Транзитный трубопровод - жкхпортал.рф. О тарифе на транспортировку тепловой энергии по муниципальным тепловым сетям Транзитный трубопровод в многоквартирном доме

В подвалах многих МКД проложены транзитные трубопроводы отопления, ГВС, ХВС, обеспечивающие передачу тепловой энергии к другим объектам. Если из этих труб отбирается ресурс для целей оказания коммунальных услуг владельцам помещений в данном МКД, то такую схему принято называть «нагруженный транзит»

Противоречия в законодательстве

В соответствии с ГК РФ (ст.539 - 548), ЖК РФ (ч. 1 ст.36) и постановлением Правительства РФ №491 от 13.08.2006 (п.1 и п.2), участки транзитных сетей, проходящих по подвалам жилых домов, и предназначенные для предоставления коммунальных услуг нескольким домам, не отвечают критериям общедомового имущества, т.е. не используется с целью оказания коммунальных услуг владельцам помещений данного дома не могут быть отнесены к общему имуществу отдельно взятого МКД. В тоже время в соответствии с нормами Закона «О теплоснабжении» (п.6 ст.17) на собственников помещений МКД, являющихся одновременно долевыми собственниками нагруженного транзита возложены обязательства не «препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям…, а также наложен запрет на требование от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям». Причем в законе «О теплоснабжении» подразумевается, что собственники помещений в МКД являющиеся одновременно долевыми собственниками нагруженного транзита являются собственниками таких тепловых сетей. Данное противоречие в законодательстве приводит к тому, что жилищным объединениям гораздо сложнее выстраивать отношения с теплоснабжающими организациями, чем с подразделениями Водоканалов. Теплоснабжающие организации не спешат выстроить партнерские отношения, а всячески понуждают товарищество собственников жилья полностью нести ответственность за содержание транзитного трубопровода. Свою позицию теплоснабжающие организации, например, генеральный директор ОАО «Курганская генерирующая компания» Сергеев И.В. и директор по корпоративному и организационно-правовому управлению А.С. Прибылев, трактуют следующим образом: « Трубопровод тепловых сетей, проходящий по подвальному помещению МКД, от которого при этом осуществляется теплоснабжение данного дома, является частью общедомового имущества, поскольку такой трубопровод отвечает всем критериям имущества данного вида: находится в границах стен МКД, предназначен для обслуживания более чем одной квартиры. Опосредованное подключение к данной сети иных объектов, на ее статус как общедомовой влияние не оказывает». Аналогичное отношение тепловиков и к ремонту и технической эксплуатации расширительных баков.

Пример конфликтной ситуации

В 2010 году МОЭК предоставил ТСЖ «В Раменках» недостоверную схему расположения тепловых сетей. В акте разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон схема присоединения дома к ЦТП была представлена как для конечного потребителя. Товарищество собственников жилья не разобравшись с реальным положением дел, подписало акт. Позже выяснилось, что трубопровод - транзитный. В результате жилищному объединению пришлось нести дополнительные расходы на содержание и обслуживание транзитного трубопровода при подготовке к работе в отопительный период и при эксплуатации. В январе 2014 г. товарищество собственников жилья «В Раменках» обратилось в ОАО «МОЭК» с предложением урегулировать использование транзитных трубопроводов и расширительного бака, которые МОЭК использует для исполнения договорных обязательств перед соседними домами. ТСЖ предложило внести дополнения в договор теплоснабжения или же урегулировать вопрос дополнительным соглашением. В своем ответе МОЭК пытается убедить ТСЖ, что транзитный трубопровод является общим имуществом собственников помещений, находящихся в ведении ТСЖ «В Раменках». В сложившейся ситуации МОЭК, скорее всего, очередной раз будет тянуть с оформлением документов, подтверждающих готовность объекта к отопительному сезону. Что на этот раз придумает РСО для давления на ТСЖ? В прошлом году в №11 2013 в своей статье «Комфортный город начинается с комфортного дома» председатель ТСЖ «В Раменках» Эмилия Хохлова неправомерные действия МОЭК описывала так: «На стадии опрессовки нам отказали в составлении акта. Мы просили письменно отразить замечания, по которым система ЦО не может считаться выдержавшей испытание. На словах были придуманы замечания, не относящиеся к системе отопления здания. Кроме того была придумана задолженность по оплате… В назидание за нашу строптивость для проверки качества воды в системе прислали химика, который «нахимичил» в соответствии с полученным рекомендациями. Мы не согласились с результатами. ТСЖ было вынуждено отвезти пробы воды из этих же стояков в независимую экспертизу, результаты которой были совершенно другие и соответствовали требованиям. Но, тем не менее, теплоснабжающая организация настояла на сливе системы и новом ее заполнении. Проведя независимую экспертизу при повторном заполнении, мы получили документы, свидетельствующие о том, что в систему отопления дома на этот раз заполнили неочищенной водой, слитой после опрессовки соседних… Подписали нам акт готовности системы отопления только в начале сентября… Подписали после наших обращений в мэрию, директору РСО, в прокуратуру о неправомерных действиях в отношении ТСЖ при подготовке и сдаче МКД к отопительному сезону. В своих обращениях-жалобах мы подробно, со ссылками на нормативные документы, ЖК РФ, ГК РФ, а также на ст. 3 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», отразили все наши претензии к непосредственным исполнителям»

Что делать?

В ситуации, описанной председателем ТСЖ «В Раменках», находятся сотни самостоятельных жилищных объединений. Председатели через « третьи уста» получают угрозы: «Не примем дом к зиме, если не подпишите акт разграничения балансовой принадлежности». Но чтобы не предпринимали теплоснабжающие организации, какие бы козни не изобретали - подписав акт разграничения балансовой принадлежности транзитных тепловых сетей по стене своего дома и таким образом, взяв полную ответственность за эксплуатацию нагруженного транзита, председатель ТСЖ совершит ошибку. За содержание чужого имущества любой собственник жилья, основываясь на приведенных выше положениях ЖК РФ, ГК РФ и Постановлении Правительства № 491-ПП может предъявить судебный иск непосредственно к самому председателю ТСЖ. Для любого собственника жилья, как, впрочем, и для не аффилированного судьи ЖК РФ и ГК РФ более приоритетные законодательные акты, чем закон «О теплоснабжении». Судебная практика подтверждает, что в условиях нагруженного транзита спорный транзитный трубопровод не входит в состав общего имущества МКД.

Судебная практика

Рассмотрим постановление девятого арбитражного апелляционного суда № 09АП-20166/2012-ГК от 1 августа 2012 по делу № А40-94154/11-111-786 . ООО «Классик ЛН» арендовал нежилое подвальное помещение у ДИГМ. Помещение было на балансе ГУП г. Москвы ДЕЗ района Покровское-Стрешнево. Арендуемое помещение было затоплено. В соответствии с актом затопление подвала произошло вследствие аварии на транзитном трубопроводе ГВС лопнул шаровой кран, установленный не по стандарту. Арбитражным судом города Москвы рассмотрен иск ООО «Классик ЛН» к ГУП ДЕЗ района Покровское-Стрешнево, ОАО «МОЭК» о взыскании ущерба. Решением суда иск частично удовлетворен, с ОАО «МОЭК» взыскано 518.000 руб. убытков. Ответчик пытался оспорить решение суда в апелляционной инстанции. Однако в постановлении апелляционного суда сказано: Возражения заявителя апелляционной жалобы относительно отсутствия доказательств того, что спорный участок трубопровода принадлежит ОАО «МОЭК», включая ссылки на сведения ЕГРП, подлежат отклонению, поскольку опровергаются представленной в дело технической документацией с учетом Правил содержания общего имущества в МКД, утвержденных ПП РФ № 491 от 13.08.2006. Участки транзитных тепловых сетей, проходящих по подвалам жилых домов, и предназначенные для снабжения тепловой энергией нескольких домов, не могут быть отнесены к общему имуществу отдельно взятого МКД. Доводы ОАО «МОЭК» о том, что из условий договора на снабжение тепловой энергией границей разделом эксплуатационной ответственности сторон между ОАО «МОЭК» и ГУП Москвы ДЕЗ района Покровское-Стрешнево являются наружные стены домов, подлежат отклонению, поскольку представленный договор акта раздела балансовой принадлежности, подписанного сторонами договора, не содержит.

Сауле БЕРКИМБАЕВА

Когда верстался номер председатель ТСЖ «В Раменках» сообщила, что МОЭК все же настроен рассматривать договор на содержание транзитных сетей. «Я досопротивлялась» - пишет Эмилия Хохлова. Тем не менее, редакция журнала обратится к заместителю министра строительства и ЖКХ России. А.Чибису за комментариями по транзитным трубопроводам, с надеждой на разъясняющее письмо от профильного министерства во все РСО.

Материалы по теме:

О тарифе на транспортировку тепловой энергии по муниципальным тепловым сетям

Принято Главой г. Ставрополя (Ставропольский край)
  1. ГЛАВА ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ
  2. ПОСТАНОВЛЕНИЕ
  3. от 5 октября 2001 г. N 5773
  4. О ТАРИФЕ НА ТРАНСПОРТИРОВКУ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ
  5. ПО МУНИЦИПАЛЬНЫМ ТЕПЛОВЫМ СЕТЯМ
  6. В связи с осуществлением муниципальным унитарным предприятием "Теплосеть" транспортировки тепловой энергии от ведомственных котельных к объектам социальной инфраструктуры города и в соответствии с результатами экспертизы тарифа на тепловую энергию, проведенной администрацией города, постановляю:
  7. 1. Установить с 1 октября 2001 года единый по городу экономически обоснованный тариф на транспортировку тепловой энергии по муниципальным тепловым сетям в размере 25,8 рубля за 1 Гкал (без НДС) транспортируемого тепла.
  8. 2. Установить срок действия данного тарифа до 31 декабря 2001 года.
  9. 3. Утвердить типовой договор на транзит тепловой энергии по муниципальным тепловым сетям (приложение).
  10. 4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на директора департамента жилищно - коммунального хозяйства и транспорта администрации города Ставрополя А.И. Скорнякова.
  11. Глава города Ставрополя
  12. М.В.КУЗЬМИН

Типовой договор на транзит тепловой энергии по муниципальным тепловым сетям

  1. {pre}г. Ставрополь " ____ "_____________ г. _________________________________________ , именуемое в дальнейшем Заказчик, в лице ______________________________ , действующего на основании _______________ , с одной стороны, и ___________________ ________ именуемое в дальнейшем Исполнитель, в лице директора ______________________________ , действующего на основании Устава, с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем.{/pre}
  2. 1. Предмет договора
  3. 1.1. Исполнитель, используя свои сети, обязуется выполнить по заданию Заказчика транзит теплоносителя к потребителям тепла согласно приложениям к договору (перечень потребителей, адреса, тепловая нагрузка по виду теплопотребления, количество транспортируемого тепла, температурный график качественного регулирования сетевой воды). Заказчик обязуется своевременно произвести оплату.
  4. 2. Обязательства сторон
  5. 2.1. Исполнитель обязуется:
  6. 2.1.1. Доставлять теплоноситель от границы балансового разграничения тепловых сетей Заказчика и Исполнителя к потребителям тепловой энергии или до тепловых сетей, находящихся на их балансе.
  7. 2.1.2. Оперативно отключать поврежденные участки тепловых сетей и системы теплопотребления, устранять аварийные утечки теплоносителя в своих тепловых сетях в течение нормативного времени, требуемого для их устранения.
  8. 2.1.3. Производить отключения и подключения тепловых сетей и систем теплопотребления по заявкам Заказчика.
  9. 2.1.4. Соблюдать нормативную утечку сетевой воды.
  10. 2.1.5. Сообщать оперативную информацию при выполнении оперативных переключений в тепловых сетях.
  11. 2.2. Заказчик обязуется:
  12. 2.2.1. Подавать теплоноситель в соответствии с согласованными температурным и гидравлическим режимами.
  13. 2.2.2. Своевременно до 3 числа месяца, следующего за расчетным, предоставлять Исполнителю сведения об объеме транспортированного тепла, подтвержденного двухсторонним актом, составленным ответственными представителями сторон.
  14. 2.2.3. Своевременно оплачивать транзит тепловой энергии в соответствии с условиями договора.
  15. 3. Ответственность сторон
  16. 3.1. За нарушение сроков оплаты за транзит тепловой энергии Исполнитель вправе начислить Заказчику банковский процент за пользование чужими денежными средствами в размере учетной ставки ЦБ РФ согласно ГК РФ (ст. 395).
  17. 3.2. При превышении потерь сетевой воды в сетях Исполнителя сверх нормативного значения, подтвержденных двухсторонним актом, за расчетный период сумма платежей за услуги по транзиту уменьшится на стоимость сверхнормативных потерь теплоносителя, исчисленных в однократном размере.
  18. 4. Цена договора
  19. 4.1. Цена настоящего договора определяется количеством транспортируемой тепловой энергии по сетям Исполнителя по действующему тарифу в _________ руб./Гкал (с НДС), утвержденному постановлением главы города.
  20. Цена договора может быть изменена в случае изменения тарифа на доставку тепла и объема транспортируемой теплоэнергии.
  21. 4.2. Ориентировочное годовое количество транспортируемой тепловой энергии по сетям Исполнителя __________ т/Гкал. Ориентировочная цена договора - __________ руб. с НДС.
  22. 4.3. Цена дополнительных работ, указанных в п. 2.1.3 договора по оперативным отключениям и переключениям потребителей, определяется сметной стоимостью работ.
  23. 5. Условия платежа
  24. 5.1. Оплата по данному договору производится ежемесячно не позднее 5 числа месяца, следующего за расчетным, в безналичном порядке, посредством платежных поручений. Оплата по договору может быть произведена в иной форме по соглашению сторон.
  25. 5.2. Оплата дополнительных работ производится по фактическому выполнению на основании надлежаще оформленных документов.
  26. 5.3. Расчетный период определяется с 1-го по последнее число месяца.
  27. 5.4. Окончательный расчет по договору производится Заказчиком не позднее 10 дней после прекращения действия договора.
  28. 6. Срок действия договора
  29. {pre} 6.1. Настоящий договор заключается сроком с __________________ года по ______________________ года.{/pre}
  30. 6.2. Договор считается продленным на следующий год, если ни одна из сторон за месяц до его окончания не заявит о его пересмотре или расторжении.
  31. 7. Прочие условия
  32. 7.1. Все споры и разногласия, возникающие между сторонами по настоящему договору или в связи с ним, разрешаются путем переговоров между сторонами.
  33. 7.2. В случае невозможности разрешения разногласий путем переговоров они подлежат рассмотрению в арбитражном суде в установленном законодательством порядке.
  34. 7.3. Договор, составлен в 2-х экземплярах, по одному для каждой из сторон.
  35. 7.4. В случаях, не предусмотренных договором, стороны руководствуются действующим законодательством.
  36. 7.5. Приложения к договору являются его неотъемлемой частью.
  37. {pre} Юридические адреса и платежные реквизиты ЗАКАЗЧИК: ИСПОЛНИТЕЛЬ: адрес ________________________ адрес ________________________ Тел. _________________________ Тел. _________________________ ИНН __________________________ ИНН __________________________ Р/Сч Р/Сч ______________________________ ______________________________ БИК _______ ИНН банка ________ БИК _______ ИНН банка ________ К/Сч _________________________ К/Сч _________________________ Код по ОКОНХ _____ ОКПО ______ Код по ОКОНХ _____ ОКПО ______ Подписи сторон: ЗАКАЗЧИК: ИСПОЛНИТЕЛЬ: ______________________________ ______________________________ {/pre}

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10 сентября 2015 г. N Ф09-5622/15 по делу N А50-24177/2014



Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Тимофеевой А.Д.,

судей Васильченко Н.С., Соловцова С.Н.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" (далее - общество "ПСК") на решение Арбитражного суда Пермского края от 13.02.2015 по делу N А50-24177/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2015 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании принял участие представитель общества "ПСК" - Михина Ж.А. (доверенность от 15.05.2015 N 78).

Жилищно-строительный кооператив N 64 (далее - кооператив N 64) обратился в Арбитражный суд Пермского края с иском об обязании общества "ПСК" исполнять требования законодательства по содержанию и эксплуатации транзитных участков инженерных сетей горячего водоснабжения и теплоносителя, проходящих по подвалу многоквартирного дома N 19/2 по ул. Подлесная, г. Перми, в технически исправном состоянии.

Определением Арбитражного суда Пермского края от 10.12.2014 в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное образование "город Пермь" в лице администрации г. Перми.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 13.02.2015 (судья Лысанова Л.И.) исковые требования удовлетворены: суд обязал общество "ПСК" исполнять требования законодательства по содержанию и эксплуатации транзитных участков инженерных сетей горячего водоснабжения и теплоносителя, проходящих по подвалу многоквартирного жилого дома N 19/2 ул. Подлесная г. Перми в технически исправном состоянии; с общества с "ПСК" в пользу кооператива N 64 взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4000 руб.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2015 (судьи Лихачева А.Н., Крымджанова Д.И., Назарова В.Ю.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Общество "ПСК" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит названные решение и постановление отменить и вынести новый судебный акт.

Как указывает заявитель, выводы судов не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нарушены нормы материального и процессуального права.

По мнению заявителя жалобы, из представленных в материалы дела договора купли-продажи движимого и недвижимого имущества от 18.12.2008, свидетельства о государственной регистрации права на инженерные сети, копии технического паспорта на инженерные сети, копии плана объекта, копии кадастрового паспорта на инженерные сети, копии выписки из реестра объектов капитального строительства следует, что в собственность общества "ПСК" переданы исключительно наружные участки инженерных сетей протяженностью 45,6 п.м; транзитные участки сетей горячего водоснабжения и теплоносителя, проходящие по подвалу многоквартирного дома, не принадлежат ответчику, и он не может нести бремя их содержания; неправомерен вывод суда о том, что трубопроводы, проложенные транзитом через помещения жилого дома, являются неотъемлемой частью тепловой сети на участке от ЦТП или тепловой камеры до конечных потребителей; неверен вывод суда о том, что обязанность по содержанию транзитного трубопровода у ответчика возникает в силу наличия у него статуса энергоснабжающей организации в отношении объекта истца, так как не соответствует представленным в материалы дела доказательствам; в материалах дела отсутствуют доказательства того, что спорные участки сетей принадлежат обществу "ПСК", обязанности по их эксплуатации и содержанию у ответчика нет.

Кооператив N 64 представил письменный мотивированный отзыв на кассационную жалобу общества "ПСК", в котором, ссылаясь на необоснованность доводов заявителя, просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном нормами ст. 274 , 284 , 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции установил, что оснований для их отмены не имеется.

Как следует из материалов дела и установлено судами, между обществом "ПСК" (энергоснабжающая организация) и кооперативом N 64 (абонент) заключен договор энергоснабжения от 01.01.2008 N 8-8023 (далее - договор), в соответствии с условиями которого энергоснабжающая организация приняла на себя обязательства подавать абоненту через присоединенную тепловую сеть тепловую энергию в горячей воде, а абонент обязуется оплачивать принятую тепловую энергию и услуги по ее передаче, соблюдать режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (тепловых энергоустановок) (л.д.9-15).

Согласно п. 1.2 договора тепловая энергия подается энергоснабжающей организацией для отопления и горячего водоснабжения через закрытую систему теплоснабжения объекта абонента, расположенного по адресу: ул. Подлесная, д. 19/2, г. Пермь.

В соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 01.01.2004 граница ответственности за состояние и обслуживание тепловых сетей устанавливается от дома N 19/1 по ул. Подлесная до наружной стены здания 19/2 по ул. Подлесная. Граница ответственности за состояние и обслуживание тепловых сетей, принадлежащих абоненту, устанавливается: внутридомовые системы отопления, ГВС и ХВС.

Схема сопряжения сетей сторонами не оспаривается.

Истец в исковом заявлении указал, что поставка горячей воды в указанный дом осуществляется от ЦТП N 3, принадлежащего ответчику, через сети, проходящие транзитом по подвалам ряда домов и по подвалу дома N 19/2 по ул. Подлесная г. Перми.

Аварийное состояние тепловых сетей горячего водоснабжения и теплоносителя, проходящих транзитом через подвал дома N 19/2 по ул. Подлесная г. Перми, приводит к периодическим порывам, а повышенная влажность приводит к коротким замыканиям электропроводки, водой размывается фундамент дома; неоднократные обращения в адрес общества "ПСК" о проведении ремонта транзитных труб оставлены без внимания.

Согласно акту обследования транзитных трубопроводов по дому N 19/2 ул. Подлесная г. Перми, составленному и подписанному обществом "ПСК" и кооперативом N 64, трубопроводы неоднократно подвергались ремонтам.

Кооператив N 64, указав на аварийное состояние транзитного трубопровода горячего водоснабжения и теплоносителя, проходящего по подвалу жилого дома N 19/2 по ул. Подлесная г. Перми, и невыполнение обществом "ПСК" своих обязательств в части его надлежащего содержания, обратился в суд с соответствующим иском об обязании ответчика исполнять требования законодательства по содержанию и эксплуатации транзитных участков инженерных сетей горячего водоснабжения и теплоносителя, проходящих по подвалу многоквартирного дома N 19/2 по ул. Подлесная г. Перми, в технически исправном состоянии.

Суд первой инстанции, исследовав и оценив материалы дела, пришел к выводу, что ответчик как лицо, использующее спорные участки сетей для осуществления своей производственной деятельности, обязано содержать используемые им транзитные сети в технически исправном состоянии, а заявленные требования подлежат удовлетворению.

Суд апелляционной инстанции с выводами, изложенными в решении, согласился, признал их законными и обоснованными.

Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.

Согласно ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу п. 1 ст. 541 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами.

На основании п. 1 ст. 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.

Пунктам 2, 5-7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в состав общего имущества многоквартирного дома включаются, в частности, оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях; внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

В силу п. 8 Правила N 491 внешней границей сетей тепло-, водоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2009 N 14801/08, по смыслу данных норм тепловые сети, обеспечивающие не только внутридомовую систему отопления, но и систему за ее пределами, не могут включаться в состав общего имущества граждан, проживающих в многоквартирном доме.

Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Суды первой и апелляционной инстанций, полно и всесторонне исследовав и оценив все представленные сторонами доказательства в их совокупности с учетом ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к правомерному выводу о том, что поставка горячей воды в дом N 19/2 по ул. Подлесная г. Перми осуществляется от ЦТП N 3 через проходящие транзитом по подвалам ряда домов и по подвалу дома N 19/2 по ул. Подлесная г. Перми в дома N 17, N 19/1 по ул. Подлесная г. Перми сети; соглашением об исполнении условий конкурса по продаже имущества, относящегося к социально значимым объектам, от 16.07.2010 ответчику в собственность переданы спорные инженерные сети; ответчик принял на себя обязанность по надлежащему содержанию и использованию имущества, указанного в перечне имущества, соблюдать технические требования, предъявляемые к эксплуатации имущества, проводить текущий и капитальный ремонт имущества; удовлетворили исковые требования.

Доводы заявителя кассационной жалобы аналогичны доводам, изложенным в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов обеих инстанций и направлены на переоценку фактических обстоятельств, имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/12).

Выводы судебных инстанций основаны на полном, всестороннем, объективном и непосредственном исследовании всех представленных в материалы дела доказательств, произведенном в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

По существу изложенные в кассационной жалобе доводы выражают несогласие с произведенной судами оценкой установленных по делу фактических обстоятельств, что само по себе не является основанием для отмены принятых по делу законных судебных актов.

Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационном порядке, не имеет полномочий устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций.

Нарушений судами норм материального права при рассмотрении настоящего дела не допущено. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции также не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286 , 287 , 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Пермского края от 13.02.2015 по делу N А50-24177/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Вправе ли исполнитель коммунальных услуг требовать от собственника помещения плату за отопление при отсутствии в нем радиаторов?

На практике у исполнителей коммунальных услуг нередко возникает вопрос, вправе ли они начислять плату за отопление и требовать ее внесения собственниками помещений, в которых отсутствуют отопительные приборы. Рассмотрим, как он решается в двух ситуациях: если в помещении по проекту нет радиаторов отопления и если они были демонтированы.

Основанием для предъявления потребителю платы за отопление является оказание соответствующей услуги. В силу п. 2 ст. 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. Согласно пп. «е» п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг потребителю может быть предоставлена такая коммунальная услуга, как отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, жилых и нежилых помещениях в МКД, помещениях, входящих в состав общего имущества дома, надлежащей температуры воздуха.

Нежилое подвальное помещение с транзитными трубопроводами

Как правило, в нежилых помещениях в МКД есть отопительные приборы, соответственно, для их собственников плата за отопление исчисляется в общем порядке. Особую категорию составляют подвальные нежилые помещения, в которых нет радиаторов отопления, однако проходят трубопроводы отопительной системы.

Суды часто ссылаются на не действующую в настоящее время Методику определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденную Приказом Госстроя РФ от 06.05.2000 № 105. Согласно примечанию к п. 1 приложения 1 «Отопление» к данному документу отапливаемым подвалом следует считать подвальное помещение, в котором для поддержания проектного значения температуры воздуха предусмотрено проектом и осуществлено отопление при помощи отопительных приборов (радиаторов, конвекторов, регистров из гладких или ребристых труб) и (или) неизолированных трубопроводов системы отопления или тепловой сети. В свою очередь, если отопление подвала проектом не было предусмотрено, упомянутые выше трубопроводы должны быть покрыты тепловой изоляцией.

Соответственно, если по результатам осмотра помещения установлено, что в нем проходят неизолированные трубопроводы системы отопления (обычно подающий и обратный) или горячего водоснабжения, и температура в помещении соответствует нормативным показателям в отсутствие дополнительных нагревающих приборов (например, электрообогревателей), значит, услуга отопления в данном помещении предоставляется и собственник обязан оплатить ее. Иное означало бы возложение обязанности по оплате тепловой энергии, израсходованной на отопление помещения ответчика и не относящейся к нормативным потерям ввиду отсутствия тепловой изоляции труб, на иных собственников помещений многоквартирного жилого дома (постановления АС ВВО от 07.08.2015 по делу № А79-6883/2014, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2015 по делу № А60-16073/2015).

Одновременно, если в помещении проложен изолированный трубопровод и температура воздуха поддерживается электронагревателем, нет оснований для взыскания с собственника платы за отопление. Иное означало бы, что исполнитель намерен взыскать с собственника помещения расход тепловой энергии на технологические потери при ее транспортировке, которые учитываются при утверждении тарифа (в отношении потерь по внешним сетям) и норматива потребления (в отношении внутридомовых потерь), а при наличии ОПУ оплачиваются собственниками отапливаемых помещений (постановления АС УО от 11.02.2015 № Ф09-10034/14, Ф09-9985/14, АС ВСО от 15.10.2014 по делу № А10-2458/2013, АС ЗСО от 20.02.2015 № Ф04-15650/2015, АС СЗО от 27.10.2015 по делу № А42-9616/2014).

Суд встанет на сторону собственника помещения и откажет УК в иске, если последняя не докажет, что фактическое потребление тепловой энергии, принятой посредством тепловыделения от изолированных трубопроводов отопления и горячего водоснабжения дома, проходящих через помещение ответчика, позволяет поддерживать в данном помещении необходимую температуру воздуха без установки дополнительного оборудования (Постановление АС ПО от 11.06.2015 № Ф06-23212/2015).

Отсутствие или наличие теплоизоляции на общедомовых магистральных трубопроводах системы отопления стало основным фактором для решения вопроса о взыскании с собственника одного и того же помещения платы за отопление. Так, в рамках одного дела было установлено, что трубопроводы не были изолированы, следовательно, помещение отапливалось, поэтому оплачивать услугу необходимо (Решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.12.2011 по делу № А76-1160/2011). Впоследствии трубопроводы были заизолированы и суд отказал исполнителю во взыскании с собственника нежилого помещения платы за отопление в связи с отсутствием теплопринимающих устройств (Постановление ФАС УО от 16.10.2013 по делу № А76-21947/2012, в передаче которого на пересмотр отказано Определением ВАС РФ от 19.12.2013 № ВАС-17562/13).

Вместе с тем, как было отмечено выше, в настоящее время указанная методика признана утратившей силу в связи с изданием Приказа Минстроя РФ от 17.03.2014 № 99/пр «Об утверждении методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя» (см. Приказ Минстроя РФ от 31.07.2014 № 414/пр). Однако суды продолжают опираться на сделанные в ней выводы, хоть и не приводят ссылок на сам недействующий документ. Кроме того, по-прежнему действуют СНиП 2.04.05-91* «Отопление, вентиляция и кондиционирование», утвержденные Госстроем СССР 28.11.1991, согласно п. 3.23* которых тепловую изоляцию следует предусматривать для трубопроводов систем отопления, прокладываемых в неотапливаемых помещениях . Поэтому общий вывод таков: наличие изолированных транзитных трубопроводов указывает на то, что помещение не отапливается.

Помещение с демонтированными радиаторами отопления

Правила предоставления коммунальных услуг запрещают потребителю (п. 35):

  • самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией;
  • осуществлять регулирование внутриквартирного оборудования, используемого для потребления коммунальной услуги отопления, и совершать иные действия, в результате которых в помещении в МКД будет поддерживаться температура воздуха ниже 12 °С;
  • несанкционированно вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.

В свою очередь, согласно п. 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушениям в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.

В подавляющем большинстве случаев демонтаж радиаторов отопления рассматривается как переустройство помещения, проведение которого требует проекта и завершается актом приемочной комиссии (см. ст. 26, 28 ЖК РФ). Соответственно, нарушение установленного порядка демонтажа батарей не может порождать правовые последствия в виде освобождения собственника помещения, допустившего такие самовольные действия, от обязанности по оплате услуги теплоснабжения. Кроме того, такие действия применительно к конкретным обстоятельствам могут рассматриваться как злоупотребление лица, их совершившего, правом в отношении части общедомовой системы отопления, находящейся в помещении, принадлежащем данному лицу, а злоупотребление правом запрещено законом (ст. 10 ГК РФ). Такие выводы были сделаны в постановлениях АС ДВО от 22.07.2015 № Ф03-2697/2015, от 26.08.2015 № Ф03-3356/2015. Итак, обстоятельством, которое можно рассматривать как основание для взыскания с собственника помещения платы за тепловую энергию в отсутствие радиаторов отопления, является самовольный демонтаж таковых (Постановление АС ЗСО от 20.07.2015 № Ф04-20195/2015).

На практике данная позиция популярна у судов общей юрисдикции (Постановление Президиума Архангельского областного суда от 14.10.2015 № 44г-0033/2015, апелляционные определения Верховного суда Республики Башкортостан от 20.10.2015 № 33-18314/2015, Верховного суда Республики Бурятия от 22.07.2015 по делу № 33-2710/2015, Калининградского областного суда от 15.07.2015 по делу № 33-3524/2015, Сахалинского областного суда от 11.06.2015 по делу № 33-1116/2015, Иркутского областного суда от 05.05.2015 по делу № 33-3652/2015, Определение Приморского краевого суда от 30.06.2015 по делу № 33-5415). Тем более что даже в случае отключения помещения от отопления тепловая энергия подается на содержание общего имущества, соответственно, одна из составляющих платы за отопление (плата за отопление на ОДН) должна вноситься (Апелляционное определение Мурманского областного суда от 19.08.2015 № 33-2425/2015). Также суды обращают внимание, что квартира обогревается за счет отопления других рядом расположенных помещений, а это также указывает на невозможность освобождения собственника от оплаты тепловой энергии (Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 09.09.2015 по делу № 33-5777).

Если же переустройство было проведено в законном порядке, отсутствие радиаторов отопления указывает на то, что коммунальная услуга по отоплению не предоставляется, тепловые потери от стояков не могут рассматриваться как подлежащая оплате услуга. К примеру, такие выводы были сделаны в Постановлении АС СЗО от 23.04.2015 № Ф07-700/2015 в отношении помещения, переведенного из жилого в нежилое с одновременным демонтажом системы отопления и установкой электрообогревателей с терморегулятором, тепловой завесы, теплого пола.

Вместе с тем встречаются ситуации, когда суды принимают во внимание только фактическое отсутствие энергопринимающих устройств, а факт самовольного переустройства центральной системы отопления расценивают как не имеющий правового значения (Постановление ФАС ВВО от 15.04.2014 по делу № А82-5198/2013, в передаче которого на пересмотр в порядке надзора отказано Определением ВАС РФ от 28.07.2014 № ВАС-9767/14).

Обратим внимание: если собственник претендует на освобождение от оплаты отопления, в ходе осмотра не должна быть выявлена возможность подключения радиаторов отопления (она существует при наличии врезки подводок к отопительным приборам, кронштейнов для подвески батарей, отсечных шаровых кранов). Если такая возможность есть, суд вряд ли откажет исполнителю коммунальных услуг во взыскании задолженности с собственника помещения (Постановление АС ВСО от 28.08.2015 № Ф02-4259/2015).

Если в помещении никогда не было радиаторов отопления, следует определить, считается ли оно отапливаемым (признак отапливаемого помещения – отсутствие теплоизоляции на магистральных трубопроводах). Если трубопроводы заизолированы, УК следует доказать, что тепловыделения от них достаточно для поддержания в помещении нормальной температуры без использования дополнительного оборудования.

Если в помещении раньше были радиаторы отопления, собственник не обязан оплачивать соответствующую услугу в случае их демонтажа в установленном порядке. Самовольный демонтаж не освобождает его от оплаты отопления. Впрочем, изредка встречаются примеры, когда для принятия решения в пользу потребителя достаточно подтверждения факта отсутствия в помещении радиаторов.

Согласно ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме (МКД) принадлежат на праве общей долевой собственности механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения. В соответствии с подп. “д” п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491), в состав общего имущества включаются механи­ческое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в МКД за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого поме­щения (квартиры).

Пункт 6 Правил № 491 включает в состав общего имущества внутридомовую систему отопления, состоящую из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях. Таким образом, п. 6 Правил № 491 содержит открытый перечень элементов внутридомовой системы отопления, включаемого в состав общего имущества. Внешней границей сетей теплоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены МКД. Внутренней границы сетей теплоснабжения, входящих в состав общего имущества, не установлено, поскольку в соответствии с Правилами в состав общего имущества включается вся внутридомовая система отопления, в том числе сеть теплоснабжения, которая проходит через подвал МКД и по которой теплоноситель транспортируется на другие многоквартирные дома (так называемые транзитные трубопроводы).

Если транзитные трубопроводы не обслуживают более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры) в МКД, то такой трубопровод не является элементом общего имущества. В этом случае такой трубопровод, скорее всего, является муниципальной собственностью (ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”) и подвальные помещения, в которых проходят транзитные трубопроводы, обременены публичными сервитутами. В этом случае муниципальное образование, как правило, передает такие трубопроводы в аренду соответствующей организации коммунального комплекса и затраты на содержание этого имущества включаются наряду с дру­гими затратами в тариф произведенного организацией коммунального комплекса товара (тепловой энергии) и (или) услуг (например, по транспортировке теплоносителя – передаче тепловой энергии).

Какой-либо зависимости включения транзитного трубопровода в состав общего имущества МКД от “заявления” или “оформления” собственниками помещений своих прав в жилищном за­конодательстве Российской Федерации не установлено. Имущественные права на общее имущество МКД возникают в силу прямых указаний федерального закона – ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 39 ЖК РФ. Будучи собственниками общего имущества собственники жилых и нежилых помещений обязаны нести бремя содержания общего имущества. Если собственники жилых или нежилых по­мещений в МКД не включили транзитный трубопровод в перечень общего имущества в договоре управления МКД, то это не упраздняет их ответственность за содержание и ремонт этого элемента общего имущества. Но в этом случае представляется, что управляющая организация не отвечает перед собственниками помещений за состояние транзитного трубопровода, поскольку они не заказали работ и услуг по его содержанию и ремонту (см. письмо Минрегиона России от 14.10.2008 № 26084-СК/14).

Однако данная ситуация приводит к нарушению Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (далее – Правила № 307), согласно которым за предоставление коммунальной услуги отопления и за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги, должно отвечать одно лицо – исполнитель. Управляющая организация должна объяснить собственникам помещений до утверждения на общем собрании собственников помещений необходимость включения в условия договора управления МКД обязательств по обслуживанию внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю пре­доставляются коммунальные услуги. В противном случае управляющая организация несет риск признания договора управления МКД ничтожной сделкой (ст. 168 ГК РФ) со всеми вытекающими последствиями (см. письмо Минрегиона России от 05.08.2008 № 19197-АД/14).

В свою очередь теплоснабжающая организация может быть исполнителем коммунальной услуги отопления только при реализации способа непосредственного управления собственниками помещений МКД (см. п. 17 ст. 2 Федерального закона от ЗОЛ 2.2004 № 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса”, определение “исполнитель” в п. 3 Правил № 307, ответ на вопрос № 26 в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2006 г., утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007). При этом исполнитель также обязан отвечать и за предоставление коммунальных услуг, и за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.