Пожарная сигнализация на базе оборудования «болид. Интеграция систем автоматической пожарной защиты здания Защита КВО и объектов с массовым пребыванием людей

14.06.2019 Утепление

Активное использование электронной вычислительной техники и АС началось в ПО в первой половине 70-х годов. Диапазон задач, решаемых с помощью АС, широк – от диспетчирования сил и средств ПО и управления средствами связи до административно-хозяйственного управления и пожарной защиты крупных и особо важных объектов.

Применение электронной вычислительной техники было вызвано возросшими требованиями к результативности деятельности ПО и было направлено:

· в области предупреждения пожаров – на обеспечение ритмичности, высокого качества и эффективности надзорно-профилактической деятельности ПО за счет: организации оптимального долгосрочного и оперативного планирования деятельности; построения рационального графика пожарно-технических обследований и проверок, охватывающих всю организационную структуру ПО; контроля за выполнением плановых заданий подразделениями ПО; обеспечения заданного качества пожарно-профилактической работы, благодаря строгому и точному соблюдению технологии надзорно-профилактических операций, повышению производительности труда сотрудников ПО, своевременному применению санкций к нарушителям правил пожарной безопасности;

· в области тушения пожаров – на повышение качества и эффективности деятельности оперативных служб пожаротушения путем: сокращения времени реакции системы на сообщения о пожарах; устранения ошибок в диспетчировании сил и средств ПО; оперативного представления РТП и службам пожаротушения более полных сведений о горящем объекте; организации действенного контроля за несением караульной службы и готовностью сил и средств к боевым действиям; обеспечения максимального использования пожарной техники.

В сфере управления деятельностью ПО с использованием информационных технологий решаются следующие задачи: обработка планово-учетной и хозяйственной информации; создание новых систем передачи данных; учет и подготовка кадров; учет и организация обслуживания пожарной техники; учет средств обеспечения пожаровзрывобезопасности; ведение делопроизводства; сбор и анализ статистической информации; планирование и контроль выполнения мероприятий по направлениям деятельности органов управления и подразделений ПО и др. В общем виде схема автоматизированного управления пожарной охраной приведена на рис. 1.5.

Рис. 1.5. Структурная схема автоматизированного управления ПО

В организации деятельности противопожарных служб особое место занимает информационное обеспечение. В большинстве случаев скорость получения и достоверность информации определяют успех мероприятий по сокращению ущерба от пожаров. В ГПС МВД России сложилась трехуровневая структура информационного обслуживания органов управления.

К первому уровню относятся подразделения ГУГПС МВД России (центрального органа управления ПО), второй уровень управления образуют региональные и областные органы ГПС, на третьем уровне функционируют районные подразделения ПО и пожарные части.

Совокупность информационных потоков в органах и подразделениях пожарной охраны включает в себя:

информационные потоки общего пользования (директивная, организационно-правовая, нормативно-техническая, справочная информация);

специализированные информационные потоки, учитывающие особенности деятельности территориальных органов ГПС и пожарных частей;

архивную информацию органов и подразделений ПО.

Информация общего пользования сосредотачивается в интегрированных банках данных (ИБД), функционирующих на различных уровнях управления.

В интегрированном банке данных федерального уровня накапливается информация, которая используется при планировании и проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности объектов народного хозяйства на федеральном уровне (БД «Пожары», «Техника», «Ресурсы ГПС», «Право» и т.д.).

Важнейшим фактором существенного улучшения информационного обеспечения деятельности ГПС является внедрение информационных технологий на базе компьютерных сетей и обеспечение прямого доступа сотрудников к информации интегрированных банков данных. Компьютерные сети и создаваемые в их составе автоматизированные рабочие места (АРМ) специалистов ПО составляют основу системы информационного обеспечения и предполагают реализацию всех имеющихся информационных связей на всех уровнях управления. Одновременно на основе внедрения систем передачи данных (СПД) с использованием стандартных протоколов предусматривается взаимодействие с другими министерствами и ведомствами и международными пожарными организациями.

В зависимости от назначения автоматизированные системы (АС) подразделяются на информационные, информационно-советующие и управляющие. Подавляющее большинство АС в ПО являются информационно-советующими.

По функциональному признаку наибольшее распространение получили локальные АС , выполняющие функции контроля за деятельностью подчиненных аппаратов, обработку и анализ статистических данных о пожарах, информационно-справочное обслуживание оперативных служб пожаротушения и обработку планово-экономической информации. Эти системы относительно просты и имеют невысокую стоимость.

Более высокую степень автоматизации обеспечивают комплексные АС , осуществляющие на единой технической базе оперативное управление силами и средствами и организационное управление ПО крупных городов и административных центров. Такие системы включают технические средства управления, диспетчирования, обнаружения и сообщения о пожарах и соответствующие технологии обработки информации. Создание сложных комплексных автоматизированных систем связано со значительными финансовыми и материальными затратами и требует решения ряда организационно-методических вопросов по их внедрению, в связи с чем их доля в общем числе автоматизированных систем, используемых в ПО, не превышает 2 %.

Более широкое распространение получили автоматизированные системы на базе микро- и мини-ЭВМ, а затем и персональных компьютеров, которые начали поступать в пожарные части с конца 70-х годов. Такие системы, например, позволяют получать данные обо всех зданиях, находящихся в зоне действия пожарной части, накапливать и обрабатывать информацию о действиях по тушению пожаров и выдавать необходимые статистические данные о работе пожарной части в течение года.

При поступлении сигнала о пожаре на экране отображается подробная информация об объекте, с которого поступил вызов; адрес и маршрут следования к нему. С помощью АС можно проверить состояние пожарной техники, упрощенные и развернутые оперативные планы боевых действий на местах пожаров, готовить описание пожаров, контролировать пожарно-профилактическую работу и получать справочную информацию. Используются также различные системы для обработки информации по учету кадров и финансовой информации.

Возможности информационного обеспечения деятельности ПО существенно расширяются, если в состав программно-аппаратных комплексов включаются специальные информационно-поисковые системы . Для подразделений ПО, дислоцированных в небольших населенных пунктах, разрабатываются простые пакеты программ на основе типовых текстовых процессоров, электронных таблиц и баз данных.

В состав программного обеспечения ПО стали включаться компьютерные системы картографической информации или геоинформационные системы (ГИС). Появление ГИС связано с тем, что традиционные способы обработки и представления информации не обеспечивали возросших потребностей ПО по решению топографических задач, особенно в случаях крупномасштабных и лесных пожаров, а также с общей тенденцией расширяющегося применения графической формы представления информации. Электронные картографические системы позволяют на новом уровне решать традиционные картографические задачи по обеспечению деятельности подразделений ПО, в том числе, подготовке планов пожаротушения и других графических материалов, «привязанных» к местности. Современные аналитические возможности ГИС обеспечивают измерение расстояний, площадей, уклонов, направлений по карте, создание цифровой модели местности и наложение на нее любой доступной информации, расчет статистических показателей и т.д. Наглядность графической информации, визуальное восприятие и возможность проведения оперативных расчетов позволяют руководителю лучше контролировать ситуацию и быстрее принимать необходимые решения.

Широкое внедрение получают микропроцессорные устройства для совершенствования пожарной техники. Микропроцессорами оснащаются устройства управления пожарными автолестницами, что позволяет существенно упростить развертывание автолестницы в боевое положение и исключить возможность возникновения при этом аварийных ситуаций. Для борьбы с пожарами в условиях химического или радиационного заражения разрабатываются автоматизированные комплексы с дистанционным управлением (пожарные роботы), которые позволяют вести борьбу с огнем, не подвергая непосредственной опасности человека. Появление микропроцессорной техники коренным образом изменило характеристики систем пожарной сигнализации . Современные системы имеют режимы самодиагностирования, автоматизированного документирования своей работы и дублирования вышедших из строя блоков и подсистем. Режимы анализа поступающих с датчиков сигналов позволяют отсеять значительную часть ложных срабатываний и повысить надежность работы всей системы.

Усложнение задач, решаемых ПО по защите современных жилых или производственных объектов, требует постоянного совершенствования процессов принятия решений на основе внедрения компьютерных технологий, разработки экспертных систем , способных высокоэффективно решать такие проблемы. Экспертную систему можно рассматривать в качестве средства, обеспечивающего для конкретной предметной области регистрацию знаний человека и доступ к ним. Экспертная система способна оперативно предоставлять разнообразную информацию, эквивалентную совету эксперта в любое время. Первые экспертные системы были внедрены в США для борьбы с лесными пожарами и в Великобритании для проверки выполнения противопожарных требований.

В последние годы цифровые информационные технологии находят все более широкое применение в ГПС МВД России. Растет количество ПЭВМ, используемых в органах управления и подразделениях ГПС, расширяется набор программных средств для автоматизации процессов обработки информации, создаются организационно-правовые и методологические основы компьютеризации противопожарной службы.

Современный этап информатизации ГПС характеризуется наращиванием объема работ по внедрению цифровых информационных технологий и реальному использованию их в практической деятельности ГПС: по вводу в эксплуатацию приобретенных типовых средств информатизации и по инициативной разработке и внедрению оригинальных программных средств. Головной организацией по разработке средств информатизации в ГПС является ВНИИПО МВД России, проводящий также исследования организационно-методических аспектов информатизации и осуществляющий ведение Фонда программных средств ГПС.

Научное обеспечение информатизации ГПС реализуется благодаря широкому комплексу работ, выполняемых на всех этапах жизненного цикла средств информатизации.

На этапе создания средств информатизации:

· определяется реальная потребность в научных исследованиях и разработках средств информатизации на основе сведений о деятельности подразделений ГПС по применению информационных технологий, а также анализа заявок подразделений ГПС на проведение НИОКР в области информатизации;

· производится долгосрочное планирование научного обеспечения деятельности ГПС в области использования информационных технологий;

· осуществляется текущее (ежегодное) планирование (разработка планов НИОКР);

· проводятся плановые исследования при обеспечении высокого научно-технического уровня разработок и эффективности расходования ресурсов, выделяемых на создание средств информатизации;

· разрабатываются ежегодные планы внедрения типовых программно-технических средств информатизации.

На этапе внедрения разработанных средств информатизации:

· проводится опытная эксплуатация создаваемых и модернизируемых средств информатизации в базовых гарнизонах;

· по результатам опытной эксплуатации проводится доработка программных средств с целью придания им статуса типовых программно-технических средств информатизации;

· осуществляется передача типовых программно-технических средств информатизации в подразделения ГПС для их внедрения и практического использования;

· осуществляется организационно-методическая и информационная поддержка подразделений ГПС в применении информационных технологий;

· проводится обучение специалистов-практиков ГПС, им оказывается консультативная помощь.

На этапе практического использования средств информатизации:

· формируются замечания и предложения по совершенствованию эксплуатируемых программных средств;

· подразделения ГПС готовят заявки на проведение работ по созданию и развитию программных средств, а также на внедрение типовых программно-технических комплексов информатизации;

· производится оценка результатов применения средств информатизации подразделениями ГПС, а также их потребности в вычислительной технике.

Основными направлениями функционирования ведомственного Фонда программных средств ГПС является организация приемки и передачи программных средств с оказанием методической и консультативной помощи специалистам-практикам, анализ функционирования действующих средств информатизации и положительного опыта подразделений ГПС в их практическом использовании, подготовка специалистов-практиков к работе в условиях применения современных информационных технологий, разработка организационно-методических документов по внедрению и использованию средств информатизации в деятельности ГПС.

Одним из важнейших направлений работ по сопровождению Фонда программных средств (ФПС) ГПС является приемка разработанных средств информатизации в фонд, а также формирование и актуализация информационных массивов ФПС.

Постоянное пополнение ФПС за счет принятия вновь разрабатываемых программных средств, а также актуализации уже имеющегося в фонде программного обеспечения позволяет в значительной степени удовлетворять потребности подразделений ГПС в области информационных технологий по четырем основным направлениям деятельности:

· оперативно-тактическому;

· надзорно-профилактическому;

· административно-хозяйственному;

· информационно-справочной поддержке.

Сведения о принятых в ФПС программных средствах по состоянию на 1.09.99 приведены в приложении. Большинство принятых в ФПС программных средств сопровождается разработчиками: создаются модернизированные версии, проводятся работы по актуализации банков данных, осуществляется наращивание функциональных возможностей ранее созданных средств информатизации.

Анализ сведений об использовании программных средств показывает, что на практике применяются прежде всего типовые программно-технические средства информатизации, разработанные во ВНИИПО. Наибольшим спросом пользуются такие программные средства, как «Экспертиза», АИС ПБ, АИСС «Право», БД «HIFEX Bank», АРМ «Кадры», АРМ «Техника», АРМ «Гарнизон» и др. Кроме того, значительное количество программных средств разработано и разрабатывается специалистами подразделений ГПС либо сторонними организациями по заказам этих подразделений. Всего за время существования ФПС в органы управления ГПС и их подразделения внедрено около 2300 средств информатизации, из них 244 в 1999 г. (по состоянию на 1.09.99).

В соответствии с приказом МВД России от 10.07.95 № 263 «О порядке внедрения типовых программно-технических средств информатизации органов внутренних дел», ФПС является составной частью Единого территориально распределенного информационного фонда программно-технических средств информатизации органов внутренних дел России (Инфонда). ФПС создан в целях:

· ускорения внедрения новых информационных технологий в деятельность Государственной противопожарной службы МВД России;

· исключения дублирования при создании и внедрении в подразделениях и органах управления ГПС МВД России программных средств различного назначения, а также повышения качества их разработки и практической значимости;

· накопления сведений о типовых программных средствах, их апробации и оценки качества;

· централизованного приобретения и распространения специализированных программно-технических средств информатизации для нужд ГПС МВД России.

На ФПС возлагаются следующие задачи:

· сбор информационных материалов о разрабатываемых, внедряемых или эксплуатируемых в органах управления и подразделениях ГПС программных средствах;

· сбор информации и подготовка аналитических материалов в области использования новых информационных технологий и передовых программно-технических средств для нужд подразделений ГПС;

· получение, учет и хранение программной документации и магнитных носителей;

· проверка работоспособности программных средств, включаемых в фонд;

· информирование пользователей о составе и новых поступлениях в ФПС;

· предоставление сведений по запросам пользователей ФПС;

· пропаганда и распространение научно-технических разработок в области пожарной безопасности;

· разработка методических материалов ФПС, анализ основных характеристик новых программных средств, подготовка рекомендаций по их использованию;

· организация и проведение испытаний программных средств и иных разработок в области новых информационных и коммуникационных технологий, выдача рекомендаций по их использованию в системе ГПС МВД России;

· тиражирование программных средств в области пожарной безопасности;

· анализ потребностей и передача средств информатизации по заявкам органов управления и подразделений ГПС МВД России в установленном порядке;

· передача в органы управления и подразделения ГПС и сопровождение внедренных программно-технических комплексов.

Все материалы ФПС подразделяются на информационный и программный фонды.

Информационный фонд комплектуется:

· информационными и методическими материалами по формированию ФПС;

· массивом учетно-регистрационных данных об используемых и разрабатываемых программных, технических и информационных средствах, банках данных и автоматизированных информационных системах, автоматизированных рабочих местах, информационно-вычислительных сетях;

· информационными материалами о программных средствах и документацией, содержащейся в фонде.

В программный фонд включаются пакеты прикладных программ, операционные системы, типовые проектные решения и другие программные продукты, в том числе лицензионные программные средства, приобретенные (полученные из Инфонда) централизованно.

Максимальное использование цифровых информационных технологий необходимо в целях оперативного управления силами и средствами гарнизонов пожарной охраны крупных городов при поступлении сообщений о пожарах и организации их тушения. В настоящее время разработан базовый комплекс автоматизированной системы связи и оперативного управления пожарной охраны (АССОУПО ). В г. Москве эта система функционирует под названием АСУ-01 . Принципы построения и функционирования этой системы следующие.

В состав АСУ-01 входят функциональные системы нижестоящего уровня: оперативно-диспетчерского управления (СОДУ), оперативно-диспетчерской связи (СОДС), информационно-справочная пожарной безопасности (ИССПБ).

Интеллектуальным ядром АСУ-01 является СОДУ, которая обеспечивает сбор, хранение данных о пожарах, наличии пожарной техники в частях и автоматизированное решение задач по высылке пожарной техники на пожары (формированию оптимального состава техники и маршрутов ее следования).

Технической базой СОДУ являются локальная компьютерная сеть, комплекс передачи информации, терминальное оборудование на рабочих местах диспетчера и в службах УПО, светоплан города, информационное табло коллективного пользования с отображением наличия и состояния пожарной техники в частях. Комплекс передачи информации включает вычислительную технику и средства связи ЦУСС и пожарных частей города.

Система оперативно-диспетчерской связи включает системы телефонной и радиосвязи, которые обеспечивают прием сообщений о пожарах, связь между ЦУСС и пожарными частями, спецслужбами города, охраняемыми объектами и личным составом, находящимся в местах тушения пожаров.

Информационно-справочная система пожарной безопасности содержит сведения о составе и дислокации пожарных частей в гарнизоне, их оснащении пожарной техникой и ее состоянии, охраняемых объектах, транспортных магистралях в городе и их состоянии, статистические данные о пожарах и т.д.

В городах с небольшим населением и малым количеством пожарных частей экономически выгодно иметь АРМ для оперативного управления силами и средствами пожарной охраны. Ниже приведен состав и назначение АРМ «Диспетчер» , разработанное ВНИИПО МВД России. Задачи, решаемые АРМ, сгруппированы в три подсистемы: Мобилизация, Информационное обеспечение служб пожаротушения, Работа с базой данных.

Подсистема Мобилизация содержит комплексы задач: Выезд, Строевая записка, Оповещение, Сбор личного состава, Привлечение сил и средств.

Комплекс Выезд обеспечивает решение задач: Заявка, Обстановка, Передислокация, Техника, Корректировка техники.

Задача Заявка автоматизирует прием первичных и дополнительных сообщений о пожаре, формирование и корректировку проекта приказа на выезд подразделений пожарной охраны и пожарной техники. После обработки сообщения о пожаре на экран выводится проект приказа, в котором определены наиболее рациональный состав пожарной техники для тушения пожара на объекте и ее распределение по пожарным подразделениям гарнизона. При недостатке пожарной техники в боевом расчете на экран выдается сообщение об этом с указанием количества и типов недостающей техники.

Задача Обстановка обеспечивает автоматизацию регистрации всех работ, проводимых подразделениями при тушении пожара, получения справок по пожарам, фиксацию текущего времени работ, проводимых при тушении пожара, и ведение протокола событий. Диспетчер имеет возможность получить дополнительную информацию об объекте: его характеристику, конструктивные особенности, описание чердачных помещений, подвалов (кабельных тоннелей), о пожароопасных особенностях объекта, местах расположения ближайших гидрантов, сведения о наличии на объекте сильнодействующих ядовитых веществ и др.

Задача Техника предназначена для обработки информации о состоянии пожарной техники «ПТ» в гарнизоне, которая отображается на экране терминала по рубрикам: принадлежность к группе ПТ, состояние ПТ, ПТ в боевом расчете, ПТ на тушении пожара, ПТ на выезде, ПТ в резерве, распределение по типам и количеству ПТ в соответствии с рангом пожара, справка о ПТ по запросу.

Комплекс задач Оповещение обеспечивает подготовку отчетных справок для администрации, органов власти, управления и правоохранительных.

Комплекс задач Сбор личного состава обеспечивает формирование и отображение инструкций и необходимых планов организации сбора личного состава гарнизона при крупных пожарах, порядок формирования резерва, порядок действий подразделений по сигналам гражданской обороны.

Комплекс задач Объект обеспечивает выбор из баз данных необходимых сведений об объектах поиск по их основным характеристикам с использованием различных ключей, получение развернутой информации (текстовой и графической о планах пожаротушения на объектах, справки по основным производствам, зданиям, помещениям, а также исследования возможных путей распространения пожаров с оценкой степени их опасности.

Комплекс задач Водоисточники обеспечивает получение информации об основных водоисточниках (гидранты, водоемы) гарнизона, их адресной, объектовой и геодезической привязке, техническом состоянии и характеристиках.

Комплекс задач Службы жизнеобеспечения обеспечивает справочной информацией о службах технического жизнеобеспечения города, инструкциях по организации их работы при ликвидации пожара, функциональных обязанностях сотрудников этих служб.

Приведенные выше материалы показывают, что в конце 90-х годов произошел буквально прорыв в вопросах применения в ГПС цифровых информационных технологий. Дальнейшее развитие этих технологий несомненно связано с широким использованием локальных, региональных, ведомственных и глобальных компьютерных сетей и цифровых систем передачи данных, что позволит повысить качество информационного обеспечения ГПС, организовать дистанционное обучение, проведение конференций, применять АСПВБ в составе различного рода интегрированных систем безопасности объектов, в том числе построенных по новейшей технологии «Интеллектуальное здание». Поэтому в настоящем учебном пособии значительное внимание уделено изложению основ построения и функционирования систем телеобработки данных и систем телекоммуникаций.

В качестве основных направлений дальнейшего внедрения цифровых информационных технологий в ГПС МВД России целесообразно рассматривать следующие:

унификацию и интеграцию АРМов специалистов ГПС;

переход к решению оперативно-диспетчерских и иных управленческих задач с использованием сетевых решений на основе технологии открытых систем, при этом в качестве основного объекта разработки и внедрения информационных технологий должны рассматриваться подразделения ГПС;

повышение уровня и качества разработок на основе применения математических моделей, описывающих поведение объекта управления или изменения параметров среды.

В статье рассмотрен современный уровень информационно-коммуникационного обеспечения подразделений федеральной противопожарной службы МЧС России, а также дана краткая характеристика последних разработок в области автоматизации и информатизации деятельности пожарной охраны

Александр

Начальник научно-исследовательского центра моделирования чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах (Ситуационный центр) (НИЦ МЧС КВО (СЦ)) ФГБУ ВНИИПО МЧС России


Присадков

Главный научный сотрудник отдела моделирования пожаров и нестандартного проектирования научно-исследовательского центра автоматических установок обнаружения и тушения пожаров (НИЦ ППиПЧСП) ФГБУ ВНИИПО МЧС России, д.т.н., профессор

Современная обстановка в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и угроз природного и техногенного характера характеризуется высокой степенью сосредоточения угроз, интенсивностью динамики развития и изменений в структуре как объектов, создающих угрозы, так и объектов, призванных для ликвидации таких угроз. В этих условиях информационно-коммуникационное обеспечение является одной из основных составляющих эффективной системы управления и взаимодействия сил и средств, вовлекаемых в процесс ликвидации угроз и последствий пожаров и чрезвычайных ситуаций (ЧС).

Внедрение современных технологий информационного обеспечения

В настоящее время информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) открывают широкие перспективы для эффективного решения различных задач во всех областях науки, техники, государственного управления, оборонной сферы. Чрезвычайно развиты сети обмена информацией, средства накопления, хранения и обработки информации, средства визуального представления различной информации, средства математического моделирования чрезвычайных ситуаций.

Практически все современные ИКТ находят применение в МЧС России для создания условий безопасного функционирования объектов общественного и промышленного назначения, обеспечения пожарной безопасности, повышения эффективности мероприятий по ликвидации последствий пожаров и ЧС 1 .

Одним из характерных направлений работы МЧС России уже на протяжении ряда лет является внедрение передовых технологий информационного обеспечения и автоматизации деятельности подразделений Федеральной противопожарной службы. В рамках научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ создаются как новые компьютерные программы и программно-аппаратные комплексы, так и масштабные автоматизированные системы по управлению пожарно-спасательными формированиями, прогнозированию опасных факторов пожаров и ЧС, мониторингу потенциально опасных и критически важных объектов. Как правило, в этих разработках воплощаются современные технические принципы обработки и обмена информацией, обеспечения качественной связи, построения целостных широкомасштабных систем управления.


Необходимость использования этих средств многократно подтверждена практикой тушения пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Использование средств автоматизации в конечном счете снижает риск травматизма и гибели людей, уровень материальных потерь за счет оптимизации процесса управления деятельностью пожарно-спасательных формирований на всех стадиях, начиная от процесса заполнения карточки вызова и заканчивая сложными алгоритмами межрегионального взаимодействия сил и средств пожарной охраны.

Развитие ИКТ в пожарной охране

У истоков разработки и внедрения компьютерных средств автоматизации в пожарную охрану стоял коллектив ВНИИПО МВД СССР. Уже с конца 70-х годов ХХ века в институте создавались программы для моделирования пожаров, алгоритмы оценки эффективности деятельности пожарной охраны, методики и алгоритмы оценки состояния пожарной безопасности как для отдельных объектов народного хозяйства, так и для целых регионов нашей страны. Эти программы и алгоритмы реализовывались в вычислительном центре института, а некоторые из них, наиболее масштабные и ресурсоемкие, – в вычислительном центре АН СССР. Результаты вычислений использовались для научного обоснования методических рекомендаций по противопожарной защите объектов, планирования деятельности пожарной охраны, изучения физических процессов, протекающих при пожарах.

По мере развития вычислительной техники появилась возможность использования ее для решения локальных задач в области пожарной безопасности. Одной из первых разработок института в этой области является имитационная модель процессов возникновения, развития и тушения пожаров, созданная в 1985 г. Эта разработка представляла собой программу, написанную на устаревшем на сегодняшний день языке ПЛ/1, и была предназначена для ЭВМ серии ЕС – одной из первых серий отечественных ЭВМ. Программа решала задачи анализа эффективности функционирования системы предотвращения пожаров и противопожарной защиты, обоснования вариантов обеспечения пожарной безопасности.

Наиболее заметной тенденцией в области автоматизации и информатизации деятельности пожарной охраны на сегодняшний день является создание крупных автоматизированных систем мониторинга состояния объектов и управления силами и средствами пожарной охраны. Автоматизация процессов мониторинга и управления в пожарной охране уверенно показывает свою эффективность, начиная с внедрения первых автоматизированных рабочих мест диспетчеров пожарных частей. Разработка отдельных программ и программных систем на базе ПЭВМ для использования непосредственно в органах управления и подразделениях пожарной охраны началась в 1987 г. и с тех пор не исчерпала актуальности и перспектив своего развития. Надлежащий технический уровень программных продуктов достигается за счет тщательной проработки математических моделей деятельности подразделений пожарной охраны, обобщения практики работы, последующего их объединения и реализации в виде программно-аппаратных комплексов и программно-технических средств информатизации 2 .

Практика работы пожарной охраны показывает необходимость наращивания объемов информационного обеспечения, расширения масштабов внедрения автоматизированных систем до звеньев РСЧС начального уровня, возможно, более широкого внедрения ГИС-технологий. Это объясняется усложнением инфраструктуры городов, а также отдельных гражданских и промышленных объектов, появлением новых веществ, материалов и технологий. Работа пожарно-спасательных подразделений при этом сопряжена с обработкой большого количества информации, необходимой для правильной оценки возможного развития пожаров и оптимального выбора сил и средств для его ликвидации.

На современном этапе развитие информационно-коммуникационных технологий пожарной охраны получило следующие основные направления:

  1. Обеспечение защищенности критически важных для национальной безопасности Российской Федерации объектов (КВО).
  2. Мониторинг противопожарного состояния объектов с массовым пребыванием людей.
  3. Автоматизация поддержки принятия решений и управления пожарно-спасательными формированиями с применением геоинформационных технологий.

Защита КВО и объектов с массовым пребыванием людей

Защищенность КВО является одним из приоритетных направлений в деятельности МЧС России. Помимо разработки технических средств предупреждения и ликвидации пожаров и ЧС на КВО и организационно-методических положений значительная роль в обеспечении защищенности КВО отводится современным информационным и компьютерным технологиям. В настоящее время разрабатываются перспективные программно-аппаратные комплексы управления силами и средствами пожарно-спасательных подразделений, мониторинга уровня готовности и качественного состояния систем противопожарной защиты объектов, сбора и обработки данных об инфраструктурах объектов и характерах производств.

Необходимость выработки систематизированного подхода к вопросам мониторинга систем обеспечения противопожарной защиты объектов с массовым пребыванием людей обусловлена возрастающей сложностью и расширяющейся функциональностью эксплуатируемых и строящихся зданий и сооружений, значительным увеличением количества людей, одновременно находящихся на территории объектов.


Экономические механизмы заставляют собственников изыскивать все новые и новые формы привлечения людей в различные учреждения, делать все возможное для увеличения времени пребывания граждан на территориях своих объектов. Естественно, при таком положении дел значительно возрастает пожарный риск. Обязанность МЧС РФ – принятие мер к минимизации этого риска.

Практика работы в сфере защиты объектов с массовым пребыванием людей показывает, что их интегрированные системы безопасности сами нуждаются в контроле, внешнем управлении и защите. Безусловно, производители систем безопасности обеспечивают контроль их работоспособности. Вместе с тем, как известно, крупный пожар легче предотвратить, чем ликвидировать. МЧС РФ, несмотря ни на какие гарантии со стороны производителей средств обеспечения безопасности, не снимает с себя обязанности обеспечения минимального пожарного риска.

Свое воплощение современные информационно-коммуникационные технологии находили в конкретных разработках, выполняемых, в частности, в рамках Федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 г.", и продолжают реализовываться в рамках Федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 г." Научно-исследовательские организации МЧС России занимаются изучением эффективности информационно-коммуникационных технологий. По результатам этой работы принимаются решения относительно наделения разрабатываемых программно-технических средств теми или иными возможностями.

Наиболее характерным для этих разработок свойством является широкое применение геоинформационных технологий и технологий сбора и обработки информации от удаленных датчиков с использованием технологий сетевых коммуникаций. Важным и необходимым условием применения этих технологий является их доступность и надежность, многократно проверенная в различных системах, используемых в МЧС России и других министерствах и ведомствах.


Еще одним важным свойством разрабатываемых программно-технических средств является их модульная структура, которая обеспечивает их универсальность и возможность быстрой адаптации к применению на любых уровнях единой системы РСЧС и при необходимости в смежных областях. Модульность систем реализуется за счет применения независимых аппаратных устройств различного назначения, имеющих интерфейсы единого стандарта, применения технологии взаимодействия программных модулей через программные стандартные интерфейсы, применение современных серверов баз данных. Так, представленные ниже разработки обладают всеми необходимыми возможностями для использованиях их в системе "112". Учитывая их изначальное предназначение, потребуется проведение работ по наделению их соответствующими новым задачам функциями, что может быть проведено в короткий срок. Данные системы уже проходят опытную эксплуатацию, которая показывает положительные результаты, что еще более приближает их к внедрению в новых сферах, таких как система "112".

Современные технологии мониторинга

`В ФГБУ ВНИИПО МЧС России создана техническая возможность интеграции большого количества информационных ресурсов в едином центре управления, что является оптимальным решением с точки зрения оперативности анализа обстановки и принятия решений в ходе ликвидации пожаров и ЧС. Она реализуется программно-аппаратными комплексами "Стрелец-Мониторинг", "Радиоволна", АГИСППРиОУ3. Указанные технические комплексы служат для своевременного оповещения людей о пожаре, автоматизированной передачи информации о параметрах возгорания в диспетчерские службы пожарной охраны и аварийно-спасательных сил, управления эвакуацией людей, оперативного управления действиями пожарно- и аварийно-спасательных формирований.

Программно-аппаратный комплекс "Стрелец-Мониторинг" с 2010 г. успешно внедряется в подразделениях МЧС России.

ПАК "Стрелец-Мониторинг" предназначен для:

  • применения в автоматизированной системе мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей;
  • обеспечения автоматизированного вызова сил пожаротушения;
  • обеспечения сил пожаротушения и системы управления эвакуацией актуальной информацией о ситуации на объекте, в т.ч. отображения распространения пожара на плане объекта с точностью до извещателя с целью своевременного определения правильных путей эвакуации;
  • взаимодействия с внешними автоматизированными системами;
  • раннего обнаружения неисправностей аппаратуры пожарной сигнализации на объекте с целью своевременного принятия мер по их ликвидации.

Комплекс позволяет контролировать и управлять работой различных систем пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения из единого центра управления, организовывать работу многоуровневых диспетчерских служб.

Новым этапом в развитии технологии мониторинга является создание системы "Радиоволна". Данная система предназначена для организации сбора по радиоканалу информации с датчиков пожарной сигнализации и датчиков технологических процессов, которые благодаря применению технологии маршрутизации и ретрансляции сигналов могут быть размещены на значительном удалении от центра управления. В настоящее время идет опытная эксплуатация данной системы.

Современные технологии управления пожарно-спасательными формированиями основаны на точном позиционировании местоположения личного состава и техники и привязке отображаемой информации к карте местности. Эти задачи решаются автоматизированной геоинформационной системой поддержки принятия решений и оперативного управления АГИСППРиОУ.

Система обеспечивает отображение карт и планов местности и объектов с привязкой к географическим координатам, наложение на них информации о местонахождении людей и техники и другой графической информации, использующейся в работе органов управления различного уровня, оперативно-диспетчерских служб и штабов по ликвидации пожаров и ЧС. В состав системы входят расчетные модули, с помощью которых осуществляется прогнозирование распространения опасных факторов пожаров и техногенных ЧС с отображением результатов расчетов на карте местности. Система проходит опытную эксплуатацию.

Заключение

Характерные показатели деятельности пожарной охраны – это время реагирования подразделений пожарной охраны на вызовы и время локализации и ликвидации пожаров, риск травматизма и гибели людей при пожарах, материальные потери от пожаров. Эксплуатация комплекса "Стрелец-Мониторинг" позволяет сделать вывод о появлении тенденции к снижению вышеуказанных показателей. То же самое наблюдается и в зонах опытной эксплуатации других систем – "Радиоволна" и АГИСППРиОУ. ВНИИПО МЧС России принимает активное участие в формировании Федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в РФ на период до 2017 г.", в том числе в части применения информационных технологий в пожарной охране. В частности, предложено провести разработку программно-аппаратного комплекса автоматизации и связи, который позволит распространить действие комплексных информационных систем МЧС России до звеньев РСЧС начального уровня и подразделений, действующих в отрыве от мест дислокации. Комплекс предполагается оснастить современными средствами связи, навигации, вычислительной техникой, средствами мониторинга химико-биологической обстановки на месте пожара или ЧС при сохранении у него массо-габаритных параметров носимого комплекса.

___________________________________________
1 Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
2 Копылов Н.П., Хасанов И.Р., Варламкин А.В. Новое направление в работе ФГУ ВНИИПО – поддержка управленческих решений и моделирование чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах федерального уровня // Пожарная безопасность. – 2007. – № 2. С. 9–22.

Полезная модель относится к устройствам автоматики, а точнее к автоматизированным системам противопожарной защиты, обеспечивающим решение задач пожарной безопасности объектов.

Задачей настоящей полезной модели является повышение эффективности функционирования автоматизированной системы противопожарной защиты.

Техническим результатом, достигаемым при осуществлении заявляемой полезной модели, является повышение эффективности функционирования системы за счет применения автоматических пожарных извещателей пламени, аппаратно и программно сопряженных с видеокамерами, зоны обнаружения и обзора которых, соответственно, совпадают.В систему введены также в составе модуля автономного пожаротушения локальные автономные средства пожаротушения, информационно связанные с контроллером для передачи сообщений о своем срабатывании.

Из уровня техники известны автоматизированные системы противопожарной защиты (АСПЗ), представляющие собой комплекс технических средств, предназначенный для защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на объект .

Известна, например, система "Орион" . Система содержит модули охранно-пожарной сигнализации, видеонаблюдения и контроля доступа, управления пожаротушением и инженерными системами здания, преобразователи интерфейсов и автоматизированное рабочее место оператора.

Недостаток такой системы - невысокая достоверность функционирования в условиях промышленного объекта с большим уровнем помех. Ложные срабатывания приводят к запуску установок пожаротушения, эвакуации людей, что приводит к материальным потерям не только из-за расхода огнетушащего вещества, но и за счет остановки производства, затрат на ликвидацию последствий срабатывания установок пожаротушения.

Для повышения достоверности АСПЗ на современном уровне техники вводят дублирование пожарных извещателей, повторный запрос информации от средств обнаружения пожара, визуальную проверку наличия пожара службами охраны, что существенно увеличивает время реагирования и, следовательно, эффективность функционирования АСПЗ.

Для снижения времени анализа и принятия решения, т е. повышения эффективности АСПЗ используют визуальный контроль состояния объекта путем интеграции средств обнаружения пожара с системой видеонаблюдения. Современные системы видеонаблюдения в составе АСПЗ могут быть снабжены также программными модулями распознавания ситуаций, в частности, признаков аварии и пожара, а также блоками для тренировки и контроля оператора.

Такой АСПЗ, наиболее близкой к заявляемой, является система .

Блок-схема устройства-прототипа изображена на фиг.1.

Система содержит модуль цифрового видеонаблюдения 1, блок информационных и исполнительных элементов 2, контроллер 3, автоматизированное рабочее место оператора 4, блок анализа команд 5, блок контроля действий оператора 6, блок управления 7, блок памяти видеосюжетов 8, блок информационных и исполнительных элементов 2 включает модуль охранной сигнализации 9, модуль пожарной сигнализации 10, модуль контроля и управления доступом 11, модуль водяного пожаротушения 12, модуль оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией 13, автоматизированное рабочее место оператора включает компьютер-сервер 14 с подключенными к нему мониторами 15.

Модуль цифрового видеонаблюдения 1 подключен с помощью первого канала передачи данных к контроллеру 3, блок информационных и исполнительных элементов 2 подключен с помощью второго канала передачи данных к контроллеру 3, автоматизированное рабочее место оператора 4 подключено с помощью третьего канала передачи данных к контроллеру 3, блок анализа 5 команд подключен с помощью четвертого канала передачи данных к контроллеру 3, первый выход блока управления 7 подключен к входу блока памяти видеосюжетов 8, второй выход блока управления 7 подключен к первому входу блока анализа команд 5, выход блока контроля действий оператора 6 подключен ко второму входу блока анализа 5 команд, блок анализа 5 команд и блок памяти видеосюжетов 8 с помощью пятого канала передачи данных подключены к рабочему месту оператора 4.

Недостатком прототипа является трудность практической реализации сопряжения обзора видеокамер и зон обнаружения пожарных извещателей. Кроме того, время визуального анализа ситуации может быть значительным и недостаточно эффективным для ряда технологических объектов, например, шкафов с вычислительной техникой и устройств управления. Пожар на таких объектах из-за несвоевременного обнаружения может привести к значительным материальным и иным потерям.

Задачей настоящей полезной модели является повышение эффективности автоматизированной системы противопожарной защиты.

Техническим результатом, достигаемым при осуществлении заявляемой полезной модели, является повышение эффективности функционирования системы за счет введения автоматических пожарных извещателей пламени, аппаратно и программно сопряженных с видеокамерами, зоны обнаружения и обзора которых, соответственно, совпадают. В систему введены также в составе модуля автономного пожаротушения локальные автономные средства пожаротушения, информационно связанные с контроллером для передачи сообщений о своем срабатывании.

Указанная техническая задача решена за счет того, что в известное устройство-прототип , содержащее модуль цифрового видеонаблюдения, контроллер, автоматизированное рабочее место оператора, модуль оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией, модуль водяного пожаротушения, соединенные между собой общим каналом приема-передачи данных, блок контроля и управления, модуль пожарной сигнализации, выход которого подключен к первому входу контроллера, с целью повышении эффективности функционирования введены пожарные извещатели пламени со встроенной видеокамерой, выход которых подключен ко второму входу контроллера, модуль питания и управления, модуль автономного пожаротушения, выход которого подключен к третьему входу контроллера, выход блока контроля и управления подключен к четвертому входу контроллера, первый и второй выходы контроллера подключены к соответствующим входам модуля питания и управления, первый и второй выходы которого подключены к соответствующим первому и второму входам модуля водяного пожаротушения.

Модуль пожарной сигнализации содержит пожарные извещатели, выход которых подключен к прибору приемно-контрольному пожарному, выход которого является выходом модуля пожарной сигнализации.

Модуль водяного пожаротушения содержит установку пенотушения, установку орошения, блок управления подачей воды к лафетным стволам, блок управления водяной завесой, насосную станцию пожаротушения, выход которой подключен к первым входам установки пенотушения, установки орошения, блока управления подачей воды к лафетным стволам, блока управления водяной завесой, объединенные вторые входы установки орошения, блока управления подачей воды к лафетным стволам, блока управления водяной завесой являются вторым входом модуля водяного пожаротушения, второй вход установки пенотушения является первым входом модуля водяного пожаротушения, вход насосной станции пожаротушения является входом модуля водяного пожаротушения, подключенным к общему каналу приема-передачи данных.

Модуль питания и управления содержит блок управления пенотушением и блок управления водяным пожаротушением, входы которых являются соответственно первым и вторым входами модуля питания и управления, а выходы этих блоков - соответственно первым и вторым выходами модуля питания и управления.

На фиг.2 изображена блок-схема заявляемой автоматизированной системы противопожарной защиты.

Система содержит модуль цифрового видеонаблюдения 1, блок контроля и управления 2, модуль пожарной сигнализации 3, пожарные извещатели пламени 4 со встроенной видеокамерой, контроллер 5, модуль питания и управления 6, автоматизированное рабочее место оператора 7, модуль автономного пожаротушения 8, модуль водяного пожаротушения 9, модуль оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией 10.

Модуль пожарной сигнализации 3 содержит прибор приемно-контрольный 11 и пожарные извещатели 12. Модуль питания и управления 6 содержит блок управления пенотушением 13 и блок управления водяным пожаротушением 14. Модуль водяного пожаротушения 9 содержит установку пенотушения 15, установку орошения 16, блок управления подачей воды к лафетным стволам 17, блок управления водяной завесой 18 и насосную станцию пожаротушения 19.

Модуль цифрового видеонаблюдения 1, контроллер 5, автоматизированное рабочее место оператора 7, модуль оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией 10, модуль водяного пожаротушения 9 соединены между собой общим каналом приема-передачи информации, выход модуля пожарной сигнализации 2 подключен к первому входу контроллера 5, выход пожарных извещателей пламени 4 со встроенной видеокамерой подключен ко второму входу контроллера 5, выход модуля автономного пожаротушения 8 подключен к третьему входу контроллера 5, выход блока контроля и управления 2 подключен к четвертому входу контроллера 5, первый и второй выходы контроллера 5 подключены к соответствующим первому и второму входам модуля питания и управления 6, первый и второй выходы которого подключены к соответствующим первому и второму входам модуля водяного пожаротушения 9.

В модуле пожарной сигнализации 3 пожарные извещатели 12 подключены к прибору приемно-контрольному 11, выход которого является выходом модуля пожарной сигнализации 3.

В модуле питания и управления 6 входы блока управления пенотушением 13 и блока управления водяным пожаротушением 14 являются соответственно первым и вторым входами модуля питания и управления 6, а выходы этих блоков - соответственно первым и вторым выходами модуля питания и управления 6.

В модуле водяного пожаротушения 9 выход насосной станции пожаротушения 19 подключен к первым входам установки пенотушения 15, установки орошения 16, блока управления подачей воды к лафетным стволам 17, блока управления водяной завесой 18, объединенные вторые входы установки орошения 16, блока управления подачей воды к лафетным стволам 17, блока управления водяной завесой 18 являются вторым входом модуля водяного пожаротушения 9, второй вход установки пенотушения 15 является первым входом модуля водяного пожаротушения 9, вход насосной станции пожаротушения 19 является входом модуля водяного пожаротушения 9, подключенным к общему каналу приема-передачи данных.

Для достижения технического результата при осуществлении полезной модели могут быть использованы следующие варианты технической реализации отдельных блоков.

Модуль цифрового видеонаблюдения 1, модуль контроля и управления 2, модуль пожарной сигнализации 3, контроллер 5, автоматизированное рабочее место оператора 7, модуль оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией 10 могут быть выполнены с использованием известных технических решений идентично системе - прототипу .

Модуль питания и управления 6, модуль водяного пожаротушения 9 могут быть выполнены из типовых серийно выпускаемых блоков, назначение и работа которых описана в .

Пожарные извещатели 4 со встроенной видеокамерой представляет собой серийно выпускаемые устройства, например двухдиапазонный извещатель пожарный пламени ИП 329/330 "СИНКРОСС" функциями видеоконтроля .

Модуль 8 автономного пожаротушения представляет собой комплекс автономных установок локального, например, газового пожаротушения, формирующих выходной электрический сигнал о срабатывании. В качестве таких установок могут быть использованы, например АУП 01-Ф, серийно выпускаемые ОАО "Приборный завод "Тензор" .

Применяемый для связи между модулями канал приема-передачи данных может использовать стандартный протокол обмена данными, например RS485.

Система работает следующим образом:

В нормальных условиях на мониторах автоматизированного рабочего места оператора 5 по данным пожарных извещателей 4, 12 отображается состояние объекта, основные режимы работы модулей, а также изображения участков объекта в зоне действия видеокамер модуля цифрового видеонаблюдения 1.

При появлении на объекте признаков пожара, они обнаруживаются соответствующими извещателями модуля 3 пожарной сигнализации, извещателями пламени 4 со встроенной видеокамерой, и информация о пожаре с помощью котроллера 5 отображается в виде светового сигнала на панели блока контроля и управления 2 и в виде изображения - на мониторе автоматизированного рабочего места оператора 7. Оператор имеет возможность проверить правильность сформированного извещения о пожаре извещателем пламени 4 в результате покадрового просмотра истории ситуации, повлекшей его срабатывание. Эта функция в извещателе 4 реализована без применения дополнительных линий для передачи видеоданных. В случае подтверждения факта возникновения пожара оператор формирует команды управления на включение средств пожаротушения модуля водяного пожаротушения 9 с помощью блока питании и управления 6. Кроме этого, формируются команды на включения модуля 10 оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией. Таким образом, значительно сокращается время реагирования на пожароопасную ситуацию, возникающую на объекте.

Аналогичная команда может быть сформирована с помощью блока контроля и управления 2, находящегося непосредственно на технологическом объекте. Контроллер 5, блоки управления пенотушением 13 и водяным пожаротушением 14, содержащие силовое электрооборудование, как правило, расположены в специальном помещении в металлических шкафах. Для обеспечения пожарной безопасности в них используются автономные средства локального газового пожаротушения, входящие в состав модуля 8 автономного пожаротушения. В случае возникновения пожара в шкафах автоматики и управления средства локального газового пожаротушения включаются автоматически, при этом через контроллер 5 информация о их срабатывании поступает оператору для принятия им дополнительных мер по ликвидации пожара. Для сформированного таким образом модуля 8 пожаротушения обеспечивается полностью автономная работа и одновременная интеграция его в автоматизированную систему противопожарной защиты. При этом в случае его срабатывания практически отсутствуют выбросы, вредные для людей и оборудования.

Таким образом, предлагаемая автоматизированная система полностью решает задачи пожарной безопасности промышленного объекта. При этом обеспечивается повышенная эффективность ее функционирования за счет уменьшения времени реагирования на пожароопасную ситуацию, как на технологическом объекте, так и в самом техническом оборудовании системы противопожарной защиты.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:

1. Закон Российской Федерации от 22 июля 2008 г. 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

2. Кирюхина Т.Г., Членов А.Н. Технические средства безопасности. Часть 1. Охранная и охранно-пожарная сигнализация. Системы видеоконтроля. Интегрированные системы. Системы контроля и управления доступом - М.: НОУ "Такир", 2002 - 215 с.

3. Патент РФ на полезную модель 105052 МПК G0B 13/00. - 2011104664/08; заявл. 10.02.2011; опубл. 27.05.2011. Бюл. 15. - 2 с.: ил.

4. Бабуров В.П., Бабурин В.В., Фомин В.И., Смирнов В.И. Производственная и пожарная автоматика. Ч. 2. Автоматические установки пожаротушения: Учебник. - М.: Академия ГПС МЧС России, 2007. - 283 с.

5. Пожарный извещатель пламени ИП 329/330 "СИНКРОСС" http://www.sinkross.rn/static/ip329.html.

6. Автономная установка газового пожаротушения АУП 01-Ф http://www/tenzor.net.

1. Автоматизированная система противопожарной защиты, содержащая модуль цифрового видеонаблюдения, контроллер, автоматизированное рабочее место оператора, модуль оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией, модуль водяного пожаротушения, соединенные между собой общим каналом приема-передачи данных, блок контроля и управления, модуль пожарной сигнализации, выход которого подключен к первому входу контроллера, отличающаяся тем, что в нее введены пожарные извещатели пламени со встроенной видеокамерой, выход которых подключен ко второму входу контроллера, модуль питания и управления, модуль автономного пожаротушения, выход которого подключен к третьему входу контроллера, выход блока контроля и управления подключен к четвертому входу контроллера, первый и второй выходы контроллера подключены к соответствующим входам модуля питания и управления, первый и второй выходы которого подключены к соответствующим первому и второму входам модуля водяного пожаротушения.

В современных системах автоматической пожарной защиты здания используются все самые передовые технологии пожаротушения, и новейшие аппаратно-программные средства пожарной сигнализации, оповещения людей о пожаре и управления инженерными системами пожарной автоматики.

Система комплексной безопасности современного объекта, оснащенного всеми видами пожарной защиты, сама имеет два уровня защиты: верхний и нижний.

К верхнему уровню пожарной защиты объекта относятся аппаратно-программные средства, поддерживаемые автоматизированным рабочим местом оператора АРМО.

Нижний уровень пожарной защиты объекта включает в себя аппаратно

программные средства автономно работающей системы активной противопожарной защиты САПЗ. В случае сбоя в работе АРМО система нижнего уровня защиты продолжает свою независимую работу.

Комплексная система активной противопожарной защиты (САПЗ) содержит следующие подсистемы:

  • автоматического обнаружения и извещения о пожаре и управления комплексной противодымной защитой;
  • оповещения и управления эвакуацией;
  • автоматического пожаротушения.

Система автоматического обнаружения и извещения о пожаре и управления комплексной противодымной защитой

В состав данной системы входят:

  • адресно-аналоговые станции пожарной сигнализации;
  • адресно-аналоговые дымовые, тепловые и другие пожарные извещатели;
  • адресные модули контроля и управления.

Данное оборудование позволяет использовать все преимущества современных систем пожарной защиты.

Система контроля и управления инженерными подсистемами пожарной автоматики строится на адресных модулях с возможностью управления инженерным оборудованием по общим шлейфам пожарной сигнализации. Это резко сокращает количество прокладываемых кабелей. Система автоматической пожарной защиты здания разбита на пожарные зоны, алгоритм работы которых тесно связан с алгоритмом работы инженерных систем соответствующей пожарной зоны. Наличие в пожарной зоне шлейфов от разных станций требует объединения станций в одну информационную сеть с общим программным полем и алгоритмом работы. С учетом комплекса противопожарной безопасности здания в помещениях и коридорах должны устанавливаться адресно-аналоговые дымовые пожарные извещатели с возможностью ежедневного контроля уровня их загрязненности через автоматизированное рабочее место оператора. Подобные действия предупредят ложное срабатывание пожарной системы, остановку работы инженерных систем и связанные с этим сбои в деловой работе учреждения, значительно упростят и облегчат обслуживание системы, сократят количество обслуживающего персонала. Контроль и проверка работоспособности оборудования пожарной автоматики из центрального диспетчерского поста через адресные блоки пожарной сигнализации требует оснащения системы противодымной защиты соответствующими электрическими приводами и датчиками контроля положения. Затраты на оборудование такой системы пожарной защиты здания окупаются при ее обслуживании.

Автоматизированная система пожарной сигнализации в случае пожара выдает в систему комплексной противодымной защиты следующие сигналы управления:

  • отключение приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования;
  • закрытие огнезадерживающих клапанов и заслонок;
  • включение системы дымоудаления;
  • открытие клапанов дымоудаления;
  • включение системы подпора воздуха в лестничные клетки и шахты лифтов;
  • открытие клапанов и заслонок системы подпора воздуха.

Существует перспективный интересный вариант интеграции систем пожарной безопасности в жилом секторе строительства.

Общая система пожарной сигнализации жилого дома делится на две автономно функционирующие системы: главную и ведомую.

Главная система пожарной сигнализации обеспечивает основную защиту здания, технических помещений, холлов, лестниц и осуществляет управление инженерным оборудованием пожарной автоматики здания, а ведомая - непосредственно защиту жилых помещений (квартир). Стыковка осуществляется через адресные блоки главной системы пожарной сигнализации и контакты выходных реле автономного блока ведомой системы. При этом появляется принцип. возможность оснастить отдельной квартиры пожарной сигнализацией полностью или демонтировать ее по желанию жильцов без нарушения алгоритма работы главной системы пожарной сигнализации здания и ее переналадки и перепрограммирования.

Система оповещения и управления эвакуацией

Современные средства оповещения о пожаре и управления эвакуацией делятся на два типа:

  • специализированные системы оповещения о пожаре;
  • системы оповещения о пожаре, совмещенные с радиофикацией объекта.

Во втором случае при возникновении пожара в автоматическом режиме происходит подключение шлейфов оповещения с динамиками к блоку системы оповещения о пожаре, минуя устройства регулировки громкости.

Управление системой оповещения о пожаре и эвакуации людей осуществляется через адресные блоки по алгоритму, заложенному в станцию пожарной сигнализации. есть разделение тревожных сообщений, посылаемых в пожарные зоны. Для уменьшения возникновения паники на объектах с большим скоплением людей в зону пожара подается сигнал "Пожар", а в другие зоны - сообщение, например, "По техническим причинам..." и т.д.

Существуют так же специализированные средства оповещения. Это системы телефонной и радиосвязи, которые тоже тесно связаны с алгоритмом работы системы пожарной сигнализации, хотя технически независимы. эта система строится на базе мини-АТС.

Центральный пульт управления мини-АТС - базовой элемент управления и контроля. Встроенный микроциклор позволяет производить программирование и настройку всевозможных функций, тестирование и диагностику неисправностей. Небольшое количество входных телефонных линий от районной АТС с помощью микроциклорной станции мини-АТС превращается в разветвленную сеть телефонных линий, обеспечивающих полноценную связь с районной АТС и м. собой. Микроциклорная система мини-АТС позволяет пользоваться всеми современными средствами связи: телетайпами, факсами, междугородной и международной телефонией. Кроме мини-АТС на объекте может быть установлена специализированная телефонная связь на базе пожарной АТС и пожарных телефонов в случае чрезвычайной ситуации. В диспетчерском пункте устанавливаются телефоны прямой связи (пожарные телефоны), входящие в структуру пожарной сигнализации, которые предназначаются для прямой связи с ЦУС УГПС города при возникновении пожара и ЧС. Для связи с вневедомственной охраной автоматических охранных систем предусмотрен также отдельный городской телефонный вход. Дополнительно на объекте, в случае чрезвычайной ситуации, предусматривается специализированная радиосвязь с УГПС города.

Система автоматического пожаротушения

Системы управления пожаротушением могут быть как автономные, так и встроенные - интегрированные в систему пожарной сигнализации. С точки зрения надежности работы автономные установки пожаротушения с выносными табло индикации в центральном диспечерском посту будут работать даже в случае сбоя в работе базовой системы пожарной сигнализации.

В систему управления пожаротушением входят автоматизированные установки водяного, пенного, газового, порошкового, аэрозольного и мелкодисперсного пожаротушения. Принцип построения установок определяет выбор оборудования.

изучим наиболее распространенные системы автоматического газового пожаротушения. При выборе оптимального варианта управления автоматическими установками газового пожаротушения, руководствуются техническими требованиями, особенностями и функциональными возможностями защищаемых объектов. Мы не будем заниматься анализом выбора огнетушащих веществ, значит технологической частью установок газового пожаротушения. Отметим только, что в зависимости от объемов огнетушащего вещества выделяются установки модульного газового пожаротушения на одно направление и огнегасительные станции ОГС на несколько направлений. На на данный моментшний день применяются три основные типовые схемы построения систем управления установками газового пожаротушения:

  • автономная система управления газовым пожаротушением с выносным табло индикации в ЦДП;
  • децентрализованная система управления газовым пожаротушением;
  • централизованная система газового пожаротушения.

Децентрализованная и централизованная системы управления газовым пожаротушением строятся на базе автономных автоматизированных установок газового пожаротушения с выводом информации о своей работе через адресные блоки базовой системы пожарной сигнализации. Централизованная система управления газовым пожаротушением кроме адресных блоков для вывода информации о работе автономной системы запуска и оповещения использует адресно-аналоговые пожарные извещатели базовой системы пожарной сигнализации для автоматического запуска пожаротушения.

Одной из особенностей работы систем АГПТ в автоматическом режиме является использование адресно-аналоговых и пороговых пожарных извещателей в качестве приборов, регистрирующих пожар, по сигналу которых производится выпуск огнетушащего вещества. Адресно-аналоговые датчики дыма и тепла, контролирующие защищаемое помещение, постоянно опрашиваются станцией управления пожаротушением. Прибор постоянно отслеживает рабочее состояние датчиков и их чувствительность (в случае снижения чувствительности датчика станция автоматически компенсирует ее путем установки соответствующего порога). А вот при использовании безадресных систем система не определяет поломку датчика или потерю его чувствительности. Считается, что система находится в рабочем состоянии, но в действительности станция управления пожаротушением в случае реального возгорания не сработает должным образом. Поэтому при установке систем автоматического газового пожаротушения предпочтительно использовать именно адресно-аналоговые системы. Их относительно высокая стоимость компенсируется безусловной надежностью, снижением риска возникновения возгорания и ложных срабатываний с выпуском огнетушащего вещества на защищаемом объекте.

Современные системы пожарной сигнализации, построенные на современном оборудовании, включающие в себя гибкую логику, свободное программирование и мощную циклорную память, являются центром интеграции управления и контроля за всеми инженерными системами пожарной автоматики. Рабочий алгоритм, прописанный в такой системе, - единый центр управления всей периферией. Отсутствие промежуточных релейных шкафов с жесткой логикой, резкое уменьшение количества кабельной разводки, высокая надежность оборудования, гибкая логика в программировании, принцип. возможность внесения изменений без технических сложностей, легкость обслуживания и принцип. возможность уменьшения количества обслуживающего персонала за счет автоматизации контроля, несмотря на затраты, указывает, что будущее - за интеграцией всех систем пожарной защиты под эгидой автоматической системы пожарной сигнализации. Построение интегрированной системы автоматической пожарной защиты здания требует высокой надежности работы не только пожарного оборудования, но и линий цифровой связи.

Информационная система пожарной безопасности - ИСПБ - единый инструмент прогнозирования, планирования и контроля выполнения всех регламентных мероприятий по поддержанию противопожарной безопасности объекта.

Преимущества применения ИСПБ

Разработка ИСПБ предполагает создание информационной 3D модели (3D ИМ), включающей в себя помещения, системы и элементы, необходимые для целей анализа пожарной опасности. Использование 3D ИМ позволяет проанализировать пространственную взаимосвязь между всеми элементами объекта в совокупности с данными и обеспечивает реализацию функций системы.

Решение прикладных задач с помощью ИСПБ

Регулярный мониторинг текущей ситуации на подконтрольных объектах

Наблюдение за эксплуатацией промышленных объектов реализуется с помощью технологии автоматизированной идентификации объектов . Объекты мониторинга маркируются уникальными идентификаторами (штрих-, QR-кодами или радиометками), которые считываются эксплуатационным персоналом с помощью мобильных устройств.

Мобильный клиент позволяет фиксировать контролируемые при обходе параметры (например, сроки проверки). Вносимые в систему данные автоматически попадают в единое электронное хранилище. На их основе проводится планирование последующих обходов, проверок субподрядными организациями и других регламентных мероприятий.

Маркировка огнетушителей QR-кодом

Маркировка огнетушителей QR-кодом

Технология автоматизированной идентификации помогает:

  • снизить возможности возникновения следующих рисков:
    • невыполнение регламентных работ и осмотров оборудования, фальсификации отчетов - для считывания штрих-кода сотрудник обязан подойти к объекту мониторинга и считать код, и только после этого система позволит ему внести данные;
    • потери информации - благодаря ее сбору сразу в электронном виде непосредственно на месте мониторинга;
    • недостаточное качество выполнения работ - благодаря обязательной регистрации исполнителя в системе и персональной ответственности каждого сотрудника за произведенное им действие и мгновенному доведению данных до сведения руководителя через 3D ИМ.
  • обеспечить удобный доступ к эксплуатационной информации благодаря:
    • организации оперативного получения данных в любой точке предприятия через мобильные устройства;
    • систематизации и хранению эксплуатационных данных в электронном виде в единой информационной системе;
    • визуализации данных на 3D моделях, ГИС , технологических схемах.
  • сократить время и повысить удобство выполнения регламентных мероприятий. Мобильные устройства позволяют хранить и получать информацию как о текущем состоянии объектов предприятия, так и об истории изменения контролируемых параметров, а также другие данные, необходимые эксплуатационному персоналу, вплоть до маршрутных карт, инструкций и изображений объектов.
  • своевременно устранять неисправности, благодаря чему предотвращать пожары, за счет визуализации состояния объектов в информационной системе и сигнализации в случае возникновения критических ситуаций.

Подготовка планов ликвидации пожаров за счет моделирования их развития и визуализации в динамике

При возникновении пожара необходимо действовать как можно быстрее. Именно поэтому важно заблаговременно смоделировать варианты его протекания и составить подробные планы действий для всех участников.

ИСПБ дает возможность проанализировать распространение пожара в зависимости от места возникновения и заданного времени и визуализировать ситуацию на 3D моделях, ГИС, технологических схемах. Такая имитационная модель позволяет составить и проанализировать разные маршруты распространения пожара. При расчете учитывается пожарная нагрузка (либо условное время ее выгорания) и огнестойкость строительных конструкций. Результаты этого расчета являются основой для дальнейшего проектирования пожарных зон.

При интеграции с расчетными системами становится возможным моделирование вариантов развития аварийных ситуаций с учетом различных факторов: метеоусловий, конфигурации зданий и сооружений и т. д.

Возгорание в помещении

Возгорание в помещении

Смоделированная ситуация спустя 30 минут

Смоделированная ситуация
спустя 30 минут

Отработка действий при пожаре на 3D тренажерах

3D тренажер представляет собой программный комплекс для изучения специалистами информации о конфигурации предприятия , расположении пожарных выходов, гидрантов и порядка необходимых действий при пожаре. При этом обучаемый пользуется сценариями ситуаций, средствами визуализации и управления ими. 3D представление также может быть дополнено другими вариантами визуализации - фото, видео, сферическими панорамами объектов и так далее.

Виртуальные тренажеры часто являются единственным приемлемым средством обучения, так как ошибки при обучении на реальных объектах могут привести к тяжелым последствиям, а устранение их последствий - к большим финансовым затратам.

Оперативное информирование пожарных расчетов о ситуации

Визуализация маршрута эвакуации на 3D модели

ИСПБ позволяет оперативно предоставить визуализированную на 3D моделях, ГИС и технологических схемах информацию о месте пожара, возможных маршрутах подъезда пожарной техники и о расположении пожарных гидрантов, а также показывает маршруты продвижения пожарных расчетов до очага возгорания.

Возможность быстро оценить ситуацию на 3D модели способствует скорейшей ликвидации аварий и минимизации их последствий, обеспечивает быструю и слаженную работу пожарной бригады.

Базовые функциональные возможности ИСПБ

  • Сбор и хранение информации в электронном виде о:
    • зданиях и сооружениях
    • помещениях и их характеристиках
    • состоянии путей эвакуации
    • конструкциях и элементах, включая их огнестойкость
    • пожарной нагрузке
    • внутренних и наружных системах пожарной безопасности, их элементах и характеристиках
    • стационарных и первичных средствах пожаротушения
    • нарушениях правил ПБ
  • Анализ:
    • учтенных данных
    • пожарной опасности промышленной площадки
    • допустимости конфигурации пожарных зон
  • Планирование:
    • мероприятий ПБ
    • проверок надзорными органами
    • других регламентных мероприятий
  • Визуализация на 3D модели/ГИС/технологических схемах:
    • огнестойкости конструкций и огнезащиты
    • распространения пожара
    • маршрутов эвакуации персонала и движения пожарного расчета
  • Интеграция:
    • ИСПБ легко интегрируется с любыми информационными системами, уже работающими на предприятии

Реализация

Пример реализации доступа к данным посредством 3D модели в НЕОСИНТЕЗ

ИСПБ реализуется на российской PLM/PDM-платформе НЕОСИНТЕЗ *, обеспечивающей управление инженерными данными на всех стадиях жизненного цикла (ЖЦ) инфраструктурного объекта. В основе системы лежит датацентрический подход, позволяющий сформировать в НЕОСИНТЕЗ полную информационную модель промышленного объекта. ИМ объединяет в едином актуальном и структурированном электронном хранилище всю информацию, необходимую для управления объектом.

Заказчик: Ленинградская АЭС (Госкорпорация «Росатом»)

Стоимость

Основные факторы, влияющие на стоимость внедрения ИСПБ:

  • Масштаб объекта: количество типов элементов и самих элементов 3D ИМ («НЕОЛАНТ» осуществляет оценку на основе имеющихся ПСД и 3D моделей).
  • Качество и полнота ПСД, на основе которой необходимо разработать 3D ИМ.
  • Наличие и качество 3D моделей, влияющее на необходимость дополнительных работ по подготовке 3D моделей с целью объединения в единую 3D ИМ.
  • Необходимость создания исполнительной 3D ИМ или достаточно 3D ИМ «как спроектировано».
  • Внесение исходных данных: заказчиком самостоятельно или силами исполнителя.
  • Наличие требований по использованию конкретных технологий ИМ.
  • Реализация дополнительных прикладных функций.