. Показания снимаются 20 числа каждого месяца дистанционно посредством модемной связи.

Величина тепловой энергии, исходя из которой производится расчет размера платы собственникам и нанимателям жилых помещений за услуги теплоснабжения, уменьшается на количество тепловой энергии, потребляемой нежилыми помещениями, рассчитанное пропорционально площади этих помещений (220 м2). Расчет размера платы для гражданина производится в расчетно-кассовом центре МУП ЖКХ г. Гатчины. С арендатором нежилых помещений, расположенных в указанном МКД, заключен прямой договор на отпуск тепловой энергии.

Таким образом, все собственники жилых помещений оплачивают только свою долю расходов как на установку ОПУ и его обслуживание, так и на услуги теплоснабжения.

Расчет взноса за установку ОПУ и его обслуживание для дома № 26 по ул. Володарского:

Стоимость установки общедомового прибора учета с учетом рассрочки – 482 024 рубля 40 копеек;

Стоимость обслуживания ОПУ в месяц – 2 823 рубля 74 копейки;

Общая площадь жилых и нежилых помещений – 2 469, 6 кв.м.

Расчет за установку ОПУ: 482024, 4/2469, 6/60 мес. = 3 руб. 25 коп. с 1 кв. м.

Плюс расчет стоимости обслуживания: 2 823, 74/2 469, 6 = 1 руб. 14 коп.

Итого, собственники жилья оплачивают в месяц: 3, 25+1, 14 = 4 руб. 39 коп с 1 кв. м.

Для того, чтобы ответить на вопрос «Что такое тепловая энергия?» необходимо разобраться, чем отличается горячая вода от холодной, что влияет на температуру воды? Она отличается разным количеством содержащейся в ней теплоты. Эту теплоту, или по другому тепловую энергию, нельзя увидеть или потрогать, можно только почувствовать. Любая вода с температурой больше 0°С содержит какое-то количество теплоты. Чем выше температура воды (пара или конденсата) тем больше в ней содержится теплоты. Измеряется теплота в Калориях, в Джоулях, в Мвт/ч (Мегаватт в час), не в градусах °С. Так как тарифы утверждаются в рублях за Гигакалорию, то за единицу измерения будем брать Гкал. Таким образом, горячая вода состоит из самой воды и содержащейся в ней теплоэнергии или теплоты (Гкал). Вода как бы насыщена гигакалориями. Чем больше Гкал в воде, тем она горячее. В системах отопления теплоноситель (горячая вода) приходит в систему отопления с одной температурой, а выходит с другой. То есть пришел с одним количеством теплоты, а вышел с другим. Какую-то часть теплоты теплоноситель отдает в окружающую среду через радиаторы отопления. За эту часть, которая не вернулась в систему, и которая измеряется в Гкал, кому-то надо заплатить При горячем водоснабжении мы потребляем всю воду и, соответственно, все 100% Гкал в ней, ничего обратно в систему не возвращаем.

Что такое теплоноситель?

Вся горячая вода, которая бежит по трубам в систему отопления или в систему горячего водоснабжения, а также пар и конденсат (та же горячая вода), это и есть теплоноситель. Слово теплоноситель состоит из двух слов - тепло и несёт. При расчетах, теплоснабжающие компании разбивают теплоноситель на Гкал и сетевую воду. Тариф на сетевую воду учитывает только саму воду, и не учитывает Гкал в ней. Тариф на горячую воду учитывает и воду и Гкал в ней. К теплоносителю, в зависимости от целей (для отопления или для ГВС), предъявляются разные требования по температуре и по санитарным нормам. У теплоносителя для целей горячего водоснабжения есть минимально допустимая температура, которую должна обеспечить теплоснабжающая организация, а также повышенные требования к качеству. Для целей горячего водоснабжения берется питьевая вода, нагревается и отпускается в сеть. Температура теплоносителя для целей отопления зависит от температуры наружного воздуха (т.е. от погоды). Чем холоднее на улице, тем сильнее происходит нагрев. Выводы: 1. При оплате за тепло заплатить нужно будет как за Гкал, так и за сетевую воду. При оплате за ГВС также, если не установлен отдельный тариф на горячую воду. 2. Теплоноситель - тепло несёт, горячая вода, он же сетевая вода + Гкал в ней. 3. Сетевая вода - вода без Гкал. 4. В жизни под теплоносителем и сетевой водой может подразумеваться одно и то же. Для тех, кто желает разобраться в этом вопросе более детально, предлагаем ознакомиться с Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя.

xn--80aaablg0cug6b2j.xn--f1avc.xn--p1ai

Правомерна ли оплата подогрева воды по квитанции в 2018 году

Многие люди при оплате коммунальных услуг удивляются, увидев в квитанции словосочетание «подогрев воды». На самом деле, это нововведение было принято еще в 2013 году. Согласно Постановлению Правительства № 406, при наличии централизованной системы водоснабжения оплату нужно осуществлять по двухкомпонентному тарифу.

Таким образом, тариф разделили на две составляющие: использование холодной воды и тепловой энергии. Теперь расчет производится отдельно за два ресурса: вода для ГВС и тепловая энергия. Именно поэтому в квитанциях появилась графа, означающая количество тепловой энергии, затраченной на обогрев холодной воды. Однако многие полагают, что плата за подогрев взимается незаконно, и пишут жалобы на ЖКХ. Чтобы убедиться в правомерности такого вида начислений, следует более подробно узнать о данной услуге.

Причиной такого нововведения стало дополнительное использование энергии. Подключенные к системе горячего водоснабжения стояки и полотенцесушители расходуют тепловую энергию, но этот расход раньше не учитывался в расчетах оплаты за коммунальные услуги. Поскольку плату за теплоснабжение можно взимать только в отопительный период, нагрев воздуха за счет использования полотенцесушителя не оплачивался как коммунальная услуга. Правительство нашло выход из такой ситуации, разделив тариф на две составляющий.

Оборудование

Если водонагреватель выйдет из строя, счет за горячую воду не увеличится. В этом случае уполномоченные сотрудники управляющей организации обязаны отремонтировать оборудование в срочном порядке. Но поскольку ремонт требует оплаты, данную сумму все же должны оплатить жильцы. Несмотря на то что счет за подогрев останется тем же, будет увеличена сумма оплаты за ремонт и содержание имущества. Это объясняется тем, что водонагревательные приборы являются частью имущества владельцев жилья.

Что касается нестандартных ситуаций, когда, например, часть квартир в многоэтажном доме имеет доступ к горячей воде, а вторая – только к холодной, вопросы касательно оплаты за подогрев решаются в индивидуальном порядке. Как показывает практика, нередко от жильцов требуют внесение платы за общее имущество, которым они не пользуются.

Читайте также: Могут ли отключить свет за неуплату коммунальных услуг

Компонент «тепловая энергия»

Если с расчетом оплаты за холодную воду все довольно просто (осуществляется на основании установленного тарифа), то не все понимают, что входит в стоимость такой услуги, как подогрев.

Сумма для оплаты такой услуги, как подогрев воды, рассчитывается с учетом следующих составляющих:

  • установленный тариф на тепловую энергию;
  • расходы, необходимые для содержания централизованной системы горячего водоснабжения (от центральных тепловых пунктов, где осуществляется подогрев воды);
  • стоимость потери тепловой энергии в трубопроводах;
  • расходы, необходимые для осуществления транспортировки горячей воды.

Расчет платы за коммунальные услуги по горячему водоснабжению производится с учетом объема использованной воды, который измеряется в м3.

Как правило, количество необходимой тепловой энергии определяется на основании общедомовых значений, которые показывают счетчики горячей воды и затраченной тепловой энергии. Использованное количество энергии в каждом помещении рассчитывается методом умножения использованного объема воды (определяется по счетчику) на удельный расход тепловой энергии. Объем энергии умножается на тариф. Полученное в результате значения и есть суммой, необходимой для оплаты того, что в квитанции прописано как «подогрев воды».

Как рассчитать самостоятельно в 2017-2018 году

Подогрев воды является одной из самых дорогостоящих коммунальных услуг. Это объясняется тем, что при нагреве необходимо применение специального оборудования, работающего от электросети. Чтобы убедиться в том, что в квитанции указана верная сумма к оплате, вы можете произвести расчеты самостоятельно и сопоставить полученное значение с суммой, указанной в квитанции. Для этого надо узнать размер оплаты за тепловую энергию, установленную региональной тарифной комиссией. Дальнейшие расчеты зависят от наличия ил отсутствия приборов учета:

  1. Если у вас в квартире установлен счетчик, то вычислить расход тепловой энергии можно, ориентируясь на его показатель.
  2. Если счетчик отсутствует, расчеты следует производить исходя из установленных нормативных показателей (устанавливаются энергосберегающей организацией).

При наличии в жилом здании общего счетчика расхода тепловой энергии и установленных индивидуальных счетчиков в квартирах начисление суммы за подогрев рассчитывается исходя из показаний общего прибора учета и дальнейшего пропорционального распределения по каждой квартире. Если такой прибор отсутствует, сумма, необходимая для оплаты подогрева, рассчитывается исходя из норматива расхода энергии на нагрев 1 м3 воды в отчетном месяце и показаний индивидуального счетчика воды.

Куда писать жалобу

Если правомерность возникновения в квитанциях дополнительной строки «подогрев воды» стоит под вопросом, чтобы не переплачивать за отопление, рекомендуется сначала обратиться в УК с просьбой объяснить, что означает данный пункт. Появления новой строки в квитанции законно только на основании решения собственника помещений МКД. При отсутствии такого решения следует написать жалобу в ГЖИ. После обращения с претензией в УК вам должны предоставить ответ с объяснениями в течение тридцати дней. В случае отказа обосновывать, почему в квитанции прописана такая услуга, следует подать жалобу в прокуратуру с иском в суд. В данном случае, если вы уже оплатили сумму, указанную в квитанции, основанием иска послужит статья 395 Гражданского кодекса РФ. Если возврат средств не требуется, но при этом вы должны платить за услуги, которые вам не предоставляют, подавайте иск об исключении строки «подогрев воды». В этом случае стоит ссылаться на статью 16 закона «О защите прав потребителей».

Читайте также: Нужно ли проверять счетчики на воду в Москве

Если назрела необходимость обжаловать действия ЖКХ по вопросам, связанным с нарушением прав потребителей коммунальных услуг, следует обращаться в Роспотребнадзор. Если у вас возникли вопросы по тарифам, установленным на жилищно-коммунальные услуги, нужно обращаться в Федеральную службу по тарифам.

zhkhinfo.ru

Гкал, теплоноситель, горячая и сетевая вода

Пусть управляющая компания «Наш дом» объяснит, за что мы платим, и чем отличаются друг от друга понятия, перечисленные выше. Нам, простым жителям, сложно лавировать в технических терминах.

Вопрос с сайта nashdomkch.ru

Отвечает Сергей Кирилюк, начальник энергетического отдела УЖК «Наш дом»:

В счетах на оплату тепла и горячей воды, которые предъявляют теплоснабжающие компании, могут быть указаны следующие тарифы: - за Гкал, (руб/Гкал); - за сетевую воду (руб/т) или за теплоноситель (руб/м.куб);

За горячую воду или ГВС (руб/м.куб)

Не все потребители понимают, почему у них в счетах на оплату стоит большая сумма за теплоэнергию (руб./Гкал), за горячую воду (руб./м.куб), и тут же - относительно небольшая сумма за сетевую воду (руб./т). Что это за дополнительный сбор? Не буду давать словарное определение тепловой энергии, попытаюсь объяснить «на пальцах».

Подумайте, чем отличается горячая вода от холодной, что влияет на температуру воды? Она отличается разным количеством содержащейся в ней теплоты. Эту теплоту (или по другому тепловую энергию) нельзя увидеть или потрогать, можно только почувствовать. Любая вода с температурой больше 0°С содержит какое-то количество теплоты. Чем выше температура воды (пара или конденсата), тем больше в ней содержится теплоты.

Измеряется теплота в калориях, в джоулях, в МВт/ч (мегаватт в час), не в градусах °С. Так как тарифы утверждаются в рублях за гигакалорию, то за единицу измерения будем брать Гкал. Таким образом, горячая вода состоит из самой воды и содержащейся в ней теплоэнергии или теплоты (Гкал). Вода как бы насыщена гигакалориями. Чем больше Гкал в воде, тем она горячее.

В системах отопления теплоноситель (горячая вода) приходит с одной температурой, а выходит с другой. Какую-то часть теплоты вода отдает в окружающую среду через радиаторы отопления. За эту часть, которая не вернулась в систему, и которая измеряется в Гкал, кому-то надо заплатить.

При горячем водоснабжении мы потребляем всю воду и, соответственно, все 100% Гкал в ней, ничего обратно в систему не возвращаем.

Что такое теплоноситель? Вся горячая вода, которая бежит по трубам в систему отопления или в систему горячего водоснабжения, а также пар и конденсат (та же горячая вода). Слово теплоноситель состоит из двух слов - тепло и несёт. При расчетах, теплоснабжающие компании разбивают теплоноситель на Гкал и сетевую воду, чем вводят в непонимание некоторых потребителей.

Если раньше УЖК «Наш дом» начисляла за горячую воду по тарифам на ГВС в руб/м.куб, то теперь мы разбиваем теплоноситель для нужд ГВС. У нас в предъявляемых счетах на оплату за горячую воду нет тарифа руб/м.куб. Мы выставляем за ГВС также, как за тепло, отдельно за сетевую воду и отдельно за Гкал.

Тариф на сетевую воду учитывает только саму воду, и не учитывает Гкал в ней. Тариф на горячую воду учитывает и воду, и Гкал в ней.

К теплоносителю, в зависимости от целей (для отопления или для ГВС), предъявляются разные требования по температуре и по санитарным нормам. Для горячего водоснабжения есть минимально допустимая температура, которую должна обеспечить теплоснабжающая организация, а также повышенные требования к качеству.

В Качканаре существует 2-х трубная открытая система теплоснабжения, от которой и запитывается система ГВС в каждом отдельно стоящем доме - это было определено проектом при строительстве города. В летний период отсутствует циркуляция системы отопления, горячая вода подается по одной из труб системы отопления (начиная с ТЭЦ и до каждого потребителя).

Температура теплоносителя для отопления зависит от температуры наружного воздуха (от погоды). Чем холоднее на улице, тем сильнее греем.

Выводы: - при оплате за тепло заплатить нужно будет за Гкал. При оплате за горячую воду - как за Гкал, так и за сетевую воду (теплоноситель); - теплоноситель - тепло несёт, горячая вода, он же сетевая вода + Гкал в ней; - сетевая вода - вода без Гкал;

В жизни под теплоносителем и сетевой водой может подразумеваться одно и то же.

Метки: ЖКХ

Обнаружили орфографическую ошибку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Www.kchetverg.ru

Оплата теплоэнергии в составе ГВС

Постановлением Правительства РФ от 14.02.2015 № 129 в целях регулирования порядка применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду внесены изменения в ПП РФ от 06.05.2011 № 354 и ПП РФ от 23.05.2006 № 306. Согласно внесенным поправкам при установлении двухкомпонентных тарифов на горячее водоснабжение (далее - ГВС) «размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению» (абзац 6 пункта 38 Правил 354), при этом уполномоченный орган субъекта РФ «устанавливает норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению» (пункт 32(1) Правил 306). И если порядок расчета стоимости ГВС между потребителем и исполнителем коммунальной услуги (далее - ИКУ) был решен (хотя и по сей день имеется огромное число случаев его нарушения), то при расчете между ИКУ и ресурсоснабжающей организацией (далее - РСО) возникали и продолжают возникать споры, особенно в случаях оборудования домов общедомовыми приборами учета, определяющими как объем потребления ГВС, так и количество теплоэнергии в составе потребленной горячей воды.

Тепло в ГВС: обем потребления и стоимость к оплате

Если рассматривать потребление горячей воды в помещениях МКД, то легко установить случаи, в которых при одинаковом объеме потребления горячей воды потребление тепла в составе этой воды будет различным. К таким случаям можно отнести потребление при отсутствии циркуляции в доме «остывшей» горячей воды теми жильцами, кто раньше просыпается с утра или позже ложится спать вечером. Очевидно, что более горячей будет вода при длительном единовременном потреблении по сравнению с множеством кратковременных включений, даже если суммарный объем кратковременных включений будет равен объему длительного единовременного потребления. В межотопительный период наблюдается существенная разница температуры горячей воды в однотипных домах (для которых услановлены одинаковые нормативы потребления) в зависимости от протяженности сети ГВС от этих домов до РСО (удаленность МКД от котельной) - жильцы домов, подключенных к «концевым» сегментам теплосетей, обычно пользуются менее горячей водой, чем дома, подключенные к «транзитным» трубопроводам тех же сетей.

Вероятно, для создания некой усредненной унифицированной системы расчета Правительство РФ приняло решение утверждать нормативы расхода теплоэнергии на подогрев ГВС и наделило правом устанавливать такие нормативы субъекты РФ, уполномоченные утверждать нормативы потребления коммунальных услуг. Тем самым была исключена возможность определения различной стоимости горячей воды (в рублях за куб.метр), например, для жильцов различных квартир одного и того же многоквартирного дома. Необходимо отметить, что также исключена и различная стоимость горячей воды (в рублях за куб.метр) для жильцов одного дома в различные месяцы - ведь расчет стоимости кубометра горячей воды, потребленного потребителем, должен проивзодиться исходя из стоимости компонента на холодную воду, тариф на которую утверждается субъектом РФ, и стоимости компонента на тепловую энергию, тариф на которую и объем на каждую единицу воды (норматив тепла на подогрев ГВС) тоже утверждается субъектом РФ. Таким образом, стоимость одного кубометра горячей воды никак не зависит от реального расхода тепла на подогрев этой воды (каким-либо образом измеренного или рассчитанного), а рассчитывается исходя только из тех параметров, которые утверждены органами госвласти субъекта РФ.

Если говорить о количестве теплоэнергии, потребляемом на цели горячего водоснабжения всем многоквартирным домом (далее - МКД), то, разумеется, такое количество можно определить таким общедомовым прибором учета (далее - ОПУ), который измеряет не только расход горячей воды на нужды ГВС, но и теплосодержание этой воды. Позиция подавляющей части РСО, заключающаяся в том, что тепло, поступившее в МКД, подлежит оплате в полном объеме, является разумной и логичной. Не менее логичным является определение количества теплоэнергии в составе ГВС, потребленного всем МКД, по ОПУ, позволяющему такое количество измерить. При этом в применении норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, утвержденного органами госвласти субъекта РФ, по мнению указанных РСО, необходимости нет. В случае же отсутствия в общедомовом приборе учета ГВС функции по измерению количества тепла (а тем более при отсутствии ОПУ вообще) те же РСО полагают использование норматива тепла на подогрев ГВС уже необходимым.

Позиция, безусловно, не лишена логики, однако действующее законодательство РФ не дает права выбора - использовать в расчетах норматив тепла на подогрев ГВС или не использовать. Нормы о применении в расчетах именно норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, являются императивными, подлежащими безусловному исполнению. В то же время никаких норм о возможности применения в расчетах показаний ОПУ, определяющих количество теплоэнергии в составе ГВС, законодательство РФ попросту не содержит. Таким образом, использование в расчетах таких показаний ОПУ хотя и логично, но не основано на законе, а следовательно - неправомерно. При этом использование в расчетах норматива тепла на подогрев ГВС - не право, предусмотренное для отдельных случаев (например, отсутствие ОПУ, либо отсутствие функции ОПУ по измерению теплосодержания в ГВС), а обязанность для любых случаев без исключения.

Из вышесказанного следует, что при расчете стоимости ГВС (как между потребителем и исполнителем услуги по ГВС, так и между ИКУ и РСО) используется не фактически потребленный объем теплоэнергии на подогрев воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, а норматив потребления тепла на подогрев ГВС.

Что установил суд?

Указанные обстоятельства изучил Арбитражный суд Московской области, а потом - по апелляционной жалобе - 10-й Арбитражный апелляционный суд, при рассмотрении дела по иску ООО «Орехово-Зуевская Теплосеть» к ТСЖ «Автопроезд» (дело № А41-18008/16) о взыскании задолженности по оплате тепловой энергии. В качестве третьих лиц к участию в деле были привлечены Главное Управление Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области», Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Московской области.

В Решении от 12.12.2016 по делу № А41-18008/16 АС Московской области указал:

«Непосредственно, полно и объективно исследовав представленные сторонами доказательства в обоснование заявленных требований и возражений, суд пришел к следующему.

Как установлено судом, 26 сентября 2012 года, между истцом и ответчиком заключен Договор на теплоснабжение № 240, в соответствии с которым истец является энергоснабжающей организацией, ответчик - абонент.

В соответствии с п.1 ст.539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения, энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию...

На основании ст.544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с положениями статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Частью 5 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» установлено, что тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.

Согласно части 9 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Пунктом 88 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406, предусмотрено, что органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.

Таким образом, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) принимают решения об установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду в соответствии с нормами действующего законодательства.

В целях регулирования порядка применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2015 г. № 129 (вступило в силу 28 февраля 2015 года) внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011г. № 354 (далее - Правила №354), и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 (далее - Правила № 306).

Пунктом 38 Правил № 354 предусмотрено, что в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

В соответствии с пунктом 42 Правил № 354 в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 23 приложения № 2 к Правилам № 354 исходя из показаний приборов учета горячей воды и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды, а при отсутствии такого прибора учета - исходя из норматива потребления горячей воды и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды.

Вместе с тем, Правилами № 354 не предусмотрено применение тепловой энергии в качестве коммунальной услуги, что соответствует положениям части 4 статьи 154 ЖК РФ.

Учитывая изложенное, Правилами № 354 предусматривается распределение тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в рамках норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

В связи с этим соответствующими изменениями, внесенными в Правила № 306, предусматривается, что норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению определяется путем установления норматива потребления горячей воды в жилом помещении и норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.

Так, согласно пункту 7 Правил № 306 при выборе единицы измерения нормативов потребления в отношении горячего водоснабжения (горячей воды) используются следующие показатели:

в жилых помещениях - куб. метр холодной воды на 1 человека и Гкал на подогрев 1 куб. метра холодной воды или куб. метр горячей воды на 1 человека;

на общедомовые нужды - куб. метр холодной воды и Гкал на подогрев 1 куб. метра холодной воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или куб. метр горячей воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Данный принцип обеспечивает справедливое распределение тепловой энергии на подогрев кубометра воды между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды. В этой связи, порядок определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, установленный Правилами № 354, полностью соответствует требованиям ЖК РФ и установлен с учетом исключения возникновения несправедливой финансовой нагрузки на граждан.

Таким образом, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (открытая или закрытая), а также независимо от периода времени года (отопительный или неотопительный), количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.

Соответственно, при наличии нормативов расхода тепловой энергии на подогрев горячей воды показания приборов учета, измеряющих тепловую энергию, используемую в целях горячего водоснабжения, не учитываются ни в расчетах с потребителями, ни в расчетах с ресурсоснабжающими организациями.

Иного порядка определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в рассматриваемом случае Правилами № 354 не предусмотрено.

Гражданские права и обязанности управляющей организацией или товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - товарищество, кооператив) по осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, возникают из договоров ресурсоснабжения, заключаемых в порядке, предусмотренном Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. № 124 (далее соответственно - постановление № 124, Правила № 124).

Согласно подпунктам «г», «е» пункта 17 Правил № 124 порядок определения объемов поставляемого коммунального ресурса, порядок оплаты коммунального ресурса являются существенными условиями договора ресурсоснабжения.

При этом во взаимосвязи с требованиями Правил № 124 при заключении договора ресурсоснабжения подлежат применению также Требования при осуществлении расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. № 253 (далее - Требования).

Пунктом 4 Требований установлено, что в пользу ресурсоснабжающих организаций подлежат перечислению денежные средства, поступившие исполнителю от потребителей в счет оплаты именно коммунальных услуг.

При этом пунктом 5 Требований предусмотрено, что размер платежа исполнителя коммунальной услуги, причитающегося к перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации, поставляющей конкретный вид ресурса, определяется в зависимости от оплаты потребителем соответствующей коммунальной услуги в полном размере, указанном в платежном документе, либо при частичной оплате, что в полной мере корреспондирует с указанными выше нормами Правил № 124.

На основании вышеуказанного, размер платежа исполнителя коммунальной услуги в пользу ресурсоснабжающей организации подлежит определению с учетом количества денежных средств, поступивших от потребителей коммунальных услуг, а также с учетом объемов коммунальных ресурсов в случае поставки ресурсоснабжающей организацией коммунального ресурса ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Кроме того, управляющие организации (товарищества, кооперативы) являясь исполнителями коммунальных услуг в многоквартирном доме, приобретают у ресурсоснабжающих организаций коммунальный ресурс не для перепродажи, а для предоставления соответствующей коммунальной услуги потребителям и оплачивают потребленный в таком многоквартирном доме объем коммунального ресурса из платежей, поступивших от потребителей за коммунальную услугу.

В соответствии с Решением Верховного Суда Российской Федерации от 8 июня 2012 г. № АКПИ12-604, согласно которым в рамках постановления № 124 управляющая организация, товарищество или кооператив, не являются хозяйствующими субъектами с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жильцов как непосредственных потребителей коммунальных услуг. Данные организации осуществляют деятельность по предоставлению коммунальных услуг на основании договора управления многоквартирным домом и оплачивают объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, только из поступивших платежей потребителей. При таком положении размер платы за коммунальный ресурс по договору ресурсоснабжения должен быть равен размеру платы за коммунальную услугу, оплачиваемую всеми потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами их предоставления.

Учитывая изложенное, вне зависимости от договоренности стороны обязаны следовать императивным нормам, которые регулируют порядок расчетов за оказанные коммунальные услуги.

Согласно пунктам 10, 11 части 1 статьи 4 ЖК РФ отношения по поводу предоставления коммунальных услуг, внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулирует жилищное законодательство.

В соответствии с положениями статьи 8 ЖК РФ к жилищным отношениям, связанным, в том числе с использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных ЖК РФ.

С учетом изложенного, при заключении договора ресурсоснабжения с лицами, осуществляющими управление многоквартирным домом, и установления в нем условий, в том числе регламентирующих порядок прекращения поставки соответствующего вида коммунального ресурса в многоквартирный дом, необходимо в первую очередь руководствоваться нормами жилищного законодательства, в частности Правил № 124 с учетом положений Правил № 354.

Пунктом 5 Требований установлено, что размер платежа исполнителя, причитающегося к перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации, поставляющей конкретный вид ресурса, определяется в размере указанной в платежном документе платы за конкретную коммунальную услугу, начисленной потребителю за данный расчетный период в соответствии с Правилами № 354 (при оплате потребителем в полном объеме), а при оплате потребителем не в полном объеме - размере, пропорциональном размеру платы за конкретную коммунальную услугу в общем размере указанных в платежном документе платежей за работы и услуги, выполненные (предоставленные) за данный расчетный период.

Исходя из этого, товарищество собственников жилья обязано покрывать обязательства перед ресурсоснабжающими организациями за объем коммунального ресурса за счет средств, поступивших от потребителей в оплату потребленных коммунальных услуг по горячему водоснабжению, то есть рассчитанного исходя из норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

На основании вышеизложенного Арбитражный суд Московской области полагает, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями ст. 110, 112, 162, 167–170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Московской области

В удовлетворении исковых требований отказать».

Десятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев апелляционную жалобу на решение АС Московской области, принял Постановление от 17.04.2017 № 10АП-805/2017 по делу № А41-18008/16, которым повторил аргументы суда первой инстанции, дополнительно указав:

«Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы иска, были обоснованно отклонены судом первой инстанции.

Принимая во внимание совокупность изложенных обстоятельств, апелляционный суд не находит предусмотренных законом оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и удовлетворения требований апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Московской области от 12 декабря 2016 года по делу № А41-18008/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения».

Выводы

Арбитражный суд Московской области и поддержавший его мнение 10-й Арбитражный апелляционный суд при рассмотрении дела № А41-18008/16 установили, что независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от типа системы теплоснабжения/горячего водоснабжения (открытая или закрытая), независимо от периода года (отопительный или межотопительный), «количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения..., при наличии нормативов расхода тепловой энергии на подогрев горячей воды показания приборов учета, измеряющих тепловую энергию, используемую в целях горячего водоснабжения, не учитываются ни в расчетах с потребителями, ни в расчетах с ресурсоснабжающими организациями».

Еще одна махинация ВК комфорт

Приготовление горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем (ИТП) многоквартирного дома (при отсутствии централизованного приготовления горячей воды в МКД).
Размер платы за горячее водоснабжение (ГВС) рассчитывается исходя из показаний домовых приборов учета и соответствующих тарифов на холодную воду и потребленные Гкал, используемые для приготовления горячей воды. При этом расходы на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем и электроэнергии, используемых для приготовления горячей воды, включаются в плату за содержание и ремонт жилого помещения.


Индивидуальный тепловой пункт нашего дома (ИТП)

Расчет за отопление и приготовленную в многоквартирном доме горячую воду на основании ПП РФ от 06.05.2011 № 354

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, далее по тексту будут называться Правилами. Для удобства набора в текстовом редакторе используемые формулы незначительно видоизменены и конкретизированы по сравнению с их написанием в Правилах, что никак не меняет их смысла.

Для однозначного понимания: в соответствии с пунктом 2 Правил «нежилое помещение в многоквартирном доме» - это помещение в многоквартирном доме, которое не является жилым помещением и общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме. Например, магазин, швейное ателье, офисное помещение какой-либо организации и т.п. Расчет платы для таких помещений, как правило, аналогичен расчету для жилого помещения (квартиры). В случае отличия в расчетах, они будут оговорены отдельно.

Расчет и распределение платы в соответствии с п. 50 Правил между потребителями, проживающих в комнате (комнатах) коммунальных квартир МКД, осуществляется по формулам 7, 8, 16, 19 и 21 приложения № 2 к Правилам и в данном случае рассматриваться не будет.

Описание расчетов провожу на примере собственного многоквартирного дома (далее - МКД), который оборудован следующими приборами учета:

1) коллективные (общедомовые), установленные в тепловом пункте МКД (далее - ОДПУ):

А) для определения суммарного объема (количества) тепловой энергии, используемой для коммунальной услуги «отопление» и подогрева воды для коммунальной услуги «горячее водоснабжение», температуры теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах на границе эксплуатационной ответственности (далее - ОДПУтэ);

Б) для определения объема (количества) тепловой энергии, используемой для коммунальной услуги «горячее водоснабжение» (далее - ОДПУтэ-гв);

В) для определения объема воды, используемой для коммунальной услуги «горячее водоснабжение» (далее - ОДПУгв);

2) индивидуальные, установленные в каждом жилом (квартире) и нежилом помещении (далее - ИПУ):

А) для определения объема (количества) тепловой энергии, используемой для коммунальной услуги «отопление» (далее - ИПУтэ);

Б) для определения объема горячей воды, используемой для коммунальной услуги «горячее водоснабжение» (далее - ИПУгв).

Поставляемая из городских теплосетей в дом тепловая энергия разделяется на две части и с помощью оборудования теплового пункта используется:
для приготовления теплоносителя, циркулирующего в системе отопления МКД закрытого типа;
для приготовления горячей воды, циркулирующей в системе горячего водоснабжения МКД открытого типа.

При этом сам теплоноситель, поставляемый из городских теплосетей, не отбирается, а используется только тепловая энергия, содержащаяся в нем.

В соответствии с п. 40 Правил потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит общую плату за такую коммунальную услугу, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 Правил. А именно, она должна включать в себя как плату за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или в нежилом помещении, так и плату за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды.

Следовательно, в данном случае потребителям должна выставляться в платежном документе плата по коммунальным услугам «отопление» и «горячее водоснабжение» без разделения на индивидуальное потребление и потребление на общедомовые нужды.

В соответствии с п. 54 Правил потребители каждого жилого (квартиры) и нежилого помещения должны рассчитаться с исполнителем за использованные в расчетный период коммунальные ресурсы, а именно тепловую энергию, предоставленную для коммунальной услуги «отопление», и тепловую энергию и холодную воду, предоставленные для коммунальной услуги «горячее водоснабжение».

При определении размера платы потребителей каждого жилого (квартиры) и нежилого помещения за коммунальную услугу «отопление» объем использованной только для отопления тепловой энергии распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулой 18 приложения № 2 к Правилам:

Ро-i = Vтэ-о-д х (Si / Sд) х Ттэ

Размер платы потребителей каждого жилого (квартиры) или нежилого помещения за коммунальную услугу «отопление» (Ро-i, руб.) определяется как произведение трёх составляющих:

Объема (количества) тепловой энергии, использованного за расчетный период при производстве коммунальной услуги «отопление» и определенного как разность измеренного количества тепловой энергии ОДПУтэ и ОДПУтэ-гв (Vтэ-о-д, Гкал);

Отношения общей площади i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в МКД (Si, кв.м) к общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в МКД (Sд, кв.м);

Тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации (Ттэ, руб./Гкал).

При определении размера платы потребителей каждого жилого (квартиры) или нежилого помещения за коммунальную услугу «горячее водоснабжение» учитывается стоимость холодной воды и стоимость тепловой энергии, использованной для подогрева холодной воды при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, распределенной на каждое жилое и нежилое помещение пропорционально объему горячей воды, потребленному за расчетный период в конкретном жилом или нежилом помещении и рассчитывается по формуле 20 приложения № 2 к Правилам:

Ргв-i = Vгв-i х Тхв + Vтэ-гв-д х (Vгв-i / Сумма Vгв-i) х Ттэ

___________
Сумма - математический знак «сумма».

Размер платы потребителей каждого жилого (квартиры) или нежилого помещения за коммунальную услугу «горячее водоснабжение» (Ргв-i, руб.) определяется как сумма двух составляющих:

Произведения объема израсходованной потребителем каждого жилого (квартиры) или нежилого помещения горячей воды, определенного за расчетный период ИПУгв (Vгв-i, куб.м), и тарифа на холодную воду, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации (Тхв, руб./куб.м);

Произведения объема (количества) тепловой энергии, использованного за расчетный период на подогрев холодной воды, определенного ОДПУтэ-гв (Vтэ-гв-д, Гкал), отношения объема израсходованной потребителем каждого жилого (квартиры) или нежилого помещения горячей воды, определенного за расчетный период ИПУгв (Vгв-i, куб.м) к суммарному объему израсходованной горячей воды потребителями всех жилых (квартир) и нежилых помещений, определенному за расчетный период ИПУгв (СуммаVгв-i, куб.м), и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации (Ттэ, руб./Гкал).

Производя оплату за коммунальные услуги, потребители видят в квитанциях различные аббревиатуры. Важно знать, что стоит за этими буквами и на что идут деньги. ГВС — это услуга горячего водоснабжения. А вот что она включает и из чего состоит, рассмотрим подробнее.

Нормативная база и определения

Горячая вода, централизованно подаваемая потребителям, в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ № 354 от 06.05.2011г., является одним из коммунальных ресурсов. Коммунальная услуга – это предоставление ресурса потребителю исполнителем (поставщиком) услуги.

То есть, в случае с ГВС коммунальной услугой является поставка горячей воды требуемых параметров в квартиры многоквартирных домов, комнаты общежитий, предприятия и общественные здания (больницы, прачечные, детские сады и др.).

Услуги по поставке горячей воды жителям оказывает теплосеть, в ее же обязанностях осуществление централизованного отопления жилых и общественных зданий.

Особенности услуги

Приготовление горячей воды для нужд горячего водоснабжения происходит на централизованных отопительных котельных, там же, где подогревается теплоноситель системы отопления.

Котельные могут подключаться к закольцованной системе ГВС или быть тупиковыми – рассчитанными на группу домов или один дом (например, крышные котельные). Чем ближе располагается потребитель к источнику горячей воды (котельной), тем качественнее будет оказываемая услуга, выше температура воды. Однако подключение к закольцованным сетям предпочтительнее с точки зрения надежности и бесперебойности ГВС.

В услугу входит:

  1. Обслуживание котельных. В отличие от отопления, ГВС предоставляется круглый год, при этом котельные переходят на летний (минимальный) режим работы.
  2. Обслуживание трасс.
  3. Проведение плановых ремонтных работ на сетях.

Подогреваемая в котельной вода для открытой (незамкнутой) системы ГВС поступает в квартиры потребителей по подводящим водопроводам, распределяясь по внутридомовым сетям ГВС.

Следует помнить, что горячую воду нельзя использовать для приготовления пищи из-за присутствия в ней добавок – специальных присадок, снижающих уровень образования накипи на внутренних стенках трубопроводов.

Температура горячей воды у потребителей регламентирована санитарно-правовыми нормами и составляет +50…+65 °С. В действительности, зачастую она не превышает +40 °С.

Это связано с потерями тепла при поставке теплоносителя по трассам (некачественная изоляция труб, порывы) либо из-за низкой температуры на выходе из котельной. Операторы котельной регулируют выходные параметры исходя из температуры наружного воздуха.

Задача поставщика услуги предоставить в квартиры коммунальный ресурс надлежащего качества. Порой теплосеть оправдывает некачественное оказание услуги плачевным состоянием сетей – построенные в прошлом веке трассы, требующие капитального ремонта, не выдержат перепада температур в зимнее время, если поддерживать параметры теплоносителя на выходе из котельной на нормативном уровне.

Получается замкнутый круг – многие жители зачастую не платят за горячую воду в виду ее низкой температуры либо вообще отказываются от этой услуги, переходя на подогрев воды электрическими бойлерами. А предприятия теплосети не могут производить ремонтные работы, т.к. долг населения по оплате не дает им притока денежных средств.

На видео об услуге ГВС

Итог

Платить или нет за услугу ГВС, если она оказывается в недостаточном качестве, дело сугубо личное. Важно понимать, что решив пойти по пути неоплаты, не нужно просто плодить долги. Необходимо собрать доказательную базу по следующей схеме: произвести комиссионные замеры температуры воды, направить результаты в предприятие, поставляющее услуги. Обязательно получить официальный ответ, объясняющий причины низкого качества услуги. Собрав пакет доказательств, можно обращаться в суд для отстаивания своих прав.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 « О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» при централизованной системе горячего водоснабжения в закрытой системе устанавливается двухкомпонентный тариф на горячую воду, состоящий из « компонента на холодную воду » (руб./м 3) и « компонента на тепловую энергию » (руб./Гкал).Ресурсоснабжающая организация, поставляющая горячую воду, производит расчеты с исполнителем коммунальных услуг (управляющая компания, ТСЖ) за 2 ресурса:· холодная вода – по тарифу на « компонент холодная вода»;· тепловая энергия – по тарифу на « компонент тепловая энергия».Значение компонента на холодную воду рассчитывается органом регулирования тарифов исходя из тарифа на холодную воду.Значение компонента на тепловую энергию определяется органом регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями на основании следующих составляющих:· тариф на тепловую энергию;· расходы на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от центральных тепловых пунктов (включительно), на которых осуществляется приготовление горячей воды, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации в случае, если такие расходы не учтены в тарифе на тепловую энергию; · стоимость потерь тепловой энергии в трубопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе от центральных тепловых пунктов, включая содержание центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации в случае, если такие потери не учтены при установлении тарифов на тепловую энергию;· расходы, связанные с транспортировкой горячей воды.Исполнители коммунальных услуг в соответствии с « Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 (далее — Правила), осуществляют расчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению за объем потребленной горячей воды в кубических метрах.В соответствии с Правилами размер платы (P i) за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, в помещении, оборудованном индивидуальным прибором учета горячей воды, определяется по формуле:P i = V i n * Т к p (1 ),где:V i n — объем (количество) потребленного за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении коммунального ресурса, определенный по показаниям индивидуального прибора учета;Т к p — тариф на коммунальный ресурс.Так как тариф на коммунальный ресурс « горячая вода» устанавливается в виде двух компонентов, исполнитель коммунальных услуг с потребителями горячей воды производит расчет за компоненты: холодная вода и тепловая энергия для нужд горячего водоснабжения.Количество тепловой энергии (Гкал/м 3) для нужд горячего водоснабжения в расчете на 1м 3 , как правило, исполнителем коммунальных услуг определяется на основании общедомовых (коллективных) показаний приборов учета горячей воды и тепловой энергии в горячей воде. Следует отметить, что исполнитель коммунальных услуг производит расчеты с ресурсоснабжающей организацией на основании показаний тех же самых общедомовых (коллективных) приборов учета горячей воды и тепловой энергии в горячей воде.Потребленное количество тепловой энергии в горячей воде в i–помещении (Гкал) определяется умножением количества горячей воды по индивидуальному прибору учета (м 3) на удельный расход тепловой энергии в горячей воде (Гкал/м 3).Объем горячей воды, определенный по индивидуальному прибору учета (м 3), умножается на тариф « компонент на холодную воду» (руб./м 3) — это плата за холодную воду в составе горячей воды.Объем тепловой энергии в потребленной горячей воде (Гкал) умножается на тариф « компонент на тепловую энергию» (руб./Гкал) — это плата за тепловую энергию в составе горячей воды.В соответствии с информационным письмом ФСТ России от 18 ноября 2014 г. № СЗ-12713/5 « По вопросу регулирования тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения на 2015 год», говорится, что органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования цен (тарифов) вправе принять решение об установлении тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения в расчете на 1 куб. м. При этом, расчет тарифа на горячую воду (Т гвс) на 1 м 3 производится по формуле:Т гвс = Т хвс * (1 +К пв) + УС цтп + Т т/э *Q т/э (2 ),где:Т хвс — тариф на холодную (руб./куб. м);Т т/э — тариф на тепловую энергию (руб./Гкал);К пв — коэффициент, учитывающий потери воды в закрытых системах теплоснабжения от центральных тепловых пунктов до точки подключения;УС цт — удельные расходы на содержание систем горячего водоснабжения от центральных тепловых пунктов до границ балансовой принадлежности потребителей (без учета потерь) в случае, если такие расходы не учтены в тарифах на тепловую энергию (мощность), в расчете на 1 куб. м;Q т/э — количество тепла, необходимого для приготовления одного кубического метра горячей воды (Гкал/куб. м).При этом, количество тепла для приготовления одного кубического метра горячей воды (Q т/э), определяется расчетным путем с учетом теплоемкости, давления, температуры, плотности воды, потерь тепловой энергии в стояках и полотенцесушителях.Таким образом, начисление в квитанции за горячую воду зависит от того, в каком виде органом регулирования установлен тариф на горячую воду: за два компонента (холодная вода и тепловая энергия) или за кубический метр.В вопросе приведены размеры начислений за 2 компонента (холодная вода и тепловая энергия), но не указаны муниципальное образование и тарифы за компоненты. Если предположить, что потребление горячей воды составило 10 м 3 , то тариф на « компонент холодная вода» составляет 331руб. / 10 м 3 = 33,10руб./м 3 .Если предположить, что тариф на компонент « тепловая энергия» составляет 1800 руб./Гкал, количество потребленной тепловой энергии составляет:1100 руб. /1800 руб./Гкал = 0,611 Гкал,соответственно на нагрев 1 м 3 горячей воды расход тепловой энергии составил 0,611Гкал / 10 м 3 = 0,0611 Гкал/м 3 . Главный экономист ГК « Юрэнерго» Исаева Т. В.